Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Понятие деятельности в трудах С. Л. Рубинштейна




Теория высших психических функций (Л.С. Выготский)

В то же время работы Л.С. Выготского [60] внесли большой вклад в разработку теории деятельности. Выготский поставил вопрос о новом подходе к психологическому анализу деятельности, исходя из наметившейся у Басова «тенденции к изучению целостных структур, к вскрытию структур, лежащих в основе психологических явлений» [60, с. 128], на основании трех основных определяющих моментов: динамики образования процесса; объективности анализа процесса; возникновения самого процесса.1 Выготскому принадлежит идея «о вращивании» — переходе внешней операции во внутреннюю. Ему же принадлежит разработка «инструментального методов психологии» как адекватного метода исследования опосредованное высших психических функций человека.

Выделив существенное отличие «психологического орудия» от «технического», Выготский показал значение применения орудия труда как фактора, «конституирующего» психическую деятельность, а также ввел представление о «знаке» как внутреннем инструменте действия. Работы Л.С. Выготского явились отправным пунктом для цикла исследований, направленных на изучение зависимости психических процессов от таких условий деятельности, как цель, мо;гив, способы, и были положены в основу построения теории деятельности.

ИСТОКИ ПОНЯТИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО

Таким образом, уже в середине 20-х гг. Л.С. Выготский имел историко-социологическое понятие о практической, чувственной деятельности людей. Более того, он отчетливо понимал роль в ней такого существенного компонента, как "орудийность" и "опосредствованность", положив его изучение в основу исследований своей научной психологической школы.

Л.С. Выготский принял в свое время весьма перспективное и фундаментальное решение, которое привело к развертыванию исследований его коллектива, направленных на изучение функционирования орудий-средств в процессах мышления, внимания и памяти. Эти исследования выявили такую форму психологических орудий-средств, как словесные знаки и подвели к сложной проблеме связи этих знаков (или значений слов) с практическими действиями, с внешней (или внутренней) деятельностью, в которых данные средства функционируют.

В 1929 г. Л.С. Выготский публикует статью "Генетические корни мышления и речи" (соответствующий материал вошел затем в известную книгу Л.С. Выготского "Мышление и речь").

В этой статье обсуждались вопросы, касающиеся генетических корней практического интеллекта и человеческой речи. Рассмотрев большой фактический материал, полученный другими специалистами, Л.С. Выготский выявил процессы перекрещивания корней практических действий человека, с помощью которых он решает мыслительные задачи, и корней его речевого общения (до этого действие и общение осуществлялось человеком независимо друг от друга). А.Н. Леонтьев следующим образом оценивал этот исследовательский результат: "Термина "деятельность" еще нет, он еще не выступал, не применялся, а понятие деятельности нашло свое дальнейшее развитие" Леонтьев А.Н.Философия психологии. Из научного наследия. М., 1994. С.267..

В другой своей работе "Орудие и знак в развитии ребенка, с одной стороны, понятия "орудие" и "опосредствование" детально конкретизируются при описании психического развития человека, с другой - понятие "человеческое орудие" четко разводится с употреблением предметов орудийного характера у животных. Человеческое орудие Л.С. Выготский последовательно связывает со специфическим содержанием человеческого труда, ориентированным на будущее, а это уже начало человеческой культуры, для которой характерно наличие свободных волевых действий людей, направленных на будущее.

В этом направлении Л.С. Выготский использовал уже и термин "деятельность". В приведенных суждениях он создает теоретическую схему психологического отличия человека от животных (наличие у него "жизни во времени", т.е. будущего, наличие свободных, волевых, культурных действий, т.е. высших психических функций) на основе понятия труда, трудовой орудийной деятельности.

Далее нужно отметить следующее. В культурно-исторической теории психического развития человека, созданной Л.С. Выготским в конце 20-х - начале 30-х гг., им широко использовалось понятие коллективной деятельности, наличие которой подразумевало и понятие коллективного субъекта (ему соответствовал коллектив детей, соответствовала группа, состоящая из детей и взрослых). Согласно Л.С. Выготскому, индивидуальная деятельность производна от коллективной деятельности. Переход от одного типа деятельности к другому является процессом интериоризации. Так, он писал о том, что психические функции сначала складываются в коллективе в виде отношений детей, а затем становятся психическими функциями личности. Свой общий генетический закон психического развития он формулировал следующим образом: "Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды сперва как деятельность коллективная, социальная...второй раз как деятельность индивидуальная..." Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 387.. Понятие зоны ближайшего развития, введенное в психологию Л.С. Выготским, в определенной мере объясняет содержание процесса происхождения индивидуальной деятельности из коллективной.

