Бесконтактные регуляторы напряжения
Бесконтактный (транзисторный) регулятор напряжения был разработан доктором технических наук, профессором М.Н. Фесенко в 1957 году. В состав простейшего бесконтактного регулятора напряжения входят (рис.2.10):
Рис. 2.10. Принципиальная схема бесконтактного регулятора напряжения измерительное устройство (ИУ), выполненное на базе кремниевого стабилитрона ; регулирующее устройство (РУ), функции которого выполняет составной транзистор , включенный в цепь обмотки возбуждения генератора. Бесконтактный регулятор работает следующим образом. При напряжении генератора ниже напряжения пробоя стабилитрона транзистор находится в состоянии “открыт”. Сопротивление его минимально (что соответствует замкнутому состоянию контактов вибрационного регулятора) и ток возбуждения достигает максимального значения. Как только напряжение генератора превысит напряжение пробоя стабилитрона , через стабилитрон потечет ток, который создает падение напряжения на сопротивлении . Вследствие этого потенциал эмиттера транзистора становится больше потенциала его базы. Транзистор открывается, вызывая переход транзистора в состояние “закрыт”. Сопротивление транзистора возрастает, что приводит к снижению тока возбуждения и напряжения генератора (это соответствует разомкнутому состоянию контактов вибрационного регулятора напряжения). По мере снижения напряжения генератора ток, проходящий через стабилитрон, уменьшается. При этом транзистор вновь закрывается, обеспечивая открывание транзистора , и весь процесс регулирования напряжения генератора повторяется. На основе анализа принципа действия и общего устройства бесконтактных регуляторов напряжения на полупроводниковых приборах можно сделать вывод, что регуляторы такого типа являются универсальными и наиболее перспективными с точки зрения их применения в системах электроснабжения объектов БТВТ.
В бесконтактных регуляторах напряжения не используются элементы с движущимися частями (вибрирующий якорь, пружина), что значительно повышает их надежность по сравнению с угольными и вибрационными регуляторами напряжения.
Защита танковых генераторов от обратных токов При параллельной работе генератора с аккумуляторными батареями величина зарядного тока определяется соотношением: , где – внутреннее сопротивление аккумуляторных батарей, Ом. Однако на минимальных частотах вращения якоря напряжение генератора меньше напряжения аккумуляторных батарей. Следовательно, батареи будут разряжаться и от них к генератору потечет обратный (разрядный) ток. Внутреннее сопротивление аккумуляторных батарей и сопротивление обмотки якоря генератора составляют сотые доли Ома. Поэтому разрядный ток будет достаточно велик, что может привести как к повреждению генератора, так и к разрядке аккумуляторных батарей. Для защиты генератора от обратных токов он должен подключаться к бортовой сети только тогда, когда его напряжение будет больше ЭДС аккумуляторных батарей , и автоматически отключаться от нее, когда . Эти функции выполняют специальные автоматические устройства: реле обратного тока и дифференциальные минимальные реле.
Реле обратного тока Однокаскадное реле обратного тока имеет две обмотки: основную 0, включенную параллельно обмотке якоря, последовательную П, включенную последовательно с обмоткой якоря генератора (рис.2.11). Замыкающие контакты К реле, расположенные в цепи между генератором и бортовой сетью, удерживаются пружиной в разомкнутом состоянии.
Работа однокаскадного реле обратного тока При увеличении напряжения генератора основная обмотка реле намагничивает сердечник. Когда напряжение генератора достигает определенной величины, превышающей ЭДС аккумуляторных батарей, якорь притягивается и замыкает контакты. Генератор начинает питать потребители, вследствие чего напряжение на его зажимах уменьшается на величину падения напряжения в якоре. Ток генератора, проходящий по последовательной обмотке, намагничивает сердечник и тем самым якорь еще сильнее притягивается к нему, чем обеспечивается надежное удержание контактов в замкнутом состоянии.
