Проблемы поддержания адекватности модели миру. Понятие информационного фильтра
Как было отмечено ранее, серьезный класс угроз образуют угрозы, нарушающие адекватность модели мира. Эти угрозы связаны с принятием системой сообщений, искажающих модель мира, в свою собственную модель с дальнейшей опорой на них в своем поведении. Человек, государство, фирма могут быть рассмотрены как системы способные к обучению, следовательно, информационное воздействие на них — это обучающее воздействие. Выйти победителем в информационной войне — это значит вовремя понять, чему можно обучаться, а чему нельзя, т.е. какие входные данные можно обрабатывать, а какие — ни в коем случае. Это значит, что любая поступающая информация должна быть перепроверена. Перепроверена по другим каналам, от других источников. Только после этого на ней можно строить какие-либо предположения и делать выводы прогнозного характера. Любая информационная система должна постоянно заниматься проверкой адекватности реальных фактов их эквивалентам в информационном пространстве, т.е. иметь несколько информационных каналов и никогда не торопиться с теми собственными действиями, которые могут и подождать. Но о существе такого ответа догадывается и противник, и он готов самостоятельно, «за бесплатно» добавить для этого аналитика еще несколько информационных каналов, раз он в них так нуждается. «Будьте добры, возьмите и пользуйтесь!» Главное здесь в том — кто будет контролировать эти каналы.
Одинаковость входных данных в большинстве случаев приводит к возникновению одинаковых структур. Однако для систем, которые уже чему-то обучены, одинаковые входные данные не всегда будут нивелировать системы. Одна и та же обучающая последовательность в одном случае способна сделать систему «умнее», а в другом ¾ уничтожить. Много зависит от того, как соответствующие сообщения будут осознанны.
Для того чтобы можно было моделировать поведение подобных систем, необходимо ввести меру, позволяющую их сравнивать. Опираться в этом случае на структуру системы или структурные преобразования достаточно сложно, так как порой описать структуру — это по сути воссоздать ее, а кроме того, в процессе обработки входной информации структура постоянно модифицируется. Поэтому предлагается в качестве сравнительных характеристик опираться на такие понятия как: «понимаемость», «похожесть» и «агрессивность», которые определим следующим образом: а) две информационные обучающиеся системы называются «понимающими» друг на друга, если на абсолютное большинство одинаковых входных сообщений, они выдают одинаковые по смыслу результаты; б) две информационные обучающиеся системы называются «похожими» друг на друга, если на абсолютное большинство одинаковых входных сообщений, они выдают одинаковые по форме результаты; в) две информационные обучающиеся системы называются «агрессивными» друг для друга, если имеет место «похожесть» между ними, но полностью отсутствует «понимание»; более того, «понимание» вообще стремится к нулю. «Понимающее», «похожее» или «агрессивное» поведение таких информационных систем, как люди, находит свое отражение как на бытовом уровне, так и на религиозном, и государственном. При одном и том же входном сообщении один человек ложится отдыхать под пальму, другой начинает считать возможные прибыли, третий сочиняет научный трактат.
Утверждение 1. Для того чтобы информационная самообучающаяся система способна была целенаправленно перепрограммировать другую подобную систему, она должна ее «понимать». Следствие 1.1. Перепрограммировать информационную систему — это значит подобрать для нее такие входные данные, которые соответствуют цели программирования.
Следствие 1.2. Определить цель перепрограммирования — это значит найти в окружающем мире или специально создать информационную систему (эталон), на которую данная система должна стать похожей. При этом перепрограммируемая система и «эталон» должны быть «понимающими» друг друга. Как формировалась цель перепрограммирования в мире программного обеспечения для «народа» описывает, А.П.Кулаичев[11]: «Многие были свидетелями, но уже мало кто вспоминает о том, что заря windows занялась во второй половине 1992 года с беспрецедентного кругосветного пропагандистского турне руководства Microsoft с массой речей и выступлений на сотнях бизнес-встреч, семинаров и международных выставок. Главной целью этой акции было всколыхнуть мировую общественность, увлечь за собой и привязать к себе ведущих мировых производителей, которые после переориентации своих перспективных разработок (и связанных с этим капиталовложений) уже не смогут уклониться от магистрального пути. А уж за ними поплетутся массы пользователей, быстро привыкающие считать такой мир единственным. Этот замечательный пример показал всем сообразительным, что затраты на рекламу значительно эффективнее, чем затраты на корпоративное «долизывание» продуктов. Поэтому с приходом Windows началась резкая деградация качества программного обеспечения и его усложнение. Тем самым несомненной заслугой Б.Гейтса является открытие и наглядная демонстрация сверхмощных механизмов массового порабощения в эру информационной цивилизации». Следствие 1.3. Подобрать входные данные для системы в соответствии с заданной целью перепрограммирования — это значит заставить информационную систему «смотреть на мир чужими глазами», глазами той информационной системы, на которую данная система должна стать похожей, т.е. глазами эталона.
