Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правоохранит-ные органы в механизме гос-ва.




Механизм гос-ва внутренне един. Это значит, что его части подчин-ся целому, выражением кот-го выступают гос-венные органы в собств-ном смысле – органы законодат-ной власти. Каждый гос-венный орган как часть целого явл-ся носителем гос-венной власти. Поэт. само понятие "орган гос. власти" служит как д/выделения в механизме гос-ва группы непроизводных (первичных) органов, так и д/хар-ристики каждого отд-ного органа гос-ва как части этого механизма. Часть гос-венного механизма, будучи специфич-кой по своей природе и непоср-ному назначению, содержит тем самым в себе возможность обособления. Гос. власть принадлежит народу, т.к. он явл-ся носителем суверенитета и единственным источником власти, кот-ую он осущ-ет непоср-но, а также ч/з органы гос-венной власти и органы местного самоупр-ния. Высшим непоср-венным выражением власти народа явл-ся референдум и свободные выборы. Г ос-венная власть делится на законодат-ную, исполнит-ную и судебную. В механизме гос-ва разделение властей, как точно подметил К. Маркс, есть не что иное, как прозаич-кое, деловое разделение труда, примененное к гос. механизму в целях упр-ния и контроля. Еще Дж. Локк, учитывая объективные потребности в разделении труда по упр-нию гос-вом, различал 3 ветви власти: законодат-ную, исполнит-ную и федеративную (союзную), кот-ые реализуют специфич-кие ф-ции – создание законов д/общ-венного блага, их исполнение и ведение отн-ний с др. гос-вами. Монтескье провозглашает разделение властей не просто как технич-кое отличие ф-ций м/у гос. органами, а как разделение властвования м/у соц-но-политич-кими силами, чтобы не было возможн-ти злоупотребить властью, а власти могли бы друг друга сдерживать и ограничивать. Правда, идею разд-ния власти пытаются провести в законодат-ве, и она находит свое отражение в к-циях, но фактич-кие полномочия часто далеко отклоняются от их декларируемого соотн-ния, если учесть к тому же отс-вие четкой регламентации сис-мы сдержек и противовесов. М еханизм гос-венной власти, каждое его звено создают д/своих нужд гос-венные учр-ния - рабочий вспомогат-ный аппарат, кот-ый властной силой не обладает, но играет важную роль в подготовке гос. решений. Такие учр-ния, как канцелярии, упр-ния делами как бы опосредуют деят-ть гос-ва. Имеются учр-ния, решающие самост-ные задачи, но подчиненные какому-л. гос. органу (школа, вуз и т.д.). Т.о., гос. аппарат д/осущ-ния своей властной, управленч-кой, организующей и охранит-ной деят-ти создает необходимые учр-ния, представляющие собой матер-ную силу, с пом. кот-ой непоср-но проводятся в общ-венную жизнь, в поведение людей гос. решения. Они разнообразны по своему хар-ру. Так, исполнит-но-распорядит-ные органы опир-ся на разветвленную сеть научных и проектных орг-ций, просветит-кие учр-ния и орг-ции, сеть общеобразоват-ных школ, лицеев, гимназий, колледжей, средних спец-ных и высших учебных заведений. Сис-ма органов охраны общ-венного порядка имеет развитую стр-ру учр-ний обеспечения фактич-кого принуждения: милиция (полиция), учр-ния исполнения наказаний, армия со всеми входящими в нее вооруженными силами; разведка и контрразведка и т.п. Правоохранит-ные органы выполняют многообразные виды деят-ти: - предотвращение вредных д/общ-ва состояний и действий; - обнаружение и пресечение правонарушений во всех видах; - профилактич-кая деят-ть; - репрессии в отн-нии преступников, наказание иных правонарушителей; - устранение вредных посл-вий правонарушений; - защита гос-ва. П равоохранит-ная деят-ть возлаг-ся на гос-во и все его органы, кот-ые действуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общ-ва, прав и свобод гр-н. Вместе с тем она спец-но закрепл-ся за особой группой органов и учр-ний, деят-ть кот-ых регламентир-ся законом. Правоохранит-ные органы, в т.ч. исправит-но-трудовые учр-ния, своей деят-тью оказыв-ся причастными к реализации всех ф-ций гос-ва, что требует правового обеспечения охраны их работников, соотв-щего цивилизованным меркам организац-но-технич-кого и соц-ного обеспечения. Правоохранит-ные органы в процессе реализации своей основной деят-ти также прибегают к упр-нию и правотворч-ву, но они подчинены достижению главного назначения – охране правопорядка и обеспечению безоп-ти страны. Т.о., использ-ние каждым гос-венным органом всех форм правовой деят-ти обеспечивает эффективное выполнение гос-венным аппаратом в целом ф-ций гос-ва. Разделение труда м/у гос-венными органами происходит вследствие многообразия решаемых соц-но-политич-ких, экономич-ких и пр. задач, происходит в рамках единой гос-венной власти и закрепл-ся в компетенции. Следоват-но, одностороннее ослабление или законодат-ной, или исполнит-но-распорядит-ной, или правоохранит-ной деят-ти с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач гос-ва.

