Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Джамгон Конгрул Лодро Тайе




РУКОВОДСТВО ПО РИТРИТУ

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Это руководство, составленное Первым Джамгоном Конгтрулом Ринпоче для практикующих в своём ритритном центре Ца Дра Ринчен Драк (Кхам, восточный Тибет), является самым специфическим учением из всех текстов, содержащихся в данной книге. Несмотря на изобилие технических терминов и названий практик, некоторым из которых даже нет адекватных эквивалентов в русском языке, я считаю этот текст очень интересным и думаю, он вызовет соответствующий интерес у эрудированных буддистов. Тем не менее, мне показалось, что если я не дам некоторые пояснения, то даже просвещённые читатели легко запутаются в структуре текста, так как Джамгон Конгтрул составил свою ритритную программу из колоритной смеси практик всех традиций тибетского Буддизма, за исключением школы Сакья. Чтобы вам было легко понять какой период ритрита посвящен какой практике, я вставил краткое пояснение перед каждым новым этапом практики, а также пару важных практических моментов, которые автор не описывает целиком исходя из уверенности, что они прекрасно известны читателям. Мои пояснения выделены курсивом. Особенность этой ритритной программы состоит в разнообразии практик, включённых в неё. Если вы слышали о внесектарной традиции РИМЕ, основанной Джамгоном Конгтрулом при содействии мастеров Джамьянг Кхьенце Вангпо и Чокгьюр Дэчен Лингпа, то этот текст и ритритная программа в тибетском центре Джамгона Конгтрула дадут вам ясное понятие о смысле этой традиции. В частности, основу ритрита составляют практики линий Карма Кагью, Шангпа Кагыо, Ньингма и Дордже Начджор, которые дополняются практиками традиций Кадампа, Чод и Дордже Сум Ньен Друб. Эта ритритиая программа до сих пор используется в тибетском монастыре Джамгона Конгтрула, но в его нынешней непальской резиденции в Пулахари ритрит проходит по упрощённой программе линии Карма Кагью. Я хочу выразить благодарность ритритному мастеру этого непальского ритритного центра Кхенпо Лодро Намгьял за разьяснение некоторых моментов из этого текста и искренние наставления по моей практике в первом ритрите. Перевод этого текста сделан в дань моего глубокого уважения и восхищения просветлёнными качествами Джамгона Конгтрула Лодро Тайе, чей вкчад в развитие учения Будды невозможно переоценить.

ПРОЛОГ

ОМ СВАСТИ СИДДХАМ ШРИ ДЖАЯ ТИКРАНТУ

 

Я простираюсь перед своим Гуру, владыкой трёх таинств,

Чьё Тело озаряет самсару и нирвану просветлёнными знаками,

Чья божественная Речь источает безграничные наставления,

Чей Ум равен пространству по глубине спокойствия.

 

Для нынешних и будущих практиков в уединённом ритрите

(Монастыря) Палпунг, - основного столпа Линии Практики,

Я составил руководство по правилам дисциплины,

Которое послужит источником вдохновления и удобства.


ВВЕДЕНИЕ

В течение прошлых жизней вы накопили огромное количество заслуги и посвятили её с чистой мотивацией и устремлением. Сила тех пожеланий превратилась сейчас в наилучшую из всевозможных жизней, - вашу нынешнюю жизнь, наделённую всеми свободами и духовными преимуществами, которая стоит дороже всеисполняющей драгоценности. Вам посчастливилось встретиться с самой сердцевиной учений Будды, Ваджрным путём Тайной Мантры, и полагаться на любого квалифицированного держателя линии, какого бы вы ни выбрали. В вашей жизни сложились все благоприятные условия для практики духовных наставлений, причём для самых сущностных. Ваша удача подобна тому, как нищий овладел всеисполняющей драгоценностью, - это может казаться невероятным, но так оно и есть, - вот она, лежит прямо в ваших ладонях!

Тем не менее, если копнуть глубже, то вы можете думать лишь о том, чтобы стать Ламой, считая достаточным сделать ритрит в три года и три месяца в ритритном центре. В случае отсутствия чистой мотивации, искреннего отношения к практике и посредственной медитации вам удастся лишь обмануть великодушных людей, обеспечивших вас всем необходимым в ритрите, и ваша жизнь потеряет истинный смысл. Поэтому существенно важно подготовить безупречное основание для ритритной практики.