Рис. 2.11. Принципиальная схема электроснабжения с однокаскадным реле обратного тока
Когда напряжение генератора станет ниже ЭДС аккумуляторных батарей, ток по последовательной обмотке пойдет в обратном направлении (направление тока в основной обмотке сохраняется неизменным). Последовательная обмотка начинает противодействовать основной, в результате чего магнитный поток сердечника уменьшается. При определенной величине обратного тока контакты под действием пружины разомкнутся, и генератор отключится от бортовой сети и аккумуляторных батарей. Конструкция и размеры контактов реле обратного тока зависят от величины нагрузочного тока генератора. Поэтому для защиты генераторов с номинальным током 100 А и выше применяют двухкаскадные автоматы обратного тока (АОТ), состоящие из управляющего реле УР и силового контактора К (рис.2.12). При напряжении генератора, превышающем ЭДС аккумуляторных батарей, срабатывает управляющее реле УР, которое, замыкая свои контакты, включает обмотку силового контактора К. Контактор К срабатывает и замыкает свои силовые контакты, подключая генератор на зарядку аккумуляторных батарей и питание потребителей.
Рис. 2.12. Принципиальная схема электроснабжения с двухкаскадным АОТ Работа двухкаскадного АОТ Ток, проходящий через последовательную обмотку П управляющего реле, подмагничивает сердечник, чем обеспечивается надежное удержание контактов УР в замкнутом состоянии. Когда напряжение генератора станет ниже ЭДС аккумуляторных батарей, направление тока в последовательной обмотке управляющего реле изменяется (направление тока в основной обмотке остается неизменным). Вследствие этого сердечник размагничивается и контакты УР под действием пружины размыкаются. Одновременно обеспечивается обмотка силового контактора К и под действием пружины размыкаются его контакты, а генератор отключается от аккумуляторных батарей и потребителей.
Из описания работы двухкаскадного АОТ видно, что напряжение его включения зависит от степени заряженности аккумуляторных батарей и определяется силой натяжения пружины. Кроме того, такой автомат, как и однокаскадное реле обратного тока, имеет ряд особенностей: в момент подключения генератора в бортовую сеть при сильно разряженных батареях возможны броски зарядного тока, что перегружает генератор; если напряжение включения в реле обратного тока, зависящее от силы натяжения пружины, будет меньше напряжения батарей, то возможен подгар контактов при их работе в режиме “звонка”. Перечисленные недостатки отсутствуют в дифференциальном минимальном реле, которое выполняет те же функции, что и АОТ.
Дифференциальное минимальное реле
Дифференциальное минимальное реле (ДМР) относится к АОТ, подключающим генератор к бортовой сети при определенной разности напряжений генератора и аккумуляторных батарей. Дифференциальным минимальным реле называется потому, что оно реагирует на разность напряжений параллельно включенных в танке источников электроэнергии, а также подключает генератор к бортовой сети (в случае отсутствия аккумуляторных батарей) при минимальном напряжении срабатывания 12…14 В. в состав ДМР входят (2.13): силовой контактор КС; управляющее реле ; включающее реле ; предохранительное реле . Силовой контактор КС представляет собой втяжной электромагнит, контакты которого включены в зарядную цепь. Управляющее реле , включающее силовой контактор КС, является поляризованным. Такое реле реагирует не только на величину тока, но и на его направление в дифференциальной и последовательной обмотках.
Включающее реле предназначено для включения дифференциальной обмотки управляющего реле на разность напряжений генератора и аккумуляторных батарей. Напряжение срабатывания включающего реле 14 В. Предохранитель реле предназначено для защиты дифференциальной обмотки управляющего реле от перегрузки. При напряжении, приложенном к обмотке предохранительного реле и превышающем 14 В, контакты его размыкаются и дифференциальная обмотка управляющего реле отключается.
