Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие,структура,виды,деформация правосознания




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.: ПОНЯТИЕ,ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ………………………………………………………………5

1.1.Понятие,структура,виды правосознания……………………………………5

1.2.Функции правосознания…………………………………………………….11

1.3.Правовая культура как фактор формирования правового государства……………………………………………………………………….18

ГЛАВА 2.:АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ……………………………………………………………..25

2.1.Сознание и правосознание личности……………………………………….25

2.2.Формирование правосознания несовершеннолетних……………………..31

2.3.Взаимоотношение правосознания и правопонимания…………………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48

 


ВВЕДЕНИЕ

Тема настоящей работы имеет значительную актуальность, особенно в современных условиях построения в России правового государства. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Значительность данной темы с точки зрения теории права также несомненна. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения.

Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни страны в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологических учений, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к серьезной проблеме уровня правового сознания и правовой культуры современного российского общества.

При выборе темы для курсовой работы мы руководствовались актуальностью правовых проблем современного российского общества, возникших в России в настоящий момент: низкий уровень правового сознания и правовой культуры, юридический беспредел, правовой нигилизм, правовое бескультурье, царящие во всех сферах жизни: от сферы повседневных отношений людей (когда, не имея необходимых знаний о правовой системе государства, действующем законодательстве, граждане не могут реализовать свои права и обязанности, защищать свои интересы); до деятельности высших законодательных органов государства, от центрального управленческого аппарата до самодеятельности местных властей; непоследовательность и несформированность системы правового воспитания и обучения населения, и в частности – молодого поколения; правовое бескультурье средств массовой информации.

Объектом исследования являются общественные отнощения возникающие при формировании правосознания у людей.

Предметом исследования является правосознание как фактор формирования правового государства.

Целью исследования является изучение особенностей формирования правосознания как фактор формирования правового государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие, структура, виды правосознания.

2. Изучить функции правосознания.

3.Охарактеризовать правовую культуру как фактор формирования правового государства.

4.Выявить взаимосвязь сознания и правосознания личности.

5.Проанализировать формирование правосознания несовершеннолетних.

6.Установить взаимоотношение правосознания и правопонимания.

Для написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: анализ действующего законодательства, формально-логический метод, системный, изучение действующего законодательства и практика его применения,метод структурно-функционального анализа.

Непосредственными источниками информации по теме послужили труды следующих ученых - теоретиков: Абдуллаев М.И., Алексеев С.С., Коваленко А.И., Комаров С.А., Королев А.И., Лазарев В.В., Любашиц В.Я., Люшер Ф., Мазутов Н.И., Малько А.В., Марченко М.Н., Морозова Л.А., Мухаев Р.Т., Назаренко Г.В., Нерсесянц В.С., Перевалов В.Д., Сырых. В.М..

При написании данной работы были изучены следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской федерации.

ГЛАВА 1.: ПОНЯТИЕ,ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Понятие,структура,виды,деформация правосознания

Правосознание возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание оказывают воздействие: социально-политические, экономические, культурные, правовые факторы. Взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правовое мировоззрение.

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого - высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное. Задача заключается в том, чтобы формировать у всех нужное, должное, желаемое правосознание.

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это - разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие. Юридическое мировоззрение было отличительной чертой общественного сознания древних римлян. Римское частное право - защита частной собственности. Для буржуазного общества характерно юридическое мировоззрение с учетом принципов свободы, равенства, справедливости, гуманизма. Особую роль правосознание играет в судебной, прокурорской и следственной практике. В истории нашей страны использовалось «революционное правосознание».

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, правам, обязанностям, правосудию и т.д.).[1]

Элементы правосознания: - правовая идеология, т.е. правовые идеи, взгляды, принципы, требования общества и населения; - правовая психология - совокупность правовых чувств, ценностей, настроений, желаний, переживаний, эмоций. В уголовном праве при квалификации некоторых преступлений принимаются во внимание такие психологические состояния лица, как сильное душевное волнение (аффект), цинизм, жестокость, низменные побуждения, невменяемость и т.д. В соответствующих случаях назначаются психологические экспертизы. Вообще субъективная сторона правонарушения определяется в науке как психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям. Примерами сильных эмоциональных проявлений могут служить факты, когда люди возмущаются каким-либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступник не пойман и не осужден. Или, напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что зло наказано и справедливость восторжествовала, законность восстановлена. Это - психологическая сторона правосознания. - поведенческие элементы. Виды правосознания:

1. По субъектам: - Общественное правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества. - Индивидуальное правосознание - это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Уровень индивидуального правосознания у различных людей различен, зависит от возраста, опыта, образования… -

Социологи различают понятия "толпа «массы» и «народ».

2. По уровням правосознание делится на обыденное (эмпирическое), научное (доктринальное) и профессиональное.

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.[2]

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безразличное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нем. В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен, таковы семейные и иные традиции.

Правосознание по своей структуре подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология - это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Как видим, идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на высоком теоретическом уровне. Отсюда понятно, что правовая идеология не может возникнуть самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами.

Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Последнее является свидетельством того, что правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний, но и на уровне эмоций, переживаний. Однако говорить о первенстве правовой идеологии над правовой психологией не совсем корректно. Как правило, правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно четко отделить друг от друга, имеют место их переплетение и взаимопроникновение. Обе сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой. Активно пропагандируемые юридические концепции (та же теория правового государства) воздействуют на правовую психологию, изменяют ее. Но и эмоциональные, чувственные элементы правосознания имеют огромное значение для развития правовой идеологии, они могут или содействовать, или тормозить распространение тех или иных юридических идей.

Видовая классификация правосознания обычно проводится по двум основаниям - по субъектам и по уровням.[3]

По субъектам различают индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Индивидуальное правосознание - это представления, взгляды, эмоции и т.д. одного человека. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определенных категорий граждан (молодежи, студентов, пенсионеров, педагогов, врачей, судей, адвокатов) есть исходные черты правового сознания. Поэтому ученые выделяют и исследуют групповое правосознание, особенности представлений о праве определенной социальной группы. Наконец, в силу того, что в каждой стране существуют свои государственно-правовые институты, свои юридические традиции, существуют и особенности в отражении правовых явлений в сознании того или иного общества. Последнее дает основание исследователям анализировать так называемое общественное правосознание.

В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают обыденное и теоретическое правовое сознание.

Обыденное (или эмпирическое) правосознание складывается стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой жизни общества лишь эпизодически. Обыденное правосознание представляет собой отражение правовых явлений на основе повседневного опыта, в связи с этим высказывается мнение, что его точнее было бы назвать практическим правосознанием. На этом уровне чувственное преобладает над эмоциональным, конкретное над абстрактным. Используя знание описанных выше элементов правосознания, возможно указать на значительный объем правовой психологии в структуре обыденного правосознания. Обыденные представления о праве носят ограниченный характер, поскольку они находятся только в рамках поведения человека, его повседневного опыта. Обыденное правосознание имеет разрозненный, хаотический характер, наряду с правильными здесь могут уживаться и ошибочные взгляды и представления о юридических явлениях. Понятно, что обыденное правовое сознание является более распространенным, поскольку основная масса населения не имеет специальной юридической подготовки. Противоположностью обыденного является теоретическое (научное) правосознание. Оно формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, значительно более глубоком уровне. Теоретическое правосознание как система правовых знаний раскрывает сущность юридических явлений, закономерности их функционирования и развития.[4]

В последнее время значительное внимание уделяется вопросу о соотношении правового менталитета и правосознания населения. Термин «менталитет» в первоначально использовавшемся контексте означал наличие у национально-этнической общности людей, принадлежавшей к одной и той же исторически сложившейся системе культуры, некоего общего для них типа восприятия окружающего мира. В социально-правовых исследованиях ученых проблемы понимания сущности и природы национального правосознания являются предметом научного анализа.

Еще один аспект роли правосознания касается непосредственно личности. Совершенствование правовой организации любого общества предполагает ее успешную правовую социализацию, поскольку правовая действительность оказывает существенное влияние на мировоззрение и поведение индивида. В целом обоснованным представляется мнение о том, что чем выше уровень социально-культурного и научно-технического развития, тем сложнее идут процессы социализации.

Термин «социализация» трактуется как процесс и результат усвоения личностью в процессе жизни и деятельности норм, установок, ценностей и моделей поведения, присущих данному обществу. Посредством усвоения социального опыта у личности формируется собственная система ценностных приоритетов и установок. Правовая социализация, с одной стороны, выступает частью общей социализации личности, что позволяет говорить о присущих ей вышеизложенных закономерностях протекания, с другой, в силу универсальности права и абстрактности многих юридических категорий, характеризуется рядом особенностей, указывающих на ее относительную самостоятельность. По мнению Кабышева В.Т., правовая социализация наряду с профессиональной и политической выступает одним из важнейших компонентов гражданской социализации. [5]

Очевидно, что, с одной стороны, характер перевода правовых норм и ценностей внешнего мира во внутренние установки личности обусловлен уровнем ее правосознания и правовой культуры, сформированными под воздействием предшествующей социальной практики, с другой - именно уровнем индивидуального правосознания и правовой культуры определяется эффективность правовой социализации.

Функции правосознания

 

Правосознание как сложный и многоаспектный социальный и психологический феномен обладает функционально-структурными качествами, которые проявляются в индивидуальных, групповых особенностях субъектов социальных отношений. Оно является необходимым элементом достижения социально значимых целей как в правоотношениях, так и во всей совокупности общественных отношений. Правосознание формирует самобытную юридическую картину народа, которая отражает характер каждой страны, общества. Функции правосознания в жизнедеятельности общества и человека определяют его сущность и раскрывают природу этого феномена.

1. Мировоззренческая функция. Согласно нашему убеждению, в системе функций правосознания в качестве определяющей роли выступает мировоззренческая функция. Все другие функции правового сознания являются «производными», т.е. они находятся в зависимости от мировоззренческой функции, ибо, не имея общих мировоззренческих позиций и юридических знаний, невозможно рассуждать о правовом сознании и его функциях.

По своей структуре и содержанию мировоззрение - явление весьма сложное и противоречивое. Оно формируется только на основе знаний, которые составляют информационную сторону мировоззрения. Знания могут быть повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные. Знания ведут к истине, и, в конце концов, у человека уточняются и шлифуются убеждения.[6]

Знания обретают мировоззренческий смысл лишь тогда, когда они получают ценностную оценку. Человек живёт в мире ценностей, которые могут быть экономическими, моральными, социальными, общечеловеческими и личными. В ценностном сознании формируются нравственные нормы, т.е. понимание добра и зла, справедливости и несправедливости, равенства и неравенства и т.п.

В структуре мировоззрения идеалы, жизненные цели занимают особое место. Идеалы, как огоньки надежды, цель и смысл жизни, стремление к чему-то благородному и достойному, окрыляют человека, придают ему силу и оптимизм.

Идея права, идеала, справедливости, высшей правды представляет собой выражение общечеловеческих правовых ценностей. Индивидуальное, групповое, общественное правосознание со всей необходимостью должно быть нацелено на данный социально-правовой идеал, так как при нарушении целеполагающих функций правовое сознание теряет своё смыслонесущее качество духовного мира и превращается в духовно убогое деформированное мировоззрение. Чтобы избежать подобных явлений, правосознание направляет человеческое поведение на формирование определенных социально значимых, духовно-нравственных идеалов и ценностей.[7]

Целью правосознания является формирование идеальной правовой модели права, правопорядка, законности, правотворчества, правореализации, которые обеспечивают действие механизма правового регулирования во всех сферах социальной действительности.

Знания, ценности, идеалы получают свою жизненность лишь тогда, когда они, будучи основой мировоззрения, обретают качество убеждения. Убежденность является составляющим элементом мировоззрения и потому образует его стержень, раскрывает устойчивую и психологическую установку человека. Главное в убеждении - это уверенность в правоте своих взглядов. Руководствуясь убеждениями и ради их выполнения, человек подчиняет свои чувства, совесть, волю и поступки. Мировоззрение определяет жизненную позицию человека, он решает, как ему быть, как поступить, какой вид деятельности выбрать. Жизненная позиция - это окончательный выбор форм человеческой деятельности. Мировоззрение - не простая сумма суждений и умозаключений. В его формировании и функционировании участвуют не только разум, но и человеческие эмоции.

2. Информационно-познавательная функция. Эта функция имеет цель ознакомления субъекта права с определенными правовыми сведениями. Система правовых знаний есть не что иное, как формы, ступени познания объективной юридической реальности, непосредственно вплетенные в ткань жизнедеятельности общества, людей, которые составляют основание и форму организации их бытия.

Информационно-познавательная модель, как мысленно представляемая система, которая, отражая или воспроизводя объект, дает нам новую информацию о нем, является условием проверки правовых знаний и их систематизации.

Правовая информация отвечает следующим требованиям: 1) целесообразность информации, четкость, ясность, непротиворечивость знаний; 2) полнота, целостность и достоверность сведений, т.е. отвечает требованиям объективной и абсолютной истины; 3) динамичность, т.е. информация, знания развиваются, совершенствуются, чтобы учитывать новые потребности общества и отражение объективных закономерностей развития и функционирования, т.е. всесторонне, объективное познание действительности; 4) стабильность, т.е. необходимо учитывать требование диалектики единства устойчивости и изменчивости, опираясь на устойчивость; 5) совпадение норм права с господствующими информационно-регулятивными массивами общества (мораль, обычаи и т.д.) и защищенность, т.е. охрана права государством. [8]

3. Прогностическая функция. «Прогноз» происходит от греческих слов «pro» и «gnosis» и переводится как «предвидение», «предсказание» будущего посредством построения вероятностных моделей будущего. Прогностическая функция правосознания выражает его социальную значимость как духовного феномена, при помощи которого вполне возможно спрогнозировать дальнейшие тенденции развития права как социального института, а также правовой системы, юридической культуры, государственности, правовой реальности в целом. Социально-юридический прогноз, возможность выйти за рамки прошлого и настоящего, спроектировать правовое будущее - это одна из важнейших функций правосознания, общественного сознания в целом.
4. Аксиологическая функция. «Axia» с греческого переводится как «ценность». Ценности функционируют в структуре правового сознания. Они имеют самостоятельный статус, обязательно выступают в качестве актуально функционирующей системы ценностей, тем самым выполняют аксиологическую функцию. Человек живет в мире ценностей - материальных, моральных, социальных и др. Бывают ценности общечеловеческие, общественные и личные. Ценностное сознание выражает особое отношение людей ко всему происходящему с учетом их целей, интересов, потребностей и смысла жизни.

5. Коммуникативная функция естественного языка, с помощью которого общаются, описываются, получают знания о правовой действительности. Язык способствует не только коммуникации, развертыванию диалога, но и взаимопониманию между людьми, опосредует человеческое общение. Общение является средством, с помощью которого взаимодействуют общественное, индивидуальное, групповое правосознание людей. Они в своей повседневной жизни обмениваются между собой знаниями, чувствами, делятся переживаниями и другими душевными состояниями. Язык как средство обмена мыслями, средство общения между людьми является материальной оболочкой мышления. Речь представляет собой процесс общения, обмена мыслями, чувствами, который осуществляется с помощью языка.

6. Объяснительная и описательная функции правового сознания, моделей восприятия общественных явлений, раскрывают связи и отношения, существующие в системе «гражданин - общество - право».
Модели выполняют функцию отражения и объяснения. Они помогают человеку объяснить те или иные явления социальной действительности, выступают в роли не только средств интерпретации, но и способа объяснения и описания явлений. Объяснить - значит выяснить какое-либо событие, явление, предмет, факт путем установления причин и условий, целей их происхождения, функционирования, а также предполагает адекватное построение системы представлений. Описание - это упорядоченное изложение обстоятельств, событий и явлений, чтобы о них иметь четкое и ясное представление. Если объяснение не занимает должного места, то описание является ведущим и основным, которое осуществляется на основе аналогий.

