Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Реставрация изразцов





Изразцы - архитектурные керамические изделия в виде плит или криволинейных деталей, имеющих с обратной стороны коробчатый выступ - румпу, служащую для крепления в кладке стены, печи и др. элементов интерьера и фасада зданий и сооружений.

В процессе эксплуатации здания фасадные изразцы подвергаются интенсивному воздействию внешнеклиматических явлений; влаги, мигрирующей из помещений сквозь стены постройки наружу, и факторов техногенного происхождения. Вследствие столь мощной комплексной агрессии с течением времени на фасадных изразцах возникают следующие изменения:

- отслоение глазурного и эмалевого покрытий вместе с керамической основой изразцов;

- растрескивание изразцов;

- разрыхление керамической основы изразцов.

В практике производства реставрационных работ применяют несколько способов восстановления элементов керамического декора.

• Первый способ - исправление дефектов поверхности изразцов при помощи цементного или гипсового раствора с последующей росписью цветными эмалями, изготовленными на основе синтетических смол, или масляными красками. Используя данный технологический прием, можно добиться хорошего визуального эффекта, который, однако, будет сохраняться не более 2-х лет. По прошествии этого времени смола потемнеет и изменит колористическую гамму изразца. Более того, влага будет перемещаться из помещения сквозь кирпичную кладку стены к наружной поверхности изразца, которая покрыта паронепроницаемой пленкой из синтетической смолы или масляной краски. В зимний период, при отрицательной температуре, скопившаяся в изразце влага неизбежно замерзнет. Понижение внешней температуры (например, до -22°С) приведет к развитию внутри изразца избыточного давления, значения которого будут находиться в пределах 20-60 атм. (!). В таких условиях неминуем отрыв наружной пленки вместе с поверхностными слоями керамической основы изразца. Кроме того, следует иметь в виду то, что используемый при восстановлении рельефа гипс не выдерживает сколько-нибудь длительного атмосферного воздействия, а цемент, который, затвердевая, увеличивается в объеме, будет разрушать сохранившуюся кирпичную кладку. Такая «реставрация» не только не спасет памятник, но приведет его в еще более плачевное состояние.



В последнее время значительное распространение получили ремонтные, подготовительные и окрасочные составы на основе акриловых композиций, некоторые из которых рекомендуются производителями для выполнения реставрационных работ. Эти материалы действительно обладают хорошими свойствами паропроницаемости, высокой адгезией к различным основам и способны сопротивляться воздействию внешних агрессивных факторов в течение 10-20 лет. И все же, когда речь идет о восстановлении памятника, которому 300-400 лет, этого срока явно недостаточно. Учитывая, что процесс реставрации такого объекта связан с привлечением огромных финансовых и материальных средств, нужны материалы, обеспечивающие сохранность объекта как минимум в течение 100 лет.

• Второй способ заключается в восстановлении изразцов с участками отслоившегося эмалевого покрытия путем применения сухих глазурей с дальнейшим их расплавлением в пламени газовой горелки. В данном случае наружный перегрев приводит к местному расширению поверхностного слоя керамической основы, в то время как ее более глубокие участки не подвергаются термическому воздействию. В процессе остывания усадка керамической основы идет неравномерно, что вызывает развитие значительных внутренних напряжений и способствует растрескиванию основы изразца. При сильных морозах поверхностный слой эмали будет отслаиваться вместе с керамической основой. Этот способ, как и предыдущий, не решая проблемы сохранения исторического объекта, только усугубляет его состояние.

Вопрос 38

Основные принципы и методы реставрации и консервации музейных предметов из металла.