Говоря в общем, все практикующие в этом ритритном центре должны обладать как верой, так и знанием трёх видов духовной тренировки, сутр и тантр Будды, пройдя обучение в период летних дождей. В частности, к ритриту должны допускаться только те, кто желает практиковать медитацию с мотивацией пробуждения в этой или в будущих жизнях. Беспечность и неискренность приведёт лишь к растрате материальной помощи других людей и не иначе. Поэтому допуск будет даваться после тщательного рассмотрения кандидатур.

Для того, чтобы практиковать в затворничестве, вам следует подготовить соответствующую основу, а именно необратимое намерение медитировать с полным усердием. Во время затворничества вы должны радовать других своим отношением к буддийскому воззрению, медитации и поведению. В конце концов вы должны получить личное удовлетворение от того, что ваши усилия в медитации не пропали зря и принесли благие результаты. Таковы основные положения дисциплины, которым посвящен данный текст.


ПОДГОТОВКА К ЗАТВОРНИЧЕСТВУ

Подготовка мотивации

Как я сказал выше, вы должны обладать необратимым намерением. Такая мотивация описана в сутре «Груда Драгоценностей»:

«Кашьяпа, если монах хочет практиковать в затворничестве, ему следует развить восемь устремлений. Каких? Он должен поклясться: «Я полностью отрицаю своё тело, я посвящаю этому всю свою жизнь. Я отвергаю всё уважение, показываемое мне. Я отвергаю все пристрастия и желания. Я буду находиться в затворничестве подобно горной антилопе. Я буду соблюдать каждое правило дисциплины в затворничестве. Я буду там питаться духовными наставлениями. Я не буду себя тешить омрачающими эмоциями. Таковы эти восемь устремлений. Монах, желающий уйти в затворничество, должен полагаться на них».

Говоря вкратце, вы должны оставить за стенами ритрита все мирские заботы и развить искреннее намерение достичь великого непревзойдённого просветления. Как сказал владыка Дхармы Джигтэн Сумгон:

«То, как происходят события и складываются обстоятельства, зависит от вашего развития Бодхичитты, поэтому вы должны быть крайне осторожны со своим первоначальным намерением в отношении ритрита. Когда вы идёте медитировать в горы, ваше намерение достичь просветления не должно быть смешано с другими мыслями. Если же вы уйдёте в горный ритрит с презрением к друзьям и товарищам, вы не достигнете поставленных целей. Наоборот, ваша ситуация будет последовательно ухудшаться подобно псу, заходящему в глубокий водоём. Если вы уйдёте в горы, желая обрести контроль над другими или одежду, еду и удовольствия, то вы лишь нарушите свои обеты и впоследствии испытаете результат грехов от потери веры другими людьми. Если вы уйдёте в горный ритрит в гневе или с другими отрицательными эмоциями, то все вас будут бранить с ненавистью. Если вы уйдёте в горный ритрит, теша свою гордыню, то вы не обретёте никаких хороших качеств. Если вы уйдёте в горный ритрит, думая о том, как бы увеличить количество своей еды, одежды и других вещей, то вы не только их не получите, но потеряете и те, что имели до этого. Если вы уйдёте в горный ритрит, думая только о своём благе, то вы не принесёте пользы другим, ибо такая мотивация в лучшем случае соответствует меньшей колеснице Тхеравада. Если вы уйдёте в ритрит в неведении последствий вышеупомянутых состояний ума, то сказано, что ваша духовная практика не продвинется, не принесёт пользы ни вам, ни другим, а приведёт к пагубным действиям».

Когда его спросили как этого избежать, он ответил:

«Вы сами имеете возможность предотвратить это, вот почему я всегда объясняю преимущества пробуждённого ума, - Бодхичитты. Если вы уйдёте в ритрит с любовью к другим, все неприятности в вашей жизни устранятся и события будут складываться самым благоприятным образом. Если вы уйдёте в ритрит с сострадательной мотивацией, то вы принесёте пользу другим. Если вы уйдёте в ритрит, сорадуясь в счастье других, то все боги, люди и духи будут думать о вас с добрыми пожеланиями. Если вы уйдёте в ритрит в равностности, то достигнете мастерства над явлениями. Если вы уйдёте в ритрит со всеми этими четырьмя безмерными мыслями, то вы принесёте пользу другим четырьмя видами активности. Если вы идёте в ритрит с преданностью к своему божеству Йидаму, вы обретёте обычные сиддхи. Если вы уйдёте в ритрит с преданностью к своему гуру, то реализуете высшие сиддхи.

