Основные направления развития предпринимательства
Стр 1 из 3Следующая ⇒
К важнейшим чертам предприн-ва следует отнести: • самост-ть и независимость хоз-их субъектов. Любой предприн-ль свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм; • эконом-ую заинтересованность. Главная цель предприн-ва — получение макс-но возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприн-ль способствует и достижению общественного интереса; • хоз-ый риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются. Модели предприн-ва: 1) американская: черты: 1.1. чистолюбие. 1.2. стремление к сакмореализации. 1.3. обладают богатой интуицией. 1.4. прибегают к импровизации. 1.5. смело идут на риск. 1.6. оптимистичны, склонны к новаторству. 1.7. умеет на предварительной стадии оценить экон-ий эффект. 2) немецкое (западно-европейское): 2.1. умеренный риск и точный расчет. 2.2. осторожны, их бизнесс отличает строгая орг-ия и устойчивость. 2.3. пунктуальность, скромность. 3) японская: 3.1. очень жестокие. 3.2. конкурента рынок рассматривает как зону военных действий.
13. СУБЪЕКТЫ И ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ. Субъектами предприн-ва могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предприн-ва выст-ют в этом качестве путем организации единоличного владения или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд. Объединения партнеров как субъекты предприн-ва могут выступать в форме различных хоз-ых ассоциаций, арендных коллективов, акционерных обществ, различных товариществ. Предприн-ая деят-ть классиф-ся по след. Признакам: 1) по отнош-ию к собственности: 1.1. государственная 1.2. частная 2) по масштабам произ-ва и числ-ти раб-ов: 2.1. микроорг-ия (15 вкл.). 2.2. малая орг-ия (100 вкл.). 2.3. средняя орг-ия (250 вкл.). 2.4. большая орг-ия (свыше 250). 3) по количеству собственников: 3.1. индивид-ая. 3.2. коллективная. 4) по организац-о – правовому статусу: 4.1. товарищества. 4.2. хоз. общества. 4.3. унитарные предпр-ия. 4.4. произв-ые кооперативы. 4.5. фермерские хоз-ва. 5) по территор-ому признаку: 5.1. сельское. 5.2. районные. 5.3. городские. 5.4. областное. 5.5 региональное. 5.6. национ-ое. 5.7. зарубежное. 5.8. иностр-ые. 6) по отраслевой принадлежности: 6.1. пром-ое. 6.2. с/х. 6.3. машиностр-ое. 6.4. и т.д. 7) по сфере деят-ти: 7.1. произв-ая: а) иновационная. б) научно-техническая. в) произв-во товаров. г) оказание услуг. д) произв-ое потребление товаров. е) произв-ое потребление услуг. ж) информац-ое. 7.2. комерческая: а) торговая. б) торгово-закупочная. в) торгово-посредническая. г) товарные биржи. 7.3. финансовая: а) банковская. б) страховая. в) аудиторская. г) лизинговое. д) фондовая биржа.
Партнерские связи – договорные отнош-ия, кот. устанавливаются м/у несколькими орг-ми (предпр-ми) и дают возможность каждому из них получить искомый уровень прибыли за счет обмена результатами деят-ти. Все партнерские связи группир-ся по след. направлениям: 1) сотрудн-во в сфере произ-ва: 1.1. совместное предпринимат-во. 1.2. произв-ая кооперация. 1.3. проектное финансирование. 1.4. лизинг. 1.5. франчайзинг. 1.6. лицензирование. 1.7. концессия – аренда у гос. органов власти. 1.8. упр-ие по контракту. 1.9. подрядное произв-во. 1.10. субкеонтрактация. 2) сотрудн-во в сфере товара-обмена: 1..1. бартер. 1.2. встречная поставка. 1.3. комерческая триамбуляция. 3) сотрудничество в сфере торговли. 4) сотрудничество в сфере фин. Отношений: а) факторинг. б) комерческий транспорт.
