Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Светлый Путь к Просветлению




В следующей главе Карма Чагмей даёт наставления по ритриту, обобщающие важнейшие учения всех мастеров прошлого.

Находясь в затворничестве, вы должны развивать отречение от самсары, думая:

«Я не знаю, когда умру, может быть, даже сегодня, но когда бы ни пришла за мной смерть, у меня не должно быть никакого повода для раскаяния. Я должен практиковать усердно, так как всё непостоянно, и, в первую очередь, моё тело. Где бы я ни родился в следующей жизни, мне не удастся избежать страданий, поэтому я должен изо всех сил стремиться освободиться от них ещё в этой жизни. Поскольку в самсаре нет постоянного счастья, я должен полностью прекратить совершать грехи, причиняющие мучительные последствия, и если чем-то и заниматься, то только добродетелью».

Медитация и размышление над непостоянством - это одна из основных практик в любом ритрите. Ваше ощущение непостоянства должно развиться до такой степени, что каждый день вам будет казаться последним. Карма Чагмей приводит пример из жизни предыдущих мастеров древней линии Кадампа. В те времена в Тибете не было такого понятия как спички или зажигалки, и огонь разжигали первобытным способом, накрывая на ночь горящие угли, чтобы с утра можно было бы без особых усилий раздуть из них пламя и разжечь костёр. Однако некоторые геше этого никогда не делали, находясь в полной уверенности, что не доживут до следующего утра, и, следовательно, нет смысла заботиться об огне. Вставая утром, они удивлялись, что ещё живы, но и тогда не спешили разводить костёр, думая, что не доживут до вечера.

В наставлениях мастеров школы Кагью прошлого постоянно говорится, что необходимо оставить свою родину, чтобы освободиться от привязанностей к родным и друзьям и от ненависти к врагам. Всё не так категорично и однозначно, вы должны правильно оценивать свою ситуацию. Если вы можете принести большую пользу другим у себя на родине учением Дхармы и прочим, то вовсе не обязательно её покидать. Но не стоит оправдывать свои привязанности, внушая себе, что вы приносите большую пользу, особенно, если вы используете такие оправдания для того, чтобы откладывать практику. Враги же, с другой стороны, вовсе не являются поводом для бегства в другую страну или местность. Применяя искусные средства любящей доброты и сострадания, вы можете без труда изменить отношение врагов к вам, и уж тем более своё отношение к тем врагам.

Один важный совет для практикующих состоит в том, чтобы не добывать себе на пропитание недобродетельными путями и способами. Если вам никто не может и не хочет помочь, то просите милостыню. Находясь в ритрите, вы не сможете просить милостыню, поэтому найдите себе спонсора. Довольствуйтесь любой едой и одеждой, которая вам досталась. Если вы не практикуете внутренний жар Туммо, то зимой вам, безусловно, понадобится хорошая тёплая одежда.

После завершения даже долгого ритрита у вас могут возникать эмоции, например гордость, когда вы услышите похвалы. В таких ситуациях очень важно следить за своим умом и не допускать развития эмоций. Все эти похвалы не приносят пользы ни телу, ни уму, ни этой жизни, ни следующей. Иногда вас, наоборот, начнут ругать и позорить вашу практику, и это вас скорее всего разозлит, но не идите на поводу у своего гнева, а смотрите в сущность этой эмоции. Вы должны использовать как приятные, так и неприятные ситуации для продолжения и улучшения своей практики, - это очень важно.

Если вы хотите избежать препятствий в своём ритрите, то постарайтесь сделать ритрит в каком-нибудь святом месте, типа мест Падмасамбхавы или Миларепы, например на Кайлаше, в Драг Йерпа, Целе, Йолмо или Парпинге. В таких местах вы за один день практики получите благословение, равное одному году в любом обычном месте, и ваша практика будет продвигаться очень быстро и благоприятно. Некоторые места находятся под влиянием местных духов, которые могут как улучшить, так и ухудшить вашу практику, и вы можете попасть под их влияние. Конечно, не всегда есть возможность сделать ритрит в святом месте, и вы должны практиковать у себя на родине. Вы можете благословить свой дом, если привезёте в него несколько камней или песка из святых мест и раскидаете по дому. Также вы можете превнести в ритритный дом благословение Тела Будды, если поместите освящённые статуи, танг-ки или отпечатки стоп Будды, сделанные в Индии, Бодхгае. Все эти реликвии несут такое же благословение, как святые места, Будда объяснил это в сутре «О Защитниках». Статуи и буддийские тексты в оригинале также послужат для развития вашей веры и почтения во время простираний и других практик.

