Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Удельные технико-экономические показатели АТП для эталонных условий на 1 автомобиль




Технико-экономическая

Оценка проектов СТО и АТП

 

 

Завершающей стадией проектирования является анализ технико-экономических показателей (ТЭП), который производится с целью выявления степени технического совершенства и экономической целесообразности проектных решений СТО и АТП. Эффективность проекта оценивается путем сравнения его ТЭП с нормативными (эталонными) показателями, а также с показателями аналогичных проектов и передовых действующих автосервисных предприятий.

Номенклатура показателей для оценки проектов СТО и АТП достаточно велика и включает в себя следующие основные группы:

1. Эксплуатационные:

а) число автомобилей;

б) количество перевозимых грузов, пассажиров, выполняемых работ.

2. Технологические показатели:

а) число рабочих постов;

б) число производственных рабочих;

в) число вспомогательных постов;

г) уровень механизации процессов ТО и ТР;

д) число вспомогательных рабочих;

е) количество основного и вспомогательного технологического оборудования;

ж) фондо- и механовооруженность рабочих.

3. Строительно-планировочные показатели:

а) общая площадь участка;

б) площадь застройки участка;

в) площадь производственно-складских помещений;

г) площадь вспомогательных помещений;

д) объемно-планировочные решения производственно-складских и вспомогательных помещений.

4. Экономические показатели:

а) стоимость строительства;

б) стоимость основных фондов;

в) уровень рентабельности;

г) сроки окупаемости капитальных вложений.

 

Специфика работы СТО, как производственного предприятия накладывает определенные условия на установление понятий основных показателей такого предприятия. Для СТО, как и для промышленных предприятий, установлены два основных показателя:

1. производственная мощность;

2. размер станции.

Производственная мощность промышленных предприятий определяется количеством производимой продукции в натуральном или стоимостном выражении за определенный период времени. Для СТО в общем виде таким показателем является количество обслуживаемых автомобилей в течение года. АТП – Q или Р.

Размер предприятия определяется количеством живого и овеществленного труда, т.е. численностью работающих и производственными фондами. С некоторыми допущениями величина производственных фондов, а значит, и размер СТО могут характеризоваться числом постов и автомобиле-мест, предназначенных для одновременного обслуживания, ремонта, ожидания и хранения автомобилей. АТП – А, Х, ХСТ.

В настоящее время как производственную мощность, так и размер СТО принято оценивать одним показателем – числом рабочих постов.

где: ТП – годовой объем постовых работ, чел.-ч;

ФП – годовой фонд времени работы поста, ч;

РСР – среднее число рабочих на посту, чел;

– коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на СТО в различные времена года и дни недели, =1,1…1,3.

Мощность и размеры СТО должны, с одной стороны, обеспечить загрузку оборудования (постов) и производственного персонала станции, а с другой - исключить чрезмерно большие потери времени в ожидании обслуживания и ремонта.

Одним из главнейших факторов, определяющих мощность и размеры СТО (городских), является количество и состав автомобилей по маркам, находящихся в сфере обслуживания.

Одним из важных экономических показателей работы СТО является объем, реализации бытовых услуг по ТО и ТР автомобилей и других транспортных средств по заказам населения:

где: – объем реализации бытовых услуг по ТО и ТР автомобилей, тыс. руб;

– объем реализации бытовых услуг по ТО и ТР мотоциклов, мотороллеров и других транспортных средств, тыс. руб;

– объем реализации бытовых услуг по хранению транспортных средств на стоянках и гаражах, тыс. руб;

– объем прочих работ, тыс. руб;

– объем реализации бытовых услуг по договорам с частными лицами, тыс. руб.

 

Производственная мощность АТП выражается в количестве перевозимых грузов или пассажиров в течение года. Размер АТП определяет количество и тип автомобилей.

В практике работы АТП решают задачи по оценке существующего состояния ПТБ в связи с сокращением объема перевозок или численности подвижного состава, а также для повышения эффективности использования ПТБ.

Для количественной оценки и анализа ПТБ используют технологические и строительно-планировочные показатели, которые могут быть получены двумя способами:

1. В результате прямого технологического расчета производственной программы и объемов работ по ТО и Р (при детальной разработке выбранного варианта проекта);

2. Укрупненным расчетом по соответствующим нормативным показателям (на стадии предпроектной проработки решений).

Для анализа и оценки ПТБ различных предприятий автомобильного транспорта, укрупненных расчетов при выборе путей развития ПТБ, оценки различных проектных решений используют удельные технико-экономические показатели (ТЭП).

Удельные ТЭП – численные значения нормативов количества производственных рабочих, рабочих постов ТО и ТР, площадей производственно-складских помещений и др. на один автомобиль для эталонных условий (см. табл. 7.3).

