Декабристские поэмы Некрасова: прошлое и современность в них.
Поэмы «Дедушка»(1870) и «Русские женщины»(1872) обращены к прошлому. Но это прошлое пробуждало опять-таки мысль о революции, напоминая о славных, героических участниках восстания декабристов. В обстановке нового подъёма демократического движения 70-х гг.и «хождения в народ» обращение к революционному прошлому было весьма актуальным. В картине мужественного поведения декабристов на сенатской площади в поэме «рус.жен.» подчёркнуто историч.знач-е дела декабристов, дано 1-ое в рус.худож.лит-ре описание событий 14 дек.1825г.. образами дедушки-декабриста и самоотверженных рус.женщин – жён декабристов поэт содействовал утверждению идеала героя-революционера в сознании своих современников, и прежде всего молодого поколения. Прототипом образа дедушки явился декабрист Волконский, возвратившийся из сибирской ссылки спустя 31 год. В поэме Н.он возвращается непримиренным и нераскаявшимся. Обращаясь к внуку, старый декабрист гов.о необходимости дальнейшей упорной борьбы с самодержавием за счастье народа. В рассказе дедушки Н.передаёт мрачную картину крепостной Руси, рисует зрелище народных бедствий, кот.толкнуло на путь революционной деят-ти молодого генерала, каким был тогда герой поэмы. Не менее тяжёлой была и солдатская участь. В царской армии также господствовали бесчеловечная жестокость, муштра, угнетение. Прославляя декабристов как зачинателей революционных традиций декабристов для освободительного движения 60-70-х гг. недаром песня дев., к кот.прислушивается внук, посвящена героическому подвигу декабристов, их великой борьбе. В «русских женщинах» Н.воссоздаёт прошлое, раскрывая характеры и психологию своих героинь, подробно рассказывает о их подвиге, о их героизме. Протестующий пафос речей жён декабристов в поэме Н.был, несомненно, навеян смелыми выступлениями революционеров 60-х гг. через обе поэмы проходит мысль о том, что воля к борьбе, исполнение св.гражданского и общ-го долга явл-ся залогом победы и утверждения человеч.личности. напоминая о героизме декабристов, в «рус.жен.» Н. наделил декабр.чертами революционеров 70-х гг. используя документальные материалы, Н.создал живые и достоверные образы декабристов и их жён – кН.Трубецкой и Волконской. Поэт сблизил их с народом, подчеркнув в рус.жен.склонность к героич.подвигу.в поэме остро драматич.показано душевное состояние кН.трубецк.и её чёрное одеяние.блестяще сделаны диалоги трубецк.с губерн., особенно её отповедь старику за соперницу родину, из-за кот.муж якобы забыл её. Страшные угрозы губерн.не лишают её решимости – она отправляется к мужу. Такую же стойкость и мужество проявила кН.Волконск. трубецк. Проложила дорогу другим и их на подвиг увела.
Встреча волконск.в каземате с мужем окончательно укрепила её силы. Н.подчёркивает, что не одна любовь к мужу толкнула её на это. Муж стал для неё героем, борцом за честь и свободу отечества. Образы трубецк.и волк.воплощают черты героического характера рус.женщины.обращаясь к историческому сюжету, к событиям, отодвинутым в прошлое, Н.не изменил своей поэтической манере: он гов.о прошлом столь же конкретно, осязаемо и наглядно, как и о современности.
40. проблема героя-разночинца в дилогии помяловского "мещанское счастье" и "молотов". «Мещанское счастье» и «Молотов» — самые известные произведения писателя, представляют собой дилогию, в центре которой — повествование о судьбе разночинца Молотова. Произведения затрагивают многие проблемы социального характера: проблема воспитания, повествуют о женской эмансипации, об отношениях разночинцев и дворянства, но основной проблемой является осмысление судьбы образованного интеллигентного разночинства в обществе.В повести «Мещанское счастье» главный герой Молотов Егор Иванович предстает перед читателем наивным романтиком, мечтающем о справедливом устройстве мира. Молотов полагает, что помещик Обросимов, которому он служит, доверяет ему, видит равного себе. Но в дальнейшем оказывается, что между помещиком и разночинцем, «плебеем и барином» разверзлась пропасть межклассовых противоречий. Разночинец Молотов осознает, что ему необходимо самому искать свой путь, добиваться материальной и моральной независимости. Повесть «Молотов» репрезентирует героя спустя 10 лет, за это время Молотов узнает, чего стоит независимость и разочаровывается во многом, хотя его переполняет гордость, что он ничем никому не обязан.
