Категории единичного, общего и особенного, их роль в познании.
В категории единичного отражаются неповоряющ, присущие только данному объекту сво-ва и отношения между составляющими его элементами. Существует лишь в отдельном. Единичное – это признак предмета, находящийся в отнош-и несходства к признакам предмета из этого же рода. В категории общего обозначаются сво-ва, повторяющиеся в некотором множестве объектов. Здесь просматривается закономерная связь в составе целого. Общее – единичное во многом. Особенное – это единство единичного и общего. Объект в результате анализа рассматривается и как многостороннее, отличное от др, и как многостор связь с другими. Особенное – это результат познания. Сво-ва, общие для многих объектов, выступают в отдельном объекте в своебразном сочетании с единичными сво-вами, образуя особенное. Это опред этап познания.
Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное это вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Так, скажем, каждое дерево береза есть отдельное. Ей свойственны единичные черты и признаки, присущие только ей и отличающие ее от всех других берез. Вместе с тем каждая отдельная береза имеет и такие черты, которые есть и у всех других берез, т.е. она обладает и общими чертами. Поскольку единичное и общее представляют в единстве различные стороны, свойства отдельного, то эти категории есть противоположности диалектически взаимосвязанные между собой. Всякое единичное так или иначе есть и общее. Оно множеством переходов связано с другого рода единичным. Например, Иван человек. Иван уникален, неповторим, хотя бы по отпечаткам своих пальцев. Но он носитель тех черт, которые присущи всем людям, в частности, конкретному Петру. С другой стороны, всякое общее есть частичка, сторона единичного. Понятие береза отражает и то, что присуща каждой березе (цвет коры, узоры листьев, генетический год и т.д.). Общее так же объективно, как и единичное. Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности. Например, Иван есть русский, славянин, человек, млекопитающее, живое существо, материальное образование. Предельно широкое общее называется всеобщим. Из сказанного можно установить, что единичное всегда выступает в одном качестве как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А именно оно выступает в своем качестве, как общее, по отношению к меньшей общности и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенное. Таким образом особенное отражает взаимосвязь между единичным и общим и их взаимный переход друг в друга. Так, понятие русский является общим по отношению к понятию Иван, но в то же время понятие русский есть единичное по отношению к понятию славянин. Здесь понятие русский, есть особенное. Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным.
Абсолютизация единичного, общего и отрыв их от вещей и материи служат одним из главных гносеологических источников идеализма. Реалисты – общее существует до и вне отдельной вещи, общее и порождает отдельные вещи. Номиналисты – реально существуют лишь отдельные вещи. Т.о. рассматриваемые категории играют большую методологическую роль в процессе познания. А именно, действительное познание заключается в том, что мы в мыслях поднимаемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так называемый индуктивный путь. Но познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т.е. переходим к дедукции. В единстве индукции и дедукции проявляется диалектика процесса познания.
8. Система, структура, элемент, их взаимосвязь. Сущность системного подхода. Система — совокупность элементов и связей между ними. Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определенных связей (картина связей и их стабильностей). Элеме́нт (лат. elementum — «стихия») — самостоятельная часть, являющаяся основой чего-либо, например системы или множества. Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем.Сущность СП заключается, во-первых, в понимании объекта исследования как системы и, во-вторых, в понимании процесса исследования объекта как системного по своей логике и применяемым средствам.Как любая методология, системный подход подразумевает наличие определенных принципов и способов организации деятельности, в данном случае деятельности, связанной с анализом и синтезом систем. В основе системного подхода лежат принципы: цели, двойственности, целостности, сложности, множественности и историзма. Рассмотрим подробнее содержание перечисленных принципов. Принцип цели ориентирует на то, что при исследовании объекта необходимо прежде всего выявить цель его функционирования.Нас в первую очередь должно интересовать не как построена система, а для чего она существует, какая цель стоит перед ней, чем она вызвана, каковы средства достижения цели? Принцип цели конструктивен при соблюдении двух условий:-цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы степень ее достижения можно было оценить (задать) количественно;- в системе должен быть механизм, позволяющий оценить степень достижения заданной цели. 2. Принцип двойственности вытекает из принципа цели и означает, что система должна рассматриваться как часть системы более высокого уровня и в то же время как самостоятельная часть, выступающая как единое целое во взаимодействии со средой. В свою очередь каждый элемент системы обладает собственной структурой и также может рассматриваться как система.Взаимосвязь с принципом цели состоит в том, что цель функционирования объекта должна быть подчинена решению задач функционирования системы более высокого уровня. Цель – категория внешняя по отношению к системе. Она ставится ей системой более высокого уровня, куда данная система входит как элемент.
