Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развернутый анализ учебной деятельности дан в трудах Д.Б. Эльконина (1904-1984) и В.В. Давыдова (1930-1998).




Он разработан А. Н. Леонтьевым и явился одним из методологических принципов отечественной социальной психологии личности. Ключом к подлинно научному пониманию личности Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях» (Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975, с 173).

Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (там же). В основе представлений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, ее развитии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих разновидностей в качестве главной выделяется предметная деятельность. Исходными единицами психологического анализа личности являются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций. Дня понимания структуры личности важной представляется мысль Леонтьева о иерархическом отношении деятельностей. Соподчинение деятельностей, порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности.

Анализ строения деятельности Леонтьев приложил к характеристике личности. Главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы. Леонтьев разделяет мотивы на 2 вида: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Включением понятия смысла в структуру деятельности он подчеркнул психологичность понимания личности. Леонтьев отметил особую функцию понятия «смысл» в структуре личности. Смысл получил характеристику личностного. В нем содержится отражение в сознании личности отношения мотива к цели. Личностный смысл выступает как особое сверхчувственное качество личности. Личностные смыслы интегрируются друг с другом в связанную систему, обозначенную Леонтьевым термином «смысловые образования личности». Иерархические связи мотивов образуют ядро личности. «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий» (Леонтьев, 1975, с. 221). «Внутренние соотношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль» личности» (там же, с. 222). Выстроенные на едином деятельностном основании представления о личности позволили Леонтьеву рассмотреть широкий круг психологических явлении в мотивационной (потребности, эмоции), поведенческой (действия, деятельность) и когнитивной сферах. В последней особое место занимают сознание и самосознание. В сознании происходит процесс объединения, «сшивания» деятельностей, развития и распада связей между ними. В концепции Леонтьева категории личность, сознание, деятельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве. Это триединство отражено и в названии его последней книги: «Деятельность. Сознание. Личность».

 

8. К настоящему времени в психологии труда сложилось два основных способа решения проблемы психологического анализа профессиональной деятельности. Первый из них условно обозначается как структурно-морфологическая парадигма психологического анализа деятельности (А.В. Карпов). Согласно данному подходу основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности. Второй подход – так называемая функционально-динамическая парадигма (А.В. Карпов); являясь более современным и совершенным, базируется на следующем основном положении. Деятельность в силу своей исключительной сложности не может основываться и не основывается на каком-либо одном компоненте, например действии. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов – единиц, которые закономерно взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, а ее функционирование и есть процесс деятельности. Указанные подходы не взаимоисключают, а скорее взаимодополняют друг друга.

 

9.
Профессионализм характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне – систематически, эффективно и надежно. Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянноучиться и совершенствовать свое мастерство.

Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Мы согласны с Е.А.Климовым, считающим необходимым рассматривать профессионализм «не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию (курсив наш – С.Д.) сознания, психики человека» [7, C. 387].

Профессионализм, являясь свойством конкретного человека-профессионала и полностью отражая его индивидуальность, одновременно реализуется как качество «надиндивидуальное», поскольку формируется с учетом профессиональных требований конкретной социально-производственной системы и обеспечивает ее воспроизводство, сохранение и развитие.

Термин «профессионализм» в современной психологической литературе (А.К.Маркова, Ф.С.Исмагилова, В.Ф.Горчакова и др.) используется для обозначения большой совокупности элементов, отражающих высокую продуктивность профессиональной деятельности. В то же время Р.В.Габдреев и его ученики подчеркивают, что идею профессионализма не следует сводить только к представлениям о высоком уровне умелости профессионала [4].

Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; человека-профессионала (как носителя специфического свойства, именуемого профессионализмом) надо рассматривать как многоуровневую систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные многообразные внутренние, в частности, психические функции. Мы полностью согласны с Е.А.Климовым, считающим необходимым рассматривать профессионализм не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека [14]. При изучении профессионализма как системного образования мы исходим из следующих концептуальных предпосылок.

