76 "• Централизованные государственные и территориальные финансы
76 " • Централизованные государственные и территориальные финансы Таблица 4. 4. Расходы федерального бюджета Российской Федерации за 2004 г. (млн руб. )
Показатель 1. Государственное управление и местное самоуправление 2. Судебная власть 3. Международная деятельность 4. Национальная оборона 5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 315 350 11, 6 6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 47 478 1, 7 7. Промышленность, энергетика и строительство 81 386 3, 0 8. Сельское хозяйство и рыболовство 34 818 1, 3 9. Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 12 616 0, 5
10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 6866 0, 3 11. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий 12. Образование 13. Культура, искусство и кинематография 14. Средства массовой информации 15. Здравоохранение и физическая культура 16. Социальная политика 17. Обслуживание государственного долга 18. Финансовая помощь бюджетам других уровней 19. Средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам 20 Утилизация и ликвидация вооружений 21. Исследование и использование космического пространства
22. Расходы на проведение военной реформы 23. Дорожное хозяйство 24. Целевые бюджетные фонды 4. Бюджет и бюджетная система 77 Второе место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, профессионально-техническое и среднее специальное образование — более 50%, на социальную политику — около 40%, культуру и искусство более — 20%. Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 7%). Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 6% всех расходов. В общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 20%, на сельское хозяйство — свыше 10%. Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции. В 2004 г. регионы получили более 350 млрд руб. в виде трансфертов, дотаций и субвенций, средств, перечисленных по взаимным расчетам. 4. 6. Финансово-бюджетный федерализм Конституцией РФ 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.
В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В ст. 15 Бюджетного кодекса РФ он назван региональным бюджетом. Административно-территориальные образования (муниципальные образования), составляющие территорию субъекта Федерации согласно Конституции РФ, имеют свои бюджеты. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидирован- 73 Н- Централизованные государственные и территориальные финансы ный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь, совокупность региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты. Принципы бюджетного федерализма Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма. Финансово-бюджетный федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, и в частности в бюджетной сфере. Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах: (1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления; (2) обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций; (3) обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы; (4) наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов; (5) самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входя
Развитие бюджетного федерализма Быстрому развитию финансово-бюджетного федерализма в Российской Федерации способствовало принятие ряда федеральных законов. В соответствии с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. субъектам Федерации не устанавливаются размеры доходов и расходов, они имеют право самостоятельно определять направления использования бюджетных средств. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|