Подготовка крестьянской реформы
План 1. Предпосылки и причины отмены крепостного права (историографический обзор). 2. Основные этапы подготовки крестьянской реформы 1861 г. 3. Проекты освобождения крестьян. 4. Идеологи и авторы крестьянской реформы.
В ходе занятия студентам необходимо решить следующие задачи: - выделить предпосылки и причины крестьянской реформы 1861 г. в России; - охарактеризовать процесс подготовки реформы; - выделить и проанализировать основные проекты отмены крепостного права в России. Методические рекомендации Начиная работу студентам необходимо выделить предпосылки крестьянской реформы в России. По материалам "Хрестоматии", работ Захаровой, Фёдорова, Зайончковского, Литвака, Степанова студентам необходимо выделить и самостоятельно ранжировать факторы, сделавшие реформу 1861 г. необходимой и возможной. При этом, следует указать экономические, внутри- внешнеполитические условия и причины проведения реформы, определить их приоритеты. Источники "Хрестоматии", историческая литература помогут осветить второй вопрос. Следует обратить внимание на следующие моменты: этапы и наиболее важные вехи в подготовке реформы, основные проекты программ (общие черты и различия); органы подготовки реформы и их функции; взаимоотношения правительства с поместным дворянством в период подготовки реформы. Изучив источники и литературу, студенты должны составить сравнительную таблицу "Основные проекты крестьянской реформы в России" по следующей схеме: автор проекта и дата его создания, общая характеристика проекта с указанием позиции помещиков конкретного района, вопрос о личном освобождении крестьян, вопрос о земле, выкупная операция.
В итоге студенты должны сделать вывод о том, какие варианты и почему взял за основу реформы 1861 г. Александр II, определив его роль в подготовке отмены крепостного права. В ходе занятия следует сделать сообщения по историческим деятелям, которые принимали активное участие в разработке основ реформы 1861 г.: Александр II, великий князь Константин Николаевич, Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин, А.М. Унковский, К.Д. Кавелин. Основные понятия: Секретный комитет, Главный комитет, революционная ситуация, рескрипт В.И. Назимову, первая и вторая правительственные программы, редакционные комиссии. Рекомендуемая литература - Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. - Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856 – 1861. М., 1984. - Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993. - Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива? М., 1991. - Эйдельман Н.Я. "Революция сверху" в России. М., 1989. Дополнительная литература - Долбилов М.Д. Крестьянская поземельная собственность в политических замыслах реформаторов 1861 г. // Россия и реформы. М., 1995. Вып. 3. С. 28-52. - Долбилов М.Д. Проекты выкупной операции 1856 – 1861 гг.: К оценке творчества реформаторской команды // Отечественная история. 2000. №2. С. 15-36. - Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. XIX в. в России // Вопросы истории. 1989. №10. С. 3-24. - Иоффе Г. Российский излом (Россия период реформ 1860-х гг.) // Наука и жизнь. 1994. №4. С. 48-52. - Ковальченко И.Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 года // Отечественная история. 1994. №2. - Корнилов А.А. Крестьянская реформа 1861 г. СПб., 1905. - Медушевский А.Н. Проекты аграрных реформ в России: XVIII- начало XXI века. М., 2005. С. 103-169. - Пантин И., Плимак Е. Россия XVIII – ХХ веков: Тип "запоздавшего" исторического развития // Коммунист. 1991. №1. С. 54-68.
- Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ). М., 2000. - Рибер А.Дж. Групповые интересы в борьбе вокруг Великих реформ // Великие реформы в России 1856 – 1874 гг. М., 1992. С. 44-71. - Розенталь В.Н. Нарастание "кризиса верхов" в середине 50-х гг. XIX в. // Революционная ситуация в России в 1859 – 1861 гг. М., 1962. - Солоницын П.С. О роли Я.И. Ростовцева в подготовке реформы 1861 г. (1857 – 1860 гг.) // Вестник Омского университета. Омск, 1999. вып. 4. С. 68-72. - Степанов В.Л. Крестьянская реформа 1861 г. в историографии ФРГ // Россия XIX – ХХ вв.: Взгляд современных историков. М., 1996. - Татищев С.С. Император Александр II. СПб., 1903. - Уортман Р.С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. В 2 т. М., 2004. Т. 2. - Фёдоров В.А. Крестьянское движение в Центральной России 1800 – 1860 гг. М., 1980. - Чулков Г.И. Императоры России. Психологические портреты. М., 2003. С. 295-343. Источники - Журналы Секретного и Главного Комитетов по крестьянскому делу. Пг., 1915. - Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. М., 1954. - Милютин Д.А. Дневник Д.А. Милютина. М., 1947 – 1950. Т. 1-4. - Переписка императора Александра II с великим князем Константином Николаевичем (1857 – 1861гг.). М., 1994. - Практикум по истории СССР XIX век / Сост. И.В. Кузнецов, Л.В. Захарова. М., 1970. С. 260-331. - Хрестоматия по истории СССР 1861 – 1917 / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990. С. 5-36. Темы докладов и рефератов 1. Историки о причинах отмены крепостного права в России. 2. Деятельность комитета по крестьянскому вопросу при Александре II. 3. Исторический портрет идеологов и авторов крестьянской реформы. Тема 5 Положение крестьян по документам реформы 1861 г. Историческое значение реформы План 1. Содержание Манифеста и "Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" 19 февраля 1861 г.: а) изменение правового положения крестьян; б) поземельное устройство; в) крестьянские повинности и выкупная операция; г) поземельное административное устройство. 2. Отношение русского общества к итоговому варианту отмены крепостного права. 3. Значение крестьянской реформы в правовом, административном и экономическом отношениях для России.