 


Удельные технико-экономические показатели АТП для эталонных условий на 1 автомобиль

Таблица 7.3


Показатель АТП
легковых автомо- билей автобусов грузовых автомо- билей внедорож- ных авто- мобилей самосвалов
Число производственных рабочих 0,22 0,42 0,32 1,50
Число рабочих постов 0,08 0,12 0,10 0,24
Площадь производственно- складских помещений, м2 8,50 29,00 19,00 70,00
Площадь административно- бытовых помещений, м2 5,60 10,00 8,7 15,00
Площадь стоянки, м2 на одно автомобиле-место хранения 18,50 60,00 37,20 70,00
Площадь территории, м2 65,00 165,00 120,00 310,00

 

Эталонные условия:

- списочное количество технологически совместимого подвижного состава – 300;

- тип подвижного состава: л/а – ГАЗ-24-10; автобусы большого класса - ЛиАЗ-5256; г/а большой грузоподъемности – КамАЗ-5320; внедорожные автомобили-самосвалы грузоподъемностью 42 т – БелАЗ-7548;

- наличие прицепов – нет;

- среднесуточный пробег одного автомобиля – 250 км;

- условия хранения – открытые без подогрева;

- расстановка – 50 % автомобилей с независимым выездом под углом 900 к оси проезда;

- климатический район – умеренный;

- условия энерго- и водоснабжения – от городских сетей.

 

Если размер АТП и условия эксплуатации отличаются – применяют коэффициенты коррекции: К1, К2, К3, К4, К5.

 


Оценка эффективности

Проекта

 

 

Разработка проектно-сметной документации и строительство ПАТ связаны с большими объемами проектных и строительных работ и значительными материальными затратами. Это предполагает тщательную оценку экономической обоснованности строительства и эффективности проектных решений. Эффективность проекта оценивается финансирующей организацией совместно с заказчиком в три этапа.

На 1 этапе (до начала разработки) определяют обоснованность исходных данных, качество предпроектных работ и разработки технического задания, а также проверяют:

- обоснованность строительства ПАТ (рост грузо- и пассажиропотоков, перспективность развития региона, целесообразность создания новых мощностей с учетом уже действующих в этом регионе предприятий);

- проверка полноты и качества работ по сбору исходных данных для проектирования;

- соответствие показателей задания показателям, определенным в ТЭО и (или) бизнес-плане;

- наличие и возможность подключения к инженерным сетям, увязка размещения ПАТ со схемой районной планировки;

- предусмотренный уровень ТЭП нового ПАТ в сравнении с нормативными показателями и показателями передовых предприятий;

- достоверность определения стоимости и реальность осуществления строительства ПАТ в намеченные сроки, исходя их местных условий, возможностей стройорганизаций, наличие стройматериалов, оборудования.

 

На 2 этапе (при работе над проектом) проверяют качество и эффективность принимаемых проектных решений. Основные задачи:

- проверка качества разработки ТЗ на проектирование;

- обеспечение высокой экономической эффективности за счет использования прогрессивной технологии и новейших достижений науки и техники;

- соблюдение норм технологического и строительного проектирования, ГОСТ, ОСТ, СНиП;

- обеспечение высоких удельных показателей по сравнению с типовыми проектами;

- соблюдение порядка разработки и передачи заказчику проектно-сметной документации.

 

На 3 этапе осуществляют комплексную экспертизу проекта специалистами заказчика, финансирующей организации, строительной подрядной организации и специалистов и сторонних организаций. Возможно привлечение специализированной проектной организации. При этом проверяют:

- обоснованность определения исходных данных ТЭП;

- правильность расчетов параметров зданий и сооружений;

- степень проработки и целесообразность генерального плана;

- целесообразность используемых строительных и модульных конструкций и качество архитектурно-художественных решений зданий и сооружений;

- соблюдение требований СНиП, ГОСТ, ОСТ, ОНТП;

- степень унификации строительства;

- использование типовых проектов;

- рациональность размещения внутрипроизводственных коммуникаций;

- соответствие технологии требованиям НОТ, а оборудования – передовым образцам;

- обоснованность очередности строительства;

- правильность составления и оформления проектно-сметной документации;

- сметную стоимость строительства с учетом инфляции (изменение цен на материалы, изделия, услуги);

- наличие сравнительного анализа основных ТЭП нового ПАТ и передовых предприятий или эталонными показателями, приведенными к условиям работы ПАТ;

- правильность выбора аналога для сравнения (по мощности – такой же как новое ПАТ).

 

При необходимости акт экспертизы направляют в проектную организацию на доработку. Особое внимание при экспертизе уделяют объективности сравнительного анализа ТЭП нового и передового действующего ПАТ. В качестве показателей для сравнения АТП используют:

- количество производственных рабочих на 1 млн.км пробега в год;

- количество рабочих постов на 1 млн. км пробега в год;

- производственную площадь на 1 автомобиль, м2;

- площадь стоянки на 1 место хранения, м2;

- площадь земельного участка на 1 автомобиль, м2;

- удельные капиталовложения – тыс. руб/1 автомобиль.

 

Нормирование расхода э/энергии, тепла, воды, сжатого воздуха осуществляется в целях планирования и сравнительной оценки эффективности проектных решений при разработке внутрипроизводственных коммуникаций.

Нормы расхода энергоресурсов используют также в процессе проектирования и строительства для определения потребности в э/энергии, теплоэнергии, воде, канализационных стоках. На основании этих данных заключают договоры с коммунальными службами города, района на их поставку. Нормы расхода ресурсов (см. табл. 7.4). Эти показатели приведены для типовых проектов и определенных условий работы:

- л/а – среднего класса;

- автобусы – большого класса;

- г/а – большой грузоподъемности без прицепов;

- хранение л/а и автобусов – закрытые стоянки; г/а – открытые стоянки с воздухоподогревом;

- температура наружного воздуха при получении тепла: - 30 0С;

- АИ=200…300 автомобилей;

- для СТО г/а – 500…700 автомобилей, л/а – 5…10 постов.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...