Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.

 

Необходимость и случайность - философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Те или иные явления, будучи осуществлением и развитием сущности, необходимы, но в своей единичности, неповторимости выступают как случайные. Иными словами, Н. есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях, С. же имеет свое основание не в сущности явления, а в воздействии на него др. явлений, это то, что может быть,а может и не быть, может произойти так, а может произойти и иначе. При метафизическом, рассудочно-эмпирическом подходе к взаимодействию явлений, их развитию человек оказывается перед неразрешимым противоречием. С одной стороны, все явления, события и т. п. возникают под действием какой-то причины, и, следовательно, они не могли не возникнуть. С др. стороны, их появление зависит от бесконечного числа разнообразных условий, при к-рых данная причина действует, и непредугадываемое их сочетание делает такое появление необязательным, случайным. Не будучи в состоянии разрешить это противоречие, метафизическое мышление приходит либо к фатализму, при к-ром любое событие оказывается изначально предопределенным, либо к релятивизму и индетерминизму (Детерминизм и индетерминизм), при к-ром события превращаются в конечном счете в хаос случайностей. И в том и в др. случае целесообразная человеческая деятельность оказывается бессмысленной.Постигнуть Н. и с. в их внутренней взаимосвязи можно лишь на пути диалектического понимания процесса развития кан становления в неповторимых формах единичных событий на основе определенного способа разрешения исходного противоречия. Любой процесс есть разрешение в пространстве и во времени нек-рого ранее назревшего противоречия. Противоречие, поскольку оно назрело, должно быть с Н. разрешено, но форма этого процесса может быть различной и в своей неповторимости случайной, т.к. в данный момент и при данных условиях в нем принимают участие мн. события и явления, рожденные на более широком или др. основании. Т. обр., Н., т.е. способ неизбежного разрешения противоречия, прокладывает себе дорогу сквозь с., а С. оказываются «дополнением и формой проявления» Н. (Маркс К., Энгельс Ф., т. 39, с. 175). Задача целесообразной человеческой деятельности заключается в этом случае в том, чтобы соотнести разнообразные единичные, случайные события, обстоятельства с их общей основой и, выделяя способы разрешения противоречий, изменять эти обстоятельства.

Марксистская философия исходит из того, что в любом события можно выделить существенные (необходимые) и несущественные (случайные) свойства. Н. и с.- диалектические противоположности, не существующие друг без друга. За С. всегда скрывается Н., необходимая основа явлений, к-рая определяет ход развития в природе и об-ве. «...Где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 21, с. 306). Задача науки состоит в том, чтобы вскрывать в случайных связях явлений их необходимую основу. Наука, говорит Маркс, прекращается там, где теряет силу необходимая связь. Каким бы сложным ни было то или иное явление, от какого бы множества С,. ни зависело его развитие, оно в конце концов управляется объективнымя законами, Н. Диалектический материализм помогает понять не только связь, но и взаимопереходы Н. и с. Так, Маркс раскрыл эту сторону диалектики Н. и с., показав развитие форм стоимости в «Капитале», Совр. наука обогащает диалектико-материа-листические выводы о сущности Н. и с. новыми данными (Вероятностей теория, Статистическая и динамическая закономерность).

 

12. Сущность и явление, их взаимосвязь.Познание как движение к постижению сущности.

Су́щность (лат. Essentia) — то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия. Сущность обычно трактуется либо в метафизической, либо в логической плоскости. В метафизике, особенно в томистской, сущность (эссенция) есть источник или основание существования (экзистенции). Синонимами слова сущность часто являются слова идея, назначение, функция. В логике сущность (как существенный признак — лат. essentialia constitutiva) — это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить. Сущность предмета выражается в его определении.Сущность выявляется ответом на вопрос: «Что есть сущее?», который следует отличать от вопроса о бытии: «Есть ли?» Данная постановка вопроса позволила экзистенциалистам утверждать, что человек лишён сущности или не определяем ею, поскольку он не «что», а «кто».

Явление есть все то, чему принадлежит не бытие в точном значении этого слова, но существование, то есть бытие обусловленное, зависимое. Не имея, таким образом, само в себе субстанции, явление, однако, также имеет свою сущность, то есть постоянные предикаты. Следовательно, противоположение существует не между явлением и сущностью, а между явлением и тем сущим, которое служит первоисточником явления, или, пожалуй, между сущностью явления и сущностью этого сущего. Эта особенность понятия сущности может быть кратко выражена так, что для сущности, как постоянного предиката, необходим субъект логический, но нет необходимости в субъекте действительном.

Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективногомира. Познание является основным предметом раздела философии гносеологии (теории познания). «Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся». И.КантПознание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личностное, «народная наука». Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответствующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука.Исходную структуру Познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории Познания). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

 

 

13. . Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.

 

Возможность и действительность - категории, с помощью к-рых отображается развитие материального мира. Категория В. фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условии их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Категория Д. представляет любой объект (предмет, состояние, ситуацию), к-рый уже существует в качестве реализации нек-рой В. Переход В. в Д. основан на причинной связи явлений объективного мира.