 

41. Признаки права

Признаки права это его отличительные характеристики, позволяющие идентифицировать его как социальное явление

-Нормативность: право представляет из себя совокупность социальных норм-правил поведения, регулирующих отношения между участниками общественных отношений.

Общеобязательность-право определяет для всех участников общественных отношений один режим поведения. Данный признак характерен для все системы права. Право универсально поэтому воздействует на весь коллектив индивидов.

-Формальная определенность. Право должно иметь формальное выражения, оно необходимо для достижения общеобязательности права, единого правоприменения. И регулирования общественных отношений.

-Принудительность-следует отметить. что принудительность имеет место при нарушении запрета

 

45. Функции права

Под ними обычно понимаются основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества. Одна из основных функций - регулятивная, которая обеспечивает упорядочение общественных отношений, направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями. В свою очередь она подразделяется на динамическую регулятивную функцию, обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т.д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.), и статическую функцию, закрепляющую общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.).

Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране (профилактика и расследование правонарушений, разбирательства дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности).

Воспитательная функция заключается в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосферы законопослушания людей, привития психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитания чувства уважения к закону, повышения авторитета права, а также в пропаганде идей гуманизма, справедливости, демократизма, приоритета прав и свобод личности, верховенства закона в правовой системе. Она направлена также на обеспечение знания людей нормативных предписаний, правовое просвещение.

Одной из наиболее важных функций права это то. что с помощью права достигается возможность решение конкретных социальных конфликтов.

 

46. Право и другие социальные нормы

Под социальными нормами принято понимать правила поведения людей в общественной жизни, побудительными мотивами которого являются: внутреннее убеждение, понятие справедливости, жизненные принципы и другие. Видами социальных норм являются:

- нормы общественных организаций - устанавливаются самими общественными организациями, закрепляются в их уставах, охраняются предусмотренными в их уставах мерами общественного воздействия;

- нормы морали - складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом и людьми;

- нормы религии - исходят из представлений людей о Боге как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития;

- нормы обычаев, традиций ритуалов - складываются в процессе исторического развития. В определенной общественной сфере в результате многократного повторения входят в привычку, благодаря которой они и соблюдаются, поддерживаемые общественным мнением;

- нормы права - устанавливаются и охраняются от нарушений государством.

Основной особенностью правовых норм является наличие особенных признаков –нормативности. Общеобязательности, принудительности и формального выражения, которыми не обладают перечисленные выше виды социальных норм.

С другой стороны в ряде случае они выступают во взаимосвязи.

К важнейшим ценностям общества наряду с жизнью и здоровьем людей относятся мораль и общественная нравственность. Государство при помощи юридических средств предусматривает способы и меры их защиты..

Признаваемую в обществе мораль защищает административное и гражданское законодательство России.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, он вправе требовать по суду денежной компенсации.

Проблема моральности права является актуальной и для уголовного процесса. Главной целью уголовного судопроизводства является установление объективной истины. При этом не только безнравственно, но и юридически наказуемо добывать показания с применением насилия в отношении обвиняемого и других участников процесса. Норма, регулирующая порядок допроса обвиняемого, требует совершенствования с точки зрения общечеловеческой морали.

Обеспечение свободы личности, в том числе и в уголовном процессе, связано со свободой вероисповедания. Возможность осуществления свободы вероисповедания можно расценивать как подтверждение реального гуманизма в юридической практике. Согласно действующему законодательству Российской Федерации тайна исповеди охраняется законом. Свидетель не может допрашиваться и давать объяснения кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди гражданина.

