Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование правосознания несовершеннолетних




 

Воспитательно-профилактическая работа, предусматривающая формирование правосознания подростков и предупреждение их противоправного поведения, должна реализовываться через соответствующие формы. На основании Инструкции по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, к основным формам работы сотрудников с подростками целесообразно отнести следующие: Факультативы и кружки правовых знаний. Дискуссионные клубы. Тренинги умений. Военно-патриотические лагери.

Проведение групповых форм работы должно предусматривать формирование групп из числа законопослушных подростков и несовершеннолетних с правонарушающим поведением. Это обусловлено тем, что, во-первых, по мнению самих сотрудников инспекций, не следует собирать вместе подростков с нарушениями поведения, так как это способствует их сплочению, отрицательному взаимовлиянию. Во-вторых, включение таких лиц в нравственно здоровые группы законопослушных подростков способствует расширению их взглядов, представлений, создает условия позитивного влияния на личность несовершеннолетнего правонарушителя.

Посредством их проведения решаются задачи нравственно-правового просвещения подростков, которое нацелено на предотвращение и преодоление дефектов их правосознания. В результате такого просвещения у несовершеннолетних складывается система знаний о праве и законе, их роли и назначении в жизнедеятельности общества, основах адми­нистративного и уголовного права, сущности и содержании юридической ответственности, обстоятельствах, отягчающих вину человека, совершившего противоправное деяние. Формируются взгляды и представления о различных явлениях социально-правовой действительности.[22]

Целесообразно, чтобы программа проведения факультативов и кружков правовых знаний охватывала 1-11 классы, носила системный и обязательный характер и реализовывалась в средних и профессионально-технических учебных заведениях. Уже в начальных классах детей необходимо знакомить с основными задачами правоохранительных органов, правами и обязанностями гражданина, мерами, обеспечивающими личную безопасность, с предназначением закона. Преподносимый материал необходимо подбирать таким образом, чтобы он соответствовал возрастным особенностям учащихся. Разумно использовать игровые формы проведения, видеосюжеты.

Темы правового просвещения могут быть следующими:

Право и закон. Основы государственно-правового устройства РФ. Конституция РФ. Права, свободы и законные интересы человека. Понятие и содержание основных прав, свобод и законных интересов человека, правовые гарантии их обеспечения. Права ребенка. Общественные и государственные интересы. Ответственность за нарушение личных прав, общественных и государственных интересов. Понятие и содержание юридической ответственности. Юридическая ответственность лиц, не достигших 18-летнего возраста. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие и характеристика административного правонарушения. Понятие и условия наступления административной ответственности. Понятие и виды административных взысканий. Уголовные преступления и уголовная ответственность. Понятие и характеристика уголовного преступления. Понятие и условия наступления уголовной ответственности. Виды уголовного наказания. Обстоятельства, отягчающие вину субъекта противоправного поведения. Совершение противоправных деяний группой лиц. Совершение противоправных действий в отношении несовершеннолетнего и малолетнего. Совершение противоправного деяния лицом, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.

Актуальным является воспитание уважительного и толерантного отношения к людям другой национальности, иным взглядам, ценностям, культуре. Принимая это во внимание, работа по формированию правосознания несовершеннолетних должна проводиться в неразрывном единстве с развитием их нравственного сознания. Нравственное просвещение направлено на формирование нравственных ценностей, развитие моральных чувств, мировоззрения, самосознания, толерантного отношения подростков к культурному самовыражению различных народов и может предусматривать изучение следующих тем: Мораль, ее роль в жизни человека и общества. Основные нравственные принципы, лежащие в основе взаимоотношения людей. Нормы морали как отображение жизненного и исторического опыта людей. Нравственные качества человека, пользующегося истинным авторитетом. Понятие авторитета истинно­го и ложного. За какие дела, поступки, личностные качества уважают человека. Нравственные качества сильного человека: справедливость, уважение достоинства другого человека, доброта, забота о близких, ответственность за свои поступки, моральная стойкость и др. Содержание и значение основных нравственных ценностей: человек, жизнь, здоровье, достоинство, честь, свобода, ответственность, собственность. Нравственная ценность настоящей дружбы. Друзья и приятели. Личностные качества настоящего друга. Взаимопомощь и взаимоподдержка в дружбе. Всегда ли друг должен поддерживать друга. Дружба и ответственность за друга и перед другом. Друг должен предостеречь. Любовь - как высшая нравственная ценность.[23]

В чем выражается любовь? Непременное проявление заботы, уважения, ответственности и бескорыстия в любви.

Свобода и ответственность. Понятие «свободы» и ее границы. Свобода как возможность осознанного принятия решений и способность отвечать за их последствия. Свобода и закон. Жизненные проблемы и выбор способов их разрешения. Преступление как видимый выход из сложившейся ситуации, как следствие безответственности, отсутствия моральных принципов и неспособности себя контролировать. Неотвратимость наказания за совершенное преступление.

Культурное своеобразие различных народов и этнических групп. Право каждого народа на самовыражение, на свою историю, обычаи, традиции, вероисповедание, мировоззрение. Культура межнационального общения. Понимание необходимости проявления толерантного отношения к людям иной национальности. Экстремизм как проявление нетерпимости, эгоизма и одномерности мышления.