В ходе занятия студентам необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать содержание крестьянской реформы 1861 г.; - выделить положительные и отрицательные стороны реформы; - научиться оценивать исторические явления и события. Методические рекомендации На первом этапе работы студентам необходимо с помощью источников и работы Зайончковского охарактеризовать основные группы документов реформы 1861 г., представив их внутренний и внешний анализ. Далее изучив документы "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" и "Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости" студентам необходимо проанализировать условия освобождения крестьян по следующим параметрам: а) личные права крестьян; б) наделы и повинности, временнообязанное состояние; в) выкупная операция (будьте готовы решать задачи по определению сумм оброка и выкупа с использованием механизма градации. Смотрите проблемные задания ниже в тексте.); г) поземельно-административное устройство. При освещении условий освобождения обязательны конкретные ссылки на документы, статьи "Положения" 1861 г. Подробный анализ документов главы четвертой "Хрестоматии" и "Практикума" позволит студентам объяснить подъем крестьянского движения, последовавшему за опубликованием "Положений 19 февраля 1861 г.". При этом следует рассмотреть отношение и других представителей русского общества к итоговому варианту отмены крепостного права. Необходимо уделить особое внимание также методам реализации реформы 1861 г. Далее следует охарактеризовать значение крестьянской реформы 1861 г. Знакомство с различными оценками крестьянской реформы поможет уяснить ее значение и характер для последующего социально-экономического развития страны. При самостоятельной оценке реформы следует избегать односторонности, отметив как прогрессивное, так и консервативное значение последней. В заключении семинара рекомендуется заслушать подготовленный одним из студентов доклад по вопросу "Почему переворот 1861 г." не стал "революцией сверху?" При подготовке сообщения можно использовать материалы монографии Литвака.
Основные понятия: временнообязанные отношения, выкупные платежи, капитализированный оброк, мировые посредники, отрезки, уставная грамота, механизм градации оброка. Рекомендуемая литература - Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997. Т. 1. С. 257-270. - Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. - Зайончковский П.А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 года. М., 1958. - Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991. - Павловская А.В. Крестьянская реформа 1861 г. в России в восприятии английских и американских современников // Вестник МГУ. – М., 1989. Серия 8: "История". №6. С. 21-33. - Фёдоров В.А. Крестьянское движение в Центральной России 1800 – 1860 гг. М., 1980. - Филд Д. 1861: "год юбилея" // Великие реформы в России 1856 – 1874 гг. М., 1992. С. 73-89. - Эйдельман Н.Я. "Революция сверху" в России. М., 1989. Дополнительная литература - Джаншиев Г.А. Из эпохи великих реформ. М., 1894. - Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе: 1861 – 1880. М., 1978. - Захарова Л.Г. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861 – 1874 гг.) / История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала ХХ вв. М., 1991. – С. 293-325. - Иванюков И.И. Падение крепостного права в России. СПб., 1903. - Корнилов А.А. Крестьянская реформа 1861 г. СПб., 1905. - Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993. - Костюшко И.И. Аграрные реформы в Австрии, Пруссии и России в период от феодализма к капитализму: сравнительный очерк. М., 1994. - Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 г.: Черноземный центр. М., 1972. Источники - Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. М., 1954. - Отмена крепостного права: Доклады министров внутренних дел о проведении крестьянской реформы. 1861 – 1862. М.-Л., 1950. - Практикум по истории СССР XIX век / Сост. И.В. Кузнецов, Л.В. Захарова. М., 1970. С. 260-331. - Российское законодательство Х – ХХ вв. М., 1987. Т. 6. - Хрестоматия по истории СССР 1861 – 1917 / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990. С. 36-74. - Хрестоматия по истории СССР XIX век / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. М., 1991. С. 122-154. Темы докладов и рефератов 1. Почему "переворот1861 г." не стал "революцией сверху"? 2. Оценка деятелей и итогов реформы 1861 г. в отзывах русских крестьян. 3. Значение отмены крепостного права для индустриального развития России. 4. Митрополит Филарет – церковный деятель и автор Манифеста 19 февраля 1861 г. Проблемные задания 1. В одной из деревень черноземной полосы, где норма душевого пореформенного оброка была установлена в 9 руб., а полный надел определен в 6 дес., крестьяне получили по 4 дес. земли на душу мужского пола. Определите, какой они должны были платить оброк с каждого надела.
2. Определите размер душевого надела крестьян, если Вам известны следующие условия: всего в имении было 600 дес. земли, из которой наделы крестьян составили 300 дес., в общине было 100 душ мужского пола, а высший надел по "Положению" в этой местности был определен в 4 дес. Добровольного соглашения помещику добиться не удалось. Выполните это же задание, если условия изменились: у крестьян до реформы было 400 дес., а у помещика – 100 дес. Какие душевые наделы получили бы крестьяне в этом случае и почему? Тема 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|