Анализ профессионализма как системного образования подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве таких основных измерений считаем целесообразным остановиться на рассмотрении профессионализма 1) как свойства, 2) как процесса и 3) как состояния человека-профессионала.

1. Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство – это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека. Профессионализм (как свойство) является результатом онтогенеза человека в процессе его профессионализации.

2. Профессионализм, рассматриваемый как процесс, имеет фазы или стадии: начало, течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий.

Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:

а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности не достаточна высока;

б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; указанная стадия включает, в свою очередь, совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенным внутренних и внешних критериев;

в) стадию суперпрофессионализма или мастерства, соответствующую приближению к «акме» – вершине профессиональных достижений;

г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Процесс становления профессионализма, как правило, характеризуется немонотонностью смены фаз и стадий.

3.Профессионализм, рассматриваемый как состояние. В общем случае состояние является характеристикой любой системы, отражающей ее положение относительно координатных объектов среды [10]. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние профессионализма – это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение комфорта (дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма – это степень благополучия, определяемая по внешне читаемым признакам. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, активизирует регулятивные функции в адаптации субъекта к компонентам профессиональной среды.

Критериипрофессионализма. Критерии, т.е. показатели, на основе которых можно судить об уровне профессионализм, могут быть двух видов [7]: внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние (субъективные). Учитывая активную роль человека в процессе профессионализма, будем опираться на три ведущих (обобщенных) критерия, выделенных Ю.П.Поваренковым [21]:

1. Критерий профессиональной продуктивности характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности т.д. Мы считаем, что важнейшей составляющей обобщенного критерия профессиональной продуктивности является эффективность профессиональной деятельности, рассматриваемая нами как интегральный показатель, включающий экономическую, социальную, психологическую и «клиентоцентрированную» составляющие [8]. Экономическая эффективность деятельности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата (это могут быть социальные потребности производственной группы, в котором работает специалист), к социальным издержкам этой группы. Под «клиентоцентрированной» эффективностью понимается степень ориентации субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем. Отметим, что при совместной деятельности можно говорить о долевом вкладе данного работника в продуктивность деятельности коллектива.

2. Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Мы считаем, что профессиональная идентификация человека профессии происходит путем соотнесения интериоризированных моделей профессии и профессиональной деятельности с профессиональной Я-концепцией. Профессиональная Я-концепция включает представление о себе как члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих профессиональному сообществу. Сюда входят представления о ПВК, необходимых профессионалу, а также система отношений человека к профессиональным ценностям.

Профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, правил поведения, принятых и разделяемых членами или профессионального сообщества. При отсутствии профессиональной идентичности имеет место профессиональный маргинализм человека. Е.П.Ермолаева приводит следующий сущностный признак маргинализма [12]: при внешней формальной причастности к профессии, — внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям как в плане идентичности самосознания (самоотождествления со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей).

3. Критерий профессиональной зрелости, предложенный Д.Сьюпером свидетельствует, об умении соотносить человеком свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к нему предъявляются. Сюда входит профессиональная самооценка, уровень притязаний, способность к саморегуляции и др. В структуре профессиональной самооценки выделяют операционально-деятельностный и личностный аспекты [24]. Первый из них связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в самооценке уровня профессиональной умелости (сформированностиумений и навыков) и уровня профессиональной компетентности (системы знаний). Второй аспект выражается в оценке своих личностных качеств в соотношении с идеалом образца («Я-идеальное») профессиональной Я-концепции.

При анализе профессиональной самооценки полезно выделять самооценку результата (отражающую удовлетворенность своими достижениями) и самооценку потенциала (отражающую уверенность человека в своих силах). Низкая самооценка результата не обязательно говорит о профессиональной незрелости или о «комплексе профессиональной неполноценности». Более того, низкая самооценка результата в сочетании с высокой оценкой индивидуального ресурса профессионального развития (ИРПР) человека является фактором его саморазвития [9].