В самой последней стадии разрушения предмет из медных сплавом представляет собой светло-зеленые сыпучие продукты коррозии , форма предмета сохраняется за счет механического сцепления отдельных частиц, которые сцементированы землей. Часто в таком состоянии бывает тонкая кованная медь , иногда с золотым покрытием. Ни о какой химической обработке или даже промывке не может быть и речи -предмет расползется , как комок земли. В этом случае не отделяя предмет от земли , не его лицевую сторону накладывают размягченную пластину стоматологического воска(температура размягчения воска порядка 35 -40 градусов Цельсия , поэтому для размягчения его достаточно подержать под электрической лампочкой).Зафиксированный таким образом предмет переворачивают и механически очищают обратную сторону от земли иглой , скальпелем или кисточкой. После тщательной очистки ,тыльную сторону сначала пропитывают трех процентным раствором клея ПВБ , а затем, после высыхания, более концентрированным укрепляющим составом, например десяти процентным, того же самого клея.
Теперь предмет можно перевернуть и приступить к обработке лицевой поверхности Прежде всего удаляют воск , как правило это легко сделать без подогрева, так как он не имеет адгезии к разрушенному металлу . Поверхность расчищают механически под лупой . Иногда слой разрушенного металла настолько рыхлый , что перед механической расчисткой лицевую сторону также необходимо укрепить раствором клея. осле укрепления ее можно обрабатывать шабером , скальпелем и т.д. Механическая обработка заканчивается покрытием очищенной поверхности консервирующим составом.

 

Химическая очистка удаляет все продукта коррозии, находящиеся на поверхности металлического предмета. Применять ее допустимо только тогда, когда нет надежды сохранить коррозионный слое в стабильном состоянии. К сожалению, при реставрации археологических предметов химической очисткой пользуются излишне часто. Она проще остальных видов обработок, на нее тратится меньше времени, после полного удаления продуктов коррозии металл стабильнее, его легче хранить.
Существует много различных рецептов для химической очистки. Некоторые разработаны для очистки конкретных предметов, исходя из специфики их состояния, другие являются более универсальными. Редко реставратор пользуется всеми известными способами, В этом нет необходимости. Важно чувствовать особенности взаимодействия химических составов с металлом разной сохранности. Общим условием при химической очистке является постоянный контроль за процессом удаления продуктов коррозии. Нельзя предмет оставлять в растворе на длительное время без наблюдения. Необходимо периодически вынимать его, промывать проточной водой и очищать щетинной щеткой от труднорастворимых продуктов реакции для более равномерного протекания реакции по всей поверхности. При химической очистке погружением предмет должен быть полностью покрыт раствором, иначе по ватерлинии произойдет растравливание металла.

Вопрос 39

Основные принципы и методы реставрации и консервации бумаги.

ля возвращения документальному материалу утраченных качеств его восстанавливают — реставрируют. Реставрацией называется последовательность операций по восстановлению механической прочности основы документа и придание его разрушенным; местам первоначального формата. При реставрации удаляются посторонние наслоения, устраняются причины и последствия разрушительных процессов. Для увеличения долговечности документального материала часто проводятся операции по его полной обработке, повышающие сопротивляемость вредным влияниям окружающей среды. Это называется консервацией. Реставрация и консервация взаимно связаны и дополняют друг друга в процессах обработки документального материала.

 

1. ДЕЗИНФЕКЦИЯ И ДЕЗИНСЕКЦИЯ

 

Прежде чем документальные материалы будут рассмотрены для определения характера дефекта и степени их разрушенности, что необходимо для последовательности их обработки, они должны пройти процесс обеззараживания для уничтожения в них плесневых грибов и их спор. Эта стадия называется дезинфекцией. Дезинфекция проводится в газовой фазе в специальных камерах с использованием обычно для этих целей формалина. Расход 40-процентного формалина на 1 ма камеры — 300 см3, вес обрабатываемых материалов — 40 кг, время обработки — 24 часа, температура — не ниже 24°.

В малых количествах документальные материалы целесообразно обрабатывать формалином в эксикаторе, вакуумных сушильных шкафах или ватным тампоном, смоченным 5— 10-процентным раствором формалина, хорошо отжатым. Увлажнение производится равномерно по всей поверхности, затем листы просушиваются при комнатной температуре. Если листы имеют плесневый налет, то он снимается сухой ватой перед увлажнением формалином.

Когда основа документа повреждена насекомыми и их надо уничтожить, этот процесс проводится, например, или в жидкой

фазе 5-процентным раствором ДДТ в четыреххлористом углероде, или в газовой фазе парами диброметана (на 1 м3 объема камеры 75 г диброметана). Такое обеззараживание носит название дезинсекции. При дезинсекции или дезинфекции материалы в камере располагаются так, чтобы они имели свободный доступ паров химикалия ко всей поверхности документов.

