Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Своеобразие пьес А.Н.Островского «москвитянинского» периода(«бедность не порок»).




Купеческий мир в ранних комедиях А.Н.Островского(«свои люди – сочтёмся»).

Островский начал свою писательскую деятельность как сатирик. Предметом своей сатиры он избрал купечество. Это сословие привлекало русских драматургов ещё в 18в. Уже в 1-ой пьесе – «картина семейного счастья», опубликованной в 1847г.в газете, но запрещённой в том же году драматической цензурой для постановки в театре, Островский выступ.как обличитель торгово-промышленной буржуазии, создав жизненно правдивые образы, наделив их индивидуализированной, колоритной речью. Особенности, наметившиеся в «картине семейного счастья», драматург развил и углубил в следующей комедии – «свои люди – сочтёмся!», законченной в 1849 г.и тогда же запрещённой для сценического представления. В центре комедии – образ купца Большова. Богатство, нажива ставятся им превыше всего, перед блеском золота отступают у него и совесть, и честь, и религия. Рисуя Большова, Остр.показывает, что стремление к наживе любыми средствами, в частности и ложным банкротством, - типичная черта в нравах торгово-промышленной среды. Читая объявления о банкротстве купцов, Большов замечает, что их не перечитаешь до следующего дня. Большов не только хищный стяжатель, но и самодур, деспот, грубо попирающий естественные права, чувства и желания окружающих, своей дочери(за кого велю, за того и пойдёт). Из поколения в поколение переходят купеческие жульничество и мошенничество, составляющие основу быта и нравов «тёмного царства». Островский прибегает к интересному приёму ступенчатого изображения характеров купеческой среды: мальчик Тишка, живущий в доме Большова, набивая руку на мелком плутовстве, повторяет путь главного приказчика Подхалюзина, кот.явным мошенничеством овладевает состоянием своего хозяина. Атмосфера разнузданного хищничества, самодурства и обмана, присущая купеческой среде и соответствующая всему самодержавно-крепостническому строю, нравственно уродует и калечит людей. свидетельство тому – Липочка, дочь Большова. Чёрствая, бездушная, она жестока, деспотична, груба с матерью и совершенно равнодушна к слёзным просьбам отца, попавшего в тюрьму. Зараза жестокости коснулась и Тишки, издевающегося над обманутым Рисположенским. Сатирическое изображение купечества приобретало в «своих людях» такую глубину и силу обобщения, что становилось обличием всей самодержавно-крепостнической системы. Остр.ярко проявил в комедии способность заглядывать в самую глубь души человека, «отличать натуру от всех извне принятых уродств и наростов» и подмечать «не только образ его мыслей и поведения, но самый процесс его мышления, самое зарождение его желаний». Его замечательное искусство сказалось и в том, что характеры, переживания и поступки действующих лиц воссоздаются в глубокой обусловленности соц.средой и внешними обстоятельствами. В пьесе «нет ни злодеев, ни извергов, а все люди очень обыкновенные, как все люди» и их преступления, поражающие нас, «вовсе не следствия исключительных натур, по своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств», среди кот.они живут и действуют.

 

своеобразие пьес А.Н.Островского «москвитянинского» периода(«бедность не порок»).

Попав в реакционно-славянофильскую среду, Остр.увлекается патриархальной стариной. Новые взгляды Остр.наиб.отчётливо проявились в 3-х пьесах: «не в свои сани не садись»(1853), «бедность не порок»(1854) и «не так живи, как хочется»(1855). В них драматург ставит и решает главным образом уже не соц-е, имущественные, а морально-бытовые в-сы. В пьесе «не в свои сани не садись» Остр.создал во многом идеализированные образы положительных купцов Русакова и Бородкина как хранителей патриархально-народных, религиозно-нравственных обычаев и традиций. В пьесе «бедность не порок»явно приукрашивается быт купеческой семьи Торцовых. Идеализируя обычаи и нравы старины, Остр.стремился показ., что Гордей Торцов, подражая «всякой моде», теряет образ и подобие человека. Пагубное действие цивилизации подчёркивается в этой пьесе и образом Любима Торцова, кот.погиб, изменив старинным традициям, прельстившись новшествами. Как и в пьесе «не в свои сани не садись», Остр.нигде не показал различия между ложной цивилизацией и истинным просвещением и этим самым противопоставил патриархальные нравы и традиции образованности и цивилизации вообще. В пьесе «не так живи, как хочется» нашла отражение идея религиозного примирения с жизнью. Влияние реакционно-славянофильских идей на Остр.было серьёзным, но всё же не настолько сильным, чтобы коренным образом изменить его идейно-эстетические позиции. Это влияние ослабило творческие позиции драматурга, но не превратило его в реакционного писателя. Остр.привлекали любовь членов «молодой редакции» к народной песне, глубокий интерес к отечественному языку, ко всему русскому, но он никогда не разделял полностью их определяющих идейных положений. Входя в этот кружок, он сохранил свои основные позиции писателя – демократа и остался верен важнейшим принципам критики Белинского. Это и определило то, что ведущее место в пьесах 1852-1855 годов принадлежит не реакционно-славянофильским тенденциям, а жизненной правде, типическим образам. В пьесе «»не в свои сани не садись такими образами являются: помещик Вихорев, кутила и мот, ищущий богатую невесту, чтобы поправить своё расстроенное состояние; сестра Русакова, невежественная, с притензиями на образованность, кот.она видит в подражании моде, и беспрестанно «гуляющий» содержатель трактира Маломальский. В комедии «бедность не порок» типичным лицом предстаёт фабрикант Коршунов, прожжённый мошенник, жестокий стяжатель, развращённый сластолюбец, скрывающий своё истинное лицо под маской цивилизованности. С огромной силой Остр.раскрывает в этом образе бесстыдного-грабительскую сущность поднимавшейся в то время промышленной буржуазии. Ни в одной из предшествующих пьес Остр.не судил таким беспощадным судом представителей буржуазии, каким он судил здесь Коршунова. Правдивы в комедии «бедность не порок» и образы бедного, честного приказчика Мити, дурашливого, избалованного купеческого сына Разлюляева, доброй няньки Арины. Жизненно верны самодурство и невежество богатого купца Гордея Торцова, безответная покорность и забитость его жены и дочери и вся история Любима Торцова. В комедии «бедность не порок» органически слиты острая сатира, мягкий юмор, сердечная лирика и высокие гражданские чувства. Соединяя высокое с комическим, Остр.вдохновенно раскрывает в комедии поэтическую одарённость русского народа, красоту его душевного облика, простоту нравов, сердечность простых людей. народные песни, игры естественно вплетаются в развитие действия, происходящего в рождественские праздники. Всем этим, а также критикой купеческого стяжательства и самодурства, активной защитой справедливости комедия приобрела огромную популярность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...