Говоря в общем, отправляясь в горный ритрит с очень хорошим намерением, вы достигнете очень большого успеха. Если идёте туда с умеренно хорошим намерением, то достигнете умеренного успеха, а если с обычными позитивными мыслями, то по крайней мере вы продвинетесь в своей духовной практике и не повстречаете препятствий».

Поэтому исключительно важно создать правильную мотивацию. Ваша начальная мотивация - это семя, из которого произойдёт соответствующий плод, также как из семян пшена, ячменя, гречихи и гороха вырастают аналогичные ростки. После того, как вы ушли в затворничество, существенно важно не оставлять осознанной мотивации, что вы практикуете для того, чтобы достичь единого состояния Будды Ваджрадхары именно в этой жизни на благо всех существ, ваших матерей, заполняющих пространство. Чрезвычайно важно, чтобы эта мотивация не портилась мыслями, типа: «Мне нужно получить звание Ламы» или «Если я стану Ламой, у меня всегда будет много еды и подношений» или «Я должен впечатлить своих духовных друзей» или «Я хочу стать таким же авторитетным как другие Ламы».

Техническая подготовка

После того, как вы решили начать ритрит в один из дней прибывающей или убывающей луны с намерением оставаться в затворничестве до конца определённого срока, вы должны изучить все необходимые ритуалы, чтобы не сомневаться во время их выполнения. Это относится к молитвам и садханам, читаемым в этом ритрите, изготовлению ритуальных подношений и торма, знанию мелодий молитв и использованию музыкальных инструментов

Вам потребуются следующие тексты и литургии:

• Молитвы (к Гуру Ринпоче) «В семи Главах» вместе с сопутствующими наставлениями по их медитации;

• Различные молитвы линий Джонанг и Минлинг, а также молитвы к (Ситу) Пема Ньингдже Вангпо;

• Ритуал очищения и восстановления обетов;

• Практики Ваджрасаттвы и Вишуддха Херука из традиции Минлинг плюс все тексты ритуалов из цикла «Лама Янгтик», включая ритуал активности «Меток Тренгдзэ» и короткий ритуал восполнения самай с Защитниками Дхармы;

• Садхана и ритуал подношения девяти божествам мандалы Калачакры

• Тексты линии Шангпа Кагью по практике пяти божеств Чакрасамвары, объединённой мандале центральных божеств пяти классов тантры, а также Белой и Красной Дакини;

• Ритуалы подношения мандалы богине Тара из ранней и поздних школ;

• Тексты тройного цикла Секретного Бинду «Сангтик Кхорсум» из новых сокровищ (Чоклинг) Тэрсар;

• Практика Ваджрасаттвы, «освобождающая через слышание» а также ритуал чтения «Сердечной Лотосовой Тантры»;

• Все тексты подношения торма (Защитникам) на 29 лунный день включая практику Махакалы (Бернагчен);

• Основной и дополнительный текст подношения торма Шестирукому Защитнику (Махакале);

• Тексты «Общее Подношение Торма Защитникам», подношения защитнице (Экаджати), кладбищенским Матрикам и Защитнице Долгой Жизни Церингме из (Чоклинг) Тэрсар.

У вас также должны иметься тексты и наставления

• По предварительным и основным практикам Шести Йог Нигумы из обеих традиций (Джонанг) и традиции мастера Тангтонг Гьялпо линии Шангпа Кагью;

• Текст «Махамудра - Океан Уверенности» (девятого Кармапы) с сопровождающими пояснениями;

• Руководство по стадиям пути «Лам Рим» для трёх типов практикующих;

• Наставления по семи стадиям тренировки ума «Лоджонг»;

• Два текста по Махамудре из «Амулета» (линии Шангпа Кагью), три по практикам активности «Бессмертия», «Невозвращения» и «Неделимости Ламы и Защитника», а также два текста по объединённой практике четырёх божеств Шангпа Кагью;