ля нас важно, что профессионализм проявляется как в высоких результатах деятельности, так и в состояниях человека. Поэтому будем выделить две группы критериев эффективности: 1) внешние (объективные) критерии, ориентирующие на оценку результативности выполнения профессиональной задачи; 2) внутренние, психологические критерии оценки деятельности.

Первую группу критериев могут характеризовать такие показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность труда и др.

Во вторую группу критериев входят следующие показатели:

· профессионально важные свойства (ПВК);

· профессиональные знания, умения и навыки;

· профессиональная мотивация;

· профессиональная самооценка и уровень притязаний;

· возможности саморегуляции и стрессоустойчивость;

· особенности профессионального взаимодействия;

· общая физическая тренированность.

Возможно использование и дополнительных показателей, отражающих специфику профессии.

Профессионально важными свойствами называют индивидуальные качества субъекта, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ПВК относятся и способности, но они не исчерпывают всего их объема. ПВКпо мере овладения профессиональной ролью развиваются, складываются приемы их компенсации, совершенствуется их структура [6].

Профессиональные знания специалиста отличаются обширностью, систематичностью и «готовностью», под которыми понимается способность немедленно припоминать то, что в данную минуту необходимо, постоянная мобилизованность всего запаса знаний. Повсеместное введение информационных и автоматических средств приводит к возрастанию в профессиональном труде роли когнитивного, особенно интеллектуального фактора. Речь идет не только о более высоком уровне знаний, но и об особых качествах мышления, способного прогнозировать и планировать производственные ситуации, обеспечивая решение сложных профессиональных задач. Такое мышление можно назвать профессиональным.

Умения и навыки. Навыки сначала усваиваются как изолированные автоматизированные действия, затем сливаются в целостные конструкции (системы навыков), а сами навыки обобщаются до уровня «вторичных умений», которым присущи гибкость, вариативность, опосредованность знаний.

Умения и навыки могут не только совершенствоваться, но и подвергаться деструктивным процессам под воздействием субъективных и объективных факторов. Эти процессы сопровождаются разрушением структуры деятельности, проявляющейся в различных видах профессиональных деформаций деятельности.

10. Профессиональная мотивация есть особая конкретизация мотивации трудовой, обусловленная специализацией в данной профессиональной области и формируется по мере приобретения личногопрофессионального опыта. Е.П. Ильин выделяет три группы мотивов, побуждающих человека к труду [4]:

1. побуждения общественного порядка;

2. получение материальных благ для себя и своей семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей;

3. удовлетворение потребностей в самовыражении, самореализации.

Каждый трудовой мотив может конкретизироваться в нескольких профессиональных мотивах.

Профессиональная самооценка - это оценка субъектом труда своих личностно значимых физических, психических исоциальныхпараметровпо отношению к профессиональным задачам. С точки зрения успешности выполнения деятельности имеют значение следующие показатели:

1. уровень самооценки;

2. адекватность самооценки;

3. устойчивость самооценки;

4. гибкость самооценки.

По мере овладения профессиональной ролью происходит развитие самооценки от частично - адекватной к максимальной ее адекватности, устойчивости, гибкости при общем высоком уровне. Отклонение самооценки от адекватного уровня также может приводить к профессиональной деформации, но уже не деятельности, а личности.

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. (увеличение ее)

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Саморегуляция в начале профессионализации направлена на обеспечение приемлемых рабочих характеристик отдельных действий. Складывается система адекватной мобилизации ресурсов организма. Самосохранение вначале носит локальный характер. Затем временная зона саморегуляции расширяется до границ рабочего дня, недели, месяца. Формируются способы компенсации, расширяется зона саморегуляции, сознательно используются индивидуальные приемы саморегуляции.

Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов: а)психофизиологического к. (тип, свойства нервной системы), б) мотивации (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости отт того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость), в) эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций, г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации, д) проф.подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач, е) интеллектуального компонента - оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий

Профессиональное взаимодействие проходит путь от способности вписаться в группу (при условии совместимости с другими ее членами и лишь в той части деятельности, которая выполняется совместно), через способность вписаться в любую группу, включая все более широкие структуры (бригада, цех, участок) и внутригрупповую активность с созданием собственной стратегии поведения, - к высокому уровню групповой активности и согласованию стратегий окружающих в групповых целях.

Физическая тренированность на первых порах обеспечивает работоспособность в условиях учебной деятельности, затем адаптацию к профессиональной среде и устойчивую работоспособность, быстрое восстановление после неблагоприятных воздействий.

Профессиональное развитие может быть представлено в виде циклического процесса, имеющего отдельные периоды, которым соответствуют качественно своеобразные формы профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность является необходимым компонентом профессионализма, формируемым в процессе профессионального обучения. Профкомпетентность как осведомленность субъекта труда о предмете деятельности определяется с двух сторон. В узком смысле - это знания, умения, навыки, а также способы их реализации в деятельности, общении и саморазвитии личности. Профессиональная компетентность, рассматриваемая в широком смысле, является показателем успешности взаимодействия с социальной средой [2].

11. Для оценки уровня сформированности профессиональной компетентности считаем целесообразным применить обобщенную модель профессионального обучения. Модель связывает уровень осознаниясубъектом наличия у него необходимых знаний, умений и навыков с уровнем профессиональной компетентности. Будем выделять четырестадии профессионализации, начиная от первоначальногознакомства с новым материалом и заканчивая сформированной профессиональной компетентности [1].

Первая стадия: неосознаваемая некомпетентность - у человека нет необходимых знаний, умений, навыков, и он не знает о требованиях к таковым для успешного осуществления деятельности. Когда человек осознает недостаток знаний и др., необходимых для данной профессиональной деятельности, он переходит на вторую стадию. Первая стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой субъекта: «Я не знаю, что я не знаю».

Вторая стадия: осоознаваемая некомпетентность - человек осознает, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Здесь возможны два исхода: a) конструктивный - как форма проявления личностной и профессиональной активности; б) деструктивный - форма социальной пассивности. Конструктивный путь означает, что осознание субъектом своей профессиональной некомпетентности способствует повышению его мотивации на приобретение недостающих профессиональных знаний, умений, навыков. Деструктивный исход может приводить к возникновению чувства неуверенности в своих силах, повышенной тревожности и др., которые мешают профессиональному обучению. Для этой стадии характерна следующая рефлексия субъекта: «Я знаю, что я не знаю».

Третья стадия: сознаваемая компетентность - человек знает, что входит в структуру и составляет содержание его профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять. На этой стадии характерна самооценка субъекта в следующей форме: «Я знаю, что я знаю».

Четвертая стадия: «неосознаваемая» компетентность - когда профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм стал частью личности. «Неосознаваемость» проявляется в том, что профессионал в сложной ситуации принимает единственно верное решение, но не может дать ему объяснение. «Неосознаваемая» компетентность характеризует уровень мастерства.

Совмещая стадии профессиональной компетентности (по уровню их осознания субъектом) с уровнями профессионализма, получаем следующую шкалу (таблица 1).

Таблица 1 - Сопоставление уровней профессионализма и сформированности профессиональной компетентности

Уровни и подуровни профессионализма Уровни сформированности профессиональной компетентности
Высший   Сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»)
«Оптимальный»   Сознаваемая некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»)
(или «перспективный»)   Неосознаваемая некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»)
Средний   Сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»)
«Основной»   Сознаваемая некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»)
(или «номинальный»)   Неосознаваемая некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»)
Начальный   Сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»)
«Учебный»   Сознаваемая некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»)
(или «потенциальный»)   Неосознаваемая некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»)

Переход на более высокую ступень профессионализма невозможен без осознания того, в чем ты еще некомпетентен. А это осознание обусловлено наличием у человека развитой рефлексивной культуры.

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре видапрофессиональной компетентности [Маркова, 1996]: специальную, социальную, личностную индивидуальную:

1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Считаем возможным использовать приведенные виды профкомпетентности к задачам оценки профессионализма педагога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...