Общественная мысль России в 30 – 50-е гг. XIX в.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Тема 1 Российская история XIX столетия в контексте концепции модернизации традиционного общества План 1. Модернизационная перспектива: проблемы и подходы к ее определению в современной исторической, экономической, философской и социологической литературе. 2. Российские модернизации: этапы, модели, контексты. Отечественные и зарубежные историки о периодизации и особенностях российских модернизаций.
В ходе семинара необходимо решить ряд задач: - определить особенности парадигмы модернизации, рассмотреть разнообразные теоретико-методологические подходы в ее изучении; - выделить критерии модернизационной перспективы; - выявить историографический контекст эволюции школы модернизации; - выявить и охарактеризовать "волны" и особенности российских модернизаций.
Методологические рекомендации Начиная изучать данную тему студентам необходимо, прежде всего, определить само понятие "модернизация", выделить его критерии и типы. Особое внимание следует уделить разнообразным теоретико-методологическим подходам в изучении модернизации (системно-функциональному, социально-процессуальному, сравнительно-историческому), выделить достоинства и недостатки каждого из них. В итоге студенты могут попытаться определить основные особенности модернизационной парадигмы. На следующем этапе работы студенты должны определить историческую специфику России, и как эта специфика обусловила особенности ее модернизации. Далее необходимо выделить и охарактеризовать "волны" или "фазы" российских модернизаций. При этом следует указать и проанализировать основные точки зрения отечественных и зарубежных историков по этому вопросу. Для этого целесообразно составить сравнительную таблицу с указанием хронологических границ этих волн и их краткой характеристикой.
В конце работы студенты должны сделать вывод об общей модели модернизации и российской специфике, проанализировать историческую последовательность российских модернизаций. При этом особое внимание необходимо уделить истории Российской империи XIX в., какая модель модернизации была в этот период преобладающей. Также студенты могут попытаться дать свою оценку модернизационной перспективе, определить ее историческое значение. Основные понятия: традиционная культура, модернизация, вестернизация, индустриализация, индустриальное общество, урбанизация, имперская и либеральные модели модернизации, всероссийский рынок, гражданское общество, правовое государство, "асинхронный" тип развития России, секуляризация. Рекомендуемая литература - Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М., 2004. С. 10-128. - Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998. - Опыт российских модернизаций XVIII – ХХ вв. М., 2000. С. 10-49, 50-102. - Рязанов В.Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. СПб., 1998. С. 26-41. - Селунская Н.Б. Россия на рубеже XIX – XX вв. (в трудах западных историков). М., 1995. Дополнительная литература - Гиндин И.Ф. Проблемы "модернизации" и индустриализации и их видоизменение с XVI по ХХ век / Материалы к V Международному конгрессу экономической истории. М., 1970. - Каспэ С.И. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. М., 2001. - Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начала ХХ вв.). СПб., 2000. Т. 1-2. - Пантин И., Плимак Е. Россия XVIII – ХХ веков: Тип "запоздавшего" исторического развития // Коммунист. 1991. №11.
- Поляков Л.В. Методология исследования российской модернизации // Полис. 1997. №3. С. 5-15. - Поткина И.В. Индустриальное развитие дореволюционной России: концепции, проблемы, дискуссии в американской и английской историографии. М., 1994. - Российская модернизация: проблемы и перспективы (Материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1993. №7. С. 3-39. - Рязанов В.Т. Реформы и циклы модернизаций российской экономики // Российский экономический журнал. 1992. №10. Темы докладов и рефератов 1. Разработка концепции российской модернизации в отечественной исторической науке. 2. Понимание модернизации традиционного общества в работах зарубежных исследователей. 3. Капиталистическая модернизация России: проблема периодизации и особенностей. 4. В.Т. Рязанов о циклах модернизации и либеральных реформах в России. 5. Традиционная культура и экономическая модернизация: эволюция теоретических подходов и политических курсов. 6. Социокультурные факторы и процесс хозяйственной модернизации. Тема 2 Социально-экономическое развитие Российской империи во второй четверти XIX в. (1825 – 1855 гг.) План 1. Начало промышленного переворота в России. 2. Политика правительства в области промышленности и торговли. 3. Проблема "кризиса крепостничества". Роль помещичьего и крестьянского хозяйства в экономике страны. 4. Попытка решения крестьянского вопроса Николаем I. 5. Итоги социально-экономического развития империи.
В ходе занятия студентам необходимо решить следующие задачи: - выделить и объяснить основные противоречия в развитии сельского хозяйства, промышленности и торговли России во второй четверти XIX в.; - научиться анализировать и извлекать информацию из исторических источников. Методические рекомендации Прежде всего, студентам необходимо дать определение понятия "промышленный переворот", выделить его ключевые признаки. На этой основе студенты могут проанализировать предпосылки и особенности промышленного переворота в России. Результаты анализа целесообразно представить в виде опорного конспекта или логической цепочки. Далее следует изучить основные точки зрения историков и их аргументацию по вопросу о начале промышленного переворота в России (С.Г. Струмилина, В.К. Яцунского и П.Г. Рындзюнского). Для подтверждения или опровержения существующих в историографии мнений студентам необходимо определить с каких отраслей хозяйства начался промышленный переворот и к чему это привело.