Все работы, связанные с обеззараживанием, следует производить с соблюдением мер личной и общественной безопасности. Обзор о значении дезинсекции и дезинфекции для документов можно найти в сборнике статей 15, а также в сборниках работ3'12’13.

 

2. РАСЦЕМЕНТИРОВАНИЕ* ЛИСТОВ И МЕХАНИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА ИХ ОТ ПЫЛИ И ДРУГИХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

 

Процесс раскрытия сцементированных документов является сложным и ответственным. От этого процесса зависит сохранность документов и их содержания, поэтому работа эта производится весьма осторожно.

а) С помощью глазного скальпеля, осторожными колебательными движениями, стараясь не повредить текста и бумагу, скальпель передвигается между листами до полного их разъединения.

б) Применяется специальный ребристый валик, при прокатывании которого по диагонали происходит смещение листов. Дальнейшее расцементирование происходит с помощью скальпеля.

Механическая очистка от пыли и других загрязнений документального материала проводится в вытяжном шкафу ватным тампоном, кистью или чистой марлей поочередно с той и другой стороны. Механическая очистка документального материала от поверхностных наслоений (наслоения грибницы, плесневых грибов, засиженность насекомыми) проводится в сухом состоянии при помощи скальпеля и мягкой резинки.

 

3. ПРОМЫВАНИЕ

 

Если документальный материал нуждается в общей промывке или влажной обработке, то в таких случаях производится проба на неответственном участке документа на растекаемость текста. Затем документ промывается 25—30 минут в дистиллированной теплой воде в кювете. Основа освежается, наклейки отстают и отделяются, подтеки ликвидируются.

При ветхости реставрируемого материала он погружается в воду и вынимается из воды на оргпленке. При растекании

 

* Разъединение склеившихся между собой листов, подвергнутых действию плесени и пыли.


чернил или печатной краски реставрируемого материала проводится предварительное их закрепление полимером или химическим путем, что является сложным процессом.

 

4. ПРОПИТКА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

 

С целью увеличения механической прочности ветхие документы, выполненные на бумаге, не содержащей древесной массы, пропитываются обычно желатино-глицериновым составом. Укрепление бумажной основы рекомендуют также производить натриевой солью карбоксиметилцеллюлозы и другими средствами14, 12.

 

5. ХИМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА

 

Если документальные материалы требуют частичной химической обработки, то эта обработка проводится после процесса обеспыливания.

а. Удаление чернил. Чернила из красителей трифенилметанового ряда не стойки к окислителям и смываются «жавелевой водой», раствором перманганата калия6. Обесцвечивание красителей на бумаге дается в работе12.

История происхождения чернил и их значение приводятся в работе 15.

б. Удаление пятен органического происхождения. В этом случае приемлемо правило: «Подобное удаляется подобным». Например, если документальный материал испачкан битумом (нефтью), то он может быть отмыт бензолом или ксилолом. Шеллачный лак смывается спиртом. Пятна от парафина удаляются толуолом, бензолом, серным эфиром; стеариновые пятна удаляются эфиром, спиртом или их смесью 1:1. Для масляных и жировых пятен применяются бензол, бензин, четыреххлористый углерод, пиридин10. Если жировое пятно этим способом не удаляется, то оно омыляется и удаляется обработкой 0,5—3-процентным раствором щелочи, нагретой до 30°. Удаление жирового пятна можно проводить только на чистом участке бумажной основы, так как текст часто тоже удаляется.

в. Удаление ржавых пятен. Ржавые пятна на документе могут быть продуктами жизнедеятельности погибших бактерий, аккумулировавшими окислы железа, внесенными в основу или печатную краску, а также образоваться от соприкосновения документа с железным предметом во влажном состоянии.

Для удаления ржавчины рекомендуется водный раствор щавелевой кислоты (до 5%), который лучше действует в подогретом состоянии. После удаления ржавчины с документа материал тщательно отмывается водой.