В начале первой утренней сессии вы должны освящать место ритрита. Представляйте, что место вашей медитации - это огромный перекрещенный ваджр, из центра которого появляется тысячелепестковый цветок лотоса, охватывающий весь ваш дом. На этом лотосе лежит такой же большой лунный диск, поверх которого ваше сознание принимает форму белого слога ХРИ, превращающегося в белого четырёхрукого Авалокитешвару. Превратившись в Авалокитешвару, вы развиваете четыре безмерных аспекта Бодхичитты. Вы молитесь, чтобы все проживающие в доме и вокруг стали счастливы, освободились от страданий, никогда не разлучались со своим счастьем и постигли равностность. Молитесь за всех духов, животных и богов, а не только за людей, и читайте мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ, представляя, что все существа читают эту мантру вместе с вами. Представляйте, что у всех этих существ зародилось сострадание и добрые помыслы, и затем отпустите их по домам, - в результате такой практики они не будут вам препятствовать, а, наоборот, будут создавать благоприятные условия.

В тексте говорится, что вам в ритрите понадобятся два типа помощников: люди, снабжающие вас всем необходимым, и ваши собственные качества усердия, терпения и чистота обетов. Чтобы практиковать в соответствии с линией просветлённых мастеров, вы должны получить посвящения и наставления от квалифицированного и реализованного Ламы. Без посвящения ваша практика не принесёт вам даже малейшего благословения. Практика с посвящением, но без наставлений тоже никуда не годится. Если вы хотите сделать строгий ритрит, то напишите на листке два имени, - имя основного помощника, доставляющего вам продовольствие, и того, кто бы мог его заменить в случае необходимости. Других людей в ритрит не пускайте. Под своей кроватью, на которой вы практикуете, нарисуйте мелом белую свастику, и примите обет не покидать это место с самого начала и до конца затворничества. Никогда не говорите другим о точной продолжительности своего затворничества, особенно если вы хотите сделать долгий ритрит. Говорите, что уходите на короткий срок, и это устранит некоторые препятствия. Если вы приняли обет на определённый период затворничества, а через некоторое время кто-то попросит вас выйти и помочь, то помните, что этого делать не следует. В случае болезни позовите внутрь врача.

Во время ритрита лучше всего делать практику только одного Йидама и не менять божеств. В некоторых ритритных центрах линий Карма Кагью и Шангпа Кагью монахи выполняют много разных практик, но это делается лишь для того, чтобы обрести опыт во многих садханах и принести пользу другим посредством учений после ритрита. Вам же рекомендуется завершить предварительные практики и посвятить всё остальное время практике одного основного Йидама. Практика любого Йидама автоматически включает практики всех остальных божеств.

Как только вы проснулись в ритрите, визуализируйте над головой своего коренного Гуру, который воплощает в себе всех Будд и молитесь Кармапе, читая «Кармапа Кхьенно» («Кармапа, думай обо мне!»). После этого вы принимаете прибежище, развиваете сострадательное отношение Бодхичитты и начинаете основную практику Йидама с медитациями стадий развития и завершения. В конце каждой сессии вы непременно посвящаете заслугу на благо всех существ. В перерывах между сессиями вы не должны впадать в омрачённое восприятие, а вместо этого поддерживайте чистое видение, воспринимая весь мир как чистую землю своего божества, свой дом как его дворец, всех существ как проявления своего Йидама, все звуки как его мантры и все свои мысли как выражение пробуждённости.

Стадия завершения включает практику шаматхи и випашьяны, и вторая из них подразумевает раскрепощение в своей собственной природе ума, которая не имеет ни формы, ни цвета, ни других отличительных признаков. Как уже говорилось, во время этой медитации у вас будет возникать много разных мыслей, и вы должны смотреть в их сущность сразу же после появления. Когда вы действительно обнаружите, что мысли пустотны в своей сущности, тогда вы начнёте практиковать настоящую випашьяну. Когда все ваши мысли будут исчезать вместе с вашим осознаванием их сущности, то можно с уверенностью сказать, что вы практикуете Махамудру.

