Врожденный черепно-лицевой дизостоз (болезнь Крузона) 2 глава
Профилактика заболеваний пародонта может быть этиологической или патогенетической. К профилактическим мероприятиям относят санацию полости рта, соблюдение правил личной гигиены, сошлифовывание высоких бугров временных зубов, пришлифовывание бугров некоторых постоянных зубов, своевременное ортодонтическое лечение с помощью качественно выполненных аппаратов, хирургическую коррекцию аномалий прикрепления мягких тканей (слизистые тяжи, уздечки губ и языка), своевременное протезирование и лечение заболеваний пародонта во избежание образования вторичных аномалий прикуса. Лечение заболеваний пародонта должно быть комплексным. Оно состоит из ортодонтического, протетического, терапевтического, хирургического и терапии общих заболеваний организма. Цель ортодонтического лечения — устранить зубочелю-стные аномалии и деформации, уменьшить перегрузку зубов за счет равномерного распределения жевательного давления и устранения окклюзионной травмы, восстановить окклюзионное равновесие. Его начинают после устранения или сведения к минимуму воспаления в пародонте и соответствующего гигиенического воспитания. Возможно обострение заболевания, но оно не является противопоказанием к продолжению ортодонтического лечения. В этих случаях ортодонтическое лечение следует сочетать с пародонтологическим и физиотерапевтическим, контролируя состояние гигиены полости рта [Виноградова Т. Ф., 1978]. Устранение зубочелюстных аномалий в раннем возрасте способствует предупреждению заболеваний пародонта. Ортодонтическое лечение взрослых показано для восстановления артикуляционного рг новесия, если его невозможно достигнуть сошлифовыванием бугров отдельных зубов. Лечение при вторичных аномалиях прикуса (после потери отдельных
зубов, смещений в результате заболеваний пародонта) проводят перед зубочелюстным протезированием. Устранение зубо-челюстных аномалий способствует улучшению или нормализации состояния пародонта. Для специализированного лечения больного направляют к пародонтологу. 18.5. Повреждение височно-нижнечелюстных суставов Нарушение функции височно-нижнечелюстных суставов наблюдается у детей, подростков и взрослых. Обращаемость детей к врачу по такому поводу низкая. У взрослых клинические проявления заболеваний суставов более выражены, однако большинство из них жалоб не предъявляют. Этиология нарушений функции височно-нижнечелюстных суставов многообразна: аномалии прикуса, ранняя потеря зубов, патологическая стираемость коронок зубов, вторичные деформации зубоальвеолярных дуг и прикуса, травматическая окклюзия, снижение межальвеолярной высоты, нарушение координации мышц при расстройстве их функции или патологических изменениях. Аномалии зубочелюстной системы занимают одно из главных мест в этиологии и патогенезе заболеваний суставов. Основной причиной этих болезней считают глубокий прикус (73%). При нем отмечаются преобладание ротационных движений суставных головок в суставах и их перегрузка, нарушение контактов зубов при движениях нижней челюсти. При глубоком блокирующем прикусе затруднены сагиттальные и трансверсальные движения нижней челюсти, вследствие чего происходит травма сустава, уменьшается переднезадний размер суставной головки, увеличивается глубина суставной впадины. При дистальном прикусе, сочетающемся с протрузией верхних передних зубов, во время откусывания пищи и разговора больные компенсаторно выдвигают нижнюю челюсть вперед, что приводит к травме суставов. При мезиальном и перекрестном прикусе со смещением нижней челюсти во время ее принужденного движения также происходит травма суставов. Повреждение суставов возможно при нормальном и аномальном прикусе после частичной потери зубов.