Франчайзинг (Ф) – это система договорных отношений крупных и мелких фирм в области сбыта. Он предполагает, что одна сторона (крупное предприятие) за вознаграждение предоставляет другой стороне (малому предприятию) право исп-ния фирменного наименования, товарного знака. Крупная фирма в франчайзинге – франчайзер, франшизодатель, франшизер. Мелкая фирма – франчайзи, франшизодержатель. Принципы франчайзинга: 1) постоянное сотруд-во и высокая степень доверия партнера; 2) общая для системы стратегия сбыта и ценовая п-ка; 3) совместное присутствие на рынке; 4) оказание поддержки и обмен информ-ей; 5) высокая степень предприним-кой активности; 6) совместная п-ка в регионах д-ти; 7) преим-во конкуренции; 8) отлаженная система поставок. Выделяют 3 основных вида Ф: – товарный – покупка прав на продажу товаров, произведенных франчайзером, с его торговой маркой; – производственный – покупка прав на пр-во и сбыт товара с исп-нием сырья и матер-ов, купленных у материнской компании, с исп-нием ее торговой марки; при этом важнейшим обяз-вом МП является соблюдение стандартов кач-ва материнской компании; – деловой – покупка прав на орг-ию малой фирмы, кот. будет носить название материнской компании и выберет тот же профиль д-ти. По виду взаимод-ия м/у франчайзером и франчайзи разл.: 1) классический Ф – мелкая фирма напрямую заключает договор с крупной фирмой; 2) региональный Ф – м/у франчайзером и франчайзи становится гл. франчайзи; 3) субФ – договор заключ-ся с субфранчайзи; 4) развивающийся Ф – не отличается от 3, но роль субфранчайзи выполняет лицо или группа инвесторов, кот. франчайзер уступил исключительное право на освоение рынка. Вид д-ти франчайзера и сйбфранчайзи не совпадает.
Договор м/у франчайзером и франчайзи носит название франшиза. По договору франчайзер представляет мелкой фирме: – исполнение наимен-ния компании; – постоянная помощь в вопросах управления; – подготовка руков-щих кадров; – фин. помощь; – оптовые цены при закупках; – обяз-ва франчайзи: выплата франшизных платежей; осущ-ние мин. инвест.; соблюдение стандартов кач-ва; поддержание деловых отношений. Расторжение договора может произойти в любое время по инициативе франчайзера, если франчайзи: не получает заплан-ной прибыли; бросает тень на репутацию крупной фирмы; не представляет отчетов о состоянии дел; не способен долго и упорно работать; злоупотребляет именем и оборуд-нием крупной фирмы. По опыту действующих франчайзинговых систем, реальная ответственность за принятие основных решений в оперативной деятельности разделяется следующим образом: · франшизодатель отвечает за модификацию ассортимента товаров (услуг) и за ценовую политику франшизного предприятия; · франшизополучатель — за наем персонала, организацию рабочего времени, местную рекламу, бухгалтерский учет и качество предоставляемых услуг. Поскольку поддержание положительного имиджа торговой марки и франчайзинговой системы в целом имеет первостепенное значение для франчайзинга, особая роль отводится контролю качества товаров и услуг, предоставляемых франшизными предприятиями. За рубежом контроль, как правило, осуществляется с помощью штата районных инспекторов (area controllers), в функции которых входит отслеживать, чтобы развитие франшиз происходило в рамках бизнес-концепции франшизодателя. При этом проверяющие наведываются не только с официальными визитами, но и под видом обычных клиентов. 17. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА. Плюсы франчайзинга: Капитализация. Эффективность управления персоналом. Мотивация труда. Высокие темпы развития бизнеса. Отрицательные стороны франчайзинга: Отсутствие поддержки. Невозможность контролировать качество в полном объеме.