Каждое утро хорошо делать простирания, ибо они очищают омрачения тела. Также в конце первой медитативной сессии важно практиковать осознавание природы ума, глядя в открытое небо, и читать мантры своего Йидама. Если вы практикуете Чод, то лучшее время для этого - поздним вечером, и для этой визуализации вовсе не обязательно дуть в костяную трубу канглинг. Ранним вечером необходимо подносить торма Защитникам Дхармы в соответствии со своими самаями, - это устранит все ваши препятствия. Во время основной практики Йидама вы также практикуете йогу сновидений или ясного света. Засыпая, вы визуализируете в сердце белое бинду, из которого излучается свет и заполняет всё ваше тело, потом выходит наружу и постепенно заполняет всю комнату, ваш дом и всю округу. В ритрите вы спите либо в сидячей позе медитации, либо в позе спящего льва на правом боку. Если вы будете тренироваться засыпать с вышеописанной визуализацией, то вы сможете осознавать свои сны и постепенно сможете очистить омрачения глубокого сна, поддерживая в нём осознавание природы ума.

Во время приёмов пищи вы должны есть в манере огненного подношения своему божеству и Ламе, находящемуся в горле. Даже отправление естественных надобностей вы можете делать с пользой для голодных духов, если будете визуализировать себя в форме Авалокитешвары, из тела которого выходит нектар, освобождающий от страданий голода и жажды голодных духов и существ в бардо и очищающий их омрачения. При этом вы читаете мантру

ОМ А МУТРА АХАРЕ БИ СОХА

Когда вы умываетесь, то освятите воду мантрой

ОМ АМРИТЭ ХУНГ ПХЭТ

Этим самым вы также очистите свои омрачения.

Находясь в ритрите, вы должны всегда представлять, что вокруг вас возведён ваджрный защитный круг, который никогда не исчезает. Делайте эту краткую визуализацию каждое утро.

Если гремит сильный гром и сверкают молнии, то визуализируйте над своей головой большое золотое колесо с тысячью спицами, в центре которого восседает Будда Шакьямуни, окружённый тысячью других Будд, располагающихся на спицах. Это защитит вас от попадания молнии в ваш дом. Если начнётся землетрясение, что у нас в Непале очень актуально, визуализируйте под своим домом огромный самородок бирюзы, и это избавит вас от разрушительных последствий.

Практики долголетия

Самым эффективным методом для продления жизни считается практика Белой Тары. Желательно выполнять полный ритуал, включающий подношение торма и прочие церемонии, но есть и более короткая версия. Вы начинаете с принятия прибежища и развития Бодхичитты, затем в мгновение ока превращаетесь в Белую Тару, её лоб, горло и солнечное сплетение помечены слогами ОМ Ах ХУНГ. В её сердце находится восьмилепестковый белый лотос, поверх которого лежит лунный диск и белое колесо с восемью спицами. В центре этого колеса находится стопка из трёх белых слогов ОМ ТАМ ХА, причём ТАМ посредине, ОМ над ним, а ХА внизу. На ободке колеса расположены белые слоги мантры

ОМ МА МА АЮ ПУНЬЕ ДЖНЯНА ПУТРАМ КУРУ ХА А на каждой из восьми спиц колеса стоят восемь слогов

ТА-РЕ-ТУ-ТА-РЕ-ТУ-РЕ-СО

Из центрального слога ТАМ и мантры в сердце Тары излучается пятицветный свет, идущий в чистые миры всех Будд и Бодхисаттв и собирающий их сиддхи долгой жизни, и возвращается обратно в слог ТАМ. В это время вы читаете мантру Белой Тары. Затем свет излучается в наш мир, превращая его в чистую землю Белой Тары и всех существ в её эманации, а в конце вы представляете, что весь мир и существа превращаются в свет, который входит в вас, вы в форме Тары также превращаетесь в свет и растворяетесь в слоге ТАМ, который плавится в свете и исчезает в пустоте. Какое-то время после этого медитируйте на природу ума.

