Понятие административной ответственности
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам. Спецификой данной работы является изучение особого института - административной ответственности юридических лиц. В последние годы произошли принципиальные изменения в экономике. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования. Сегодня создается большое количество юридических лиц с различной организационно-правовой формой. С другой стороны, это влечет за собой рост правонарушений, совершаемых юридическими лицами. Это требует, во-первых, надежных гарантий защиты экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, во-вторых, равного подхода к этой защите со стороны правоохранительных и контрольных (надзорных) органов. Вопрос административной ответственности юридических лиц в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) как в специализированной литературе, так и в средствах массовой информации. Особое внимание уделяется вопросу понятия ответственности юридических лиц и понятию вины юридического лица.
Все это указывает на безусловную актуальность избранной темы данной дипломной работы. Вместе с тем, несмотря на то, что данный вопрос достаточно полно исследован в юридических трудах многих авторов, таких как А.Б. Агапов, Ю.С. Адушкин, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельский, И.И. Веремеенко, В.А. Власов, В.В. Денисенко, А.С. Дугенец, Л.А. Калинина, Ю.М. Козлов, Ю.Ю. Колесниченко, А.П. Коренев, Г.А. Кузьмичева, Н.П. Мышляев, Т.Р. Мещерякова, Е.В. и других ученых-административистов, в реальных административных отношениях часто возникает множество вопросов, требующих более детальной проработки. Особенно это касается вопросов, связанных с понятием и содержанием ответственности и вины юридического лица, совершившего административное правонарушение. В России в настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим административную ответственность юридических лиц, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативные акты субъектов РФ. Целью написания дипломной работы является изучение современного административного законодательства и рассмотрение проблем административной ответственности юридических лиц. Для достижения поставленной цели намечен ряд задач: проанализировать понятие административной ответственности; исследовать основания привлечения и особенности административной ответственности юридических лиц, виды административных правонарушений; рассмотреть основные виды административных наказаний, назначаемых юридическим лицам за совершенные ими административные правонарушения. При написании дипломной работы были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, научная, специальная и учебная литература, а также издания периодической печати авторов-правоведов, компетентных в рассматриваемых вопросах, таких как А.Б. Агапов, Д.Н. Бахрах, И.В. Панова, О.В. Панкова, Б.Ф. Россинский, П.П. Серков, И.В. Тимошенко и других.
Глава 1. Юридическое лицо как субъект административной ответственности
Понятие административной ответственности
Сразу стоит отметить, что ни в действующем в настоящее время Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 08.04.2014) (далее - КоАП РФ), ни в действовавшем ранее КоАП <consultantplus://offline/ref=5E5FAC9467491826F18F6797BC8312E09885B77C6D4B9898409E05DAfBsFL> РСФСР легальное определение административной ответственности не закреплено. Представляется, что отсутствие данной законодательной дефиниции следует характеризовать как пробел в законодательстве, который препятствует единообразному пониманию этого института правоприменителями и иными субъектами административного права, в том числе субъектами административной ответственности. Вместе с тем, десятки лет исследователи пытались сформулировать понятие административной ответственности. Например, А.В. Кирин разделяет формирование современного понятия института административной ответственности на следующие периоды: 1917 - 1939 гг., 1940 - 1960 гг. и 1961 - 2001 гг.. Другие исследователи, например И.В. Тимошенко, выделяют такие исторические периоды: с 1917 г. по 23 октября 1980 г.; с 1984 по 2001 гг.; современный период. В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю мер принуждения, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке. Так, П.П. Серков определяет юридическую ответственность как особую правовую форму реакции государства на защиту публичных и частных интересов, заключающуюся в совокупности установленных государством материальных и процессуальных правовых норм в целях понуждения правонарушителя, добровольно не желающего соблюдать установленные нормы поведения, к должному поведению и возложения обязанности претерпевать неблагоприятные для него последствия, а также достижения цели предупреждения правонарушений.
Как отмечалось выше, единой общенаучной, комплексной дефиниции рассматриваемого понятия не существует, в связи с чем в современной юридической литературе предпринимаются попытки дать такое определение данного правового института. Например, Б.В. Россинский под административной ответственностью понимает вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение. О.В. Панкова отмечает, что административная ответственность выражается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренной административно-правовой нормой закона меры принудительного воздействия в виде административного наказания, ограничивающего личные и имущественные права этого лица. П.П. Серков понимает под административной ответственностью комплексный правовой механизм реагирования государства на проявление административной противоправности, содержащий материально-правовые основания и процессуальный порядок производства по делам об административных правонарушениях. Основу (основания) административной ответственности, по его мнению, составляют дифференцированная административная противоправность, состав административного правонарушения, административное наказание (материально-правовой аспект) и процессуальная форма. Таким образом, ученые сходятся во мнении, что административная ответственность - это один из видов юридической ответственности, но каждый автор по-разному представляет ее конкретные специфические особенности. При наличии юридического факта совершения административного правонарушения задействуется механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание. В административном праве из всех многочисленных видов административного принуждения только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам.