41. конфликт демократов и либералов в повести Слепцова"трудное время". Речь в повести шла о «трудном времени», об общественном упадке. Тут события происходили не «перед рассветом», а на закате. И вставал вопрос: что делать в таких условиях?Главный герой повести - Рязанов - революционер, скрывавшийся от преследований полиции в имении старого друга, либерального помещика Щетинина. По сюжетной схеме ему выпадает роль соблазнителя женского сердца. Жена Щетинина, Мария Николаевна под влиянием разговоров с Рязановым уходит от мужа, чтобы трудиться и жить самостоятельно. Но в намерение героя вовсе не входило увлечь Марию Николаевну, пленить ее сердце, отбить у мужа. Нет, он всецело занят своими мыслями! Рязанов - демократ, и все его речи направлены против Щетинина. Коллизия в повести отражает коллизию времени: борьбу демократов с либералами, их разногласия по крестьянскому вопросу, о будущем России. Щетинина вполне устраивает реформа, проведенная сверху, а Рязанов хочет другого, радикального решения всех вопросов. Повесть имеет «тайнопись» как форма конспирации Рязанова. У тайнописи есть еще один подтекст - вызвать у читателя протест против окружающей действительности. Рязанов учит Марию Николаевну не доверять газетным лозунгам и краснобайству мужа, соразмерять поступки и действия со своими силами. Основная коллизия «трудного времени» не ограничена сферой семейных отношений, отношений революционера Рязанова, помещика-либерала Щетинина и его жены Марии Николаевны. В сюжет автор включает острые, глубокозначимые сцены, диалоги из народной жизни. Революционер Рязанов, с одной стороны, как бы водит Марию Николаевну по жизни мужиков, а с др.- сбрасывает все покровы с грубо эгоистического, кулацко-помещичьего отношения Щетинина к крестьянам. Просветление Марии возникает, развивается не под воздействием реальной жизни народа и беспощадной критики Рязанова. В зависимости от этого протекает духовная жизнь Марии Ник., развив.история отношений с мужем, Рязановым, с крестьянами.
42. «подлиповцы» Ф.М.Решетникова: рождение нового народного самосознания. С повести "Подлиповцы" (1864) началось широкое признание самобытного таланта Решетникова. Молодой, в сущности, еще начинающий писатель смело, необычно, с поразительной яркостью рассказал о жизни народа. «Подлиповцы»- Правдивое изображение народных страданий, жизни нищей и обездоленной пореформенной деревни поставило писателя в ряды лучших литераторов того времени. В этнографическом очерке «Подлиповцы» писатель создает собирательный образ среды. Людей объединяет общность исторических судеб. Герои вовлечены в общественные процессы пореформенной жизни России, ломающие привычные отношения. Сначала это происходит бессознательно под влиянием рушившихся патриархальных устоев, суровой, горькой, нищенской «невыносимости» жизни – вымирания деревни, а затем отдельные крестьяне участвуют в поисках народом «богачества» и лучшей жизни и задаются вопросом: «А пошто же не все богаты?». Крестьянские герои Сысойка и Пила проходят трудный путь жизни. Сысойка забит и сломлен, а в Пиле пробуждается чувство достоинства. Он задумывается над социальной несправедливостью. И это уже иной подход к изображению народной жизни в демократической прозе. Писатель создает картины бедноты, распада, невежества, обреченности масс, горькой нищенской жизни крестьянства, вымирающей пермской деревни Подлипная. Решетникова интересует историческая трагедия деревни как трагедия страданий и гибели людей, как факт крайнего выражения социальной несправедливости. Писатель считал, что литература должна говорить правду. Деревня умирает. Она непривлекательна на вид: домики без крыш, с соломой на потолке, со «слюдой в оконных рамах... зимой частые ветры да вьюги, большие снега до пол окон заметают домики, а то и до крыш». «Мало в этой деревне видится жизни, – отмечает автор, –...не слышится песен, у всех точно какое-то горе, какое- то болезненное состояние»1. Зимой дома точно погребены снегом, «кажется, что люди вымерли». «Везде бедная обстановка, нечистота, плач и стоны…» Подлиповцы разуты, «дети едва прикрывают тела чем-нибудь». «Но самое главное, – как пишет автор, – пища мучит всех – едят мякину с корой». За точными протокольными картинами быта в суровой наготе предстает жизнь крестьян. Писатель чувствует, как велики народные страдания: «все чем-то мучаются, всем постылсвет божий», подлиповцы, в оценке автора, – «горемыки». Даже природа «все зло свое хочет выместить над Подлипной с ее обитателями». «Зима свирепствует немилосердно, холод тридцать градусов, ветер свистит по полю; деревья скрипят; верхушки их то и дело с шумом пошатывает направо и налево... Ветер рыщет по полю и гонит снег, он рвет с домика, что ему под силу: доску с потолка, четверть крыши, пошел ветер гулять по избе...». Пейзаж суров, он создает картину безысходности жизни народа, стоящего на грани вымирания. Куда пойдут подлиповцы? Кто их вразумит? – задается вопросом писатель. Решетников любит своих героев, горюет об их участи, но в то же время замечает убогость и темноту быта подлиповцев, бедность и невежество, приводящие к вымиранию деревни и отчаянному бегству в неведомое оставшихся в живых. В очерке Решетникова вырисовывается широкая картина народной жизни, в сюжет вовлечено большое количество лиц, все они объединены в едином социальном пространстве. Борьба за существование движет поступками героев. Жители деревни покидают свои холодные жилища, находят физические силы выйти на мороз и направиться в поисках хлеба, приюта и лучшей жизни. Деревня Подлипная перестает существовать, и в этом, по мысли писателя, проявляется историческая целесообразность изображения переходной эпохи народной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|