Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимоотношение правосознания и правопонимания




 

Рассматривая деликт как некий «водораздел» между правомерным и противоправным деянием, мы получаем уникальную возможность оценить любое совершенное административное правонарушение не только как внешнее проявление нарушения административно-правового запрета, но и как конфликт между интересами государства, закрепленными в юридической норме, и интересами делинквента. На первый взгляд, такой подход может ассоциироваться с усложнением проблемы, однако, во-первых, упрощение задачи таит в себе еще большую опасность; во-вторых, речь идет не об усложнении как таковом, не о механическом увеличении числа анализируемых детерминант административной деликтности. Предлагается новый алгоритм проникновения в природу исследуемого социально-правового явления. Если рассматривать культуру как систему способов и средств, приемов, процедур и норм человеческой деятельности, а правовую культуру частью, производной от общей культуры и черпающей от нее все позитивное, то вполне очевидной представляется связь между состоянием правопорядка и правовой культурой, отражающей определенное состояние общества на каждом отдельном этапе его развития.[26]

В качестве исходного выскажу суждение о том, что в основе возникновения административно-деликтных отношений зачастую лежат те или иные изъяны и пробелы в правосознании. Именно эти дефекты и определяют баланс между правомерным поведением и поведением не­правомерным. И если правосознание может рассматриваться как система, то и административно-деликтные отношения, в свою очередь, можно представить как системное отражение правосознания участников этих правоотношений.

Вне всякого сомнения, за аксиому можно признать положение о том, что чем выше общий уровень правосознания, тем меньше совершается административных правонарушений, а значит, реже возникают и соответствующие им административно-деликтные отношения, однако их де­терминированность, на мой взгляд, носит далеко не однозначный характер.

Линейную зависимость между правосознанием и уровнем административной деликтности следует решительно отвергнуть, таковая отражает лишь функциональное соотношение между ними. Кроме того, допущение прямолинейной зависимости неизбежно приведет к неверным выводам, в частности, к лишенным практического смысла утверждениям о том, что можно достигнуть такого уровня правосознания в обществе, при котором не будут совершаться административные правонарушения.

Полагаю, что можно очертить лишь вероятностную зависимость между правосознанием и уровнем деликтности, представив ее в виде близкой к параболе кривой, которая никогда не пересечет соответствующие им координатные оси. Исходя из такого соотношения, нетрудно сделать вывод о том, что, по всей видимости, существует некий постоянный объективно обусловленный уровень административной деликтности, снизить который не представляется возможным. С другой стороны, достижение определенного уровня правосознания позволит стабилизировать административную деликтность. На мой взгляд, существует область, в которой системная связь между правосознанием и административно-деликтными отношениями имеет характер прямой корреляционной зависимости. Установление и уточнение границ этой области, а также содержания самих системных связей возможно провести, исходя из того, что органиче­ская система, а мы имеем дело именно с таковой, может быть охарактеризована следующими качествами: наличием целей; сложной внутренней структурой и противоречивостью; возможностью вычленения внутренних компонентов; детерминированностью с внешней средой; динамичностью и способностью к самовоспроизводству; возможностью измерения и оценки. Вопрос о том, может ли административная деликтность как социальное явление характеризоваться какой-то определенной целью или их набором, в научной литературе не освещен. В каждом конкретном административном правонарушении можно выделить определенную цель, хотя лишь в незначительном числе составов административных правонарушений она выступает в качестве обязательного условия субъективной стороны противоправного деяния. Возможно ли бесцельное совершение правонарушений? Теоретически с позиций правонарушителя да, но в этом случае точнее было бы охарактеризовать правонарушение как совершенное не бесцельно, а неосознанно, точнее, не­осмысленно. Однако применительно к административной деликтности как совокупности всех деликтов, предусматривающих административную ответ­ственность, общую цель следует выделять, прежде всего, в теоретическом аспекте.[27]

Представляется, что объективным оценочным показателем уровня правосознания в обществе может служить практика взаимодействия органов внутренних дел с населением, осуществляемого в сфере охраны общественного порядка. Однако подобное сотрудничество вовсе не означает того, что оно осуществляется на основе полного совпадения интересов граждан и государства. Вполне очевидно, что речь идет об активном правомерном поведении граждан, но их мотивы и цели при этом могут быть различными, вплоть до диаметрально противополож­ных проявлений: от понимания необходимости исполнить гражданский долг в части оказания по­мощи органам внутренних дел в укреплении правопорядка до желания получить те или иные выгоды взамен выполненной работы. Естественно, мотивационные аспекты не ограничиваются только названными крайностями.

