Крещение Иисуса Христа. (Мф. 3, 12-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22). Искушение Иисуса Христа в пустыне. Неизвестно, были ли когда-нибудь до сих пор встречи между Иоанном Крестителем и Иисусом Христом и знали ли они друг друга
Крещение Иисуса Христа (Мф. 3, 12-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22) Евангелист Матфей сообщает нам важные сведения, относящиеся к крещению Иисуса Христа. Он один повествует о том, что Иоанн сначала возбранял Иисусу Христу креститься от него, считая себя недостойным совершать крещение над безгрешным и желая сам принять от него крещение (3, 14-15). Евангелист Лука, хотя и более краток, но дополняет евангельское повествование сообщением о том, что, выходя из воды, Иисус Христос «молился»; и во время крещения на Иисуса Христа в виде голубя снисшел Дух Святой. Он описывает это событие как явление внешнее, чувственно — наблюдаемое, «в телесном виде». Неизвестно, были ли когда-нибудь до сих пор встречи между Иоанном Крестителем и Иисусом Христом и знали ли они друг друга. Ничего нельзя сказать и о том, как рано лишился Иоанн родителей, и успели ли они пояснить ему его высокое назначение и великие обязанности. О том, встречались ли друг с другом до крещения и Иисус Христос и Его Предтеча, можно делать лишь предположения. Положительный ответ на этот вопрос основывается на том, что Дева Мария и праведная Елисавета находились в родственных и дружественных отношениях между собой. Кроме того, возможно, были встречи во время ежегодных посещений Иерусалима во время иудейских праздников (Лк. 2, 41). Однако, как бы часто не пересекались пути Иоанна Крестителя и Спасителя до встречи на берегу Иордана и какими бы сведениями не располагал он о Его божественном происхождении, необходимо было получить непосредственное Божественное указание о Мессии. Вот почему Бог, посылая Иоанна Крестителя на проповедь, дал ему обетование, что Тот, на Кого сходит Дух, есть крестящий Духом Святым (Ин. 1, 33), что и исполнилось при крещении Иисуса. Только после этого события Иоанн Креститель обрёл истинное свидетельство, что Иисус есть Христос.
Крещение было крещением покаяния и очищения от грехов. Вот почему Иоанн находил его ненужным для безгрешного Иисуса. Сознавая себя причастным общей всем людям греховности, он сам желал принять крещение от Господа. «Оставь» эти размышления «теперь», - отвечает ему Христос, признавая их в сущности правильными. «Нам», поясняет Господь, надлежит исполнить «всякую правду», то есть всё то, что предписывает закон Божий. На крещение Иоанново Иисус Христос смотрит как на одно из ветхозаветных установлений, имеющих целью подготовить людей к принятию Мессии. Будучи Спасителем народа подзаконного, Иисус Христос добровольно подчинил Себя под иго закона, чтобы искупить подзаконных. Своей собственной жизнью Он исполнил все требования закона, во всей их чистоте и истинности. Цель крещения поясняется в Евангелии от Иоанна (1, 31 - 24). Заключается она в том, чтобы, во-первых, от Самого Бога Отца Иоанн, а через него и весь Израиль, получили свидетельство, что Христос есть Сын Божий, а с другой ¾ чтобы по человечеству Своему исполниться Духа Святого и получить от Него помазания на служение Мессии. «Я видел Духа, ¾ говорит Иоанн, ¾ сходящего с неба как голубя и пребывающего на Нём». По свидетельству евангелиста Луки, выходя из вод Иорданских, Спаситель молился, совершая благодарение Богу за те чудесные события, которыми Он во всей Своей триипостасной полноте явил Себя при крещении. Оно сопровождалось следующими событиями: 1. Отверстие небес; 2. Сошествие на крестившегося Господа Духа Святого в телесном, чувственно наблюдаемом виде голубя; 3. Глас Бога Отца, свидетельствовавший, что Крестившийся есть Сын Его, на Котором почитает вся любовь Его, все Его благословения.
