Методика анализа и прогнозирования финансового состояния организации по данным финансовой отчетности
Существует особая методика анализа финансового состояния предприятия. Содержание ее заключается в прогнозировании и оценке организации по данной проблеме в соответствии с данными бухучета и отчетности. Финансовое состояние предприятия в данном случае должно рассматриваться со следующих позиций: необходимо оценить организацию с точки зрения экономического его содержания; рекомендуется определить то, как влияет система факторов (внешних и внутренних) на основные и базовые показатели, а также выявить имеющиеся отклонения по ним; должно быть регулярное прогнозирование состояния компании; рекомендуется регулярное обоснование, разработка и подготовка к принятию системы решений по улучшению ситуации в компании. Анализ и оценка финансового состояния предприятия должны проходить по двум направлениям: внутренний анализ обязательно будет осуществляться сотрудниками данной организации в соответствии с утвержденным планом; аудит (внешний анализ) должен определяться интересами иных пользователей и проводиться по официальным данным бухгалтерской отчетности. Финансовое состояние предприятия будет успешным в том случае, если оно способно существовать, развиваться, а также сохранить равновесие в своих активах и пассивах в ситуации изменяющейся внешней и внутренней действительности. Дело в том, что даже при высоких доходах организация может испытать трудности в том случае, если будет нерационально использовать свои денежные ресурсы. Например, если было принято решение их вложить в сверхнормативные запасы либо же допустить большую задолженность по кредитам. Среди положительных факторов экономической устойчивости можно выделить наличие источников и резервов формирования денежных запасов, а среди отрицательных - их величину.
В соответствии с различными экономическими признаками, вся отчетная информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые в международной практике называются элементы финансовой отчетности. Основными элементами финансовой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента характеризуют средства предприятия и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение предприятия в течение отчетного периода и обусловили изменения в первых трех элементах. Все элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, среди которых основными являются Баланс и Отчет о прибылях и убытках. Среди основных методов финансового анализа можно выделить следующие: ) предварительное чтение бухгалтерской (финансовой) отчетности; ) горизонтальный анализ; ) вертикальный анализ; ) трендовый анализ; ) метод финансовых коэффициентов; ) факторный анализ; ) сравнительный анализ; ) расчет потока денежных средств; ) специфический анализ. Изначальное ознакомление с отчетностью предприятия позволяет изучить абсолютные величины, сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложения, основных источниках полученной прибыли, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и так далее. Информация, полученная в ходе предварительного чтения, дает общее представление о финансовом состоянии предприятия, однако для принятия управленческих решений ее недостаточно. Горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Данный метод позволяет выявить тенденции изменения статей отчетности или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы прироста. Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга.
Вертикальный (временной) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, то есть расчет удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и оценка его влияния. Вертикальный анализ позволяет: · изучить результаты хозяйственной деятельности на основе относительных показателей, сглаживающих влияние субъективных внешних факторов, которое имеет место при работе с абсолютными показателями и затрудняет их сопоставление в динамике; · проводить межхозяйственные сравнения различных организаций, различающихся по величине используемых ресурсов и другим показателям объема. Трендовый анализ является разновидностью горизонтального анализа, он используется в тех случаях, когда сравнение показателей производится более чем за три года. При этом долгосрочные сравнения обычно проводятся с использованием индексов. Каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов для определения тренда. Тренд - основная тенденция показателя. Расчет серии индексных чисел требует выбора базисного года для всех показателей. Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Эти коэффициенты представляют большой интерес, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения. Большим преимуществом коэффициентов является также и то, что они сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике. Этот метод наиболее удобен в силу его простоты и оперативности. Его суть заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности коэффициентов с общепринятыми стандартными коэффициентами, среднеотраслевыми нормами или соответствующими коэффициентами, и с численными по данным деятельности предприятия за предшествующие годы.
Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. Метод финансовых коэффициентов основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Коэффициенты позволяют определить круг сведений, который важен для пользователей информации о финансовом состоянии предприятия с точки зрения принятия решений. Большим преимуществом коэффициентов является то, что они сглаживают негативное влияние инфляции, которая существенно искажает абсолютные показатели финансовой отчетности, тем самым, затрудняет их сопоставление в динамике. Анализ финансового состояния предприятия основывается на системе финансовых коэффициентов. Показатели, наиболее часто применяемые при анализе финансового состояния предприятия, можно разделить на четыре группы. Факторный анализ применяется для изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Факторный анализ может быть прямым, когда результативный показатель расчленяется на составные части, и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель. Важным инструментом финансового анализа является расчет потока денежных средств. Представленный в форме годового финансового прогноза, он показывает ожидаемое ежемесячное получение денежных средств и совершение ежемесячных платежей в погашение долга. Такой расчет позволяет оценить пик потребности предприятия в дополнительных средствах и его способность заработать достаточно денежных средств для погашения краткосрочной задолженности в течение операционного цикла. Можно отметить, что разные авторы в методологию анализа финансового состояния предприятия, исходя из данных его финансовой отчетности, включают огромное количество различных финансовых показателей. Универсальная методика анализа отсутствует.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|