Важным является вопрос о соотношении права и закона. В данном случае признается специфика права как особого, обладающего объективными свойствами социального явления, независимо от воли или произвола законодателя, власти, от переходящего эмпирического содержания текущего нормотворчества и правоприменения.

Ценность права можно рассматривать применительно к обществу, слоям и группам населения и, конечно, применительно к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетна.

 

48. Признаки правовых норм

1.Понятие и признаки нормы права

 

Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами.

Норма права является первичным элементом права. Свойства правовой нормы определяются двумя началами:

1) принадлежностью правовых норм к нормам социальным;

2) юридической природой норм права.

Принадлежность к социальным нормам обусловливает следующие качества юридической нормы:

· Она есть правило поведения людей в обществе.

· Она обладает качеством нормативности – является типовым образцом поведения, что находит выражение в следующем:

А) круг адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т.д.);

Б) она рассчитана на многократное применение. Она распространяется не на один конкретный случай, а на все случаи, когда возникает ситуация, предусмотренная нормой;

В) вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная в данной норме).

Юридическая природа правовых норм определяет их следующие признаки:

1. Норма права непосредственно исходит от государств или санкционируется им. Т.е. любой стандарт поведения может рассматриваться в качестве правового лишь в том случае, ели он установлен или признан компетентным государственным органом и взято ими под свою защиту.

2. Норма права представляет собой государственно-властное веление.

3. Норма права охраняется силой государства, возможностью реализации на основе государственного принуждения. Все государственные органы обеспечивают исполнение правовых норм, а некоторые в необходимых случаях применяют к лицам, нарушающим правовые требования, меры принудительного воздействия.

4. Норма права – общеобязательное правило поведения. Она обязательна для всех тех лиц, которые являются ее адресатами. Она предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий. Она носит общий характер, выступает в качестве равной, одинаковой меры поведения для каждого субъекта права, который оказывается в сфере ее действия.

5. Норма права обладает качеством формальной определенности. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правового акта или иного официального источника права.

6. Действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Правовые нормы могут регулировать поведение людей, будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на волю своим властным содержанием (волевой момент). Кроме того, правовая норма, как и право в целом, выражает волю государства.

7. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Правовыми можно считать нормы, которые:

· исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, и признаны государством;

· исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного конституцией;

· изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией;

· закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.

 

 

49. Структура правовых норм

Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Существует несколько точек зрения по поводу структуры юридической нормы.

1. Норма права состоит из трех элементов.

2. Норма права состоит из двух элементов.

3. Норма права может состоять как из трех, так и из двух элементов.

Преобладающим является мнение, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция – это часть правовой нормы, содержащая само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф...).

Логическую структуру правовой нормы можно сформулировать так: если имеют место определенные обстоятельства, то субъект обязан (имеет право) совершать или не совершать определенные действия, иначе для правонарушителя могут наступить установленные неблагоприятные последствия (если-то-иначе).

В соответствии с другими подходами к строению правовой нормы, следует исходить из того факта, что право направлено на выполнение двух основных задач: 1) положительное регулирование общественных отношений, 2) на охрану правовых предписаний от нарушений.

В соответствии с этим существуют нормы регулятивные нормы (нормы позитивного регулирования) и правоохранительные нормы. Регулятивные нормы содержат положительные веления и соответствующие права и обязанности субъектов права. Правоохранительные нормы выражают отрицательное отношение государства к противоправному поведению и предусматривают меры ответственности за правонарушения. В связи с этим, правоохранительные нормы, предусматривающие правовые санкции, обеспечивают реализацию правовых предписаний положительного характера. В соответствии с этим нормы позитивного регулирования состоят из двух элементов, гипотезы и диспозиции, а правоохранительные нормы из гипотезы и санкции, где гипотеза определяет состав правонарушения, его признаки, а санкция предусматривает меры юридической ответственности. Двухэлементная структура соответствует формуле «если – то», где если это гипотеза, а то – либо диспозиция, либо санкция.

 

52. Форма права: понятие и виды

Форма права-это его объективная внешняя форма выражения, в буквальном смысле то где содержатся правовые установления (правила поведения), то на что ссылается правоприменитель при осуществлении своей деятельности, окуда неаселение черпает знание рамок поведене, где содержится регулятор общественных отношений. Наличие форм права является необходимым условием достижения общедоступности и общеобязательности права.

Основными видами форм права являются нормативно-правовые акты, судебные прецеденты, судебная и административная практика, обычаи, нормативные договоры.