Рис. 2.13. Принципиальная схема электроснабжения с ДМР
Работа ДМР Когда напряжение генератора достигает 14 В, дифференциальная обмотка включается на разность напряжений генератора и батарей. Так как напряжение генератора ниже напряжения батарей, ток по дифференциальной обмотке идет в обратном направлении, т.е. от батарей к генератору. Магнитный поток, создаваемый дифференциальной обмоткой, суммируется с магнитным потоком постоянных магнитов так, что результирующий магнитный поток поворачивает якорь реле по ходу часовой стрелки. Следовательно, контакты управляющего реле разомкнуты, обмотка силового контактора КС обесточена и генератор отключен от бортовой сети. При увеличении напряжения генератора ток, проходящий через дифференциальную обмотку, уменьшается и при равенстве напряжений генератора и батарей становится равным нулю. Если напряжение генератора становится больше напряжения батарей, ток в дифференциальной обмотке меняет знак на противоположный. В этом случае магнитный поток, создаваемый дифференциальной обмоткой, суммируется с магнитным потоком постоянных магнитов так, что результирующий магнитный поток поворачивает якорь реле против хода часовой стрелки и при определенной разности напряжений генератора и батарей контакты управляющего реле замыкаются. Вследствие этого напряжение подается на обмотку силового контактора КС, который, замыкая свои контакты, подключает генератор к аккумуляторным батареям и бортовой сети, а также шунтирует дифференциальную обмотку. Поскольку по последовательной обмотке начинает течь зарядный ток, контакты управляющего реле надежно удерживаются в замкнутом состоянии, обеспечивая включение обмотки силового контактора КС. Когда напряжение генератора станет меньше напряжения батарей, по последовательной обмотке управляющего реле ток пойдет в обратном направлении. При определенной величине обратного тока контакты управляющего реле разорвут цепь обмотки силового контактора КС. Контакты обесточенного силового контактора КС разомкнутся под действием пружины, и генератор отключится от аккумуляторных батарей.
При дальнейшем снижении напряжения генератора, когда , срабатывает предохранительное реле и своими контактами разрывает цепь дифференциальной обмотки управляющего реле , защищая ее от перегрева. Когда напряжение генератора снижается до 4 В, отключается реле и вся схема приходит в исходное состояние. В случае переполюсовки генератора (“плюс” генератора соединен с “минусом” аккумуляторных батарей, а “минус” – соответственно с “плюсом”) к обмотке предохранительного реле будет приложено напряжение, равным сумме напряжений генератора и аккумуляторных батарей . Под действием этого напряжения предохранительное реле срабатывает и размыкает свои контакты, обеспечивая отключение дифференциальной обмотки управляющего реле . Таким образом, включается срабатывание силового контактора КС и возможность подключения переполюсованного генератора к бортовой сети.
Вентильные автоматы обратного тока В настоящее время ведутся разработки нового АОТ, функции которого выполняет полупроводниковый вентиль (диод). Такой вентиль может быть включен как между положительными так и между отрицательными клеммами генератора и аккумуляторных батарей (рис.2.14). Когда или генератор переполюсован, вентиль оказывается включенным в обратном направлении и по нему протекает обратный ток Величина обратного тока вентиля незначительна (несколько миллиампер) и генератор практически отключен от бортовой сети. Когда или аккумуляторные батареи отсутствуют, вентиль включен в прямом направлении. В этом случае сопротивление вентиля мало и, следовательно, генератор подключен к бортовой сети.
Рис. 2.14. Принципиальная схема электроснабжения с вентильным АОТ.
Таким образом, полупроводниковый вентиль обеспечивает выполнение всех функций ДМР. Недостатками полупроводниковых вентильных АОТ являются: сравнительно большое падение напряжения при работе в прямом направлении и значительные внутренние потери, что требует специальных мер по охлаждению вентиля; чувствительность к кратковременным перегрузкам и коротким замыканиям. устранение этих недостатков позволит значительно повысить качество и надежность работы танковых систем электроснабжения в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|