Каждое нарушение норм права, в том числе тех, которые предусматривают административную ответственность, можно рассматривать как своеобразное проявление конфликта между конкретным правонарушителем и государством. В случае выявления административного правонарушения между лицом, его совершившим, и органом (должностным лицом), наделенным административно-юрисдикционными полномочиями, возникают административно-деликтные отношения. Вместе с тем не следует упрощать данные правоотношения, сводить их только до уровня рассогласования интересов.

Если единичный деликт, как правило, не выходит за рамки конкретного правоотношения и отражает связь между делинквентом и органом правопорядка, то общий уровень административных правонарушений, ввиду их массовости, не может не затрагивать интересы общества. Следовательно, в рамках административно-деликтных отношений представляется возмож­ным говорить о совпадении интересов государства и законопослушных граждан, составляющих основу гражданского общества.

То обстоятельство, что административной деликтности присущи такие свойства, как стихийность, неупорядоченность, иррегулярность, не следует рассматривать как аргумент, означающий отсутствие системных закономерностей. Благодаря массовости административных правонарушений многие случайные отклонения уравновешиваются, складываются общие тен­денции, и отмечается общая устойчивость некоторых сторон рассматриваемого явления. Не является препятствием для анализа административной деликтности и ее высокая латентность. Коль скоро для определения качественного состава айсберга достаточно исследовать его от­дельные части, то и величина латентности не влияет на распределение структурных признаков административной деликтности и административно-деликтных отношений.[28]

Инструментарий исследования внешних и внутренних характеристик административной деликтности достаточно обширен и включает в себя математические, статистические и социологические методы, методы экстраполяции, моделирования, экспертных оценок и другие.

Сложнее измерить и оценить состояние правосознания и его влияние на развитие административно-деликтных отношений. Хотя в принципе их состояние и связи поддаются измерению по какой-либо определенной шкале. В большинстве своем административно-правовые отношения развиваются в результате совершения субъектами правомерных действий, т. е. таких, ко­торые соответствуют закону, требованиям норм административного права.

Для отнесения юридически значимого действия либо бездействия к разряду противоправных требуется его квалификация, т. е. установление, обоснование и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава административного правонарушения. Но квалификация административного деликта, выступающая обязательным условием для решения вопроса о возможности привлечения субъекта к административной ответственности, не дает ответа на вопрос о факторах влияния на характер поведения. Между тем важным и в теоретическом, и в практическом плане является уяснение природы и механизма поведения субъекта правоотношения, уяснение того, почему одни лица действуют в рамках закона, а другие - нарушают его требования.

Как представляется, существует два основных варианта заданности поведения, которым соответствуют две категории субъектов право­отношения: 1) имеющие стойкую установку на соблюдение норм права (законопослушные субъекты); 2) характеризующиеся готовностью нарушить правовой запрет (потенциальные делинквенты). В предложенной классификации отграничение одной категории от другой проведено исходя из уровня правового сознания участников правоотношений.

Вне всякого сомнения, увеличение либо уменьшение количества выявленных административных правонарушений не отражает фактическую картину нарушений в сфере общественных отношений, регулируемых нормами административного права, а характеризует, прежде всего, степень активности правоохранительных органов. Вместе с тем существует критерий, задающий относительно стабильные параметры уровня административной деликтности на достаточно протяженный временной отрезок. Таким критерием выступает состояние общественного правосознания, обладающего значительной инерционностью и статичностью.[29]

Однако при оценке характера поведения конкретного участника правоотношения необходимо учитывать особенности индивидуального правосознания. Во-первых, правосознание субъекта более динамично. Во-вторых, даже изначально законопослушное лицо может нарушить норму права в случае неверного понимания ее смысла. Иными словами, формирование правомерного поведения лежит в сфере разрешения проблемы как правосознания, так и правопонимания.

Правосознание и правопонимание входят в ассоциацию оценочного порядка. Правосознание схематично можно свести к формуле «нравится - не нравится», однако с содержательной стороны эта позиция должна звучать по иному. С правосознанием и правопониманием отожде­ствляется как бы желаемое право. Правосознание - это образ непосредственных, где-то даже эмоциональных реакций, а правопонимание -это рациональный комплект, рациональный комплекс, через который мы можем снять различенность желаемого, интуитивного, предполагаемого, присутствующего на уровне правосознания представления о должном.

