Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Является ли геоцентризм догматом Церкви?




В приведённых в разделе «Что говорят о Земле Библия и Святые Отцы?» цитатах из Библии, доказывающих, что Земля – шар (о «круге неба» и «круге Земли») можно найти аргумент в пользу геоцентризма. Некоторые делают категоричный вывод, что Библия геоцентрична. Однако Библию можно «истолковать» и прямо наоборот – в пользу гелиоцентризма: «Ибо Господь Богъ есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Псалтирь 83:12), «но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь» (Исход 22:3), «И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня» (Числа 25:4), «и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Богъ твой, уделил их всем народам под всем небом» (Второзаконие 4:19), «Тогда отделил Моисей три города по эту сторону Иордана на восток солнца» (Второзаконие 4:41), «и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел» (Второзаконие 17:3). В этих цитатах из Библии Господь Богъ уподобляется Солнцу и обличается поклонение твари вместо Творца – Солнцу вместо Бога. В своем гимне празднику Рождества Христова Церковь называет Самого Господа Иисуса Христа «Солнцем Правды» и ясно говорит, что необходимо кланяться как Божеству не светилу, а Тому, Кто это светило сотворил. Поскольку внимание Христиан должно быть сосредоточено на Христе, Христиане должны проповедовать Христа – то есть должны быть Христоцентричными. А поскольку Господь в Библии сравнивается с Солнцем и Церковь величает Его Солнцем Правды, то можно сделать вывод, что гелиоцентрическая система не противоречит Христианскому вероучению. Разберём аргумент в пользу геоцентризма – чудо Иисуса Навина.

 

Чудо Иисуса Навина

 

Повествование св. Библии об Иисусе Навине, «остановившем солнце», является одним из излюбленных мест нападок и возражений со стороны безбожников. Но новейшие исследования и открыли науки, а также археологические работы, производимые в Месопотамии, с несомненностью подтверждают историческую достоверность всех библейских событий.

О замедлении времени повествуется в 10 главе книги Иисуса Навина. Там рассказывается об одной из битв с коалицией ханаанских царей, в ходе которой израильтяне одерживали победу, однако наступающая ночь могла позволить врагу скрыться и таким образом война могла затянуться.

И вот в самый разгар сражения «…Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицом сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиной Аиалонской! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: „стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день"? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь так слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля» (Книга Иисуса Навина 10:12–14). Как видим, произошло событие, действительно не имеющее аналогов во всемирной истории. Многие сегодня считают, что принять это событие могут только глубоко (если не фанатично) верующие люди. Для всех же остальных оно является явной сказкой. Потому что это событие произошло вопреки всем существующим сегодня законам природы, и, как утверждают противники Библии, «противоречит всякому здравому смыслу».

Однако, это не так. Битва в Авиалонской долине с чудесной остановкой солнца, описанная в Книге Иисуса Навина, является такой же реальной и исторически задокументированной, как Бородинская или Сталинградская битва. Более того, она зарегистрирована в истории не рукой летописца или камерой военного корреспондента, а астрономическими звёздными часами.

Но обо всём по порядку. Остановка солнца — событие, безусловно, неординарное, и поэтому если Библия права в своём сообщении, то у других народов Земли должны были сохраниться воспоминания об этом необыкновенном дне. И эти воспоминания есть! Мы приведем лишь некоторые из них.

• Египет. Древнегреческий историк V века до Р.Х. Геродот, который назван «отцом истории», путешествуя по Египту, узнал от жрецов, которые показали ему древние летописи, о небывалом долгом дне, более, чем двадцать четыре часа, бывшем за 1000 лет до него. Вот как это он сам описывает в 480 году до Р.Х.: «В это время, рассказывали жрецы, солнце четыре раза восходило не на своем обычном месте: именно, дважды восходило там, где теперь заходит, и дважды заходило там, где теперь восходит. И от этого не произошло в Египте никакой перемены в смысле плодородия почвы и растений, режима реки, болезней или людской смертности»[179].

• Индия. В своей обширной работе «Ключ к хронологии индусов» доктор Ч. Хамильтон приводит жизнеописание Кришны, в котором сказано, что во время, соответствующее современному летоисчислению, около XV в. до Р.Х., «солнце замедлило своё движение и не заходило, заслушавшись благочестивым пением Akroon`a, восхваляющего добродетели Кришны, во время путешествия последнего в Биндреблы. Когда же он прибыл туда в целости и сохранности, солнце зашло с опозданием около двенадцати часов»[180].