Способна ли информационная система защититься, если враг применит против нее описанный способ перепрограммирования информационных систем? Безусловно. Для этого достаточно «закрыть глаза» на те входные данные, которые подаются на вход противной стороной. Причем, что характерно, во многих странах данный способ защиты населения и страны закреплен законодательно. «Даже в 70‑е годы, когда Америка увязла в войне во Вьетнаме, американские СМИ, критикуя эту войну, «торпедируя» ее, не позволяли себе использовать съемки телеоператоров, работавших со стороны Вьетнама. Более того, в той же Америке, а также Англии, Франции и еще десятке стран существует строжайший законодательный запрет на использование любых кино‑, фото‑, видео и печатных материалов, снятых или написанных на стороне тех, кто ведет боевые действия против армий этих стран, и даже просто имеющих сочувственные «врагам» интонации или же идеи»[12].
В.Шурыгин, анализируя информационный аспект военных действий в Чечне, подробно описывает, как был реализован способ перепрограммирования информационной системы на практике: «В среднем чеченская тематика занимала в программах НТВ от 10 до 18 минут на информационный выпуск, в «Вестях» (информационная программа российского телевидения) от 3 до 7 минут. Так вот, у НТВ до 80% всех видеосъемок непосредственно боевых действий велось со стороны чеченских боевиков или использовались пленки, снятые со стороны сепаратистов. В «Вестях» это соотношение достигало 60%. Оставшиеся 20% НТВ обычно делило между съемками разрушений, обычно приписываемых армии, интервьюировании местных жителей-чеченцев, «страдающих от русской агрессии», или же комментариями своих тележурналистов, в лучшем случае на фоне российских позиций, но чаще у сгоревшей российской техники. Так же примерно делили оставшийся эфир и «Вести». Анализ публикаций таких газет, как «Московский комсомолец» и «Известий», выявил следующее: лишь в одной из четырех статей упоминалась или раскрывалась точка зрения на происходящие события федерального командования. Три же из четырех публикаций носили или же откровенно прочеченский характер, героизируя боевиков, преувеличивая их возможности, или же жестко критиковали армию и ее действия в Чечне». Опросы общественного мнения, проводимые НТВ, возможно, с целью проверки эффективности данного способа перепрограммирования, подтверждали, что для среднестатистического гражданина, регулярно смотрящего телевизор, отношение к собственной армии изменяется в худшую сторону, а цели боевиков становятся «ближе и понятнее».
Аналогичная, только чуть менее выражена, ситуация имеет место быть и в случае агрессии НАТО в Югославию. Если первоначально российское телевидение рассказывало и показывало происходящее именно с территории Югославии, то после смены российского премьера, все больше сюжетов стало идти с территории Македонии и других пронатовских стран. Как грустно шутил Л.Шебаршин, в прошлом один из руководителей КГБ СССР: «Телевидение — средство общения мошенников с простаками».