Изучив документы "Практикума" и "Хрестоматии" студенты должны выделить новые явления в развитии промышленности и торговли. Результаты работы необходимо представить в виде сравнительной схемы. Далее следует, изучив материалы источников определить – в чем выражался кризис помещичьего хозяйства в экономической и социальной сферах. Для выявления противоречий в развитии сельского хозяйства можно использовать карту "Экономическое развитие России в первой половине XIX в.", выделив на ней районы, где преобладала барщинная система, оброчная системы, другие формы феодальной эксплуатации и попытаться объяснить региональную специфику. Изучив документы студентам необходимо выделить новые элементы капитализма в крепостном хозяйстве второй четверти XIX в. На следующем этапе работы следует охарактеризовать политику Николая I по решению крестьянского вопроса. При этом следует ответить на следующие вопросы: почему император предпринял попытки решить крестьянский вопрос? Какие реформы были проведены императором, их особенности и результаты? В итоге студенты должны выделить и охарактеризовать факторы (представить в виде графической схемы), которые затрудняли решение крестьянского вопроса: социально-экономические и политические. В конце работы студенты должны дать общую оценку социально-экономического развития России, выделив его характерные черты. Основные понятия: промышленный переворот, переселение крестьян, инвентарные правила, закон об обязанных крестьян, реформа Л.А. Перовского и П.Д, Киселева, феодальная система хозяйствования. Рекомендуемая литература - Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. – М.-Л., 1946 –1958. Т.1-2.
- Дружинин Н.М. Избранные труды. Социально-экономическая история России. М., 1987. Кн. 1-2. - Киняпина Н.С. Политика русского самодержавия в области промышленности. 20 – 50-ые гг. XIX в. М., 1968. - Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в. М., 1967. - Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993. - Кризис феодально-крепостнических отношений в сельском хозяйстве России (2 четверть XIX в.). Владимир, 1984. С. 3-38. - Рындзюнский П.Г. Утверждение капитализма в России. М., 1978. Ч. 1. - Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2003. С. 102-126. - Яцунский В.К. Социально-экономическая история России XVIII – первая половина XIX в. М., 1973. Дополнительная литература - Блюмин И.Г. Очерки экономической мысли в России в первой половине XIX в. М., 1940. - Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. - История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. М., 1993. Т. 3. - Медушевский А. Реформы и контрреформы в истории России XVIII – XIX вв. // Вестник высшей школы. 1990. №2-4. - Семенкова Т.Г., Семенков А.В. Денежные реформы России в XIX в. СПб., 1992. - Фёдоров В.А. Крестьянское движение в Центральной России 1800 – 1860 гг. М., 1980. - Фёдоров В.А. Помещичьи крестьяне центрально-промышленного района России конца XVIII – первой половины XIX вв. М., 1974. - Юровский В.Е. Кризисы финансовой системы Российской империи в XIX в. // Вопросы истории. 2001. №2. - Яковлев А.Ф. Экономические кризисы в России. М., 1955. С. 18-80. Источники - Милютин Д.А. Воспоминания. 1816 – 1843. М., 1997. - Практикум по истории СССР XIX век / Сост. И.В. Кузнецов, Л.В. Захарова. М., 1970. С. 5-55. - Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. М., 1987. С. 302-309, 352-366. Темы докладов и рефератов 1. Система управления крестьянским населением России в первой половине XIX в. 2. Менталитет закрепощенного человека в России в первой половине XIX в. 3. Подготовка и осуществление денежной реформы 1839 – 1843 гг. 4. Экономические реформы первой половины XIX в. в исторической литературе. 5. Дворянский экономический консерватизм первой половины XIX в. Тема 3 Общественная мысль России в 30 – 50-е гг. XIX в. Форма проведения данного семинарского занятия – ролевая игра "Интеллектуальный спор между представителями общественных движений второй четверти XIX в."
В ходе занятия студентам следует решить ряд задач: - выделить новые явления в интеллектуальной жизни России второй четверти XIX в.; - приобрести навыки работы с историческими источниками; - определить значение деятельности новых общественных движений в осмыслении путей развития России; - научиться организовывать и проводить занятия в нетрадиционной форме.
Методические рекомендации На первом этапе подготовки к занятию студенты должны изучить историческую литературу и источники по теме, придерживаясь следующего плана: 1. Социальная база, особенности русской общественной мысли 30 – 50-х гг. XIX в. 2. Истоки формирования интеллигенции в России и ее характерные черты. 3. П.Я. Чаадаев и начало интеллигентского спора о "русской идее". 4. Причины возникновения и истоки новых общественных движений в России второй четверти XIX в. (государственная идеология, славянофилы, западники, революционеры-демократы). 5. Идейная борьба 1840-х гг.: причины, основные проблемы и формы выражения. 6. Характерные черты общественной мысли 30 – 50-х гг. XIX в. в России.
