Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автозаправочные станции и комплексы




 

 

Данные предприятия автотранспорта предназначены для обеспечения автомобилей топливом, маслом, водой и воздухом.

АЗС и АЗК классифицируют так:

1. По виду заправляемого топлива:

а) бензиновые;

б) дизельные;

в) газовые:

- сжиженным газом (АГНС);

- сжатым газом (АГНКС);

г) комплексные.

2. По структуре технологической системы:

а) традиционные – с подземным (надземным) расположением резервуаров и отдельно стоящими топливораздаточными колонками (ГРК);

б) блочные – с подземным расположением резервуаров для хранения топлива и размещением ТРК под резервуарами;

в) топливораздаточные пункты – размещаемые на территории АТП или СТО;

г) передвижные – смонтированные на автомобильном шасси, прицепе, полуприцепе.

3. По мощности (числу заправок в сутки):

а) малой – до 200;

б) средней – 200…1500;

в) большой – > 1500.

 

В настоящее время все большее распространение получают автозаправочные комплексы, включающие в себя помимо АЗС, здания сервисного обслуживания транспортных средств (мойка, ТО, ТР), водителей и пассажиров (кафе, магазин). АЗК представляют большее количество услуг.

За рубежом получили распространение АЗС с самообслуживанием по кредитным карточкам без операторской.

В общем случае в состав АЗК входят следующие помещения и установки:


1. Компрессорная;

2. Теплогенератор;

3. Бытовые помещения;

4. Очистные сооружения;

5. Кладовая масел;

6. Участок ремонта автомобилей;

7. Линия механической мойки автомобилей;

8. Линия ручной мойки автомобилей и чистки салона;

9. Электрощитовая;

10. Санузел для клиентов;

11. Бар;

12. Клиентская;

13. Операторная;

14. Комната отдыха операторов;

15. Площадка для автоцистерны;

16. Резервуары для топлива;

17. Топливораздаточные колонки;

18. Гостевая стоянка;

19. Подъездные дороги.


Оборудование АЗС включает топливораздаточные и маслораздаточные колонки, водо- и воздухозаправочные устройства, подземные или надземные топливные, масляные, водные, воздушные и электрические коммуникации, противопожарное оборудование, компрессор, подземные и надземные емкости, оборудование для мойки, подъемники или канавы, очистное оборудование.

 

Число топливораздаточных колонок определяют по формуле:

где: NЗС – число суточных заездов на АЗС для заправки топливом или пропускная способность заправки (определяется маркетинговыми исследованиями или назначается проектировщиком);

tСР – средняя продолжительность одной заправки (5…10 мин);

tСУТ – продолжительность работы АЗС в сутки, мин;

– коэффициент использования времени работы колонки, =0,8.

 

Время заправки определяют по формуле:

где: tПЗ – подготовительно-заключительное время (подъезд-отъезд на и с АЗС, оплата, открытие и закрытие бензобака, установка и извлечение топливозаправочного пистолета – 1,5…2 мин);

tСЗ – время заправки:

где: VТ – количество топлива, заливаемого в бак автомобиля при заправке, л;

W – производительность колонки, л/мин.

Полученное число колонок округляют до ближайшего большего целого числа и определяют коэффициент загрузки:

К расчетному (принятому) числу бензозаправочных колонок прибавляют обычно одну резервную. Расчет ведут либо по каждому виду бензина и дизельного топлива отдельно, либо, в случае применения многотопливных топливораздаточных колонок, по суммарному объему всех видов бензина.

В настоящее время широко применяют многотопливные топливораздаточные колонки с резервуарами, размещаемыми под последними. Это позволяет существенно снизить площадь, занимаемую АЗС (К), сводит к минимуму протяженность технологических трубопроводов и уменьшает объем строительных и монтажных работ, а значит, снижает стоимость строительства и ускоряет окупаемость объекта.

Экономически выгодным является расположение АЗС в одном здании с помещениями сервисного обслуживания автомобилей (ХР≤3). Это позволяет использовать устройства энергообеспечения (электрощитовая, теплогенератор, компрессорная) на весь комплекс, что ведет к уменьшению площадей и стоимости объекта.

Применение четырехпродуктовых восьмирукавных ТРК позволяет клиентам устанавливать свои автомобили на любом свободном посту заправки и с любым расположением топливных баков, что улучшает качество обслуживания и увеличивает пропускную способность АЗС (К).

Большое внимание при проектировании АЗС уделяется защите окружающей среды от загрязнений при функционировании объекта. Проектами предусматривают:

а) сбор дождевых вод по всей территории АЗС с очисткой их от загрязнений, перед сбросом в дождевую канализацию, при помощи очистных сооружений;

б) создание замкнутой системы оборотного водоснабжения при мойке автомобилей без сброса за АЗС (К), что позволяет значительно экономить питьевую воду;

в) наличие специальной площадки для сбора всех проливов нефтепродуктов при сливе в резервуары, для чего предусматривают цистерну;

г) применение системы рециркуляции паров нефтепродуктов, что позволяет свести к минимуму выброс в атмосферу паров углеводородов как при сливе топлива (залповые выбросы), так и при заправке баков автомобилей.

 

Расчет площадей автосервисной части АЗК ведется аналогично расчету аналогичных подразделений СТО.

Для операторов АЗС предусматривают помещение из расчета:

где: РОП – число операторов в помещении, чел;

fОП – удельная площадь на одного работающего, fОП=4 м2.

Причем FОП≥9 м2.