• Доколумбовая Америка. Лорд Кингсборо (1795—1837), на протяжении долгого времени изучавший быт индейцев Мексики, установил, что в сказаниях[181] этих племён, достигших высокой степени цивилизации, задолго до того, как Америка была открыта европейцами, упоминается необычайно долгий день, в течение которого солнце «стояло неподвижно», и было это около XV в. до Р.Х. (соответственно современной хронологии), который индейцы называют «семь кроликов». Год же «семи кроликов» соответствует точно тому времени, когда Иисус Навин с израильтянами завоевывал Палестину. Эти данные были подтверждены и И. Великовским[182].

• Финляндия и Япония. Доктор Иммануил Великовский, исследуя сказания многих народов земли от финнов до жителей Японии, установил, что у многих из них есть упоминания о двойном дне[183].

• Древний Китай. В период правления императора Яо (Yao) летописи зафиксировали весьма долгий день[184]. Из китайских родословных списков явствует, что этот император царствовал в Китае, во время Иисуса Навина.

• Древний Рим. В работе знаменитого римского историка Иосифа Флавия, жившего в I в. по Р.Х., есть прямое свидетельство о небывалом дне, имевшем место при Иисусе Навине. «Иисус действительно со всем своим войском поспешил к ним на выручку, совершал переходы в продолжении целого дня и целой ночи, напал на врагов врасплох рано утром, обратил их в бегство и преследовал их по ложбине, носящей название Вифоры. Тут-то он убедился в том, что Господь Богъ помогает ему, потому что началась сильная гроза с громом, молнией и необычайно крупным градом. Вдобавок и день продолжался до того, чтобы наступление ночи не помешало полной победе евреев.

Наконец Иисус Навин настиг четырех царей в пещере Маккед, где они искали убежища, и перебил их всех. А что день тогда действительно удлинился сверх обыкновения, это засвидетельствовано в священных книгах, лежащих в храме»[185].

Таким образом, мы имеем независимые друг от друга доказательства истинности библейского повествования, не подлежащие никакому сомнению, – от греков, египтян, индийцев, мексиканцев, финнов, японцев, перуанцев, китайцев, римлян.

Но не только древние хроники оставили нам доказательство о необычном двойном дне. Само небо и звёзды, в прямом смысле этого слова, говорят в пользу того, что во времена Навина в XV в. до Р.Х. был необычайный день. Этим вопросом занимался также американский профессор Тоттен, который пришёл к следующим выводам. Оказывается, что не больше чем однажды солнце, луна и земля находились в положении, подобно описанному в Книге Иисуса Навина. Работая над своими вычислениями, охватывающими время от наших дней до времени Иисуса Навина, профессор находит, что невозможно не прийти к заключению, что целые сутки в двадцать четыре часа были прибавлены к мировой истории[186].

Исследования проф. Тоттена были дополнены в Англии, в Королевской Обсерватории в Гринвиче (признанном мировом центре астрономии) доктором Е. Моундерсом (Maunders), который определил время дня, когда это чудесное явление имело место, обнаружив точное место, на котором Иисус Навин должен был тогда находиться.

Но это еще не всё! Нужно обратить внимание на построение библейского текста: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день». Вычисления профессора Тоттена устанавливают, что, хотя к мировой истории как-то прибавились точно двадцать четыре часа, однако, ко времени Иисуса Навина может быть отнесено только двадцать три часа и двадцать минут, как и сказано в Писании: «почти целый день».

