Теоретические учебные материалы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ на практическое занятие по учебной дисциплине “инфекционные болезни”
ТЕМА: АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА И ТАКТИКА ВРАЧА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ С СИНДРОМОМ ЛИМФАДЕНОПАТИИ Составила: ассистент кафедры, канд. мед. наук О.Н. Бужак
ТОМСК-2011 УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ Актуальность темы занятия определяется широкой распространенностью инфекционных заболеваний с синдромом лимфаденопатии и сложным дифференциально-диагностическим поиском на амбулаторном и госпитальном этапах, обосновывающими целесообразность детального изучения аспектов первичного скрининга данных болезней, медицинской сортировки больных, терапевтической тактики и организации необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятий для врачей общей практики и специалистов различного профиля. Студенты должны знать: - классификацию лимфаденопатий; - перечень инфекционных и неинфекционных заболеваний с синдромом лимфаденопатии; - диагностические критерии инфекционных и неинфекционных заболеваний, сопровождающихся синдромом лимфаденопатии; - тактику врача при выявлении инфекционного больного с синдромом лимфаденопатии на догоспитальном этапе и первичные противоэпидемические мероприятия в очагах инфекции; - принципы терапии инфекционных заболеваний с синдромом лимфаденопатии. Студенты должны уметь: - при обследовании больного выявить данные анамнеза заболевания, особенности эпидемиологического анамнеза и клинический синдромокомплекс, сформулировать синдромальный и предварительный нозологический диагнозы, составить алгоритм диагностического поиска и определить оптимальный объем лабораторных и инструментальных методов исследования;
- интерпретировать результаты параклинических исследований, сформулировать клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10 и провести дифференциальный диагноз с различными инфекционными и неинфекционными заболеваниями с синдромом лимфаденопатии; - определить комплекс лечебно-профилактических мероприятий при выявлении инфекционного больного с синдромом лимфаденопатии. Перечень практических умений 1. Сбор эпидемиологического анамнеза у больных с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися синдромом лимфаденопатии. 2. Клиническое обследование больных с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися синдромом лимфаденопатии. 3. Составление алгоритма обследования больного для установления нозологического диагноза. 4. Интерпретация данных гемограммы, миелограммы, ИФА крови с определением специфических онкомаркеров, результатов инструментальных (биопсия лимфатических узлов с цитологическим, бактериологическим и гистологическим анализами биоптатов, УЗИ, КТ и МРТ органов брюшной полости и малого таза, рентгенография, КТ и МРТ грудной клетки) и специфических исследований у больных с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися синдромом лимфаденопатии. 5. Формулирование клинического диагноза в соответствии с требованиями МКБ-10. 6. Составление плана ведения больных с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися синдромом лимфаденопатии, в амбулаторных условиях. 7. Определение клинических и эпидемиологических показаний к госпитализации больных в инфекционный стационар.
8. Составление плана лечения больного в соответствии с основными стандартами медицинской помощи при инфекционных заболеваниях, сопровождающихся синдромом лимфаденопатии, в стационарных условиях. 9. Ведение медицинской документации (экстренное извещение об инфекционном заболевании, история болезни, рецептурный бланк и др.). 10. Организация первичных профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний с синдромом лимфаденопатии. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Общая характеристика синдрома лимфаденопатии. 2. Диагностические критерии инфекционных заболеваний с синдромом лимфаденопатии (брюшной тиф, паратифы А и В, чума, туляремия, сибирская язва, доброкачественный лимфоретикулез, инфекционный мононуклеоз, туберкулез, ВИЧ-инфекция, острый бруцеллез и др.). 3. Диагностические критерии неинфекционных заболеваний сопровождающихся синдромом лимфаденопатии (лимфогранулематоз, лимфосаркома, острый гнойный лимфаденит (неспецифический) и др.). 4. Принципы обследования больных с синдромом лимфаденопатии. 5. Принципы терапии инфекционных заболеваний, сопровождающихся синдромом лимфаденопатии. 6. Комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний с синдромом лимфаденопатии.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Литература Основная 1. Инфекционные болезни и эпидемиология: учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. 816 с. 2. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2005. 696 с. 3. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни: учебник. М.: Медицина, 2003. 544 с. 4. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням: учебное пособие для студентов медицинских вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2007. 1032 с. Дополнительная 1. Белозеров Е.С. Бруцеллез. Л.: Медицина. Ленинградское отделение, 1985. 184 с. 2. ВИЧ-инфекция и СПИД. Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом / под ред. В.В. Покровского. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 128 с. 3. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение: учебное пособие / под ред. В.В. Покровского. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. 488 с.
4. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. М., 1999. 482 с. 5. Постовит В.А. Брюшной тиф и паратифы А и В. Л.: Медицина, 1988. 237 с. 6. Сомов Г.П., Покровский В.И., Беседнова Н.Н. Псевдотуберкулез: монография. М.: Медицина, 1990. 237 с. 7. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике: руководство для врачей. СПб.: Гиппократ, 1993. 320 с. Материальное обеспечение · учебники и атлас по инфекционным болезням · методические указания для студентов на практическое занятие по теме “Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний с синдромом лимфаденопатии” · комплект наглядных пособий для практических занятий (таблицы, схемы, диаграммы, муляжи и др.) · комплект слайдов мультимедийной презентации · комплект видеоматериалов · комплект ситуационных задач · тематические больные (с инфекционными заболеваниями с синдромом лимфаденопатии) · технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ 1. Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы. На этапе самоподготовки студенты изучают дифференциально-диагностические критерии инфекционных и неинфекционных заболеваний с синдромом лимфаденопатии. В процессе подготовки к занятию необходимо использовать информацию, полученную при изучении фундаментальных (биология, нормальная и патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, гистология и цитология, биохимия и молекулярная биология, микробиология и вирусология, иммунология, фундаментальные основы клинической медицины) и клинических (внутренние болезни, клиническая фармакология, гематология, дерматовенерология, хирургические болезни, онкология, инфекционные болезни (V курс), иммунология и аллергология, лучевая диагностика и др.) учебных дисциплин. 2. Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.
Методы реализации целевых установок подготовки к занятию: § теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников и электронных ресурсов; § изучение компонентов методических указаний на практическое занятие для студентов; § оформление рефератов и докладов к тематической конференции по актуальным аспектам дифференциальной диагностики инфекционных заболеваний с синдромом лимфаденопатии в рамках учебно-исследовательской работы. Рекомендуемые темы для реферативной работы - синдром полилимфаденопатии при ВИЧ-инфекции - поражение лимфатических узлов при саркоидозе - лимфаденопатия при лимфопролиферативных заболеваниях 3. Задачи на предстоящее занятие. Учебные вопросы занятия отрабатываются в процессе самостоятельной курации студентами тематических больных (с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися синдромом лимфаденопатии), с оформлением дневников в клинических историях болезни. Практическое занятие включает клинический разбор пациентов с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися синдромом лимфаденопатии (с активным обсуждением студентами), а также освоение практических умений, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Лечебное дело” в области учебной дисциплины “инфекционные болезни”. Преподаватель осуществляет методологическое руководство работы студентов (оценка правильности выделения ведущего синдромокомплекса, формулирования нозологического диагноза, составления дифференциально-диагностического алгоритма, основанного на синдромальном принципе, и плана лечения больного, анализ возможных тактических врачебных ошибок на догоспитальном этапе и т.д.). Для выявления качества, глубины и объема усвоения темы используются контрольные ситуационные задачи. В рамках учебно-исследовательской работы студентов – тематическая конференция по актуальным аспектам дифференциальной диагностики инфекционных заболеваний с синдромом лимфаденопатии (с предварительной внеаудиторной подготовкой рефератов и докладов). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Лимфаденопатия – увеличение поверхностных лимфатических узлов, расположенных под кожей в рыхлой соединительной ткани, независимо от причины и характера патологического процесса (воспаление или пролиферация). Лимфаденопатию наблюдают при следующих заболеваниях: · инфекционных; · лимфопролиферативных; · онкогематологических; · аутоиммунных; · при местных воспалительных процессах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|