Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Рентгенографическое исследование





В предварительном исследовании перед реставрацией произведения, выполненного в технике темперной живописи, проведение рентгенографического исследования обязательно. Полученная в процессе рентгенографического исследования рентгенограмма содержит наглядные и объективные данные о строении и степени сохранности художественного произведения. Она долго сохраняется и является документом, объективно отражающим состояние художественного произведения на момент рентгенографического исследования. Из рентгенограммы можно почерпнуть следующие сведения о художественном произведении.

Деревянная основа (рис.15). На рентгенограмме чётко прослеживается, каким образом соединены доски основы произведения в один щит: просто встык (рис. 16), ступенчато или при помощи внутренних штифтов и т.д.

 

Оптико-физическое исследование

Оптико-физическими методами исследования называются исследования в оптическом диапазоне излучения, то есть в ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной областях спектра. Используя их, можно получить дополнительную объективную информацию о художественном произведении и состоянии его сохранности.

Исследование может быть проведено визуально, а в случае выявления полезной информации результаты могут быть зафиксированы фотографически.

 

2.2.2. Исследование в инфракрасном (ИК) диапазоне излучения

Использование инфракрасного,диапазона излучения для исследования художественных произведений связано с тем, что с изменением длины волны падающего излучения изменяются оптические характеристики вещества в зависимости от его химического состава. Так, с увеличением поглощения вещество становится более тёмным, с увеличением пропускания увеличивается прозрачность, а с увеличением отражения вещество выглядит более светлым.

Исследование в инфракрасном диапазоне излучения даёт следующие сведения о художественном произведении, выполненном в технике темперной живописи:



Олифа. Достаточно прозрачна для инфракрасного излучения. Сквозь плотный слой олифы, скрывающий изображение, в инфракрасном диапазоне излучения хорошо выявляются изображения и надписи. Хорошо выявляется рисунок , закрытый пигментом: контуры фигур, одежды, складки (рис.28,29). Могут выявиться утраты.

 

Пигменты. В инфракрасном диапазоне белила выглядят белыми - самыми светлыми. В такой же степени светлеют почти все жёлтые и оранжевые. Синие, зелёные и коричневые становятся тёмными или светлеют в зависимости от химического состава.

Загрязнения. Многие виды загрязнений прозрачны для инфракрасного излучения. Таким образом, могут быть выявлены или лучше различимы надписи, рисунки и изображения, скрытые загрязнениями, если они поглощают инфракрасное излучение.

Надписи на обороте. Полустёртые надписи, нанесённые графитным карандашом, становятся более читаемыми. Уголь, копоть и сажа хорошо выявляются и видны чёрными. Чёрными же выглядят даже самые тонкие штрихи, нанесённые тушью.

Исследование в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения

 

Данный вид исследований построен на использовании эффекта свечения (люминесценции) многих органических и неорганических веществ под воздействием ультрафиолетового излучения.

При облучении вещества какимлибо видом излучения молекулы данного вещества могут перейти в возбуждённое состояние, поглотив излучение определённой длины волны. Затем, возвращаясь в исходное (невозбуждённое) состояние, они выделяют часть поглощённой энергии в виде излучения, обычно имеющего большую длину волны.

УФ диапазон удобен для исследования тем, что люминесценция, возникшая под воздействием УФ, у многих веществ имеет длину волны видимого диапазона и поэтому воспринимается непосредственно глазом.

Видимая люминесценция под воздействием ультрафиолета даёт следующие сведения о художественном произведении, выполненном в технике темперной живописи.

Клеи, находящиеся на поверхности, под воздействием ультрафиолета выявляются яркими беловато-голубоватыми пятнами и потёками.

Желток, нанесённый на поверхность для укрепления живописного слоя, под воздействием ультрафиолета имеет слабое свечение сероватого цвета.

Олифа под воздействием ультрафиолета становится тёмной, и изображение не просматривается.

Реставрационные тонировки и записи могут выявиться на раскрытой поверхности.

Вопрос 33

Графический материал в реставрации.

В реставрационной практике всегда широко использовались рисунки, схемы,. таблицы. При реставрации произведений монументального искусства и архитектурного убранства часто используются картограммы, на которых условными графическими знаками обычно фиксируется та часть реставрационной информации, которая обычно дублируется описанием и фотофиксацией. Таким образом, взятый из картографии термин "картограмма" не связан с научной картографией в научном отношении. Именно поэтому реставрационная картограмма не имеет отношения к научному моделированию объекта реставрации живописи и является лишь одной из иллюстративных графических форм.

Для тех художников-реставраторов, которые не имеют специального художественного образования, но хотели бы использовать при документировании графические средства для реставрационных целей, мы рекомендуем основную литературу [2,3,4]. Мы не ставим перед собой задачу подробно описать то, как делается технический рисунок для реставрационной документации. Упоминание технических средств связано обычно с функциональным назначением такой графики -сделать более наглядным описание процесса и обеспечить топографическую привязку текстовой части и фотодокументации.

