Принципы формирования показателей информационной безопасности
Определяя показатели информационной безопасности России в гуманитарной или технологической области, надо помнить, что эти показатели должны вырабатываться по единым принципам. В противном случае мы можем придти не только к взаимонепониманию между специалистами из разных областей, но и к определенному отторжению идей. Это значит, что первым принципом должна стать опора на имеющееся единство гуманитарной и технологической составляющих для основных структур и объектов информационной сферы. Сказанное означает, что, оценивая информационную безопасность, в первую очередь, надо исходить из того, что речь идет о безопасности именно информационных объектов, т.е. информационных систем, способных к обучению, и не более того. Второй принцип определяется следующими соображениями. Борьба в информационной сфере по своей результативности сегодня для отдельных геополитических субъектов может быть более эффективной, чем операции в военной области. Оценивая безопасность страны в военной области, специалисты никогда не ограничивают себя показателями, связанными исключительно с толщиной брони дзотов, глубиной окопов и соответствием их нормативно правовой базе. Оценка касается всего спектра военной мощи. При этом на первый план всегда выступают показатели безопасности именно России, а не отдельно взятого гражданина. Поэтому при оценке показателей информационной безопасности России важнее возможности страны, как единой системы, например, количество ядерных боеголовок, чем возможности и вооружение среднего, демократически настроенного гражданина с газовым баллончиком и перочинным ножом. В этой связи для информационной безопасности страны определяющими являются возможности страны по информационному воздействию на окружающее геополитическое пространство и защите собственных информационных приоритетов. Из сказанного следует, что показатели информационной безопасности России должны относиться в первую очередь к России и в части оценки информационной безопасности отражать защищенность народа, его культуры, науки, его способности к адекватному восприятию действительности от скрытых и явных целенаправленных информационных экспансий, исходящих как из за рубежа, так и изнутри страны.
Как уже говорилось, цель информационного воздействия — целенаправленное изменение поведения системы через механизмы управления этой системой. Сказанное означает, что основным признаком информационного поражения являются изменения в поведении пораженной системы. Пораженная система в своем поведении руководствуется уже не столько собственными интересами в экономической, военной и других областях, сколько чужими командами. И чем больше ориентация в поведении на чужие команды, тем глубже информационное поражение. При этом команды могут быть скрытыми или явными. Примеры полного информационного подавления можно наблюдать и на уровне информационного противоборства государств, когда, реализуя собственные геополитические интересы, информационные агрессоры широко используют прием создания политических зомби, находящихся на самом верху системы управления. Исходя из вышеизложенного, предлагается в качестве следующего принципа формирования показателей информационной безопасности России выдвинуть следующий: показатели информационной безопасности должны позволять оценивать степень информационного поражения системы через информационную емкость той части пораженной системы, которая либо погибла, либо работает на цели, чуждые для собственной системы.
Что означает сказанное на практике? Для вычислительной системы степень ущерба можно оценить через процент потерянного полезного времени (иногда — через число репликаций компьютерного вируса), т.е. через долю процессорного времени, в течение которого инфекция управляет всей системой для достижения запрограммированных в ней целей плюс объем погубленных программ и данных, имеющих отношение к дальнейшему существованию данной системы, к поддержанию ее потребительских свойств. Для государства, по аналогии, — это доля паразитирующих государственных структур или структур, работающих в данном государстве в интересах других государств или узкого круга собственных граждан. Для народа — через процент, на который ежегодно происходит уменьшение его численности плюс погибшие культурные ценности и научно-производственные центры. В качестве отдельных параметров, имеющих количественные оценки могут быть взяты следующие (предложены профессором Стрельцовым А.А.): - процент граждан, поддерживающих политику государства; - эффективность механизмов социального управления (количество участвующих в политической деятельности на 10000 жителей, количество участвующих в деятельности органов местного самоуправления на 10000 жителей, количество участвующих в деятельности общественных организаций; % выполнения решения органов исполнительной власти); - уровень развитости информационной индустрии (доля современных информационных технологий, информационных продуктов и услуг в ВВП); - степень участия России в международной кооперации производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационной продукции (доля российских продуктов и услуг в общем объеме мирового информационного рынка); - интеллектуальный потенциал общества и его использование (количество лиц с высшим и средним специальным образованием на 10000 жителей, (количество лиц с высшим и средним специальным образованием, работающих в информационной сфере на 10000 жителей, количество научных достижений, объектов прав интеллектуальной собственности на 10000 жителей, количество деятелей искусства на 10000 жителей; доля дохода от реализации интеллектуального потенциала в ВВП);
- количественные и пропорциональные соотношения миграции российских специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности;
Третий принцип должен отражать чисто информационные возможности системы по воздействию, т.е. по отстаиванию собственной точки зрения информационными методами. Предлагается сформулировать его так: показатели информационной безопасности должны позволять оценивать степень информационного воздействия (влияния) данной системы на окружающие ее геополитические субъекты. Тогда, опираясь на третий принцип, в качестве показателей информационной безопасности можно определить, например такие, как: - число знающих русский язык за пределами России; - тираж СМИ на русском языке за пределами России; - тиражи переведенных за рубежом книг российских писателей; - тиражи переведенных за рубежом книг российских научных деятелей; - тиражи продаваемых за рубежом российских аудио и видеоклипов, фильмов; - число международных премий, полученных гражданами России; - число российских деятелей находящихся в списках самых значимых деятелей современной мировой культуры и науки[2]; - уровень поддержки инициатив российского государства международным сообществом; и т.п.
Использование сформулированных принципов для определения показателей информационной безопасности России позволит не только оценить через них степень информационного поражения и собственные возможности в информационной сфере, но и провести классификацию показателей по степени отражения ими состояния информационной безопасности России в различных областях. Понятно, что названные показатели информационной безопасности должны определяться применительно к некоторому интервалу времени. Оценка информационной безопасности России может производиться путем сравнения названных показателей, вытекающих из выше сформулированных принципов, с аналогичными показателями, достигнутыми другими нациями. Таким образом, может быть получена оценка информационной безопасности любого государства в сравнение с некоторым средним или наиболее защищенным государством.
Вопросы и задачи
1. Дайте определение и обоснование следующих понятий: «информационная система», «простая система», «сложная система», «система, способная к обучению». Приведите классификацию систем, исходя из возможностей внутренней модификации системы. 2. Назовите и обоснуйте признаки современной эпохи. 3. Опишите эволюцию способов защиты. 4. Назовите виды безопасности. 5. Дайте определение и обоснование следующих понятий: «безопасность», «информационная безопасность страны», «национальная безопасность России», 6. Перечислите основные задачи в области обеспечения национальной безопасности России. 7. Укажите место информационной безопасности в общей схеме обеспечения национальной безопасности. 8. Назовите принципы формирования показателей информационной безопасности. 9. *Предложите интегральный показатель информационной безопасности и определите информационную безопасность ряда ведущих стран мира.
Примечание: вопросы и задачи, помеченные символом *, имеют повышенную сложность. Такие задания можно рассматривать в качестве курсовых и дипломных работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|