Практически параллельно с Л.С. Выготским изучением проблемы деятельности занимался С.Л. Рубинштейн.

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДАХ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

Основной тематикой исследований Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960) были проблемы методологии науки. Опираясь на труды К. Маркса, он обосновал принцип единства сознания и деятельности, который позволил дать новаторскую трактовку сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром.

Вопрос о системном и смысловом строении сознания был центральным для Выготского, а вопрос о структуре деятельности - для Басова. В то же время роль предметной деятельности в построении сознания оставалась вне поля зрения Выготского, а категория сознания - вне поля зрения Басова. Рубинштейн видел свою задачу в том, чтобы сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе. Это существенно изменяло перспективу конкретных исследований, призванных теперь исходить из того, что "все психические процессы выступают в действительности как стороны, моменты труда, игры, учения, одного из видов деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и определяясь" Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М., 1994. С.124.

.

Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе, как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе становится важнейшей проблемой психологии.

Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт.

Основу связей субъекта с объективным миром составляет деятельность человека, который, изменяя мир, изменяется сам. Исходя из этого положения, Рубинштейн разработал принцип единства воздействия и изучения, согласно которому психология раскрывает свои тайны в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий.

На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления). Исследования проводились на кафедре психологии Педагогического института в Ленинграде - кафедре, которая стала одним из крупнейших исследовательских центров в стране. Обобщая на основе своих теоретических представлений результаты этих работ, Рубинштейн методологически осмыслил их в фундаментальном труде "Основы общей психологии" (1940). Здесь он уделяет основное внимание рассмотрению основных задач, мотивов и целей деятельности.

Рубинштейн отмечает, что общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделения труда порождают своеобразный характер ее мотивации. «Поскольку деятельность человека и входящие в ее состав действия служат при разделении труда непосредственно для удовлетворения не личных, а общественных потребностей, действия человека, направляясь не на предметы, служащие для удовлетворения его потребностей, не могут возникнуть инстинктивно, а лишь в силу осознания зависимости удовлетворения личных потребностей от выполнения действий, направленных на удовлетворение общественных потребностей: в силу общественного характера человеческой деятельности она из инстинктивной - какой была у животных - становится сознательной» Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С.465.

. Вместе с тем создается возможность как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности. Прямой целью общественно организованной человеческой деятельности, по мнению Рубинштейна, является выполнение определенной общественной функции; мотивом же ее для индивида может оказаться удовлетворение личных потребностей. По мере того как общественные и личностные интересы и мотивы расходятся у индивида, расходятся также мотивы и цели его собственной деятельности; если же они сходятся, то мотивы и цели деятельности человека также сходятся.

Единство деятельности выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивов, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности как таковой, в отличие от мотивов и целей отдельных действий, носят обычно обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.

Ход человеческой деятельности, по Рубинштейну, обусловлен, прежде всего, объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а ее строение - соотношением этих задач. При этом единство деятельности создается прежде всего наличием больших задач, подчиняющих себе ряд более мелких, частных задач, входящих в них в качестве звеньев.

Поскольку конечная цель деятельности достигается в целом ряде действий, результат каждого из этих действий, будучи по отношению к конечной цели средством, является также для данного частного действия целью. Будучи и средством, и целью, результат отдельного действия субъективно может переживаться или осознаваться субъектом по-разному. Преломляясь в переживании субъекта, это сочетание целей и средств может принимать в ходе действий разнообразные формы: в тех случаях, когда субъект «застревает» на какой-нибудь частной цели (она превращается для него в самоцель), деятельность его дробится; «по мере того как он, сохраняя в поле своего зрения более крупные задачи, которые как бы вбирают в себя более частные, мелкие задачи, передвигает свою конечную цель все дальше и дальше, деятельность его становится все собраннее и целеустремленнее» Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С.466.