7. Прагматическая функция (с греч. «pragma» - дело, действие) выступает в качестве основания для выработки программ в повседневной практической деятельности человека, решения жизненно важных проблем, возникающих в различных ситуациях. Информация воспринимается и используется для выработки того или иного вида, сценария поведения. Творческая активность правосознания объясняется тем, что мышление определяет цель, способ и характер практической деятельности человека. Активная роль правосознания проявляется и в его способностях воздействовать на общественное бытие, чтобы изменить действительность в соответствии с желаниями людей, реформировать, расстаться с устаревшими правовыми нормами и прокладывать новые пути, исходя из сегодняшних и будущих потребностей. [9]

8. Воспитательная функция. Вышеназванные функции имеют прямое отношение к проблемам правового воспитания человека. Из всех функций, выполняемых правосознанием, на наш взгляд, самое основное - это воспитание человека. Воспитание - процесс формирования и воспроизводства определенных качеств в мировоззрении и образе жизни личности. Воспитание всегда являлось постоянным спутником общества.
Воспитание как общественное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения человека во все сферы жизни общества. Оно характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность: 1. Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения человека к условиям общественной жизни и производства, а также необходимостью воспроизводства собственной, личной жизни индивида. 2. Воспитание - категория вечная, необходима и общая. Оно появляется вместе с возникновением общества и существует, пока живет само общество. В воспитании отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. 3. Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером, смыслонесущими целями в жизни общества.
Воспитательная функция правосознания нацелена на формирование правовых знаний, убеждений, ценностных установок, ориентаций и мотивов поведения личности при помощи обучения, правовой пропаганды, юридической агитации, правового обучения, самосовершенствования. Целью юридического воспитания является формирование у человека правовой инициативы, самостоятельности, чувства уверенности в сфере права, юридической практики. Человек с юридическим знанием грамотно, с пониманием ориентируется в правовой области жизни общества и допускает меньше ошибок в этой сфере жизнедеятельности. Правовая социализация личности является важной задачей юридического воспитания граждан, которая реализуется в результате проведения правовой воспитательной работы, а также и других факторов, как, например, человеческое общение, влияние массовой информации, семьи, трудового коллектива и др. Необходимо отметить, что в правовом сознании социальные нормы выступают в качестве культурных ценностей, социальных регуляторов, так как без нормативных систем, как, например, права, морали, религии, традиций и т.п., невозможна жизнедеятельность в обществе. [10]

Выводы: Таким образом, познание природы действия функций правосознания имеет большое практическое значение. Правовое сознание, выполняя смыслонесущие функции, определяет их социальную роль и значимость в жизни общества и индивида, позволяет более полно и объективно познать и осмыслить правовую действительность. Вышеназванные функции определяют уровень развития в государстве законности, правового и общественного порядка, а также формируют индивидуальное правосознание граждан, так как положительное отношение к закону, праву будет способствовать реализации предписаний юридических норм. Мир социальных отношений, окружение ценностей культуры, правовое сознание, их уровень упорядочивают человеческое поведение, которое осуществляется на основе совершенствования человеком собственного выбора, основанного на сознательной воле. При всей открытости человеческого выбора, он отнюдь не является хаотичным или произвольным. Выбор человека упорядочен масштабом человеческих смыслов, правовых норм, имплицированных в самой правовой культуре предельных ценностных ориентаций.

В условиях российской действительности существует острая необходимость совершенствования правосознания граждан, чтобы это сознание было созидающим и творящим, укрепляло правопорядок. В решении этой проблемы большую роль может сыграть систематическое воспитание у граждан лучшего понимания, духовного принятия правовых ценностей, ибо право, правосознание, его функции представляют собой социальную ценность, важный регулятор общественных отношений, без которого оно не может нормально существовать и развиваться.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...