Формы права в РФ.

Источниками (формами) права в РФ явл-ся: права и свободы чел-а и гр-на, общепризнанные принципы и нормы м/унар-ного права, нормат-но-правовые акты, нормат-но-правовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай. К -ция РФ закрепляет основополагающие принципы сис-мы источников правовых норм. Основным из этих принципов явл-ся признание и закрепление в К-ции прав и свобод чел-а высшей ценностью, а защиту прав и свобод чел-а и гр-на – обяз-тью гос-ва (ст. 2). Признание дост-ва личности, его неотъемлемых прав и свобод явл-ся основой свободы, рав-ва и справедливости. Никакой закон, тем более подзаконный правовой акт, не может попирать основные права и свободы чел-а и гр-на, закрепленные в К-ции и в м/унар-ных обязат-вах гос-ва. В ажнейшим конституц-ным принципом сис-мы источников права явл-ся положение о том, что К-ция РФ имеет высшую юридич-кую силу, прямое действие и примен-ся на всей тер-рии РФ. К-ция обладает верхов-вом над законами и подзаконными правовыми актами. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К-ции РФ. Законы и подзаконные акты, противоречащие К-ции, не имеют юридич-кой силы. С лед-щим фундаментальным принципом сис-мы права явл-ся конституц-ное положение приоритета м/унар-ного права перед национ-ной правовой сис-мой РФ. Правоприменит-ные органы, включая Конституц-ный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в пределах их компетенции вправе применять нормы м/унар-ного права при рассм-нии конкретных дел в случаях, опред-ных законодат-вом. Физ. и юр. лица вправе на основе данного конституц-ного положения апеллировать к нормам м/унар-ного права в целях защиты своих прав. Е сли нормы национ-ного (вну3гос-венного) права противоречат общепризнанным принципам и нормам м/унар-ного права, то примен-ся правила, устан-ные нормами м/унар-ного права. Конституц-ный Суд РФ, рассма3вая конкретные дела, часто обосновывал свои решения ссылками на общепризнанные принципы и нормы м/унар-ного права, в частности, относящиеся к правам и свободам чел-а и гр-на. В нашей стране основным источником права явл-ся нормат-но-правовые акты органов гос-венной власти. Иерархию нормат-но-правовых актов в РФ сос-вляют: - К-ция РФ; - федер-ные конституц-ные законы; - федер-ные законы; - нормат-ные указы Президента РФ; - постан-ния Правит-ва РФ; - нормат-ные акты минист-в и ведомств РФ; - законы субъектов РФ; - подзаконные акты органов власти субъектов РФ; - нормат-ные акты органов местного самоупр-ния. Все нормат-но-правовые акты подраздел-ся на законы и подзаконные нормат-но-правовые акты. З аконы занимают основное (ведущее) место в сис-ме нормат-но-правовых актов в РФ. Признаки: 1. Законы приним-ся в особом порядке органами законодат-ной власти или же референдумом (всенародным голосованием). 2. Законы обладают высшей юридич-кой силой и имеют приоритет по отн-нию к подзаконным актам. 3. Законы регулируют наиб. важные отн-ния общ-венной и гос-венной жизни. 4. Законы содержат нормы первичного хар-ра. З акон – это нормат-ный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодат-ной власти (или референдумом), обладающий высшей юридич-кой силой и регулир-щий наиб. важные общ-венные отн-ния. В завис-ти от места и роли в сис-ме действующего законодат-ва законы подраздел-ся на конституц-ные и текущие. К онституц-ные законы служат юридич-кой базой д/текущего законодат-ва. К ним относ-ся К-ция и законы, кот-ые вносят в нее изменения и дополнения, а также законы, прямо предусмотренные К-цией. К-ция – это основной закон гос-ва. Она явл-ся источником права высшей юридич-кой силы и сос-вляет нормативную базу д/всего текущего законодат-ва страны. Она закрепляет основы конституц-ного строя РФ, основные права и свободы чел-а и гр-на, федерат-ное устр-во России, сис-му