 

Также предусматривают комнаты отдыха операторов FОТД≈FОП. Площади санузлов – аналогично расчетам для СТО и АТП.

Расстояние от ТРК до операторной не менее 5 м, между смежными параллельными ТРК также не менее 5 м. Расстояние между параллельно расположенными заправочными островками при расположении между ними одного автомобиля ≥3 м; двух автомобилей ≥7 м. Высота островков ≥ 0,2 м, при этом двери автомобиля должны свободно открываться. Ширина островков 1,25…2 м; длина островка с одной колонкой около 3 м для легковых автомобилей и 5 м для грузовых автомобилей и автобусов; с двумя колонками: 6 м – легковых автомобилей, 10 м – для грузовых автомобилей.

Форма островков и их расположение определяется принятой схемой движения на территории АЗС и компоновочно-планировочным решением. Движение на подъезде к АЗС и на ее территории должно быть сквозным прямоточным и не мешать движению на дороге.

Островки с колонками защищают начесом из негорючих материалов. Навесы над местами хранения топлива не допускаются.

 


Стоянки автомобилей

 

 

Автостоянки размещают в жилых районах, деловых центрах и промышленных районах.

Классификация автостоянок:

1. По типу размещения:

а) подземные, расположенные ниже уровня земли (до 5 этажей);

б) наземные – представляющие огороженную площадку с твердым покрытием;

в) надземные (до 9 этажей), расположенные выше уровня земли;

г) встроенные и пристроенные к зданиям и сооружениям;

д) комбинированные (подземно-надземные).

2. По назначению:

а) для постоянного хранения;

б) для временного хранения;

в) комбинированные.

3. По типу размещения автомобилей:

а) манежные – без ограждения машиномест;

б) боксовые.

4. По способу хранения автомобилей:

а) отапливаемые;

б) неотапливаемые.

5. По способу установки автомобилей на место:

а) с участием водителей – рамповые, лифтовые;

б) без участия водителей – механизированные.

6. По конструктивному исполнению здания:

а) закрытые – здание имеет наружные стены;

б) открытые – без стен.

7. По виду хранимых автомобилей:

а) производственные;

б) непроизводственные.

 

Стоянки могут выполняться в комплексе с мастерскими по ремонту автомобилей, малыми СТО. В случае многоэтажных стоянок один из этажей отводят для систем энергообеспечения и СТО. Иногда в состав автостоянок включают даже магазины по продаже автомобилей. Хранение автомобилей организуют, как правило, манежным способом, что увеличивает вместимость автостоянки, уменьшает затраты на вентиляцию.

Установку автомобилей на место осуществляют по круглым двухпутным пандусам. Большие стоянки оборудуются несколькими въездами.

Применение боксовых стоянок гаражного типа значительно увеличивает площадь помещений, затраты на вентиляцию, но более удобно для владельцев автомобилей.

Для временного хранения автомобилей применяют конструкции автостоянок с механизированным устройством парковки автомобилей без участия водителей. Автостоянки данного типа состоят из модулей по 25 автомобиле-мест, а в каждом модуле по 12 ярусов высотой 1,85 м.

Подъемник-манипулятор обеспечивает подъем и установку автомобиля в свободную ячейку и управляется автоматизированной системой. Подъемник может работать от внешнего компьютера с индивидуальной карточкой абонента. Среднее время установки-выдачи ~47 сек. Для случая выхода из строя электрооборудования предусмотрена ручная выдача автомобилей.

Место установки оборудовано поддоном для защиты автомобилей, расположенных на нижних ярусах, и оборудования от стекающей воды и грязи вновь установленного автомобиля.

Конструкция здания на основе металлического каркаса, утепленного плитами. Площадь, занимаемая двумя секциями составляет 13,800х7,200=99,360 м2, потребляемая мощность около N=26 кВт.

Одной из серьезных проблем современных городов является нехватка мест для стоянки и хранения автомобилей, принадлежащих гражданам. Средняя площадь, занимаемая одним автомобилем, с учетом проезда и маневрирования перед стоянкой – 25…50 м2. Сейчас площадь, занимаемая частными автостоянками и гаражами соизмерима с площадью городской дорожной сети.

Стоянки – гаражи имеют постоянную клиентуру. Стоянки для краткосрочного хранения рассматриваются как системы массового обслуживания с потерями, причем вероятность прибытия на парковку:

где: – плотность потока требований.

 

Ориентировочное количество автомобиле-мест на стоянках у отдельных зданий и сооружений массового посещения, рекомендуемое по нормам градостроительства (см. табл. 8.1).

В центральных частях городов стоянки устраивают под скверами, улицами, домами.

Нельзя встраивать или пристраивать стоянки закрытого типа для автомобилей, работающих на газе, к зданиям иного назначения, а также располагать ниже уровня земли.

В многоэтажных зданиях автостоянок предусматривают рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или лифты. Продольный уклон закрытых прямолинейных рамп должен быть <18%, криволинейных <13%. Количество рамп для въезда и выезда определяют в зависимости от числа автомобиле-мест на стоянке:

менее 100 – одна однопутная рампа;

100…1000 – одна двухпутная или две однопутных;

более 1000 – две двухпутные рампы.

Расстояние от автомобиля до ближайшего эвакуационного выхода на подземных стоянках не более 20 м; на надземных не более 25 м.

Минимальные размеры мест хранения: 5х2,3 м.

 

При расчете площади автостоянок применяют формулу:

закрытые:

открытые:

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...