Следовательно, для, требуемых астрономическими вычислениями, упомянутых двадцати четырёх часов не хватает ещё сорока минут. Тут мы опять имеем образец точности священных страниц Библии. В 4-й книге Царств, гл. 20:8–11, мы читаем, что по просьбе царя Езекии Господь дал знамение через пророка Исаию, – тень на солнечных часах возвратилась назад на десять ступеней. «Десять ступеней» равняются как раз сорока минутам. Эти-то сорок минут и пополняют с точностью до минуты, таинственно наросшие в истории нашей планеты двадцать четыре часа, о которых говорит профессор Тоттен. В завершение своего исследования Тоттен пишет: «Абсолютно достоверен тот факт, что человечество никогда не уклонялось от точного недельного исчисления дней, и что суббота нашего времени дошла до нас от Адама, через Потоп, миновала долгий день Иисуса Навина и Ахазовы ступени (солнечные часы) и прошла через гробницу Господню без единого пропуска. Ни единый день не утерян, и всё представляет собой непрерывную цепь свидетельства, которую не смогут нарушить никакие ухищрения человека или дьявола»[187].
Другое свидетельство правоты Нав. 10:13 может быть основано на астрономических данных. Выходит так, что один полный день отсутствует в наших астрономических вычислениях. В различных случаях, Сэр Эдвин Балле, Британский астроном Профессор Пикеринг из Обсерватории Гарварда, Моундерс из Гринвича, и Тоттен Ейл относят этот факт ко времени Иисуса Навина. Если мы игнорируем календарные изменения и имеем дело только с хронологией, основанной на солнечном движении, и возвращаемся к самым ранним располагаемым отчетам, и разыскиваем календарь времён Иисуса Навина, то день сражения Иисуса был во вторник.

Теперь примем во внимание, что, если мы будем вычислять в обратном направлении ко времени Иисуса Навина от текущего современного дня, день сражения будет — в среду. День месяца — тот же самый, но это — различный день недели. Другими словами, если мы рассчитываем от первого зарегистрированного солнцестояния в древних египетских отчетах, день — вторник, но если мы рассчитываем назад от современного солнцестояния, день — среда. Эти факты получили широкое распространение в конце 1960-х, после того, как Мария Кэтрин Брайен издала статью в Evening Star, Штат Индиана.

Согласно статье, компьютерные вычисления позиции солнца, луны и планет не сходились должным образом. Эти вычисления были необходимы, и должны были быть точны, чтобы расположить орбиты спутников (ретрансляционных телецентров) и космических полетов с человеком. Однако, когда длинный день Иисуса Навина и отступление солнца назад на десять ступеней во 4-Царств 20:9–11 были приняты во внимание, все вычисления совпали совершенно.

Сегодня, даже атеистически настроенные учёные пришли к выводу, что событие, описанное в Нав. 10:12–14 не противоречит законам физики и астрономии[188]. Да, не всё мы еще можем объяснить с точки зрения законов природы в чудесном событии, которое произошло 3500 лет назад. Хотя сегодня существует несколько весьма аргументированных научных объяснений, которые обсуждаются в мире науки[189]. В указанной работе Джеймса П. и Торп Н., а так же приведённых англоязычных авторов подробно анализируются физико-астрономо-математические аспекты этого вопроса. Учитывая их сложность в восприятии для широкого круга читателей мы особо заинтересовавшихся адресуем к указанным научным трудам, здесь же приведем лишь одну из схем.

Во времена Иисуса Навина «достаточно крупная комета (или другое блуждающее небесное тело), пролетевшее около Земли, могла вызвать сбои (своим гравитационным полем) во вращении планеты и падение камней на склонах горы Вифорон»[190].

Известный английский учёный, археолог профессор Артур Гук (ум. в 1952 г.) сообщает, что один опытный учёный в Копенгагене сообщил ему, что имел некоторую догадку, насчёт падавших с неба «больших камней», приведших в замешательство амореян. Он предполагал под камнями хвост или известную часть большой планеты, которая подошла на соответствующее расстояние к земле. Этот учёный высказал своё убеждение, что, если бы было предпринято исследование на указанном месте, то были бы обнаружены камни метеорного происхождения.

Мы имеем здесь, пожалуй, объяснение всего чудесного события.

Известно, что небесные тела обнаруживают свойство взаимного магнитного притяжения, и не будет безосновательно предполагать, что приближение большой кометы в сфере влияния земли могло, в значительной степени, быть препятствием к воздействию солнца на землю.

«Могло ли здесь иметь место контр-притяжение? – говорит профессор Артур Гук, – думаю, ни один учёный сказать нам этого не может. Но, во всяком случае, замечательно то, что этот дождь метеорных камней, – которые отлично могли бы быть хвостом какой-нибудь огромной кометы, – должен был совпасть с нарушением в процессе вращения земли вокруг её оси»[191].

Учёный Иммануил Великовский также не без основания утверждает, что прошедшая вблизи Земли комета, стала планетой Венерой. Он свидетельствует, что древние индусские документы, а также египетская письменность, знавшие о существовании планет и относящиеся к четвёртому тысячелетию до Рождества Христова, не упоминают о Венере. С другой стороны, вавилонские записи, относящиеся к тысячному году до Р. X., говорят о появлении новой планеты, как о «ярком светиле, присоединившемся к другим светилам». С этого времени в астрономических трудах начинает фигурировать планета Венера.