Частичная потеря зубов может быть самостоятельной причиной заболевания суставов или осложняющим фактором зу-бочелюстных аномалий. Однако не у всех больных после частичной потери зубов или при аномалиях прикуса определяют дисфункцию височно-нижнечелюстных суставов. При хорошей реактивности тканей суставов происходят их перестройка и приспособление к повышенной функциональной нагрузке, что может выражаться в изменении формы суставных головок. Причиной заболевания суставов может быть неправильно проводимое ортодонтическое лечение. Клиническая картина нарушений функции височно-нижнечелюстных суставов у детей, подростков и взрослых сходна, однако у взрослых выражена резче. К наиболее часто встречающимся жалобам относятся щелканье в суставах, боль и ограничение открывания рта. При резких нарушениях функции присоединяются напряжение и утомление жевательных мышц, боль в суставе, ухе или виске, головная боль. У взрослых отмечаются головокружение, раздражительность, понижение слуха, чувство жжения, покалывания, пощипывания или боли в языке и увеличение его, сжатие зубов и скрежет, онемение зубов, металлический привкус во рту, смещение нижней челюсти в сторону при смыкании зубов и разговоре. Во время клинического обследования при помощи пальпации и аускультации определяют щелканье или хруст в суставах. Звуки могут то ощущаться, то исчезать. Не всегда при исследовании суставов выявляют один и тот же звук, хруст может сочетаться со щелканьем. Движения суставных головок во время открывания и закрывания рта могут быть различными: с большой амплитудой (выхождение суставных головок вперед или в сторону), плавными, толчкообразными и ограниченными. При пальпации суставов через наружные слуховые проходы наиболее часто отмечают слабо или нормально ощутимое скольжение суставных головок. Движения нижней челюсти во время открывания и закрывания рта чаще бывают волнообразными, неодинаковыми при опускании и поднимании ее. Нижняя челюсть смещается в сторону при наличии препятствия для смыкания зубных рядов, в частности при небном положении отдельных верхних передних зубов, неправильном расположении боковых зубов, высокой пломбе на жевательной поверхности бокового зуба, повышающей прикус, неправильно выполненном несъемном протезе.
Боль в височно-нижнечелюстном суставе может возникать самопроизвольно, при прикосновении, надавливании, открывании и закрывании рта, сжатии зубных рядов, смещении нижней челюсти в сторону. Ее ощущают во всем суставе, в каком-либо участке суставной головки или ветви нижней челюсти, в области сосцевидного отростка, угла нижней челюсти, в подчелюстной или подъязычной области. Нередко возникают боль и напряжение в жевательных мышцах, а также мышцах шеи и затылка. Жалобы пациента и симптомы нарушения функции височно-нижнечелюстных суставов не всегда совпадают, по-видимому, потому, что больные основное вни- мание обращают на боль, не придавая значения другим симптомам. Рентгенологическая картина при нарушениях функции ви-сочно-нижнечелюстных суставов зависит от характера и стадии заболевания, возраста больного и др. В начальной стадии артроза определяют сужение суставной щели. При дегенеративных изменениях в суставе и деформирующей артропатии выявляют расширение кортикального слоя суставной головки и заднего ската суставного бугорка, сужение суставной щели, изменение формы суставной головки, ее уплотнение, наличие неровностей, углублений, выступов, уменьшение ее высоты, образование остроконечной, крючкообразной и других форм, удлинение головки с уменьшением переднезаднего размера, изменение формы суставного бугорка (уплощение, стирание его скатов), склероз суставных поверхностей, шероховатости и экзостозы, изменение суставной впадины (истончение ее дна) и др. В и с о ч н'о-н ижнечелюстной синдром (ВЧС) недостаточно отражен в отечественной литературе. Он включает перенапряжение мышц шеи, головы, спины, приводящие к хроническому мышечному дискомфорту, появлению головной боли, болей в области лица, шеи, груди, спины до пояснично-крестцовой области, обусловленных нарушением положения нижней челюсти и изменениями в височно-ниж-нечелюстных суставах. Облегчить страдания больных и устранить боли можно, внедряя в практику предложения И. И. Ужу-мецкене (1961), Л. В. Ильиной-Маркосян (1972), А. С. Щербакова (1987) и др.