Вопрос 40

. Основные принципы и методы реставрации и консервации произведений графики

2.6. Дезинфекция

Произведения графики могут быть повреждены плесневыми грибами и бактериями, насекомыми-вредителями, включая и бытовых насекомых, а также грызунами.
Наиболее часто встречаются поражения плесневыми грибами и бактериями, особенно при неблагоприятных условиях хранения экспонатов — повышенных температуре и влажности. Поражение микроорганизмами представляет большую опасность для произведений графики, так как многие материалы, образующие произведение графики (прежде всего целлюлоза), используются грибами и бактериями в качестве питательных веществ.
Проникая вглубь, грибы и бактерии разрушают волокна и проклейку, а кроме того, выделяют продукты жизнедеятельности, которые искажают экспонаты трудноудалимыми окрашенными пятнами.
Если на произведениях появился характерный мутноватый (мучнистый) налет или пятна (плесени), необходимо сразу же изолировать подозрительные экспонаты и провести тщательную уборку и проветривание помещения. Экспонаты желательно просушить, чтобы приостановить развитие микроорганизмов.
Дезинфекция может быть достигнута путем проведения определенных реставрационных процессов или посредством обработки специальными веществами -дезинфектантами.
Следует помнить, что необходимость в дезинфекции как самостоятельной операции отпадает, если в скором времени предстоит реставрация произведения, в ходе которой оно будет подвергнуто обеспыливанию, химической обработке хлорамином (а иногда -дублировке на клей, содержащий добавку консерванта-антисептика). Как показали биологические исследования, это приводит к полному обеззараживанию экспонатов. Произведения же, прошедшие вначале дезинфекцию, впоследствии с большим трудом поддаются отбелке и другим процессам, так как белковые вещества, входящие в проклейку бумаги и клей (если экспонат был ранее реставрирован), под действием дезинфектанта формальдегида задубливаются, а пигментные пятна и грязь как бы фиксируются. Если же этой опасности нет, т.е. произведение не подлежит химической обработке или дублированию на клей с антисептиком, то при наличии плесени должна быть произведена дезинфекция.
Существует два метода дезинфекции:
1) газовый (сухой метод),
2) контактный - при непосредственном соприкосновении пораженного экспоната с дезинфектантом (влажный и сухой методы).
2.6.1. Газовый метод
Применяется в тех случаях, когда бумага не подлежит отбелке или красочный слой не допускает увлажнения.
В качестве дезинфектанта используется формальдегид - бесцветный газ с резким запахом, убивающий почти все виды бактерий и плесневых грибов. Газообразный формальдегид выделяется при экзотермической реакции (т.е. реакции, идущей с выделением тепла) между избытком формалина (водного раствора формальдегида) и перманганатом калия. За счет выделяющегося тепла происходит энергичное испарение формальдегида. Этот метод обеспечивает глубокое проникновение дезинфектанта в материал.
Обработку формальдегидом производят в специальной герметичной камере, где на полках- сетках размещают экспонаты.
В небольшую химическую посуду (фарфоровую) насыпают 10 г перманганата калия, ставят ее в камеру. Камеру закрывают и через трубку с наружной стороны камеры в посуду с перманганатом калия вливают 40 мл формалина (расчет на 1 кубометр).
Существенное значение при такой дезинфекции имеют температура и влажность. Чем выше влажность обрабатываемых экспонатов, тем ниже дезинфекционный эффект формальдегида, так как насыщенные влагой материалы хуже адсорбируют формальдегид, и в результате соприкосновение его с микроорганизмами затрудняется. Поэтому перед дезинфекцией экспонаты необходимо просушить.
Влияет на действие формальдегида и температура. Оптимальным является интервал 50-60° С, при котором полная дезинфекция происходит за 12 ч.
При комнатной температуре гибель плесневых грибов достигается через 12-15 суток, а при 30°С - уже через трое суток.
Подогрев в камере может производиться электрическими лампочками.
Камеры промышленностью не выпускаются и изготавливаются по специальному заказу. Внимание! Формальдегид токсичен! Работы следует проводить в противогазе и резиновых перчатках. Подробно о правилах безопасности см. гл. 10.