органов гос-венной власти, принципы орг-ции местного самоупр-ния. О быкновенные (текущие) законы приним-ся на основе и во исполнение конституц-ных законов, сос-вляют текущее законодат-во и регулируют различные стороны общ-венной и гос-венной жизни. П одзаконные нормат-но-правовые акты – это акты органов гос-венной власти и упр-ния, изданные в соотв-вии с законами РФ и не противоречащие им. К ним относ-ся: нормат-ные постан-ния представит-ных законодат-ных органов; нормат-ные указы и распоряжения Президента РФ; нормат-ные постан-ния и распоряжения Правит-ва РФ; нормат-ные приказы, инструкции, положения минист-в и ведомств; нормат-ные постан-ния, распоряжения и приказы органов власти и упр-ния субъектов в сос-ве РФ; нормат-ные постан-ния, распоряжения и приказы органов власти и упр-ния местного самоупр-ния. Юридич-кий прецедент. В отеч-ной юридич-кой науке до сих пор остается дискуссионным вопрос о том, явл-ся ли источником права юридич-кий прецедент. Такое положение вещей обусловлено тем, что в юридич-кой теории и на практике до сих пор продолж-ся господствовать нормативистский (позитивистский) подход к праву, доставшийся нам в насл-во от прежнего советского режима. Советская власть категорич-ки не воспринимала судебную практику в кач-ве источника права, потому что решения суда были неприемлемы д/тоталитарного режима в кач-ве источника права, т.к. органы судебной власти в силу их большей независ-ти и квалификации могли принимать решения, не угодные господствовавшему режиму. Т.о., с теоретич-кой и практич-кой т.з. нормативистский подход к праву обусловил непризнание судебной практики в кач-ве источника права. С закреплением принципа разд-ния властей в К-ции РФ 1993 г. (ст. 10) судебная власть в нашей стране стала одной из ветвей гос-венной власти, кот-ая самост-но, независимо от др. ветвей власти может осуществлять правосудие. Источниками права призн-ся некот-ые нормат-ные правовые акты высших судебных органов РФ. Н ормотворч-кая роль высших органов судебной власти предусма3вается К-цией РФ, кот-ая закрепляет, что Конституц-ный Суд РФ разрешает дела о соотв-вии К-ции РФ законов и иных нормат-ных актов высших органов гос-венной власти и упр-ния РФ, к-ций республик, уставов, а также законов и иных нормат-ных актов субъектов РФ. Конституц-ный Суд РФ дает толкование К-ции РФ (ч. 5 ст. 125). Толкование К-ции, данное Конституц-ным Судом, явл-ся обязат-ным д/всех представит-ных, исполнит-ных и судебных органов гос-венной власти, органов местного самоупр-ния, п/п-тий, учр-ний, орг-ций, должностных лиц, гр-н и их объединений (ст. 106 Закона о Конституц-ном Суде РФ). И сточниками права явл-ся некот-ые постан-ния Пленума ВС РФ, имеющие значение субсидиарных правоположений. Развитие прецедентного права в РФ будет способствовать усилению охраны прав и свобод гр-н, придаст больший динамизм правовой сис-ме, значит-но изменит к лучшему соотн-ние м/у субъективным и объективным правом. Правовой обычай. В российской правовой сис-ме юридич-кий обычай как источник права занимает незначит-ное место, т. е. действует только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действ-щим законодат-вом. Так, напр., ссылка на применение правового обычая содержится в действ-щем гр-нском законодат-ве (ст. 5 ГК РФ «Обычаи делового оборота»), где говорится, что «Обычаем делового оборота призн-ся сложившееся и широко применяемое в какой-л. области предпринимат-кой деят-ти правило поведения, не предусмотренное законодат-вом, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-л. док-те». Кодекс торгового мореплавания (ст. 134) закрепляет положение о том, что в случае отс-вия правовой нормы, регулир-щей правила погрузки и разгрузки судов и размер платы за их простой, примен-ся правила, сложившиеся в данном порту.

