5.Работа над построением экскурсии.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 5. Работа над построением экскурсии. Разделив свою тему на отдельные подтемы и вопросы, определив ихпоследовательность и внутреннюю связь, необходимо выяснить, как они представленыв экспозиции и обеспечены материалом. Для этого производится отбор нужных длятемы экспонатов в соответствии с намеченными подтемами и вопросами. В результатеотбора наиболее важных по содержанию экспонатов складывается маршрут экскурсии(путь движения от витрины к витрине, от экспоната к экспонату). После составлениямаршрута выбираются инвентарные карточки на те экспонаты, которые сталиобъектами экскурсии. Затем карточки расставляются по намеченному в экскурсиипорядку и разделяются заставками на подтемы и вопросы. Начинается периодсоставления рассказа на экскурсии. Рассказ должен состоять из вступительной беседы, основной части и заключительнойбеседы. Во вступительную часть необходимо включить: знакомство с группой; сведения о музее (когда он открыт, чему посвящен, какие проводит экспедиции, экскурсии, интересные мероприятия); название темы экскурсии, ее основные вопросы. Полезно также узнать, насколько слушатели знакомы с темой: это поможет установитьболее тесный контакт с группой, избежать ненужных повторений и разобрать рядвопросов путем предварительной беседы. Основная часть экскурсии опирается на показ и анализ экспонатов. Рассказсоставляется в соответствии с составленным маршрутом, на основе записей в блокнотеи на инвентарных карточках. Составлением рассказа лучше заниматьсянепосредственно в музее, при работе с экспозицией. Особое внимание следуетобратить на выводы по подтемам (для удобства последующей работы их можновыписать на отдельные карточки).
Заключительная беседа должна быть достаточно короткой. Здесь подводится итог всему рассказу и выясняется, как слушатели усвоили главные вопросы (можнопровести небольшую викторину или сделать это в любой другой игровой форме). Взаключение обязательно нужно предложить задавать вопросы и пригласить посетитьмузей еще раз. 6. Оформление текста музейной экскурсии. Рассказ необходимо оформить в виде текста, оформленного по следующей схеме:
Тема экскурсии______________________________________ Продолжительность экскурсии________________________ Составитель_________________________________________
Подтемы, отдельные вопросы, Экспонаты, Содержание экскурсии Запись в таблице ведется строго горизонтально, так чтобы было полное соответствие и связь между вопросом, экспонатом и рассказом. Названия экспонатов должнысоответствовать надписям на этикетках. В графе " Содержание экскурсии" кромесодержания рассказа, необходимо указать, как расставляется группа, логическиепереходы между объектами показа и т. п. После написания текста, проводится его хронометраж. То есть, написанный текстзачитывается непосредственно на экспозиции с показом вещей и документов и если онне укладывается в заданное время, производятся сокращения. Далее текст утверждается руководителем. 7. Отработка и сдача экскурсии. После утверждения текста, начинается отработка экскурсии на экспозиции. При этом можно пользоваться своим текстом, но заучивать его наизусть не обязательно. Экскурсия отрабатывается по частям. Особое внимание следует обратить на показ ианализ экспонатов: на какую деталь предмета, на какое место в документе следуетобратить внимание экскурсантов, связан ли показ с рассказом, нельзя ли предложитьслушателям сравнить несколько экспонатов или фактов и самим сделать заключение, как лучше по нескольким вещам, документам, фотографиям воссоздать целую картинусобытий.
При отработке необходимо четко определить места остановок группы, местоэкскурсовода возле каждой витрины и стенда. Выбирать место следует так, чтобыотсюда можно было показать все необходимые экспонаты. В зависимости от определения места экскурсовода около витрины или стенда, указка находится в правой или левой руке, так, чтобы экскурсовод всегда находился лицом кслушателям. Перед сдачей экскурсии руководителю ее можно провести для своих товарищей. Сдача экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны бытьпредварительно ознакомлены с ее текстом, схемой маршрута, спискомиспользованной литературы и т. д. 8. Дальнейшая работа над экскурсией. Самое страшное для экскурсовода - остановиться на одном месте, выучить наизустьсвою тему и механически повторять ее снова и снова. Для того чтобы этого избежать, необходимо продолжать изучать выбранную тему: следить за новыми книгами ипоступлениями в музей, собирать дополнительный материал и сведения обэкспонатах, читать газеты и журналы, расширять свой кругозор. При проведении экскурсий следует обращать внимание на то, какие разделы иматериалы пользуются у слушателей большим интересом, а какие проходят мимо ихвнимания и делать из этого соответствующие выводы. Также необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство: посещать музеи, слушать других экскурсоводов, запоминать интересные факты, отмечать удачныеприемы показа и анализа экспонатов, работы с группой. Формой отчетности при выполнении этого задания является составление текста маршрута экскурсии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|