Всё же для таких вещей, какие описаны в Книге Иисуса Навина, астрономия требует фактов, и история подтверждает, что это действительно, имело место.

Доказано, что замедление вращения земли вплоть до нулевой точки может произойти менее, чем за сутки, не принеся никакой катастрофы для землян[192]. Однако, какой точно из механизмов использовал Господь мы ответить не можем, во многом и в силу крайней ограниченности наших познаний. Однако, Богъ дал нам необходимые из них, чтобы ученые могли засвидетельствовать перед всеми людьми: такой день был. Кстати, даже в академической литературе, издаваемой ещё в советское время, вместо высмеивания и примитивизма в рассказе о двойном дне, которое практиковалось в 60-70-е годы, в начале 80-х годов уже пишется о том, что вопрос, имело ли это событие место в истории, является сегодня дискуссионным[193].

Так даже при Андропове Ю.В. советские учёные уже не могли называть остановку солнца сказкой, хотя и писать правду не могли ещё тоже. Поэтому и ограничились промежуточным понятием: дискуссионный вопрос. Итак, двойной день в истории земли был. Был вопреки всем существующим законам, превосходя человеческое разумение. Это событие показало и показывает до сих пор всему миру, Кто является Верховным Законодателем природы и истории.

Известный английский учёный, археолог профессор Артур Гук (ум. в 1952 г.), касаясь вопроса о чуде Иисуса Навина в своей книге «Достоверность Библейских чудес» говорит:

«Прежде всего, уясним себе: нет места для постановки вопроса – мог ли Богъ совершить такое чудо; вопрос скорее в том – совершил ли его Богъ [...] если кто-нибудь говорит мне, что чудеса невозможны, то он предлагает мне принять теорию, будто создавший вселенную не имеет силы приспособить впоследствии часть созданного для Его, собственных целей; иначе говоря – создавший целое будто не может изменить часть его.

Ведь это же абсурдно!

При тщательном исследовании текста, мы обнаружим, что в нем есть несколько важных мыслей, которыми можно воспользоваться, как данными с астрономической точки зрения. Дело в следующем. В то время, когда для человека, стоящего на дороге, ведущей к горе Вефоронской, солнце было видно над Гаваоном[194], а луна над долиной Аиалонскою, то дождь «больших камней» падал с небес между Вефоронской дорогой и Азеком, и сутки были удлинены почти на 24 часа.

Теперь обратим внимание на слова Иисуса Навина в его молитве; в ней мы находим, что просьба его была буквально следующей: «Будь, солнце, безмолвно (тихо, спокойно) над Гаваоном». Здесь приведено еврейское слово «дамам», обозначающее – «быть безмолвным, или бездейственным». Так, например, в псалме 29:13 читаем: «Да славит Тебя душа моя и да не умолкает» – «дамам». Именно это слово употреблено в еврейском оригинале, во всех трёх случаях вышеприведенной записи Иисуса Навина, где мы читаем: «стой», «остановилось», или «стояло».

Наука доказала, что свет имеет вокальное свойство; иначе говоря, быстрое колебание или дрожание в эфирных волнах, что и представляет собою свет, – вызывает особенный звук, хотя наши уши не имеют достаточной чувствительности, чтобы расслышать его. Существует мнение многих учёных, что действие солнца на землю заставляет последнюю вращаться вокруг её оси.

Чтобы день мог быть продлен, по желанию Иисуса Навина, вращение земли вокруг её оси – если принять эту теорию за правильную – должно было бы, до некоторой степени, задержаться. Причём явление это могло бы иметь место в результате нейтрализации уменьшения или, в некотором роде, противодействия в процессе влияния солнца на землю.

Отсюда явствует, что слова Иисуса Навина находятся в точном согласии с открытиями современной науки: «солнце, будь безмолвно, или бездейственно».

Если, поэтому, влияние солнца временно было уменьшено, земля должна была вращаться намного медленнее, и день должен был быть длиннее.

Великий астроном Ньютон доказал, как легко вращение земли могло бы быть замедлено совершенно незаметно для обитателей её» [195].

После приведения свидетельств греков, египтян, китайцев и мексиканцев (см. выше) профессор Гук продолжает:

«Однажды одно лицо сказало мне, после моей лекции об этом предмете: «что касается этого феномена, я должен подчиниться приговору науки, но я не могу допустить, что все это случилось только по молитве одного человека». Пожалуй, это может смущать и других. Поэтому, я пользуюсь случаем, чтобы отметить, что чудо это проливает свой замечательный свет на тайну действующей молитвы. Богъ, конечно, знал от начала, что это событие должно было произойти, но Он также знал и то, что Иисус Навин должен был молиться. Иисус Навин будучи в общении с Богом, как «споспешник» Его (2 Кор. 6:1) был побужден молиться так, что его планы оказались согласованными с предначертаниями Бога. Молитва была звеном между Иисусом Навином и величественным явлением, которому Богъ только что намеревался дать место. Если бы Иисус Навин не был в связи с Богом, он, возможно, приготовил бы свои войска для ночной атаки, и, в этом случае, удлиненный день был бы для него гибельным.

Вокруг нас совершаются дела Божии, и одно какое-либо из Его бесчисленных средств Он всегда может приспособить к любой нашей нужде (Филип. 4:19). Богъ совершает это не путём изменения Его премудрых планов, а посредством побуждения нас (если мы «водимы Духом Божиим» – Рим. 8:14) к тому, чтобы мы приспособляли наше заблуждающееся «я» и изменяли наши неразумные действия, соответственно предопределенным и Божественно-совершенным намерениям Творца. Тогда мы получаем ответы на наши молитвы. Опыты доказали, что люди, наиболее полно отдающиеся Богу и с живой готовностью отказывающиеся от своих планов, ради планов Божиих, – всегда получают ответы на свои молитвы, и ответы эти почти граничат с чудом»[196].

А вот что писал о чуде Иисуса Навина Михаил Васильевич Ломоносов:

«Богословы западныя церкви принимают слова Иисуса Навина, глава 10 стих 12, в точном грамматическом разуме и потому хотят доказать, что Земля стоит.

Но сей спор имеет начало свое от идолопоклоннических, а не от Христианских учителей. Древние астрономы (еще задолго до Рождества Христова): Никита Сиракузянец признал дневное Земли около своей оси обращение, Филолай — годовое около Солнца. Сто лет после того Аристарх Самийский[197] показал солнечную систему яснее. Однако эллинские жрецы и суеверы тому противились и правду на много веков погасили. Первый Клеант некто доносил на Аристарха, что он по своей системе о движении Земли дерзнул подвигнуть с места великую богиню Весту, всея Земли содержательницу, дерзнул беспрестанно вертеть Нептуна, Плутона, Цересу, всех нимф, богов лесных и домашних по всей Земли. Итак, идолопоклонническое суеверие держало астрономическую Землю в своих челюстях, не давая ей двигаться, хотя она сама свое дело и Божие повеление всегда исполняла. Между тем астрономы принуждены были выдумывать для изъяснения небесных явлений глупые и с механикою и геометриею прекословящие пути планетам, циклы и эпициклы (круги и побочные круги)»[198].

Мнения Святых Отцов Церкви[199]

Я неоднократно говорил, и буду говорить прописную истину о том, что Православные Библию должны изучать с обязательным прочтением толкований Святых Отцов Церкви. Это – система координат для правильного понимания Библии.

Из сказанного выше мы знаем, что все три самых великих Святых Отца – Вселенских Учителя (Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов), получившие образование в Афинах, не сомневались в том факте, что Земля является шаром. Однако могут привести аргумент, что они были геоцентристами. Например, Православный активист, создатель и руководитель Движения «Божья Воля» Дмитрий Энтео, являющийся геоцентристом, но не плоскоземельцем (вопреки чаяниям упоминавшегося в начале этой главы лже-Православного «Общества плоской Земли» в социальной сети «в Контакте»), приводит цитату Свт. Василия Великого «Земля пребывает неподвижной уже и по следующим причинам: поскольку она заняла среднее место в мире, и во все стороны имеет равное расстояние от краев». Эта цитата вырванаДмитриемиз контекста. Полностью она выглядит так:

«Некоторые естествоиспытатели остроумно доказывают, что Земля пребывает неподвижною уже и по следующим причинам: поелику она заняла среднее место в мире, и во все стороны имеет равное расстояние от краев, то, по недостатку причины уклониться куда-нибудь преимущественно, необходимо остается в своем положении, и окружающее ее отовсюду равенство делает совершенно невозможным движение ее к чему-нибудь. Среднее же место досталось Земле не по жребию и не по случаю, но таково естественное и необходимое положение Земли. Ибо, разсуждают они, как небесное тело удержало за собою крайнее место вверху, так все тяжести, какие предположим падающими сверху, должны отовсюду устремиться к средине. А куда стремятся части, туда, очевидно, соберется и целое. Если же камни, деревья и все земляные частицы стремятся к низу, то это самое положение будет свойственно и прилично целой Земле. А если что легкое устремится прочь от средины, то, очевидно, движение его будет к верху. Посему стремление к низу есть стремление свойственное веществам тяжелым, словом же: низ, означается средина. Итак, не дивись, что Земля ни куда не падает, занимая естественное для нее место — середину. Ибо, по всей необходимости, ей должно пребывать на своем месте, или, приняв противоестественное движение, сойти с свойственного ей основания. Но если в сказанном доселе кажется тебе что-нибудь правдоподобным, то обратись с удивлением к Божией Премудрости, Которая так cиe устроила. Ибо изумление пред великими предметами не уменьшается, когда открыт способ, каким произошло что-нибудь необычайное»[200].

И ещё:

«Но согласимся ли, что земля висит сама на себе, или скажем, что она держится на воде, — в обоих случаях необходимо не отступать от благочестивого разумения и признавать, что все в совокупности содержится силою Творца. А потому и себе самим, и спрашивающим нас: на чем опирается этот огромный и несдержимый груз Земли? — надобно отвечать: «в руце Божией концы[201] земли»[202] (Пс. 94:4). Эта мысль и для нас самая безопасная и для слушающих полезная»[203].

Цитаты других Вселенского Учителя Православiя – Святителей:

· Иоанна Златоуста:

«Видишь премудрость Творца? Сказал только – и явилась эта чудная стихия, то есть Солнце. Его-то (Моисей) называет великим светилом, и говорит, что оно создано для управления днем. Оно делает день яснейшим, бросая лучи свои, как какие-либо молнии, ежедневно показывая во всем блеске свою красоту, появляясь вместе с утром и пробуждая всех людей к исполнению своих дел. Его-то красоту изображая, блаженный Пророк говорит: "оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще. От края небес исход его, и шествие его до края их" (Псал. 18:6–7). Видишь, как (Давид) изобразил и красоту и быстроту движения (солнца)? Словами: "от края небес исход его, и шествие его до края их" (Давид) показал нам, как (солнце) мгновенно обтекает всю вселенную и от края до края разливает лучи свои, через то доставляя великую пользу. Оно не только греет, но и сушит; и не только сушит, но жжет, доставляя нам многую и разнообразную пользу; это весьма удивительная стихия, и едва ли кто в состоянии по достоинству все выразить. Говорю так и превозношу эту стихию не для того, чтобы ты, возлюбленный, останавливался на ней, но чтобы от нее восходил выше, и перенес свое удивление на Творца этой стихии. Чем большей представляется стихия, тем более дивным является Создатель»[204].

· Григория Богослова:

«Солнце в чувственном то же, что Бог в мысленном, сказал один из не наших. Оно просвещает взор, как Богъ ум, и всего прекраснее в видимом, как Богъ в умосозерцательном. Но чем первоначально приведено Солнце в движение? Чем непрестанно движется и круговращается оно — неизменное во своем законе, в подлинном смысле неподвижное, неутомимое, живоносное и, как справедливо воспевают стихотворцы, живородящее, никогда не прекращающее ни течения, ни благодеяний своих? Как творит оно день на земле, и ночь под землею?»[205] –

– не говорят о том, что Солнце вращается (или должно вращаться) вокруг Земли. А Солнце действительно «непрестанно движется и круговращается» по орбите вокруг центра Галактики Млечный Путь. То же самое можно сказать о цитате Св. Блаженного Августина, что Солнце «имеет свою собственную окружность, или круговращение». Контекст этой цитаты следующий:

«“И рече Богъ: да будут светила, на тверди, освещати…”. Сказано ли это о неподвижных только звездах, или же и о блуждающих? Но два светила, большее и меньшее, принадлежат к числу блуждающих: каким же образом все светила созданы быть на тверди, когда каждое из блуждающих светил имеет свою собственную окружность, или круговращение?»[206]

Итак, в этой цитате сказано, что Солнце и Луна «блуждающие светила», но не сказано, что Солнце вращается именно вокруг Земли. Это можно предположить, но прямо этого не сказано. Равносильно можно предположить, что Св. Блаж. Августин имел в виду, что Солнце вращается вокруг центра Галактики Млечный Путь. И то и другое предположения насчёт цитаты Св. Блаж. Августина – о вращении Солнца вокруг Земли или вокруг центра Галактики Млечный Путь – не более, чем «гадание на кофейной гуще».