• Текст «Тхонгва Дондэн» («Достойный Чтения») с наставлениями по предварительным и основным практикам Калачакры и Шести Ветвям Воссоединения из того же цикла;

• Наставления по практикам Дзогчена из цикла «Лама Янгтик», включая предварительные практики и молитвы к линии;

• Тексты садханы, ганапуджи и наставления по практике Чод («Отсечение») из традиции Зурманг;

• Основной текст и ежедневная практика Белой Тары «Всеисполняющая Драгоценность»

Все эти тексты доступны, и вам следует их приобрести ещё до начала ритрита. Некоторые новые тексты из (Чоклинг) Тэрсара, включая петицию Шестирукого Защитника, ещё не изданы в печатном виде, поэтому от вас требуется переписать их от руки к тому времени, когда вы начнёте их практику.

Лама, делающий ритрит в Храме Защитников, помимо всего этого должен иметь все тексты по рецитации, а также наставления по стадиям развития и завершения садханы «Сбор Драгоценностей», плюс все тексты и литургии практики «Собрание Восьми Блаженных» и текст «Владыки Жизни» из (Чоклинг) Тэрсар.

Ближе к началу затворничества вы должны слепить тысячу цаца (миниатюрных ступ из глины), наполнив их свитками мантр Дхарани, а также обойти по тысяче раз храм (монастыря Палпунг) и расположенный выше храм ритритного центра. Сделайте как можно больше других подношений, в частности лампадок (тибетский аналог свечей). Если вам позволяют средства, поднесите еду, чай или деньги всей Сангхе или по крайней мере четырём монахам с полными обетами. Если вы не располагаете средствами, то по случаю накормите обедом хотя бы одного чистого и верующего монаха или монахиню. Совершая эту добродетель, посвящайте заслугу на завершение своего ритрита без препятствий и на получение пользы от практики духовных наставлений. Сделайте всё возможное, чтобы накопить как можно больше заслуги, - выкупайте у мясников пойманных животных, подавайте нищим милостыню и улучшайте тропы (для удобства идущих). Такие элементарные формы добродетели очень важны и принесут благие плоды как сейчас, так и в будущем. Поэтому Ваджрный мастер должен неоднократно предоставлять возможность для совершения этих активностей.

Начало ритрита

За день до начала ритрита вам следует поднести как можно больше водяных торма, следя за чистотой подношений. Также вы должны возложить наилучшие кхата (церемониальные шёлковые ленты) в Великолепном Храме и в храме Защитников в ритритном центре.

Первая неделя затворничества посвящается рецитации мантры Ваджракилаи из цикла «Сангтик (Кхорсум)» Чоклинг Тэрсар. Это устранит препятствия в вашем ритрите. Вы также совершаете трёхдневный ритуал подношения Защитникам ранней и поздних традиций в храме Защитников. Несмотря на то, что вышеуказанные практики не входят в основную программу данного ритрита и вынесены за пределы фиксированного срока 3 года и 3 полумесяца, их следует выполнить надлежащим образом. В течение этой недели каждый практикующий обеспечивает себя сам.

Утром благоприятного дня, выбранного для официального начала ритрита, вы делаете огненную пуджу и подношение благовоний (местным) богам (и духам). После этого осуществляется ритуал «Трёхчастного (подношения торма)» у ворот ритритного центра, в течение которого к двери прикрепляется табличка с именами затворников. В этом листе также указываются имена восьми монахов, посещающих ритрит в конце каждого года в помощь групповой рецитации мантр при ежегодном ритуале подношения торма Защитникам. После этого никому не разрешается посещать ритритный центр ни под каким предлогом, кроме повара и дровосека.

ЗАТВОРНИЧЕСТВО

Описание практики в данном ритритном центре состоит из пяти частей:

1. Индивидуальные практики медитации, выполняемые в течение трёх лет и трёх полумесяцев.

2. Ежедневный распорядок четырёх медитативных сессий.

3. Дополнительные практики, осуществляемые ежемесячно или ежегодно.

4. Программа практик медитации и рецитации, выполняемых Ламой в храме Защитников.

5. Общие дисциплинарные положения и правила поведения в ритрите.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...