 

 

62. Понятие системы права

Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

Отрасль права - наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Например, нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности рабочих и служащих, составляют трудовое право, а нормы, регулирующие порядок сбора и распределения денежных средств, - финансовое право.

Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасли, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.

Отрасль права обычно имеет многоуровневую структуру. В большинстве отраслей выделяются общая и особенная части. В общей части формулируются нормативные предписания, являющиеся основополагающими для конкретных норм отрасли, как бы "обслуживающими" их и распространяющие свое действие, как правило, на весь круг отношений, регулируемых отраслью. Общая часть включает в себя общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, ее объем. Она как бы объединяет, цементирует содержание отрасли. Нормы общей части развиваются и конкретизируются в институтах и отдельных положениях особенной части. Такая структура позволяет компактно изложить нормативный материал, исключить повторения, облегчить толкование и применение норм отрасли.

Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются на подотрасли права. Это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права. Так, в конституционном праве можно выделить такие подотрасли, как муниципальное право, прокурорский надзор и др. Природоресурсовое право, которое регулирует вопросы охраны природы и рационального использования природных богатств, разделяется на такие подотрасли, как земельное, водное, лесное, воздушное, экологическое право, право использования земных недр, охраны дикого животного и растительного мира.

В отличие от правового института, подотрасли необязательный компонент отрасли права и их не бывает в сравнительно небольших и компактных по содержанию отраслях (например, в уголовно-исполнительном праве).

Отрасль права обычно делится на составные части, именуемые правовыми институтами. В правовой институт входит обособленная группа норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством. Так, семейное право делится на такие институты, как заключение и прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, алиментные обязательства членов семьи и др. В трудовом праве имеются такие институты права, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, порядок разрешения трудовых споров и др.

В системе права имеются и такие правовые институты, которые регулируют какое-то одно специфическое отношение, достаточно важное для механизма правового регулирования (право на имя, исковая давность в гражданском праве, правовой статус потерпевшего, подозреваемого, гражданского истца в уголовном процессе и т.д.).

Для правового института характерны определенные общие положения, принципы, специфические юридические понятия, определяющие особый режим регулирования. Образующие его нормы обычно помещаются в особый раздел, главу или иное структурное подразделение нормативного акта (такова, например, структура Особенной части УК, где каждая глава содержит нормы одного самостоятельного института уголовного права) либо формулируются в самостоятельном акте (например, все нормы избирательной процедуры как самостоятельного института конституционного права). Каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции и специфичен по сравнению со всеми другими компонентами системы права.

Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей права, но регулирующие взаимосвязанные родственные отношения. Так, институт права собственности складывается из норм конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых других отраслей права. Точно так же так называемое морское право представляет собой комплексный институт, включающий в себя нормы гражданского, административного, финансового и ряда иных отраслей права. Существование комплексных отраслей связано с тем, что регулируемые правом общественные отношения можно делить по разным основаниям, в том числе по отраслям государственной деятельности (здравоохранение, народное образование, транспорт, оборона страны и т.д.).

 

63. Критерии выделения отраслей права

Отрасль права-это совокупность правовых норм регулирующих какую либо однородную сферу общественных отношений. Основными элементами отрасли права являются предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования это сфера общественных отношений. На которое распространяется действие норм данной отрасли права. Метод правового регулирования это то как право регулирует (воздействует) на поведение участников данных общественных отношений. Критерием разграничения отраслей права является предмет правового регулирования. Именно характер общественных отношений требует использование тех или иных методов правого регулирования. Например гражданские отношения требуют в первую очередь использования метода дозволения и диспозитивного. Административные-предписания и императивного метода правого регулирования, уголовные регулируются путем использования запрета.

Основное деление отраслей права на частные и публичные, однако на современном этапе развития общества зачастую невозможно четко разделить частно-правовое регулирование общественных отношений от публичных, поскольку норма данных отраслей выступают в комплексе. (н6апример предпринимательская деятельность на рынке ценныхбумаг)

 

67. Основные правовые семьи современности: критерии выделения

Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которые определяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используют тождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины и категории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны на другую.

Таким образом, под правовой семьей понимается определенная совокупность национальных систем права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, принципов правового регулирования, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

К вопросу о типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии - идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т.д. Юридическая типология позволяет учитывать конкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различных правовых систем.

Р. Давид выделяет два критерия классификации: идеологический (факторы культуры, религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники. Он указывает, что оба они должны быть использованы "не изолированно, а в совокупности". Исходя из этого, Р. Давид выделяет три главные группы правовых систем: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью социалистического права

Известный германский юрист К. Цвайгерт в качестве критерия классификации правовых систем берет понятие "правовой стиль", учитывающий пять факторов:

- происхождение и эволюцию правовой системы;

- своеобразие юридического мышления;

- специфические правовые институты;

- природу источников права и способы их толкования;

- идеологические факторы.

С учетом этих факторов К. Цвайгерт различает следующие правовые системы: романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, право ислама, индусское право

В рамках правовой семьи возможна классификация правовых систем и на более мелкие группы. Например, в романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права, в правовой семье общего права - группу английского права и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...