Правопонимание предполагает достижение определенного уровня юридической культуры, правовых знаний. Например, для уяснения того, что означает срок давности, необходимо обратиться к юридической информации, закрепленной в норме права, т. е. оперировать данным понятием как сущностной абстракцией. Или осмысление принципов, например, материального или процессуального порядка есть абстракция в области мышления, т. е. область собственно правопонимания. Имеет значение и то, в каком контексте рассматривать правопонимание: либо с точки зрения субъективного права - «я имею право», либо с позиций «мерки, в рамках которой я могу реализовать свое субъективное право», при этом второй случай связан с обязательным выходом на конкретные нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях. На практике имеет место сочетание обоих вариантов, при этом проблема их взаимосвязи может быть удачно описана через анализ соотношения правосознанияи правопонимания. Нормы права преломляются в правосознании, которое включает в себя ценностно-эмоциональные компоненты, личное отношение субъекта к праву. В свою очередь, правопонимание более строгая категория, через которую за­конодатель реализует внутренний закон жизни всей нации. Этот закон должен применяться лишь в том виде, в том смысле, в каком законодатель его принял, поэтому адекватное прочтение, интерпретация текста закона входит составной частью в правопонимание.

Выводы: От правопонимания никто не может быть свободен: ни тот, кто свое право реализует, ни тот, кто отслеживает эту реализацию в роли «судьи», той или иной юрисдикционной инстанции. Кроме того, для динамики правосознания и правопонимания важно то, что норму права оценивают не только лица, имеющие специальное юридическое образование. Так, любое лицо, основываясь на своем понимании, прочтении норм, например, Кодекса РФ об административных правонарушениях, вправе самостоятельно оценивать действия второй стороны правоотношений. И результатом такой оценки может стать жалоба на незаконные, с точки зрения данного лица, действия органов государственной власти (их должностных лиц). Вместе с тем параллельно с названным лицом существует инстанция, которая стоит над этим конфликтом, наделена государственно-властными полномочиями, обладает компетенцией и при этом обладает иным по природе правопониманием. Выделяя два уровня, две модели соотношения категорий «правосознание - правопонимание», отмечу их непротиворечивость, различие состоит только в акцентах, отражающих специфику категорий субъектов административно-деликтных отношений

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеприведённого анализа исследования по теме «Правосознание как фактор формирования правового государства» мы можем сделать следующие выводы:

Правосознание как сложный и многоаспектный социальный и психологический феномен обладает функционально-структурными качествами, которые проявляются в индивидуальных, групповых особенностях субъектов социальных отношений. Оно является необходимым элементом достижения социально значимых целей как в правоотношениях, так и во всей совокупности общественных отношений. Правосознание формирует самобытную юридическую картину народа, которая отражает характер каждой страны, общества. Функции правосознания в жизнедеятельности общества и человека определяют его сущность и раскрывают природу этого феномена. В понимании функций правосознания в юридической и философской литературе нет единого мнения. На наш взгляд, авторы оставили без внимания мировоззренческую, аксиологическую, объяснительно-описательную, прагматическую, воспитательную функции правосознания. Мировоззренческая функция. Согласно нашему убеждению, в системе функций правосознания в качестве определяющей роли выступает мировоззренческая функция. Все другие функции правового сознания являются «производными».

Идея права, идеала, справедливости, высшей правды представляет собой выражение общечеловеческих правовых ценностей. Индивидуальное, групповое, общественное правосознание со всей необходимостью должно быть нацелено на данный социально-правовой идеал, так как при нарушении целеполагающих функций правовое сознание теряет своё смыслонесущее качество духовного мира и превращается в духовно убогое деформированное мировоззрение. Чтобы избежать подобных явлений, правосознание направляет человеческое поведение на формирование определенных социально значимых, духовно-нравственных идеалов и ценностей.

