Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Бюджет и бюджетная система 55




4. Бюджет и бюджетная система                                                    55

В рамках третьего направления бюджетных реформ в ближай­шее время предстоит решить задачи по оптимизации сети бюджет­ных учреждений, их реорганизации, внедрению новых форм их фи­нансирования, разработке и использованию методов финансирова­ния бюджетных расходов, ориентированных на результат. С этой целью Правительство РФ в сентябре 2003 г. одобрило «Принципы реструктуризации бюджетного сектора».

Более подробно реформирование в бюджетной сфере будет рас­смотрено в соответствующих главах этого учебника.

4. 4. Консолидированный бюджет

Понятие «консолидированный бюджет» было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процес­са в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государ­ственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России. В ст. 8 этого Закона зафикси­ровано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюд­жетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязан­ность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональ­ный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений.

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представи­тельными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам,


66 И- Централизованные государственные и территориальные финансы

источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов Федерации.

Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъ­ектов Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объе­мы консолидированных бюджетов административно-территориаль­ных образований.

Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финан­сового фонда страны, т. е. суммы всех финансовых ресурсов, посту­пающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консоли­дированного бюджета РФ, определяют степень централизации фи­нансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

Без расчета показателей консолидированных бюджетов невоз­можно сводное финансовое планирование, так как многие показа­тели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюд­жетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подо­ходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой ба­зы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, госу­дарственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоох­ранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэко­номической деятельности, образование резервных фондов и др.

Большую роль играют показатели консолидированных бюдже­тов в перспективном планировании в целом и перспективном фи­нансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозирова­ния бюджетов также основана на данных консолидированных бюд-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...