Другая цитата Св. Блаж. Августина:

«дни происходят вследствие вращения неподвижных звезд, а годы — известные нам тогда, когда Солнце проходит свой звёздный круг, менее же известные — когда каждое из движущихся светил проходит путь по своим окружностям. Он не говорит: "и в месяцы", может быть потому, что месячный год есть год лунный, как 12 лунных годов составляют год того светила, которое греки называют Faeqon, a 30 годов солнечных составляют год того светила, которое у них называется Fainon, и, может быть, что когда все светила проходят свои пути, протекает тот великий год, о котором многие и много говорили. Или же в словах: в знамения не говорит ли он о тех знаках, которыми обозначается известный путь мореплавания, а в словах во времена — о временах года: весне, осени и зиме, потому что и они наступают и сохраняют свою преемственность и порядок вследствие круговращения светил; слова же: во дни следует понимать так, как объяснено нами выше?»[207]

Опять-таки ни слова о том, что Солнце и звёзды вращаются вокруг Земли. Зато явно видно описание эклиптики – видимого годичного пути Солнца по небу. Выше, в разделе «Опровергли ли Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон Библейское Учение?» уже говорилось о том, что любые процессы движения следует описывать в рамках определённой системы отсчёта.

Цитата Свт. Иоанна Златоуста «Они (звезды) часто в одно мгновение пробегают великое пространство и никогда не стоят на одном месте, но совершают одно течение, какое назначено им от Господа» вырвана Дмитрием Энтео из контекста. Полностью она выглядит так:

«Подумай, какую пользу (Моисей) указал нам и в звездах. "Поставил", говорит, "на тверди небесной". Что значит "поставил"? Не то же ли, что "водрузил"? Нет; мы видим, что они часто в одно мгновение пробегают великое пространство и никогда не стоят на одном месте, но совершают свое течение, какое назначено им от Господа. Что же значит "поставил"? Значит: повелел быть им на небе. Писание, как увидим впоследствии, говорит в другом месте, что Богъ "поместил" "Адама" в раю (Быт. 2:8), не в том смысле, что водрузил его в раю, а в том, что повелел ему быть в раю. Таким же образом можем и о звездах сказать, что Богъ повелел им быть на тверди небесной и изливать свой свет на Землю. Подумай, возлюбленный, не приятнее ли всяких лугов и садов смотреть ночью на звездное небо, – как оно украшено разнообразными звездами, будто какими цветами, и как эти звезды льют на землю множество света? Они к тому и назначены, чтобы светить на землю и управлять днем и ночью, что сказано вообще и о великих светилах»[208].

В этой цитате говорится о вращении звёзд, но не об их вращении вокруг Земли. Звёзды действительно находятся в движении. Например, наше солнце, по подсчётам, перемещается в пространстве по своей орбите вокруг центра галактики Млечный Путь со скоростью 728,000 км/ч.

В XIX веке Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) писал:

«С крайним благоговением произноси имя Иисуса Христа, Сына Божия, […] Который доселе выводит светила освещать землю или умерять мрак ночи, доселе разливает столь живительный воздух для дыхания всех живых тварей; – создал столь чудное свойство огня, который согревает, сожигает и светит; – Землю, способную круговращаться с легкостью воздушного пузыря около столь громадного светила, как Солнце, и около себя, – способную произращать, по слову Его, бесчисленные роды растений»[209].

А Святитель Феофан Затворник (1815–1894) говорил:

«Стоит солнце посреди, а вокруг него ходят все планеты наши, все тяготеют к нему и все непрестанно обращены к нему какою-либо стороною. Но что солнце в мире вещественном, то в мире духовном Богъ – умное солнце»[210].

Вот что пишет Святитель Макарий (Невский-Парвицкий), Митрополит Московский (1835–1926):

«В мире Христианства совершилось нечто подобное тому, что бывает в сферах небесных светил: некоторые планеты, как говорит астрономия, в периодическом движении своем около Солнца по временам начинают обратное течение, а потом, с большею скоростью, опять продолжают свое прежнее движение вперед»[211].