В камере дезинфицируют гуаши, пастели на бумаге и другие экспонаты, не содержащие железогалловых чернил.
Пергамент подвергать такой дезинфекции нельзя, так как происходит необратимый процесс его задубливания, снижается эластичность! О дезинфекции произведений, выполненных на пергаменте, см. в разд. 4.1.
2.6.2. Контактный метод
Этот метод часто применяется в реставрационной практике, дает хорошие результаты. В качестве дезинфектанта используется 5%-ный водно-спиртовой раствор формальдегида - или, иными словами, разбавленный этиловым спиртом формалин (сам по себе формалин представляет собой 37-40%-ный водный раствор формальдегида с добавкой метилового спирта). Заключается контактный метод в следующем.
Листы белой фильтровальной бумаги размером чуть больше экспоната, который предстоит дезинфицировать, увлажняют из пульверизатора или ватным тампоном, смоченным 5%-ным водно-спиртовым раствором формальдегида (приготовление этого раствора см. в разд. 3.1.7).
Внимание! Работы с формалином необходимо проводить в вытяжном шкафу, пользуясь резиновыми перчатками и респиратором!
Смоченные листы складывают в стопку, заворачивают плотно в полиэтиленовую пленку и оставляют под грузом на 12 ч для равномерного распределения раствора. На следующий день листы слегка просушивают (до волглого состояния), прокладывают ими поврежденные экспонаты, все вместе оборачивают полиэтиленовой пленкой и оставляют на 1-3 суток в зависимости от степени зараженности. Этот метод применим для черно-белых и печатных произведений графики, не имеющих железогалловых чернил.
Произведения, выполненные в других техниках, прокладывают так же, но только фильтровальную бумагу предварительно высушивают. Этот метод очень удобен для дезинфекции альбомов.
Особенно часто такие прокладки применяются в тех случаях, когда производится частичная химическая обработка и дальнейшая обработка полусухим способом экспонатов, состояние красочного слоя которых не допускает полной химической обработки с последующей промывкой. В указанных случаях пятна плесени удается лишь частично ослабить, а для того
чтобы полностью гарантировать обезвреживание, после реставрации используют антисептические прокладки. Иногда сухие антисептированные листы вкладывают с оборота перед окантовкой произведений (например, пастелей), особенно тогда, когда они заведомо будут храниться в неблагоприятных условиях, это позволяет предупредить или замедлить возможное заражение микроорганизмами.
2.6.3. Консервация
Произведения графики предохраняют от биоразрушений не только с помощью дезинфектантов (о которых говорилось выше), но и посредством применения консервантов (антисептиков) ядовитых для микроорганизмов веществ, которые вводятся как добавки в реставрационные материалы.
Наиболее легко подвержены повреждениям микроорганизмами клеи растительного и животного происхождения, поскольку они наиболее богаты углеводами и белками, необходимыми для питания плесеней и бактерий.
В качестве консерванта клеев животного происхождения, в частности рыбьего клея, широко используется пентахлорфенолят натрия (1% к массе сухого
клея). Как антисептик пшеничного (растительного) клея применяется нипагин (1,5% к массе сухого клея). Реставрационные отделы некоторых музеев рекомендуют в качестве консерванта пшеничного клея фторид натрия (1% к массе сухого клея).
Из названных консервантов наиболее предпочтителен нипагин, он, как уже отмечалось, безвреден для человека (его даже используют в качестве консерванта пищевых продуктов), инертен к пигментам и материалам, применяемым в реставрации графики.
Нетоксичен и фторид натрия, но готовить его раствор следует только в мягкой воде, так как при контакте с кальциевыми и магниевыми солями, присутствующими в жесткой воде, он полностью теряет свои антисептические свойства.
Необходимо помнить, что со временем микроорганизмы приспосабливаются к одному, постоянно применяемому антисептику и начинают развиваться на клеях, защищенных этим антисептиком.
Поэтому целесообразно располагать набором консервантов и периодически, раз в 3-4 года, менять их, чтобы предотвратить привыкание бактерий и плесневых грибов и ограничить образование их устойчивых форм.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.