. Включение действия в новый, более обширный, контекст придает ему новый смысл и большую внутреннюю содержательность, а его мотивации - большую насыщенность. Действие, становясь способом разрешения более общей задачи, теряет свою преднамеренность и приобретает естественность.

Решающее значение целей и задач сказывается и на мотивах. Они, как отмечает Рубинштейн, определяются в основном задачами, в которые включается человек. Мотив для данного действия заключается именно в отношении к задаче, к цели и обстоятельствам - условиям, при которых действие возникает. Мотив как «осознанное побуждение для определенного действия» формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, те обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает. Вследствие всего этого и рождается мотив, необходимый для реального жизненного действия.

Мотив человеческих действий связан с их целью, поскольку мотивом является стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться:

1) на саму деятельность. Здесь Рубинштейн приводит в пример игру, где мотив деятельности лежит в ней самой, или в тех случаях, когда человек делает что-нибудь "из любви к искусству";

2) на один из результатов деятельности. В данном случае побочный результат действий становится для действующего лица субъективно целью его действий. Так, выполняя то или иное дело, человек может видеть свою цель не именно в выполнении данного дела, а в том, чтобы посредством его проявить себя или выполнить свой общественный долг.

Рубинштейн отмечает, что наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, у человека как социального существа неизбежно и естественно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата в виде того продукта, который его деятельность дает, еще и какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив - стремление выполнить свои обязанности, свой общественный долг, а также проявить себя, заслужить общественное признание.

Автор признает, что мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. «В своих вершинных формах мотивы основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, наиболее сознательных проявлениях поведение человека регулируется осознанной необходимостью, в которой оно обретает истинно понятую свободу» Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С.467.

Общественную природу мотивации человеческой деятельности Рубинштейн связывает с влиянием, которое оказывает на нее оценка. Это обусловленная общественными нормами самооценка и оценка со стороны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит. Он также говорит, что психологически в значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности.

Оценка влияет, воздействует на деятельность человека, направляя ее в ту или иную сторону, повышая или снижая ее уровень.

Кроме того, Рубинштейн отмечает особое влияние установки на оценку как мотива деятельности. Она, кроме всего прочего, зависит от характера отношения между действующим субъектом и оценивающим его окружением. «Известно, насколько легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем в недоброжелательном окружении. Недоброжелательность окружения сковывает, парализует, особенно очень чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны» Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С.469.. Но даже объективно бесспорным является то, что, технически одна и та же задача психологически может быть задачей различной трудности, когда ее приходится решать в различных социальных ситуациях.

У некоторых людей личностно-социальные моменты оценки в некоторых случаях явно перевешивают объективные, связанные с самой деятельностью.

Влияние оценки обусловлено рядом обстоятельств. Так, оценка, направленная на личность действующего субъекта, воспринимается иначе, чем оценка, направленная лишь на те или иные действия.

Очевидным для Рубинштейна является то, что отношение к оценке находится в зависимости от характера и уровня притязаний личности. А они, в свою очередь, обычно находятся в зависимости от уровня достижений ее в данной области. С повышением уровня достижений личности, как правило, повышается и уровень ее притязаний. Таким образом, результаты деятельности изменяют условия этой деятельности: создается своеобразная "циркулярная реакция", которая особенно ярко проявляется во влиянии эмоциональных факторов на протекание действий.

Различные действия в деятельности, по мнению автора, связаны между собой не только как средство и цель, как причина и следствие зависимостями самих действий и их объективных результатов, но и тем субъективным, эмоциональным влиянием, которое в процессе деятельности результат одного действия оказывает на последующее действие. Успешный или неуспешный ход деятельности всегда, так или иначе, изменяет психологические условия ее протекания. Влияние, как успеха, так и неуспеха может быть при этом различным, в зависимости от ряда конкретных условий, в частности от соотношения между силой и способностями данного субъекта и трудностью задач, стоящих перед ним.

С этим влиянием успеха и неуспеха на деятельность связано влияние посильно и непосильно (сверх) трудных задач. «Трудные, но посильные задачи и соответствующие требования стимулируют, выявляя, по мере того как человек с ними справляется, повышающийся уровень доступных ему достижений, и повышают тем самым и уровень его притязаний, готовность и охоту браться за дальнейшие, все более трудные задачи. - утверждает Рубинштейн. - Постановка сверхтрудных задач, вызывающая неудачные попытки их разрешить, и сознание их заведомой непосильности парализуют веру в свои силы и могут породить состояние, при котором все задачи становятся психологически более трудными; в результате задачи, которые посильны для данного субъекта, могут стать непосильными для него» Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С.471..