Все виды информационного воздействия на информационную систему можно попробовать классифицировать еще и следующим образом: 1) входные данные — «сухие» факты; 2) входные данные — логически обоснованные выводы, аналитические суждения, опирающиеся на определенный набор фактов; 3) входные данные — эмоционально окрашенные утверждения, опирающиеся на «хорошо/плохо», «морально/аморально», «нравственно/ безнравственно» и т.п.. Эмоции выступают, как способ внешнего проявления усвоенного знания для его передачи себе подобным. При этом эмоциональный заряд для любой входной последовательности повышает скорость ее обработки информационной системой, порой минуя даже обязательные логические проверки. Например, эмоционально насыщенный крик о помощи или об опасности заставляет сразу же совершать определенные действия и уже только потом, если будет возможность, проверять логикой возможность тех или иных утверждений. Утверждение 2. «Понимающие» информационные системы формируются одинаковыми эмоциональными воздействиями, как правило, минуя средства защиты, основанные на логике. Например, диктор телевидения монотонно сообщает факты о поездках по стране кандидатов в президенты. При этом, не искажая факты, говоря об одном из них, он подкрепляет свои слова мимикой, выражающей презрение, а в случае упоминания другого кандидата, наоборот, вся его физиономия сияет от счастья. В результате у зрителей скрытно от них самих начинает формироваться соответствующее отношение к кандидатам. Видно, что в данном случае сама возможность сказать что-то (даже совсем нейтральное) о том или ином кандидате может использоваться для перепрограммирования нечаянных слушателей. Аналогичным образом формируются информационные материалы в прессе. Текст сообщения содержит «голые» факты, к которым не может быть претензий, а название заметки, особенно если речь идет о конкурентах, имеет обязательную эмоциональную окраску. Сообщение прочитают не все, но на заголовок обязательно обратят внимание, а тем самым неявно свяжут возникшее эмоциональное ощущение с объектом газетного материала.
Следствие 2.1. Для перепрограммирования самообучающихся информационных систем, обладающих эмоциями, наиболее эффективным средством является «эмоционально окрашенная» входная обучающая последовательность. Следствие 2.2. В случае быстрого и массового перепрограммирования народа, нации наиболее эффективными являются приемы, имеющие эмоциональную окраску и принадлежащие таким сферам как: массовые культура, искусство, религия. Это значит, что для решения задач по перепрограммированию населения в первую очередь упор должен делаться на деятелей искусства, культуры, религиозных служителей. Утверждение 3. При любом серьезном информационном воздействии на общество направление главного информационного удара — молодые члены общества, т.е. объекты, имеющие максимальный ресурс для перепрограммирования. Утверждение 4. Разрушение устоявшихся структур, приведение их в хаотическое состояние способствуют повышению избыточности хаоса, а тем самым увеличению возможностей для перепрограммирования систем. Следствие 4.1. Для эффективного перепрограммирования устоявшихся структур необходимо предварительно привести их в хаотическое состояние путем разрушения устоявшихся связей и уничтожения наиболее значимых базовых элементов. Утверждение 5. Для любой информационной системы безопасно оперировать с той информацией, механизмы обработки которой уже существуют у данной системы. Сказанное достаточно просто объясняется на уровне здравого смысла. Для технической системы, согласно утверждению 5, безопасными входными данными являются те, которые уже были у нее в прошлом, которые принадлежат множеству допустимых входных/выходных значений. Для социальных и биологических систем — это функционирование в рамках привитых привычек, сложившегося образа жизни, сформированных стереотипов поведения в условиях известного (предсказуемого) системе внешнего окружения. Следствие 5.1. В любое время наиболее безопасно транслировать на свое окружение информацию о достоинствах собственного образа жизни. Сложившиеся стереотипы поведения — это то пространство действий, в котором конкретная система наиболее эффективно способна противостоять внешним, известным системе угрозам. Естественно, что для каждой системы именно ее собственные привычки и являются ее достоинством. Они во многом определяют данную систему, так как обеспечивали и обеспечивают ее существование. Навязывание собственных стереотипов поведения окружающим системам, особенно уже сформированным, неизбежно будет ослаблять последних. Это объяснимо — всегда тяжело играть на чужом поле, да еще по неизвестным правилам. Хорошо, когда названные опасности не только понимаются руководством страны, организации, но и принимаются меры законодательного характера. В этой связи показательно принятие на заседании палаты представителей – нижней палаты Национального собрания (парламента) Белоруссии закона, ужесточающего наказание за «дискредитацию» страны. Распространители сообщений, содержащих ложные сведения о политическом, экономическом и социальном положении в республике, будут наказываться по Уголовному кодексу арестом на полгода или двумя годами тюрьмы. Понятие дискредитации Белоруссии включает в себя предоставление иностранному государству или международной организации заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном положении республики. Белорусские парламентарии также внесли в законодательные акты ряд других дополнений и изменений, которые обращены на усиление ответственности за деяния, направленные против человека и общественной безопасности[13].
Пять утверждений и следствия к ним описывают способ перепрограммирования информационных систем. Наличие в поведении системы приемов, в основе которых лежат приведенные выше утверждения и следствия, является одним из признаков информационного нападения. Интегрированные механизмы отслеживания названных способов перепрограммирования информационных систем, включая и законодательные, образуют информационный фильтр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|