Миф и правда об алкоголе и наркотиках. Отрицательное влияние алкоголя и наркотических веществ на организм человека. Нравственная деградация личности с алкогольной и наркотической зависимостью. Взаимосвязь алкогольного опьянения и совершения правонарушений.

Ложная романтика преступного образа жизни. Лжеценности преступной жизни, их противоречие общечеловеческим ценностям. Нравственное содержание чести и достоинства человека.

В процессе дискуссии происходит особым образом организованное общение, в котором участников поощряют внимательно слушать друг друга, понимать и принимать иное видение мира. Они дают участникам возможность самораскрытия, что позитивно влияет на их установки, помогают изменить характер отношения к другим людям. Такое общение способствует возникновению эмпатии к людям и помогает видеть в каждом человеке уникальную, неповторимую личность.. В результате групповых дискуссий ее участники приобретают умения самоанализа, понимания себя и других, что особенно важно для подростков, имеющих нарушения в поведении.[24]

В целях формирования правосознания несовершеннолетних мы предлагаем проведение групповых дискуссий следующей тематики: Образование и труд-основа самореализации личности, как законные и эффективные источники жизненных благ. Образованность одна из важнейших составляющих конкурентоспособности личности.

Последствия преступного деяния. Различные негативные последствия противоправного деяния, их влияние на человека, совершившего преступление, и иных лиц, его жизнь, будущее.

Потребности и способы их удовлетворения. Потребности реальные и завышенные. Потребности аморальные. Что делать, если какую-либо потребность удовлетворить пока невозможно. Законные способы удовлетворения потребностей. Отдых и развлечения без опасных последствий. Хобби и увлечения как возможности содержательного проведения свободного времени. Виртуальные игры и их опасность для человека. Виртуальное и реальное общение: плюсы и минусы. Индивидуальность и массовость. Избирательность в просмотре телепередач и кинофильмов. Возможные отрицательные последствия развлечений.

3. Психологический тренинг определяют как форму активного обучения, позволяющую человеку самому у себя формировать навыки и умения строить межличностные отношения, продуктивную учебную и иную деятельность, анализировать ситуации со своей точки зрения и с точки зрения другого человека, развивать в себе способности познания и понимания себя и других. Целью любого тренинга выступает развитие психологических характеристик личности и группы, которые повышают эффективность решения ими жизненных задач. В процессе тренинга происходят следующие изменения: развиваются коммуникативные способности, гуманистическая установка в отношении других; возрастает социально-психологическая компетентность, умение ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей и выбирать адекватные формы общения с ними.

Основываясь на вышесказанном, проведение психологических тренингов в целях формирования правосознания несовершеннолетних должно предусматривать следующее: развитие Я-концепции индивида: когнитивного и эмоционального восприятия самого себя, своих возможностей. Это важно для того, чтобы у подростка возникло непринятие себя как субъекта противоправного поведения и желание изменить свою правовую позицию; формирование устойчивости против отрицательного группового влияния, умения самоопределяться в группе и противостоять ее давлению (негативному); развитие способности оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, прогнозировать возможные последствия того или иного поведения, а также личной ответственности за собственное поведение; обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, в том числе в ситуациях повышенного нервно-психического напряжения; формирование коммуникативной компетентности; обучение ассертивному поведению, как способности уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей; формирование мотивов добропорядочного поведения, моделирование законопослушного образа жизни, формирование мотивов отказа от употребления алкогольных и наркотических веществ. Работа по формированию правосознания и правопослушного поведения несовершеннолетних должна предусматривать включение подростков в соответствующую специально организованную деятельность, оказывающую формирующее влияние на их сознание и поведение. Такая деятельность может осуществляться посредством организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних.[25]

4. К одной из форм оздоровительного отдыха и досуга можно отнести военно-патриотические лагери для подростков как с правонарушающим, так и законопослушным поведением. Организацию таких лагерей целесообразно осуществлять с привлечением сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних и других подразделений органов внутренних дел, психологов и педагогов образовательных учреждений. Основное внимание в функционировании лагерей должно уделяться познанию подростками основ военного дела, их правовой, физической и нравственной подготовке, воспитанию чувства патриотизма. Деятельность лагеря должна быть направлена на формирование у подростков: знаний в области права, этики, военного дела; нравственных и волевых качеств: честности, дисциплинированности, порядочности, решительности, мужества, готовности придти на помощь и т. п.; воспитание моральных чувств: долга, ответственности за себя и товарища, патриотизма; умений утверждать себя в группе социально приемлемым способом, отстаивать свои права, не нарушая прав других, регулировать и контролировать свое эмоциональное состояние и поведение.

Выводы: Воспитательно-профилактическая работа, предусматривающая формирование правосознания подростков и предупреждение их противоправного поведения, должна реализовываться через соответствующие формы. На основании Инструкции по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, к основным формам работы сотрудников с подростками целесообразно отнести следующие: Факультативы и кружки правовых знаний. Дискуссионные клубы. Тренинги умений. Военно-патриотические лагери.

Проведение групповых форм работы должно предусматривать формирование групп из числа законопослушных подростков и несовершеннолетних с правонарушающим поведением. Это обусловлено тем, что, во-первых, по мнению самих сотрудников инспекций, не следует собирать вместе подростков с нарушениями поведения, так как это способствует их сплочению, отрицательному взаимовлиянию

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...