Другой вариант практики долгой жизни на основе метода Тары также начинается с принятия прибежища и развития Бодхичитты. Вы визуализируете себя в форме Белой Тары, восседающей в центре огромного колеса с десятью спицами. Восемь спиц колеса выходят в восемь сторон света, одна спица направлена вверх и ещё одна вниз. Все эти спицы полые внутри и содержат по одному слогу мантры: спица, направленная вверх, содержит слог ОМ, спица, направленная вниз, содержит слог ХА, а восемь остальных спиц помечены восемью слогами, расположенными по часовой стрелке, если смотреть на них изнутри ТА-РЕ-ТУ-ТА-РЕ-ТУ-РЕ-СО

Это колесо вращается вокруг Тары, но вы сидите статично в пустотном пространстве посреди колеса без вращения. Если вы хотите продлить жизнь своему Гуру, то визуализируйте его в виде второй Белой Тары над своей головой сидящим на лотосе и лунном диске. Если вы хотите продлить жизнь родителям или друзьям, то визуализируйте их в виде Белой Тары вокруг себя. Как Гуру, так и родители и друзья, визуализируемые в виде Белой Тары, помечены слогами ОМ Ах ХУНГ и имеют в сердце белый слог ТАМ поверх лотоса и лунного диска. Из этого слога ТАМ в наших сердцах излучается белый свет, идущий в чистые миры всех Будд и собирающий сиддхи умиротворяющей активности, и возвращается в нас в виде белого света. Вокруг колеса, в котором вы сидите, представляете появляющийся шатёр из белого света на расстоянии сажени от вас, и всё пространство внутри шатра заполняется синими лотосами. После этого из слога ТАМ опять исходит свет, - на этот раз жёлтый, - и идёт в чистые земли всех Будд, собирая сиддхи увеличивающей активности и возвращаясь в нас. Вокруг первого шатра из света вы визуализируете второй шатёр, который заполняется синими лотосами. Затем из слога ТАМ излучается красный свет, идущий в чистые миры всех Будд и собирающий сиддхи привлекающей активности, и возвращается в нас. Вместе с этим вокруг второго шатра появляется третий шатёр из красного света, который заполняется синими лотосами. Следом за этим из слога ТАМ излучается синий свет, идущий в чистые миры всех Будд и собирающий сиддхи покоряющей активности, и возвращается в нас. Вместе с этим вокруг третьего шатра появляется четвёртый шатёр из синего света, который заполняется синими лотосами. Потом из слога ТАМ излучается зелёный свет, идущий в чистые миры всех Будд и собирающий сиддхи разнообразной активности, и возвращается в нас. Вместе с этим вокруг четвёртого шатра возникает пятый шатёр из зелёного света, который заполняется синими лотосами. В завершение из слога ТАМ излучается тёмно-синий свет, идущий в чистые миры всех Будд и собирающий благословения просветлённого Тела, Речи и Ума, и возвращается в нас, формируя последний шатёр тёмно-синего света, который полностью заполняется синими лотосами.

Эти экстраординарные наставления создают абсолютно непроницаемый защитный круг для вашей жизненной энергии, через который не может проникнуть даже ветер. Этот метод хорошо практиковать как для себя, так и для продления жизни Гуру, друзей и родственников. Данные наставления содержатся в тантре «Белая Тара» и были объяснены самим Буддой. Они считаются очень глубокими и высоко почитаются в линии Карма Кагью, защищая от болезней и связанных с ними страхов. Если вы будете их практиковать, то вам не нужно использовать какой-либо другой метод.

Вы можете получить благословение и защиту Белой Тары на долгое путешествие и устранить препятствия во время пересечения пропастей и трудных участков дороги. Для этого вы представляете в небе над собой огромное тело Тары, расположенное так, что её ладонь в жесте даяния прибежища находится точно над вами и полностью защищает вас от всех препятствий.

Последний экстраординарный метод увеличения жизни был составлен Миларепой на основе видения Ваджраварахи. Вы начинаете как обычно с принятия прибежища и развития Бодхичитты и в мгновение ока превращаетесь в Дакини Ваджраварахи. В своём теле, которое полностью пустое внутри, вы визуализируете Белого Будду Амитаюс, восседающего во лбу на львином троне, белом лотосе и лунном диске. В своём горле вы визуализируете Красного Будду Амитаюс, восседающего на львином троне, красном лотосе и лунном диске. В своём сердце вы визуализируете Синего Будду Амитаюс, восседающего на львином троне, синем лотосе и лунном диске. В своём пупке визуализируете Жёлтого Будду Амитаюс, восседающего на львином троне, жёлтом лотосе и лунном диске. В секретном месте визуализируете Зелёного Будду Амитаюс, восседающего на львином троне, зелёном лотосе и лунном диске. Над своей головой в виде Миларепы сидит ваш коренной Гуру с правой ладонью у уха в мудре слушания, а в левой руке он держит коровий рог, наполненный нектаром. Его ноги находятся в расслабленной позе, он облачён в белые йогические одежды и медитативный пояс. Над Миларепой восседает Будда Амитабха с путрой (чашей для подаяния) в руках. Перед вами находятся пять сестер Долгой Жизни, - Церингма и её четыре сестры Дакини (Тингищелзангма, Чо-пендринзангма, Миёлангзангма и Тэлкардрозангма). Первая держит в правой руке ваджр, а в левой руке сосуд долгой жизни. Если вы хотите продлить жизнь кому-то другому, то представляйте его или её рядом с вами и читайте мантру

