Очерк жизни и творчества некрасова.
Некрасов Николай Алексеевич (1821 — 77/78).В 1847 — 66 — редактор и издатель журнала "Современник", с 1868 г. — редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки".В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза мести и печали" поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: "Коробейники" (1861), "Мороз, Красный нос" (1864), "Русские женщины" (1871 — 72), "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма "Современники", 1875 — 76). Трагические мотивы в цикле стихов "Последние песни" (1877). Проза. Критика. Родился 28 ноября в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку.В 1832 — 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках".В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых — "В дороге" (1845) — получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).В период общественного подъема 1850 — 1860-х и крестьянской реформы опубликовал "Поэт и гражданин", ("Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 — 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 — цикл стихов "Последние песни".Умер Некрасов 27 декабря 1877 в Петерб..
36. Лирика Некрасова, её демократизм и публичность, характер лирического героя. Некр.создаёт реалистический, энергичный и суровый в своей простоте стих, который враждебно был встречен критикой эстетического лагеря, видевший в нём измену «художественности». На самом же деле Некрасов, преобразуя поэтическую систему, предлагал принципы новой художественности, демократической эстетики, основанной на сближении поэзии и жизни. Реализм поэзии Некрасова сказался как в правдивости изображения окружающей его действительности, так и в мужественной, обличительной направленности её против несправедливости господствовавшего строя. «Новеллистичность», сюжетность поэм и лирики Некр.в известной мере сближали его поэзию с прозой. Сюжетность стихов продиктована стремлением наиб.полно, типически конкретно передать новое соц.содержание, отразить общественные противоречия, острые конфликты,,,,, порождаемые действительностью. Лирике Н.характерна конкретность бытовой живописи, типичность создаваемых им портретов и сцен. Н.возвышал те явл-я жизни, кот.до него рассматривались как предмет поэзии. Необычные черты героя в лирике Некрасова с особой наглядностью предстают как раз в стихотворениях, посвященных, казалось бы, вполне традиционным и освоенным поэзией темам. Редко, например, кто из поэтов не обращался к своей музе, представавшей то резвой, веселой "вак-ханочкой", то задумчивой, то вольной и шаловливой, то суровой и гневной. Лики муз в русской поэзии бесконечно разнообразны. Но вот читаем у Некрасова: Вчерашний день часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал; "Гляди! Сестра твоя родная!" Прежде всего сразу же возникает необычная конкретность: поэт называет время (день, час), место (рыночную площадь в Петербурге), где совершилось событие, врезавшееся в его память и взволновавшее его гражданское чувство. Стихотворение о "высоком" предмете начинается с "низкой" сцены и в тоне простого сообщения, краткой информации, не содержащей ничего поэтического, а, напротив, намеренно сниженной. Самая интонация нейтральна - нет ни гнева, ни жалобы. Все прозаично и обычно. Слова выбраны обыденные - "вчерашний день", "часу в шестом", "зашел". Н.не менее поэтичен и высок, чем поэты классической традиции. Народность музы Н.во многом отлична от народности поэтов, предшествовавших ему – это подлинное слияние поэта с народным сознанием. Поэзия Н.явилась новым этапом в развитии русской литературы. Н.выработал особый устно-повествовательный сказ, необычайно гибкий и многообразный, легко переходящий от разговорности к ораторской патетике, песне.в поэзии Н.2 основные тенденции, определяющие и характер его стиля. Он-поэт обличитель, сатирик, клеймящий злодея и глупца, показывающий язвы соврем.общ-ва, подымающий голос презрения и гнева. Вместе с тем он поэт, утверждающий положительный, демократический идеал, лучшие и благороднейшие качества чел..поэтому в тв-ве Н.столь отчётливо выражено сатирическое направление и в то же вр.постоянно чувствуется патетическое и лирическое начало, возвышающее лучшие дух.кач-ва и стремления чел-ка. Эти 2 начала определяют образную и стилистич-ю систему поэзии Н.. в одном случае она служит тому, чтобы рассказать со всей силой и неприкрашенностью правду об окружающем поэта мире, в др.-показать тот возвышенный и благородный идеал, кот.придаёт идейную цельность и энергию его поэзии. Реалистич.основа стиля Н.- в удивительной вещественности, конкретности его. Образы и сравнения в стихах поэта лишены всякой зыбкости, неопределённости. Наоборот, в них любое слово, любой эпитет гов.о конкретности, реализме поэтич-го восприятия: славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит, лёд неокрепший на речке студёной, словно тающий сахар, лежит… («ж/д.») Своего лирич.гер.Н.наделил гражданственностью, страстностью, стремлением к нравств-му преобразов.общ-ва, передовыми идеалами, моральн.принципами «нов.людей», способностью остро чувствовать страдания простого человека, сопереживать ему.Н.лирич.гер.- это прежде всего гражданин и поэт-трибун, все помыслы которого устремлены к одной цели - разбудить в современниках сочувствие к угнетенному и страдающему народу, показ.жизнь глазами народа.. В стих.«Вчерашний день, в часу шестом...» Н.изображ.эпизод из городской жизни: на Сенной площади он становится Свидетелем того, как молодую крестьянку подвергают телесному наказанию. Унижение и боль бесправных людей - вот, по Некрасову, подлинный побудительный мотив к творческому действию.Последние строки стихотворения, звучащие как клятва, подтверждены всем творчеством поэта. В св.тв-ве Н.стремится пережить "народную боль" и высказать «народную правду" с позиций самого народа. Во многих стих.Н.лир.гер. – прост.чел.. Например, в стихотворении «Еду ли ночью по улице шумной...» от лица такого героя рассказана трагическая история женщ., вынужд.продавать себя, чтобы купить гроб для реб., умершего от голода и болезни. Рассказчик «угрюм и озлоблен», он бессилен помочь женщине, и утешает себя лишь тем, что скоро смерть прекратит и его, и ее мучения: С горя да с голоду завтра мы оба Так же глубоко и сладко заснем; Купит хозяин, с проклятьем, три гроба - Вместе свезут и положат рядком... Лирич.г.Н.учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, переживать за боль др.чел., стремиться к справедливости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: