Систематизация законодательства. Правосознание
Систематизация законодательства – это деятельность компетентных государственных органов с соответствующими полномочиями по упорядочиванию действующих нормативных актов. Формы систематизации: 1) учет. Его проведение необходимо для удобства пользования, учету подлежат все нормативно—правовые акты для полноты и достоверности обработанной информации. Для проведения учета необходимо проведение следующих действий: сбор, обработка нормативных актов, систематизация, передача на хранение уполномоченным государством органам. Производится учет следующих документов: федеральных конституционных законов, федеративных законов, указов Президента, нормативные акты, постановления правительства, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, разъяснения Пленума Верховного суда и постановления Конституционного суда; 2) инкорпорация — это объединение правовых норм в своды или сборники законодательства. В зависимости от субъекта, проводящего инкорпорацию, она может быть официальной (проводится инкорпорация государственных документов и формируется свод законодательства страны), полуофициальной (если она производится по принципу объединения всех документов одного ведомства в один сборник), неофициальной (в ее результате производится выпуск сборников законов или иных нормативных актов по инициативе частных лиц); 3) консолидация – объединение нормативно—правовых актов по принципу общности предмета регулирования. Она осуществляется только уполномоченными на то органами. Консолидация представляет собой вид правотворчества; 4) кодификация — деятельность по переработке действующих нормативно—правовых актов, связанных общностью общественных отношений, и создание в результате на их основе нового сводного нормативного акта (кодекса, основ законодательства, положений и иных актов).
Отношение личности к праву называется правосознанием. Оно является составным элементом правовой культуры. Повышение уровня правосознания предназначено для выполнения следующих функций: • распространение юридической информации в обществе; • позволяет отдельным индивидам верно оценивать правовые явления; • позволяет повысить в обществе уровень правомерного поведения. Правосознание подразделяется на следующие виды в зависимости от: – субъекта: • индивидуальное; • коллективное; • массовое; • общественное; – уровня: • научное; • профессиональное; • обыденное. Таким образом, правосознание представляет собой совокупность, систему взглядов субъекта на право и другие правовые явления, а также восприятие права и его оценка. Правовая культура и правовое воспитание Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме. Формы правовой культуры: • правовая культура общества; • правовая культура личности; • правовая культура группы. Параметры правовой культуры демонстрируют: 1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду; 2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;
3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы. Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата. Направления правового воспитания: 1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье; 2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях; 3) самовоспитание; 4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.). Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание. В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков. Правонарушение Противоправное, общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие) личности, которое причиняет вред обществу, личности, государству, называется правонарушением. Состав правонарушения представляет собой совокупность элементов, достаточных для привлечения личности к правовой ответственности, и образовывается из субъективных и объективных признаков:
• субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение. Физическое при условии обладания праводееспособностью, юридическое – при совершении гражданских правонарушений; • объект правонарушения – это общественные отношения, на которые посягает правонарушитель. Выделяют: а) общий – общественные отношения, б) родовой – группа однородных общественных отношений, в) непосредственные объекты преступлений; • субъективная сторона правонарушения – представляет собой совокупность внутренних признаков правонарушения, она демонстрирует степень виновности лица, его совершившего, его отношение к своему деянию. Включает в себя: вину в форме умысла или неосторожности, цели, мотивы. • объективная сторона правонарушения состоит из самого деяния в виде действия или бездействия, его противоправности, последствий, причинной связи между деянием и результатом. Отсутствие одного или нескольких из перечисленных признаков влечет факт отсутствия правонарушения. По степени причиненного ущерба выделяют: 1) общественно—опасные деяния, 2) вредоносные, 3) малозначительные, наносимый ими ущерб незначителен и устраним. Правонарушения подразделены на преступления и проступки. Преступления – это общественно опасные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством. Определение понятию «преступление» дано в статье 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания». Перечень преступлений указан в Уголовном законодательстве и является исчерпывающим. Проступки влекут меньшую степень общественной опасности, за их совершение предусмотрена юридическая ответственность гражданским, административным, трудовым правом. Гражданское право в отличие от уголовного содержит особенности принципа ответственности уголовного законодательства. Например: • если законом предусмотрены случаи ответственности за чужую вину (ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником согласно статье 1068 ГК РФ); • если вред причинен источником повышенной опасности, установление вины причинителя вреда не требуется в соответствии со статьей 1079 ГК РФ; • наличие ответственности за причиненный вред независимо от любых обстоятельств, включая форс—мажор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|