Для реставрационных работ с операционным микроскопом при увеличениях 12-25 крат музейная норма измерений =1 см не годится, поэтому в технологических рисунках и картограммах, связанных с микроскопным контролем, нужна точность рисования, обусловленная техникой исполнения и возможностями невооруженного глаза. Теоретически разрешение нормального человеческого глаза очень высоко и может доходить до различения 18 линий на 1 мм, практически сетка штрихов при 6-8 лин/мм чаще смотрится и воспринимается пятном, что связано с психо-физическими особенностями зрительного восприятия. При наличии у художника-реставратора качественного рисовального инструмента с толщиной = 0,3 мм на одном миллиметре площади нетрудно провести две линии. Если выбранный формат для рисунка соответствует формату Паспорта реставрации (А4, разворот АЗ), а рисунок сделан черной тушью на чертежной бумаге, на бумаге для графических работ с мелованной или специально грунтованной поверхностью, то никаких технических трудностей при репрографии такой реставрационной графики быть не должно.

Довольно часто говорят, что фотодокументация исключает необходимость реставрационной графики. Картина сегодняшних требований к реставрационной фотографии в настоящее время довольно пестра, тогда как размер отпечатка должен быть 18-24 см, цвет черно-белый, поверхность глянцевая. При информационном подходе этих требований явно недостаточно, чтобы научно определить технические условия переработки изображения живописи при фотосъемке. Например, цветной слайд 24x36 мм, сделанный фотокамерой типа "Никон Ф 3" (Япония) при масштабе съемки 1:1, обладает в общей оценке большей информационной емкостью, чем черно-белый отпечаток на бумаге с негатива 13x18 см , полученного штативной фотокамерой ФКР 13x18 с объективом "Индустар", и значительно превосходит по отображению тонких структур поверхности воспроизведение живописи на телевизионном экране или дисплее ЭВМ.

Наш опыт, связанный с реставрацией комплексов средневековой живописи по методикам отдела темперной живописи ВНИИР, показывает, что всегда при больших объемах консервационных работ, сжатых сроках исследования и документирования до реставрации, при экспертизе состояния сохранности живописи, когда возрастает объем макрофотосъемок фактуры живописи, обязательна реставрационная документация в графической форме, подобной картограммам монументальной живописи.

При реставрационных работах, связанных с разборкой и сборкой иконостасов и алтарей, их общий вил должен быть выполнен с точностью фотографической съемки. Неровная поверхность стены или скульптурная форма исключают способ прямого калькирования, который широко используют художники-реставраторы при копировании станковой живописи. Калькирование исключается и при разрушениях поверхности отдельно взятых икон, чаще всего за исходное изображение для изготовления картограммы - технического рисунка живописи или скульптуры - берется фотоизображение объекта реставрации. При наличии среднеформатного увеличителя "Беларусь-2" (9x12) при несложном усовершенствовании осветительной части возможно проекционное фотоизображение в определенном масштабе и рисование с фотографической точностью всех линейных элементов. Для удобства прорисовки используется цветной слайд 6x6 см или черно-белый, полученный контактной печатью. При обязательной фотофиксации живописи на всех стадиях реставрации применение проекции позволяет выполнять графику в любом масштабе и точно фиксировать топографию любых фрагментов живописи.

Другой способ получения графики с фотоотпечатка связан с калькированием либо с прорисовкой тушью по фотоотпечатку и последующим вытравливанием фармеровским ослабителем тонового изображения [1]. В издательской практике это называют обтяжкой, обтравкой, отбеливанием. Рецептуру и описание отбеливания можно найти в любом фотосправочнике. Недостаток обтравки или перерисовки "на штрих" в том, что при недостаточном опыте часть рисунка может быть смыта, смазана, либо повреждена в процессе фиксировавния и последующей промывке в проточной воде, а недостаточная промывка после обтравки может привести со временем к пожелтению бумаги.

Таким образом, когда нужно оперативно и точно выполнить графическую реставрационную документацию, следует применять принцип упрощенной фотограммы создание линейного рисунка, сделанного с использованием фотографии общего вида, фрагмента, микрофрагмента. Чтобы нагляднее представить процесс изготовления и заполнения фотограммы, приводится принципиальная схема процесса документирования живописи.

Документирование в предложенной схеме имеет открытый характер, что позволяет совершенствовать рабочую модель научно-реставрационной документации от иллюстрации до воспроизведения на дисплее. Широкое использование диапозитива в качестве основного фотодокумента позволит существенно повысить качество фотодокументации, в экономичной, компактной и долговечной форме решить задачу факсимильного воспроизведения живописи, что принципиально невозможно при черно-белых отпечатках на фотобумаге.

Просмотр большого количества картограмм, выполненных ручной прорисовкой в масштабе 1:20, 1:10, показывает, что в большинстве случаев художник не может избежать значительного расхождения между, линейными элементами картограмм и живописи. Не следует подчеркивать и подробно объяснять необходимость научного документирования живописи, имеющей исключительную художественно-историческую ценность, но если на картограммах нет топографической привязки отдельных участков изображения (до 1 дм 2), или противоаварийные работы не включают фиксацию макроучастков в 1*2, СМ , то такие картограммы не обеспечивают возможность оперативного контроля за изменением состояния живописи как во время, так и после проведения реставрационных работ. Графические формы реставрационной документации использовались и используются нами при работе с иконостасными комплексами Большого Кремлевского Дворца и Кирилло-Белозерского музея-заповедника, с живописью и полихромной скульптурой готических алтарей, монументальной живописью Дионисия в Ферапонтовом монастыре.

Таким образом, главное внимание при выполнении графической документации живописи на плоскости должно быть направлено на быстроту точного заполнения и извлечения реставрационной информации, без опасений перегрузить иллюстративную часть Паспорта реставрации.

Вопрос 34





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.