Для правильного понимания влияния успеха или неуспеха на ход деятельности необходимо, говорит автор, различать два момента:

во-первых, объективную успешность или неуспешность, т.е. собственно эффективность или неэффективность самого действия;

во-вторых, успех или неуспех действующего лица, который в свою очередь может быть понят по-разному - или как чисто личный успех, или как успех определенного общественного дела.

Рубинштейн считает, что эти общие соображения о деятельности и ее мотивации необходимо конкретизировать применительно к основным видам деятельности. К ним относятся труд, игра и учение.

Основным, исторически первичным видом человеческой деятельности, по мнению автора, является труд. В данном контексте Рубинштейн рассматривает труд изобретателя, труд ученого и труд художника. Своеобразными, отличными от труда, но связанными с ним и производными от него видами деятельности ему представляются игра и учение.

Игра, как писал Рубинштейн, это «одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли» Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С.485..

Особое значение в своей работе автор придает учению. Труд, появившись в процессе исторического развития, далее совершенствовался и вместе с тем усложнялся. В силу этого все менее возможным становилось овладение необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками в процессе самой деятельности. Поэтому в целях подготовки к дальнейшей собственно производственной трудовой деятельности стало необходимым выделение в качестве особого вида учения учебного труда по освоению обобщенных результатов предшествующего труда других людей. Рубинштейн говорит, что человечество выделило для этого особый период в жизни подрастающего человека и создало для него такие специальные формы существования, при которых учение является основной деятельностью: "годы мастерства" предваряются "годами учебы".

Таким образом, С.Л.Рубинштейном еще в начале XX века был сформулирован принцип субъекта или субъектно-деятельностный подход, подчеркивающий роль внутренних условий, активности, индивидуализированности, избирательности личности, позволяет понять основные механизмы и условия ее развития в деятельности, общении, жизненном пути. Развитие личности в качестве субъекта позволяет понять его как развитие по восходящей, а не только как смену стадий и передвижение из прошлого через настоящее в будущее. Становясь субъектом деятельности, своей жизни, личность приобретает способность саморазвития, самосовершенствования как в индивидуальном, так и в общечеловеческом ценностном отношении.

Принцип единства сознания и деятельности - термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930-40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного): «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Принцип единства сознания и деятельности фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности. Принцип единства сознания и деятельности позволил выделить деятельность, как:

самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека);

как объяснительный принцип.

Деятельность в отличии от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

В деятельностном подходе впервые был поставлен вопрос о происхождении психики в животном мире.Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе, А.Н.Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц:

Деятельность—Действие—Операция

Деятельность определяется мотивом,

Действие определяется целью,

Операция определяется конкретными условиями ее протекания.

Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может направляться мотивом подготовки к профессиональному труду или мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом общения со сверстниками, или мотивом самосовершенствования и т.д. в реальности каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов (не или/или, а и/и), поэтому говорят о полимотивированности деятельности.

На уровне действия в рамках учебной деятельности студент может готовиться к экзамену, т.е. реализовывать конкретную осознанную цель – получить высокую отметку.

Цель представляет собой образ потребного будущего, для достижения которого требуется осуществить действие, в свою очередь заключающее в себе ряд операций.

Операцией в рамках действия подготовки к экзамену может быть чтение учебника, просматривание конспектов и т.д.

Структурные единицы деятельности подвижны. Так, то что еще вчера было действием, сегодня может перерасти в самостоятельную деятельность. Например, если вы читаете учебник для того, чтобы сдать экзамен, то впоследствии можете увлечься и перечитать всю доступную литературу по этому предмету. Он станет вам интересен сам по себе. Такое явление А.Н.Леонтьев назвал «сдвигом мотива на цель». Деятельность можно различать по направленности: на объекты внешнего мира, на другого человека и на самого себя. Деятельность различается по предмету: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность и т.д. Д.Б.Эльконин ввел понятие «ведущей деятельности», т.е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...