Как видим, Святитель прямо пишет о том, что планеты обращаются вокруг Солнца.

Наконец, приведём красноречивую цитату Святителя Луки (Войно-Ясенецкого):

«Библия не учит и о геоцентризме, то есть о том, что земля находится в центре вселенной, и даже нет в ней основания для гелиоцентризма (теория, которой временно придерживалась наука, уча, что в центре мира находится солнце)... Библия учит не о физическом, а о метафизическом центре вселенной, каким является Христос... Мир христоцентричен... Богъ воплотился на маленькой и незначительной планете Земля не по той же ли причине, по которой Он избрал и на земле маленькую Палестину, и в Палестине Вифлеем, а в Вифлееме ясли, ибо не нашлось места в гостинице? Наша земля, таким образом, стала космическим Вифлеемом»[212].

О том, что Солнце вращается вокруг Земли прямо сказано только:

1) в цитате Святителя Григория, Епископа Нисского:

«Солнце совершает течение свое, попеременно производя то свет, то тму, освещая над нами воздух, когда показывается над землею, и навлекая тму своим захождением, Земля же стоит (Еккл. 1:4), и в стоянии своем пребывает неподвижною, и что; стало, то не приходит в движение, и что; пришло в движение, то не останавливается. Оказывается, что все во все продолжение времени само собою ни в чем не изменяется превращением во что-либо новое. […] Ибо, если это установленное течение солнца не имеет предела, это попеременное преемство света и тмы не допускает остановки, а земля, осужденная стоять, в стоянии своем пребывает неподвижною, без пользы же трудятся реки, истощая себя в ненаполнимое естество моря, а море напрасно принимает в себя притоки вод, нисколько не прибывая от принятия непрестанно вливаемого в его недра» [213]

2) в цитате местночтимого Святого Сурожской епархии РПЦ Бенедиктинского монаха Беды Достопочтенного:

«Глава 3. Что такое мир?

Мир есть вся вселенная, состоящая из Неба и Земли, образованная из четырех элементов и имеющая форму абсолютного шара; [образована же она] из огня, которым светят звезды; из воздуха, которым дышит все живое; из вод, опоясывающих и пронизывающих землю и тем самым укрепляющих ее; наконец, из самой земли, которая пребывает в равновесии в середине и в самом низу мира[214] и висит неподвижно, в то время как вселенная вращается вокруг неё. Названо же небо словом mundus из-за своего совершенного и абсолютного изящества, так же как и у греков оно называется KOSMOS из-за своей красоты. […]

Глава 45. Расположение земли.

Фундаментом Земле служит её собственная устойчивость, и бездна окутывает её как плащ. Ибо подобно тому, как место огня не может быть нигде, кроме как в огне, а место воды – только в воде и место духа – в духе, так и для Земли, все части которой льнут друг к другу, не может быть иного места, кроме как в себе самой – сама природа удерживает её там и не дает никуда упасть. Будучи расположена в центре, или на оси мира, Земля – самая тяжелая [из элементов] занимает самое нижнее – срединное место среди всех творений, в то время как вода, воздух, огонь устремляются выше как по природной своей легкости. так и по положению»[215].

3) в цитате Святого Отца XVIII века Равноапостольного Космы Этолийского (1714–1779):

«Мир этот подобен яйцу. И как желток посреди яйца, так и Земля по воле Бога пребывает на своем месте во Вселенной. И как белок окружает желток, так и воздух – Землю. И как скорлупа – яйцо, так и небо окружает Землю. Солнце, луна и звезды словно приклеены к небу, которое вращается вместе с солнцем. Земля круглая, и там, где светит солнце, сейчас день. Ночь – не что иное, как тень земли. Сейчас у нас здесь вечер, но вечер не на всей земле – где-то полночь, где-то рассвет, где-то полдень – день наступает там, куда приходит солнце. Расстояние между землей и небом от места, где мы сейчас находимся, равно расстоянию от любой другой точки земли до неба. И люди живут как с этой стороны Земли, так и с другой. Поэтому Святые Отцы постановили нам накануне Пасхи Христовой красить яйца и, глядя на них, помнить, что яйцо символизирует мир, а красный цвет Кровь Христову, пролитую Им на Кресте, освятившую весь мир»[216]

Дмитрий Энтео записал в «геоцентристы» <





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.