3. Принцип целостности требует рассматривать объект как нечто выделенное из совокупности других объектов, выступающее целым по отношению к окружающей среде, имеющее свои специфические функции и развивающееся по свойственным ему законам. При этом не отрицается необходимость изучения отдельных сторон. 4. Принцип сложности указывает на необходимость исследования объекта, как сложного образования и, если сложность очень высока, нужно последовательно упрощать представление объекта, на так чтобы сохранить все его существенные свойства .5. Принцип множественности требует от исследователя представлять описание объекта на множестве уровней: морфологическом, функциональном, информационном.Морфологический уровень дает представление о строении системы. Морфологическое описание не может быть исчерпывающим. Глубина описания, уровень детализации, то есть выбор элементов, внутрь которых описание не проникает, определяется назначением системы. Морфологическое описание иерархично.Конкретизация морфологии дается на стольких уровнях, сколько их требуется для создания представления об основных свойствах системы.Функциональное описание связано с преобразованием энергии и информации. Всякий объект интересен прежде всего результатом своего существования, местом, которое он занимает среди других объектов в окружающем мире.Информационное описание дает представление об организации системы, т.е. об информационных взаимосвязях между элементами системы. Он дополняет функциональное и морфологическое описания.На каждом уровне описания действуют свои, специфические закономерности. Все уровни тесно взаимосвязаны. Внося изменения на одном из уровней, необходимо проводить анализ возможных изменений на других уровнях.
6. Принцип историзма обязывает исследователя вскрывать прошлое системы и выявлять тенденции и закономерности ее развития в будущем.Прогнозирование поведения системы в будущем является необходимым условием того, что принятые решения по совершенствованию существующей системы или создание новой обеспечивает эффективное функционирование системы в течении заданного времени.
Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве. Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств,состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип). Т.е. все, что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности Форма - это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие. Закон диалектики: всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга). Диалектика Ф и С. 1. Ф и С взаимосвязаны.Но она не одинакова:© Форма определяется содержанием, но раз возникнув форма приобретает относительную независимость © Одно и тоже содержание может быть в разных формах, одна и та же форма -разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых явлений: отражение их внешних и внутренних форм.© Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему © Содержание - изменчиво, форма – устойчива ©Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает (отрицает) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание © Развитие обеспечивается отрицанием форм
10.. Категории причины и следствия. Проблема причинности в судебном исследовании. Причина - это такое явление, которое порождает,вызывает или изменяет другое явление (взаимодействие материальных объектов или их элементов порождающие соответственные изменения). - философская категория, для обозначения такого явления, как при определенных условиях с необходимостью вызывает другое явление. Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей. 1.Причинные отношения - всеобщие (в мире нет явлений, которые бы не имелипричину - всеобщий закон связи)
2.Причинные отношения (связь между П и С) носит объективный характер (данная причина в отрицательных условиях вызовет отражение следствия) 3.Причинные отношения всегда необходимы, т.е. носит закономерный характер (Z - причинная связь) 4.Действие причины и характер следствия зависят от условий в котором происходит действие. Ими обусловлено превращение причины следствия. 5.Причинно-следственные связи всегда происходят в пространстве и во времени,это однонаправленная связь, т.е. причина наступает раньше следствия (нопонимать надо относительно ибо перерыва нет) 6.Причинно-следственные связи не всегда прослеживаются, часто причины глубокоспрятаны. А на поверхности наступают случайные, несущественные явления.Эти явления - явления, которые не вызывают следствия но срабатывают какимпульс вызывая действие причин. Когда повод специально готовится – это предлог - явления являются причиной, но вызывающие её.1. П может вызывать одно следствие, много следствий множество причин может вызвать одно следствие. 2. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно явление может быть следствием причины и выступать причиной для другого следствия, но связь П®С необходима. 3. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину. Так как П - С это связь, то существует следующая квалификация ПС связи: a) По внутреннему содержанию процессов: © материальные и идеальные ©энергетические и информационные ©физические, биологические, химические и социальные б) По способу проявления: ©динамические (однозначные ©статистические (вероятностные) в) По познавательным основаниям: © общие и частные ©главные и второстепенные ©объективные и субъективные ©внутренние и внешние ©существующие и несуществующие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|