ОМ ВАДЖРА АЮКХЕ САРАХА

Во время рецитации этой мантры из сердца Амитибхи излучается пятицветный свет, идущий в чистые земли всех Будд и Бодхи-саттв и собирающий их сиддхи долгой жизни и бессмертия, и возвращается обратно в путру Амитабхи в виде радужного света. Сразу после этого представляете, что из сердец пяти сестёр Долгой Жизни излучается пятицветный свет, идущий в высшие миры сам-сары и собирающий сиддхи долголетия и благую заслугу всех мирских богов, и возвращается в путру Амитабхи. Эта путра Будды Амитахи переполняется белым нектаром, который переливается через край и ниспадает вниз на Миларепу, входя и наполняя всё его тело через отверстие брахмы на макушке головы. Когда его тело переполнилось, этот белый нектар выливается из большого пальца правой ноги Миларепы на вас (в форме Ваджраварахи), наполняя ваше тело через отверстие брахмы на голове. Думайте, что вы вместе с вашим коренным Гуру, неотделимым от Миларепы, обретаете сиддхи долгой жизни и бессмертия.

После этого визуализируйте, что из сердца Белого Амитаюса (находящегося в вашем лбу) исходит белый свет, из сердца Красного Амитаюса (находящегося у вас в горле) исходит красный свет, из сердца Синего Амитаюся (в вашем сердце) исходит синий свет, из сердца Жёлтого Амитаюса (находящегося в вашем пупке) исходит жёлтый свет и из сердца Зелёного Амитаюса излучается зелёный свет. Эти лучи света заполняют все чистые земли Будд в десяти направлениях, собирая их сиддхи, и в виде пятицветного света возвращаются в нашего Гуру (в форме Миларепы) и в вас (в облике Ваджраварахи). Этот радужный свет заполняет как вас, так и тех, кому вы хотите продлить жизнь, после чего вы думаете, что обрели сиддхи долголетия и читаете мантры

ОМ АМАРАНИ ДЗИВАНТИЕ СОХА

и

ОМ ЭНДЗЭ ДАРЕ ПАНЧА ДАКИНИ СИДДХИ ХУНГ СОХА

ВАДЖРА АЮДЖНЯНА

В заключение практики Будда Амитабха превращается в свет и сливается с Миларепой, а тот также растворяется в свете и сливается с вами, Ваджраварахи. Вы вместе с пятью Буддами Амитаюс, находящимися в вашем теле, исчезаете в пустоте и остаётесь в этом состоянии.

Миларепа передал эту практику своему ученику Речунгпе, который в свою очередь передал линию другому ученику Шива О, а тот мастеру Дзамлинг Херука, впервые записавшему её в виде текста. Карма Чагмей уверяет Ламу Цондру Гьямцо в том, что эти наставления очень эффективны как для продления собственной жизни, так и для принесения пользы другим.

Практики долгой жизни используются в каждом традиционном ритрите, и среди Лам ни у кого нет сомнений в их эффективности, однако они не являются основными практиками ни в затворничестве, ни вне ритрита. Эти методы позволяют создать благоприятную взаимозависимость для увеличения срока жизни практикующих, чтобы они могли принести как можно больше пользы живым существам посредством практики Дхармы и использовать своё драгоценное тело по максимуму. Но не стоит забывать о непостоянстве человеческого тела, которое вам придётся рано или поздно оставить, несмотря на применение этих практик долгой жизни и всевозможное лечение. Более того, медитация и размышление над непостоянством и бренностью человеческого тела гораздо важней этих практик, а истинное постижение непостоянства является как сущностью затворничества, так и истинным результатом ритритной практики. Вы должны ясно понимать, что настоящая цель духовной практики Буддизма заключается не в продлении жизни в самсаре, а в выходе за пределы самсарных страданий рождения, болезней, старости и смерти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...