Целью правосознания является формирование идеальной правовой модели права, правопорядка, законности, правотворчества, правореализации, которые обеспечивают действие механизма правового регулирования во всех сферах социальной действительности. Знания, ценности, идеалы получают свою жизненность лишь тогда, когда они, будучи основой мировоззрения, обретают качество убеждения. Убежденность является составляющим элементом мировоззрения и потому образует его стержень, раскрывает устойчивую и психологическую установку человека. Главное в убеждении - это уверенность в правоте своих взглядов. Руководствуясь убеждениями и ради их выполнения, человек подчиняет свои чувства, совесть, волю и поступки. Мировоззрение определяет жизненную позицию человека, он решает, как ему быть, как поступить, какой вид деятельности выбрать. Жизненная позиция - это окончательный выбор форм человеческой деятельности. Мировоззрение - не простая сумма суждений и умозаключений. В его формировании и функционировании участвуют не только разум, но и человеческие эмоции. Правосознание как сложный и многоаспектный социальный и психологический феномен обладает функционально-структурными качествами, которые проявляются в индивидуальных, групповых особенностях субъектов социальных отношений. Оно является необходимым элементом достижения социально значимых целей как в правоотношениях, так и во всей совокупности общественных отношений. Правосознание формирует самобытную юридическую картину народа, которая отражает характер каждой страны, общества. Функции правосознания в жизнедеятельности общества и человека определяют его сущность и раскрывают природу этого феномена.

В понимании функций правосознания в юридической и философской литературе нет единого мнения. На наш взгляд, авторы оставили без внимания мировоззренческую, аксиологическую, объяснительно-описательную, прагматическую, воспитательную функции правосознания.
1. Мировоззренческая функция. Согласно нашему убеждению, в системе функций правосознания в качестве определяющей роли выступает мировоззренческая функция. Все другие функции правового сознания являются «производными», т.е. они находятся в зависимости от мировоззренческой функции, ибо, не имея общих мировоззренческих позиций и юридических знаний, невозможно рассуждать о правовом сознании и его функциях. Идея права, идеала, справедливости, высшей правды представляет собой выражение общечеловеческих правовых ценностей. Индивидуальное, групповое, общественное правосознание со всей необходимостью должно быть нацелено на данный социально-правовой идеал, так как при нарушении целеполагающих функций правовое сознание теряет своё смыслонесущее качество духовного мира и превращается в духовно убогое деформированное мировоззрение. Чтобы избежать подобных явлений, правосознание направляет человеческое поведение на формирование определенных социально значимых, духовно-нравственных идеалов и ценностей. Целью правосознания является формирование идеальной правовой модели права, правопорядка, законности, правотворчества, правореализации, которые обеспечивают действие механизма правового регулирования во всех сферах социальной действительности.

Знания, ценности, идеалы получают свою жизненность лишь тогда, когда они, будучи основой мировоззрения, обретают качество убеждения. Убежденность является составляющим элементом мировоззрения и потому образует его стержень, раскрывает устойчивую и психологическую установку человека. И таким образом формируют правосознание и правопонимание у личности. А это в свою очередь формирует его правовую культуру и отношение к праву. Что в дальнейшем влияет и на его отношение к этим явлениям. А без ясного правосознания нельзя построить правовое государство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.// Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.

 

Научная и учебная литература

1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права.М.: ЗАО Экономика, 2012.- 265 с.

2. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 2013.-345 с.

3. Коваленко А.И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 2012.-378 с.

4. Комаров С.А. Основы государства и права, 4‑е изд. СПб.: Питер, 2012.-38 с.

5. Королев А.И. Теория государства и права, СПб.: Юрист, 2012.-279 с.

6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов М 2013.-326 с.

7. Любашиц В.Я. Теория государства и права (учебный курс), М., изд. «Март», 2012.-432 с.

8. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 2014. -279 с.

9. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2013.-345 с.

10. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2014.-325 с.

11. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. М.: Юрист, 2013.-367 с.

12. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник для вузов М 2011.- 356 с.

13. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие М 2014. - 324 с.

14. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства. М.: Норма - Инфра - М, 2014.- 432 с.

15. Общая теория государства и права: учебник для юридических вузов / под радакцией А.С. Пиголкина. М 2012.- 425 с.

16. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 2014.- 432 с.

17. Перевалов В.Д. Теория государства и права - М.: Норма. 2012.-376 с.

18. Правовая реформа: Проблемы, коллизии, тенденции развития: Доклады и сообщения Международной научно-практической конференции (2014. 18 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, А.А. Романова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2014.-321 с.

19. Сырых. В.М. Теория государства и права: учебник М 2011.-1998 с.

20. Теория государства и права / Под. ред. А.И. Денисова. М. - 2013.-367 с.

21. Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. Манова Г.Н.М.: БЕК, 2013.-354 с.

22. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. М.Н. Марченко. - М. - 2012.-321 с.

23. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. // под ред. В.М. Карельского и В.Д. Павлова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра. М., 2013.-321 с.

24. Теория государства и права. Под ред. А.И. Королева. СПб.: Юрист, 2012.- 287 с.

25. Теория государства и права: учебник / Ответственный редактор Г.Н. Манов. М 2014.-432 с.

26. Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. М.М. Рассолова, 2013.-287 с.

27. Теория государства и права: учебник. А.В. Мелехин, Маркет ДС, 2013.-432с.

28. Теория права и государства. Учебник. Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2012.-321 с.

29. Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В.М., - 2012.-327 с.

30. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. / Под ред. Стрекозова В.Г., М.: Омега - Л, Интерстиль, 2012.-343 с.

31. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. Под ред. проф. Т.Н. Редько. - М.: Просвещение, 2012.-315 с.

32. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: - Юрайт, 2011.-432 с.

33. Честнов И.Л. Теория государства и права как наука // Проблемы теории государства и права: Курс лекций./ Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2014. -362 с.

34. Юридический энциклопедический словарь (Румянцева О.Г., Додонов В.Н.). - М.: Инфра. - М., 2013.-259 с.

35. Якушев. А.В. Теория государства и права: конспект лекций М. 2012.-287 с.

 

Периодические издания

1. Архипцев Н.И. Уголовно-правовое законотворчество: Проблемы и перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2013. №2. С. 15-35.

2. Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. №6.С. 26-43.

3. Кабышев В.Т. Защита прав человека - главное направление правовой политики России // Государство и право. 2012. №1. С. 11-32.

4. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода / И.В. Левакин // Государство и право. 2013. №1.С.21-34.

5. Певцова Е.А. Правовая культура личности. Журнал «Основы государства и права».2013. №1.С. 24-46.

6. Серебрякова М.Ю. Личность в правовом государстве // Юридическая газета. 2013.№11.С. 25-45.

 


[1] Абдуллаев М.И. Теория государства и права.М.: ЗАО Экономика, 2012.С.176.

[2] См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 2013.С.165.

[3] См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 2013.С.234.

[4] Коваленко А.И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 2012.С.211.

[5] Кабышев В.Т. Защита прав человека - главное направление правовой политики России // Государство и право. 2012. №1.С.15.

[6] См.:Комаров С.А. Основы государства и права, 4‑е изд. СПб.: Питер, 2012.С.154.

[7] Королев А.И. Теория государства и права, СПб.: Юрист, 2012.С.232.

[8] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов М 2013.С.254.

[9] Любашиц В.Я. Теория государства и права (учебный курс), М., изд. «Март», 2012.С.154.

[10] См.: Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 2014.С.214.

[11] См.: Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 2014.С.224.

[12] Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2013.С.265.

[13] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2014.С.187.

[14] См.: Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. М.: Юрист, 2013.С.156.

[15] Певцова Е.А. Правовая культура личности. Журнал «Основы государства и права».2013. №1.С.28.

[16] См.: Юридический энциклопедический словарь (Румянцева О.Г., Додонов В.Н.). - М.: Инфра. - М., 2013.С.187.

[17] См.: Честнов И.Л. Теория государства и права как наука // Проблемы теории государства и права: Курс лекций./ Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2014.С.276.

[18] См.: Юридический энциклопедический словарь (Румянцева О.Г., Додонов В.Н.). - М.: Инфра. - М., 2013.С.198.

[19] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: - Юрайт, 2011.С.254.

[20] См.: Честнов И.Л. Теория государства и права как наука // Проблемы теории государства и права: Курс лекций./ Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2014.С.287.

[21] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. Под ред. проф. Т.Н. Редько. - М.: Просвещение, 2012.С.217.

[22] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. / Под ред. Стрекозова В.Г., М.: Омега - Л, Интерстиль, 2012.С.243.

[23] Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В.М., - 2012.С.187.

[24] Теория права и государства. Учебник. Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2012.С.176.

[25] Теория государства и права: учебник. А.В. Мелехин, Маркет ДС, 2013.С.176.

[26] Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. М.М. Рассолова, 2013.С.216.

[27] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. // под ред. В.М. Карельского и В.Д. Павлова. - М.: Издательская группа Норма-Инфра. М., 2013.С.176.

[28] Кабышев В.Т. Защита прав человека - главное направление правовой политики России // Государство и право. 2012. №1.С.18.

[29] Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода / И.В. Левакин // Государство и право. 2013. №1.С.26.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...