В соответствии со ст. 3.1 <consultantplus://offline/ref=5E5FAC9467491826F18F6797BC8312E09A81BC786845C59248C709D8B8B04FED22FCB18B916F8982f7s4L> КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Сущность административного наказания определяется его целями, основаниями, порядком и субъектами применения, которые значительно отличаются от применения других административно-принудительных мер - административно-пресекательных, административно-предупредительных, административно-восстановительных. Административные наказания - административно-принудительная мера. Они существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью. Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния. Содержание административных наказаний определяется характером отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного и некоторых других отраслей права, а также некоторых норм гражданского, трудового, семейного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность административных правонарушений состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций имеет наказательный, а не восстановительный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага. Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, а административный штраф и конфискация орудия или предмета административного правонарушения связаны с материальными потерями.
Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их уполномочен назначать широкий круг субъектов административной юрисдикции: судьи, органы исполнительной власти, их должностные лица, отдельные государственные учреждения, специальные коллегиальные органы. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: судьями и должностными лицами органов исполнительной власти - единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, созданными при соответствующих органах местного самоуправления, - коллегиально. Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. Среди физических лиц общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане РФ. Особым субъектом административного правонарушения выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства. Специальными субъектами административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам. Однако за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, административных правонарушений в области налогов, сборов и финансов и др. Названные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Исключение из этой общей нормы (ст. 2.5 <consultantplus://offline/ref=5E5FAC9467491826F18F6797BC8312E09A81BC786845C59248C709D8B8B04FED22FCB18296f6sAL> КоАП РФ) состоит в том, что к указанным лицам не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того - административный штраф. Вместе с тем полномочные органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, могут вместо применения административного наказания передавать материалы о правонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Существенными особенностями в качестве субъектов административных правонарушений характеризуются должностные лица. Они несут административную ответственность не только за собственные действия (бездействие), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила. Понятие должностного лица ранее содержалось только в УК РФ (примечание к ст. 285) <consultantplus://offline/ref=5E5FAC9467491826F18F6797BC8312E09A81BC716849C59248C709D8B8B04FED22FCB18Ff9s3L>. Теперь это понятие установлено и в КоАП РФ (примечание к ст. 2.4) <consultantplus://offline/ref=5E5FAC9467491826F18F6797BC8312E09A81BC786845C59248C709D8B8B04FED22FCB1889368f8sDL>. Под должностными лицами согласно КоАП <consultantplus://offline/ref=5E5FAC9467491826F18F6797BC8312E09A81BC786845C59248C709D8B8B04FED22FCB1889368f8sDL> РФ понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Как должностные лица несут ответственность и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие юридических лиц (организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением в своих структурах управленческих функций. Помимо физических лиц, субъектами административной ответственности, как отмечалось выше, являются юридические лица. Еще в советском административном законодательстве существовала ответственность социалистических организаций, но уже в начале 1960-х гг. от нее фактически отказались. Долгое время вопрос о привлечении юридического лица к административной ответственности имел дискуссионный характер. В теории высказывались точки зрения, что этот институт чужд КоАП <consultantplus://offline/ref=5E5FAC9467491826F18F6797BC8312E09885B77C6D4B9898409E05DAfBsFL> РСФСР и разрушает цельность его предмета регулирования. В этом Кодексе <consultantplus://offline/ref=5E5FAC9467491826F18F6797BC8312E09885B77C6D4B9898409E05DAfBsFL> вопросы административной ответственности юридических лиц не регламентировались. Это обусловливалось прежде всего отсутствием частной собственности в основных средствах производства. Коренное изменение сути экономического строя, переход предприятий и организаций в частную собственность обусловили необходимость применения административного принуждения и к юридическим лицам. Однако законодательное закрепление административной ответственности юридических лиц имело место в ряде законодательных актов, принятых в период действия КоАП <consultantplus://offline/ref=5E5FAC9467491826F18F6797BC8312E09885B77C6D4B9898409E05DAfBsFL> РСФСР, таких как ЗК <consultantplus://offline/ref=5E5FAC9467491826F18F6797BC8312E0988DBA7967169290199207fDsDL> РСФСР 1991 г., ТмК <consultantplus://offline/ref=5E5FAC9467491826F18F6797BC8312E09C82B779654B9898409E05DAfBsFL> РФ 1993 г. и др. Судя по количеству законодательных актов, до введения в действие КоАП <consultantplus://offline/ref=5E5FAC9467491826F18F6797BC8312E09A81BC786845C59248C709D8B8fBs0L> РФ регламентировавших административную ответственность юридических лиц, проблема административной ответственности хозяйствующих субъектов возникла под влиянием изменяющихся общественных отношений, экономических условий, вызванных возвращением частной собственности. Дискуссионность такой правовой категории, как «ответственность юридического лица», вытекает из сущности юридического лица как правовой фикции. Следовательно, использование в отношении юридического лица классического понимания вины невозможно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|