Преимущества для франчайзера: • быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж и территориальное расширение бизнеса; • отсутствие расходов на содержание вертикально-интегрированной сети управления, т.е. снижение затрат на персонал; • более низкий уровень собственных капиталовложений; • государственная регистрация договора франчайзинга; • подъем престижа фирмы и ее товарного знака, признание со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции фирмы; • доход от продажи лицензии; • прибыль от возможной сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования; • прибыль от возможного кредитования франчайзи и от уменьшения сроков оборота. Преимущества для франчайзи: • возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными капитальными вложениями при всесторонней поддержке опытного франчайзера; • франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным
18. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СУБКОНТРОКТАЦИИ ДЛЯ МАЛЫХ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Субконтрактация – эффективный механизм, позволяющий предприятию передать часть производственных функций другим предприятиям на субконтракт и аутсорсинг, а свои ресурсы сконцентрировать на важнейших направлениях собственной деятельности. Ключевых принципов – три: 1. Крупные предприятия концентрируют свои ресурсы на важнейших направлениях и развивают ключевые компетенции.2. Значительная часть производственных функций при этом передается малым и средним предприятиям на субконтракт и аутсорсинг. Участники системы субконтрактации:Контрактор – головное (как правило, сборочное) предприятие с минимально необходимыми собственными производственными мощностями. Производственный процесс предприятия - контрактора предусматривает передачу юридически самостоятельным организациям части работ, выполняемых для реализации третьим лицам и использование производственного потенциала субконтракторов, поставляющих комплектующие, выполняющих по заказу работы, некоторые виды специализированных НИОКР, предоставляющих услуги.Субконтрактор – предприятие, поставляющее по заказу контрактора необходимые комплектующие, выполняющее работы и т.д., то есть самостоятельное юридическое лицо, выполняющее в соответствии с распоряжениями контрактора и под его контролем часть работы, предназначенной для реализации третьим лицам (потребителям). В международной практике, как правило, рассматривается основной вариант, когда субконтрактор представляет собой малое или среднее узкоспециализированное предприятие.
Жизненный цикл предприятия (ЖЦП) – это период его хоз. д-ти. Разл. 4 фазы ЖЦП: создание, рост, зрелость и спад. Во многом от изначальной концепции и определения того, что есть организация, зависит то, как мы будем относиться к управлению этой организацией. Концепции жизненных циклов — одни из самых мощных и наиболее часто используемых в реальной жизни. Эти модели способны дать системное представление об организационных проблемах и отношениях. Во-первых, они позволяют прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дают возможность подготовиться к ним надлежащим образом. Во-вторых, эти модели детально описывают то, что происходит внутри организации, тем самым обнаруживая закономерные, естественные явления и отклонения, что помогает менеджеру сосредоточиться на решении реальных проблем. Модель жизненного цикла организации Ларри Грейнера (1972 г.). По мнению Грейнера, наибольшее значение для построения модели организационного развития имеют пять ключевых факторов: возраст орг-ии; размер орг-ии; этапы эволюции; этапы революции; темпы роста отрасли. Американские эк-ты выдвинули след. классиф-ию ЖЦП: 1) рождение; 2) детство; 3) юность; 4) ранняя зрелость; 5) промежуточная зрелость; 6) окончательная зрелость; 7) старение; 8) смерть или возраждение. 20. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МП Механизм оценки эфф-ти функц-ия МП вкл. в себя три основных блока:1 анализ рентаб-ти предприятия;2 анализ финн-ого состояния и платежесп-ти; 3 анализ результативности исп-ия основного и оборотного капитала. 1 Показатели рентабельности: 1.1 Рентабельность продукции (окупаемость издержек); 1.2. Рентабельность продаж (оборота); 1.3. Рентабельность собственного капитала; 1.4. Рентабельность активов; 1.5. Рентабельность основного капитала (фондорентабельность); 1.6. Рентабельность оборотного капитала; 1.7. Рентабельность деятельности организации 2. Показатели финансового состояния и платежеспособности: 2.1. Коэффициент собственности; 2.2. Коэф-т обеспеченности финансовых обязательств активами; 2.3. Коэф-т обеспеченности собственными оборотными средствами; 2.4. Коэффициент текущей ликвидности; 2.5. Коэффициент критической (быстрой) ликвидности; 2.6.. Коэффициент абсолютной ликвидности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|