Механизм государства. Органы государственной власти РФ
Механизм государства – это единая система органов, посредством которых государство реализует государственную власть. Признаки механизма государства: 1) иерархичность – построение государственного аппарата в порядке взаимной подчиненности, вышестоящие органы имеют больше власти, больше полномочий, чем нижестоящие; 2) единство – при различии в полномочиях государственных органов они все объединены наличием общей системы; 3) единые задачи – выполнение функций государства; 4) наличие органов государственной власти, которые управляют обществом, при этом они обособлены от него, обладают властными полномочиями и подчинены в порядке иерархичности вышестоящим органам. Основной элемент механизма государства – это наличие органов государственной власти. Через них осуществляется государственная деятельность. Признаки органов государственной власти: 1) создаются и действуют от имени государства; 2) действуют на основе законов; 3) выполняют предоставленные ему функции в зависимости от своей компетенции; 4) наделен властными полномочиями, его решения принимаются от имени государства. В зависимости от уровня деятельности органы государственной власти Российской Федерации делятся на: 1) федеральные (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др. 2) органы субъектов РФ (структура и компетенция определяется непосредственно субъектом РФ). По характеру задач органы государственной власти подразделяются на: а) органы законодательной власти – они избираются населением, обладают правом принятия законодательных актов; б) органы исполнительной власти – занимаются непосредственное исполнение законов;
в) органы судебной власти – осуществляют правосудие в стране и имеют право применять последствия за нарушение законодательства; г) органы контрольной власти – осуществляют проверку государственных органов и должностных лиц по соответствию их деятельности действующему законодательству. В Конституции РФ закреплены принципы деятельности органов государственной власти: 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 2) народовластие, то есть именно народ обладает правом наделять конкретные органы властью и соответствующими полномочиями; 3) федерализм – единство системы государственной власти; 4) разделение властей – все ветви государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной, контрольной) независимы друг от друга; 5) законность – обязательное соблюдение государственными органами всех законов и иных правовых актов; 6) светскость – взаимное невмешательство церкви и государства в дела друг друга. Понятие права, его значение, признаки, функции На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву. Понятие права многозначно. Необходимо выделить следующие значения, в которых возможно толкование термина право: 1) право – это совокупность общеобязательных для всех членов общества правил поведения, оформленная в виде юридических норм; 2) право как неотъемлемая принадлежность индивида, субъективное право (например, конституционные права – право на труд, право на жилище и т. д.). Таким образом, в науке правоведение право рассматривается как совокупность установленных государством общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, выраженных в официальной форме и обеспеченных государственным принуждением. Значение права очень велико: оно регулирует отношения в обществе в сферах экономики, политике и иных отношений; защищает законные права и интересы граждан. Именно право выступает в качестве нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.
Признаки: а) нормативность, общий характер, общеобязательность, так как посредством применения права в обществе устанавливаются единые и постоянные правила поведения всех членов общества; б) формальная определенность, так как право находит свое выражение в законах и иных предусмотренных законом источниках. Право на их издание и контроль за их исполнением принадлежит государству. Функции права соответствуют функциям государства. Исходя из этой аналогии, согласно первой классификации можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции. Если же исходить из специфических признаков права и способов воздействия на общественные отношения, то выделяют следующие функции: 1. Регулятивную – реализуется через закрепление общественных отношений в нормативно-правовых актах. Но при этом обеспечивается свобода и организованность общественных отношений; Регулятивная функция права реализуется следующими путями: 1) путём закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают общеобязательную форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества; 2) путём обеспечения высокой степени свободы и организованности общественных отношений, способствования их непрерывному совершенствованию и развитию. 2. Охранительную – она ориентирована на охрану положительных правоотношений и пресечение противоправного поведения. Охранительная функция реализуется через установление запретов на совершение противоправных деяний. Принципы права Принципы права – это руководящие начала, в которых содержится сущность права. Виды принципов права: 1) общие – в них определяются существенные черты права в целом; 2) межотраслевые – они содержат общие составляющие нескольких родственных отраслей права (например, для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права одним из таких принципов является принцип гласности судебного разбирательства);
3) отраслевые – принципы отдельно взятой отрасли права. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Например, принципом уголовного права является принцип неотвратимости уголовного наказания. Основные принципы: 1) равенство всех перед законом и судом, независимо от социального положения, материального состояния, пола, отношения к религии и т. д. То есть не должно быть тех или иных привилегий или, напротив, дискриминации по указанным признакам; 2) законность – правовые норма должны выполняться всеми субъектами права, без исключения; 3) социальная свобода – разрешено делать все, что не запрещено законом; 4) сочетание прав и обязанностей – право одного гражданина может быть реализовано через обязанность другого гражданина; 5) социальная справедливость – она позволяет достичь соразмерности и соответствия между возможным и должным поведением человека и оценкой результатов его деятельности; 6) гуманизм – уважение к правам личности и его свободам, 7) демократизм – власть принадлежит народу, народ является источником власти, но при этом она реализуется через правовые институты, 8) сочетание естественного (принадлежащего человеку по природе право на жизнь, свободу) и позитивного (созданного или закрепленного государством) права, 9) ответственность за вину – последствием нарушения субъектом права правовой нормы является наступление юридической ответственности, установленной законом; 10) сочетание убеждения и принуждения. Последний принцип требует некоторой конкретизации. Сочетание убеждения и принуждения в правоприменительной практике носит наименование правового регулирования. Метод убеждения является главным, основывается на доброй воле субъекта правоотношения. К этим методам относится правовоспитательная работа. Он позволяет достичь результата без применения насилия. В случае, когда положительного результата мерами убеждения достичь нельзя, необходимо применять иной способ воздействия, именуемый принуждением. Применение принуждения допускается в процессуальной форме, установленной законом (например, арест, наказание и т. д.). Правовое регулирование является формой правового воздействия, осуществляемого при помощи правовых средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|