Искушение Иисуса Христа в пустыне (Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12-13; Лк. 4, 1-13) После Своего крещения «Иисус возведён был Духом в пустыню для искушения от диавола». Пустыня, в которой Христос пребывал во время сорокадневного поста и искушения, это, вероятно, пустыня Иерихонская, лежащая между Иерихоном и Иерусалимом, каменистая и страшная (Лк. 10, 30). Здесь, на северной стороне Иерихонской долины возвышается крутая и опасная для восхождения известковая гора, называющаяся Сорокадневной. Именно здесь, по преданию, в одной из многих пещер Господь пребывал во время сорокадневного поста. «И был со зверями», ¾ говорит евангелист Марк. Христос, Богочеловек, последний Адам (1 Кор. 15, 45) явился в мир, чтобы искупить людей от власти диавола. Вот почему прежде, нежели начать Своё искупительное служение человеческому роду, Он должен был вступить в личную борьбу с человекоубийцей ¾ диаволом. Как человек, «приобщившийся плоти и крови» (Евр. 2, 14), Иисус Христос испытывает все немощи и искушения, свойственные человеческой природе. Грех порождает в человеке похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин. 2, 16). Не случайно поэтому диавол трижды приступает ко Христу, пытаясь склонить Его к греховному употреблению той чудотворной силы, которой Он, как Сын Божий, обладает. Диавол искушает Христа и как Мессию, стремясь направить Его служение сообразно с ложными представлениями современных Ему иудеев. Предполагая Христу чудесно напитать Себя, превратив камень в хлеб, диавол, таким образом, рассчитывал вызвать у иудеев впечатление о Мессии, Который якобы будет питать их. На это же делался расчёт, когда он предложил Христу броситься с высоты храма. Чудесное спасение должно было вести к Его воцарению. Наконец, изображая себя властелином всего мира, диавол дерзко требует себе поклонения, обещая земное царство, которое подчинит многие народы под власть иудеев. На первое искушение Христос отвечает словами Писания: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Втор. 8, 3). Бог призывает людей всецело предаться Его воле, исполняя Его заповеди не заботясь о пище для тела, ибо Господь силён и без хлеба питать человека. Как Сын Божий, Он полагается на волю Божию и не желает преступать её, хотя и может, чудесным образом претворяя камень в хлеб, дать пропитание плоти.
Когда диавол возводит Иисуса Христа на крыло и крышу одного из притворов Иерусалимского храма и напоминает обетование Божие о том, что нога праведника не преткнётся о камень, ибо ангелам заповедано хранить Его (Пс. 90, 11-12), Иисус Христос отвечает: «Не искушай Господа Бога Твоего» (Втор. 6, 16). Наконец, диавол, в третий раз приступая к Иисусу, является в истинном виде, как начальник злобы и вражды. Он обещает Спасителю политическое господство над миром, победу в войнах с язычниками, смешивая или подменяя, таким образом, власть духовную политической. «И говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне». Иначе говоря, он предлагает Христу купить власть над миром самой легкой ценой: выражением покорности перед ним, князем мира сего. Но Ему определен от Бога другой путь искупления человечества от греха — путь крестный. Поэтому Господь словами Священного Писания пресекает дерзость богопротивника: «Господу Богу Твоему поклоняйся и Ему Одному служи» (Втор. 6, 13). Врагу рода человеческого ничего не оставалось, как удалиться от Иисуса Христа, но, как замечает евангелист Лука, лишь «до времени». Впоследствии, однако, вражда и злоба людские, сопровождавшие весь Его крестный путь, указывали на то, что сатана не прекратил, хотя бы и косвенно, своих богопротивных дел. По удалении сатаны ангелы приступили и служили Господу, укрепляя Его телесные силы, истощенные долгим постом. Так духовным подвигом Богочеловека исполнилось слово Божие: «Не хлебом одним будит жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|