Различают реальную и абстрактную В. Абстрактная (или формальная) В. выражает отсутствие к.-л. условий, порождающих нек-рое явление, но вместе с тем и отсутствие условий, препятствующих его возникновению. Этим понятием обозначают также слабо выраженную тенденцию в развитии явления. Реальная В. означает наличие ряда необходимых условий реализации (превращения в Д.) данного явления. Абстрактная В. при известных обстоятельствах может стать реальной и наоборот. Количественное отношение между ними может выражаться степенью вероятности возникновения явления (Вероятностей теория). Учет реальных В., деятельность по превращению нек-рых из них в Д., устранение опасности реализации и даже возникновения нежелательных В. - важнейшая практическая задача человека. В интересах этой деятельности проводится и теоретический анализ В., в частности ее соотношения с необходимостью и случайностью. В. становится Д. тогда, когда создается или возникает полный набор условий существования определенного явления. Поэтому, чем больше таких условий и чем более они существенны, тем реальнее оказывается В. Так, В. возникновения экономических кризисов товарного производства уже заключена в актах товарного обмена. Но превращение этой В. в Д. требует целой совокупности условий и отношений, к-рой в рамках простого товарного производства еще не существует. Они, возникают в развитом капиталистическом об-ве, и тогда кризисы и спады производства становятся необходимостью. Комбинируя в ходе практической деятельности определенные материалы и силы природы, человек способен вызвать к жизни те явления, к-рые ему желательны (создав полный комплекс условий возникновения такого явления), и устранить нежелательные (путем ликвидации их причин). Такая деятельность ограничена рамками объективных законов мира и развивается в соответствии о ними. Это относится и к общественной жизни; напр., построение коммунистического об-ва невозможно без сознательной деятельности народа, руководимого Коммунистической партией, и деятельность эта должна осуществляться в соответствии с объективными законами социального развития. Итак, субъективный фактор - это интеллектуально-волевые, морально-психологические и организаторские свойства практически действующего субъекта (напр. компетентность, профессионализм, культура, ответственность, степень гражданской зрелости, нравственные качества и др.). Каково же соотношение объективных условий и субъективного фактора?Практическая деятельность людей всегда осуществляется в определенных объективных условиях, с которыми люди должны считаться, иначе их деятельность лишится своей важнейшей черты - продуктивности. Объективные условия определяют в основном характер и способ деятельности людей, направление и формы социальной активности. Однако наличия только объективных условий еще недостаточно для превращения возможности в действительность. Движущей силой исторического процесса являются определенные социальные силы: классы, слои, группы, партии, движения и т.д. От глубины понимания ими исторических задач, уровня их сознательности, ответственности, целеустремленности, организованности, воли, энергии во многом зависит решение этих задач. Но будучи сознательными существами люди в рамках возможностей, предлагаемых объективными обстоятельствами, сами выбирают линию своего поведения и в этом плане сами творят свою историю. Выбор же линии поведения определяется степенью зрелости субъективного фактора, о чем было сказано выше.

 

 

ФИЛОСОФИЯ РАЗДЕЛ 4 ОБЩЕТСВО ЦИВИЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРА

7 вопр 2 раздел

1) биологизаторский подход - абсол-ся естеств сво-ва чел-ка.

Теория расизма – природа чел-ка явл сугубо бологич. Речь идет о первонач прир неравестве.

Соц дарвинизм (послед-ли Дарвина): переносят законы природы на общ-во: законы биологич развития опред-ют развитие общ-ва. Спенсер рассм общ-во по аналогии с сист-ами и подсист-ами организма. Этот подход искл к-л существ изменения в общ-ве. Никакие идеи не могут не могут изм-ть темпы развития общ-ва без изм-я биологич начал.

Социобиология – соц повед-е обусл сугубо биологич факторами. Сознат жизнь подчинена реал-и врожд инстинктов: выживание, голод, размож-е. Все опред-ют гены чел-ка. Морфологич признаки не имеют знач-я для биологич развития.

2) социологизаторский: абсол-ся соц-ое в чел-ке.

Платон: чел-к в полной мере подчин интересам целого (госуд-ва), инд-ть раствор в этом целом. Томас Мор: чел-к превращ в абстактную социологич схему.

Структурализм (нов течение): структуры все опред-ют в чел-ке, в общ-ве, игнорир элементы свободы чел-ка.

Маркс же подчерк соц сущность чел-ка, но не игнорир природу чел-ка. Деят-ть рассм как способ сущ-ния и развития общ-ва.

3) чел-к – соотнош-е прир и соц. Ущербность любой из граней одинак губительны для чел-ка. Симонов выд потр-ти. Ключ к построению междисциплин конструкции – потребности. Виды потреб-тей: * витальные/ биолог потр-ти – в пище…

* социальн – принадл к опред группе, пользоваться вним-ем, привяз-тью, уважением. Дел: потр-ти «для себя» = право и «длядругих» =обяз-ти.

3) идеал – позн-е мира, позн-е своего места в жизни, смусл и назнач-е в мире.

Сущ закон восхящего развития потр-тей, т.е. они пост растут, нельзя устан к-л огранич-й. На чел-ка возлаг тем самым больш отв-ть контроля.

Т.о., чел-к – это био-психо-соц сущ-во: уникальное, открытое миру, но не заверш, универсальн (способн к люб виду деят-ти), целостное.

На взаимоотношении личности и общества существуют две основные точки зрения:1 На общество могут оказывать влияние личности, обладающие властью.2 Каждый человек, проживающий в конкретном обществе, влияет на бытие данного общества

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...