Прежде всего, студентам необходимо определить социальную базу общественной мысли, выделить и охарактеризовать особенности формирующейся интеллигенции (оппозиционность власти, приоритетность нравственных мотиваций и т.д.). Далее следует проанализировать причины и предпосылки образования новых общественных движений в России. При этом следует особо сказать о позиции П.Я. Чаадаева о "русской идее". Подробное знакомство с содержанием интеллектуального спора в среде русской интеллигенции позволит студентам оформить рабочий конспект в виде сравнительной таблицы. При составлении таблицы в графах с названиями общественных движений следует указать основных идеологов и представителей каждого движения.
На следующем этапе подготовки студенты делятся на четыре группы - представителей государственной идеологии, славянофилов, западников, революционеров-демократов. Отдельно выбирается ведущий, который будет направлять, и оценивать дискуссию. Определившись с принадлежностью к тому или иному обществу, студенты изучают историческую литературу и источники по своему обществу. Ведущий, изучив весь материал по теме, составляет вопросы и задания для диспута, обязательными среди которых должны быть следующие: 1. Представление общества – краткая историческая справка. 2. Философские истоки формирования идеологии общества – составить логическую схему. 3. Модель развития России с точки зрения каждого общества (отношение к самодержавию, наилучший государственный строй, отношение к преобразованиям Петра I, крепостное право, отношение к развитию капитализма, гражданские свободы, Россия и Запад). 4. Возможность создания единой модели дальнейшего развития России. 5. Итоги и значение деятельности обществ и интеллектуального спора в целом.
На последнем этапе работы студенты подводят итоги занятия. Ведущий и преподаватель анализируют деятельность каждой группы и отмечают аргументы и доказательства представителей какого общества были наиболее убедительными. Основные понятия: интеллигенция, "православие, самодержавие, народность", либерализм, консерватизм, славянофилы, революционеры-демократы, западники, общинный социализм. Рекомендуемая литература - Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983. - Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. (XVIII – начало ХХ в.). СПб., 1994. - Песков А.М. Германский комплекс славянофилов // Вопросы философии. 1992. №8. - Российский либерализм: идеи и люди. М., 2004. С. 34-44, 55-67, 85-95. - Русская идея. М., 1992. - Русский консерватизм XIX столетия: Идеология и практика / Под ред. В.Я. Гросула. М., 2000. Гл. II. - Тарасов Б.Н. Чаадаев. М., 1990. - Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. М., 2004. Т. 1. - Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М., 1986. - Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Вопросы истории. 1998. №4. - Щукин В.Г. Культурный мир русского западника // Вопросы философии. 1992. №5. Дополнительная литература - Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997. Т. 1. Гл. 7. - Егоров В.Ф. Официальная идеология. Из истории русской культуры. М., 2000. Т. V (XIX век). С. 81-89. - Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма. М., 2002. С. 233-240. - Пирумова Н.М. Александр Герцен: революционер, мыслитель, человек. М., 1989. - Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения. (Круглый стол) // Отечественная история. 2001. №3. - Эймонтова Р.Г. Идеи просвещения в обновляющейся России (50 – 60-е годы XIX в.). М., 1998. - Яковкина Н.И. История русской культуры XIX в. СПб., 2000.
Источники - Русское общество 40 – 50-х гг. XIX в. М., 1991. Ч. I-II. - Герцен А.И. Былое и думы. Любое издание. Гл. XXIX – ХХХ. - Грановский Т.Н. Полное собрание сочинений. СПб., 1905. (Здесь и далее, литература, выделенная курсивом, имеется в «Фонде редкой книги» научной библиотеки 2 корпуса ОмГПУ). - Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. С. 11-67. - Русское общество 30-х гг. XIX в. / Мемуары современников. М., 1989. - Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997. С. 17-57. - Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989. - Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. Т.1. - Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России / Сборник материалов по истории исторической науки. М., 1990. Или любое другое издание. - Кавелин К.Д. Собрание сочинений. СПб., 1904. - История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения / Сост. Г.Е. Миронов. М., 2001. Кн. 2. С. 180-216, 303-316. - Практикум по истории СССР XIX век / Сост. И.В. Кузнецов, Л.В. Захарова. М., 1970. С. 194-260. - Хомяков А.С. Сочинения: в 2-х томах. М., 1994. - Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. М., 1987. С. 366-389. Темы докладов и рефератов 1. Российский консерватизм и его сущность в первой половине XIX в. 2. Западничество: мировоззрение и деятельность. 3. Славянофильство: мировоззрение и деятельность. 4. Западничество и славянофильство в контексте путей развития России XIX в. ТЕма 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|