Патологическое состояние мышц и боль в них развиваются при их неправильном сокращении или чрезмерном напряжении, возникающем в результате морфологической дисгармонии, обусловленной смещением нижней челюсти вследствие аномалий положения отдельных зубов или их групп, аномалий формы зубных дуг и прикуса, при повышенной стертости зубов или их ранней потере, если нижняя челюсть теряет опору, в результате ошибок, допускаемых в процессе зубочелюстного протезирования, при заболеваниях и травматических повреждениях височно-нижнечелюстных суставов (одного или обоих), под влиянием генетических факторов, в результате нарушения осанки, под воздействием вредных привычек неправильной позы (опора подбородком на руку в положении сидя, удерживание плечом телефонной трубки и др.), сосания пальца, губы, различных предметов, при привычном сжатии зубов, скрежете зубами, нарушениях положения языка во время речи и в покое, при инфантильном глотании, ротовом дыхании и др. Благоприятным фоном для проявления ВЧ-синдрома и его усиления могут служить эмоциональные стрессы, нарушения питания, гормональные дисфункции. Голова удерживается на шее и туловище с помощью 7 шейных позвонков. Ее масса составляет в среднем от 3 кг 600 г до 5 кг 600 г. Нижняя челюсть и мышцы, прикрепленные к ней, осуществляют роль противовеса по отношению к черепу. Если нижняя челюсть смещается, то равновесие головы нарушается. Мышцы, удерживающие ее в правильном положении, напрягаются. Одновременно мышцы остальных частей тела, в том числе и ног, принимают на себя дополнительную нагрузку. Они длительное время остаются в сокращенном, спастическом состоянии, нарушается их способность к расслаблению. В связи с этим кровь не может нормально циркулировать в них. Часть ткани перерождается, образуя узелковые утолщения, названные «точками заклинивания». В этих участках возникает резкая боль при напряжении мышц, что вызывает еще большее их сокращение и приводит к образованию новых патологически измененных участков. Наиболее часто при ВЧ-синдроме отмечаются следующие симптомы: 1) боль в глубине глазниц, в области висков, ушей, верхнечелюстных пазухах, височно-нижнечелюстных суставах (одном или обоих); " 2) слишком сильное открывание рта до положения подвывиха нижней челюсти или ограниченное открывание рта;
3) боль в области зубов, десен, чувство онемения, стертость жевательной поверхности зубов, скрежет зубами, сухость во рту, чувство жжения в языке, отложение зубного камня; 4) закладывание ушей, шум и звон, щелканье, хруст, скрежет, возникающие при широком открывании и закрывании рта, головокружение, повышенная чувствительность, боль в области головы и шеи, чувство усталости у основания черепа; 5) хронические заболевания — ринит, фарингит, ларингит, тонзиллит, астма; 6) зуд в области глаз, конъюнктивит, чувство жжения, слезотечение; . 7) сухость кожи, дерматит, сухость, ломкость и выпадение волос; 8) изжога, скопление газов, запор, понос; 9) усталость, нервное напряжение, недомогание;
10) беспокойный сон, онемение рук, боли в спине и ногах, депрессия; 11) искривление позвоночника, сутулость, неодинаковая высота плеч, наклон головы к приподнятому плечу, неодинаковая длина ног.
С возрастом выраженность перечисленных нарушений нарастает. Нередко жалобы на такие боли расценивают как психогенные, рекомендуют принимать седативные, болеутоляющие, иногда антидепрессивные средства. Больных направляют на лечение к психоневрологу, психиатру, однако они не могут устранить боли, так как необходимо нормализовать положение нижней челюсти путем ортодонтического лечения. Для диагностики ВЧ-синдрома тщательно собирают анамнез, исследуют височно-нижнечелюстные суставы при движениях нижней челюсти — широком открывании и закрывании рта, а также при боковых смещениях нижней челюсти. Выявляют асимметрию лица, неправильное расположение нижней челюсти. Осматривают тело в положении стоя. Оценивают расположение бровей, углов глаз, углов рта, нижнего края нижней челюсти, наклоны окклюзионной поверхности зубных рядов справа и слева, уровень расположения плеч, бедер, коленных суставов, т. е. изменения осанки, взаимосвязанные со смещением нижней челюсти. Американские специалисты (1987) разработали методику лечения ВЧ-синдрома. Она заключается в уменьшении болевых ощущений, устранении их, а также в исправлении ор-тодонтическим путем смещений нижней челюсти, вредных привычек, обучении поведению при эмоциональных стрессах. Спастически сокращенные мышцы можно расслабить, уменьшить или устранить болевые ощущения с помощью компрессов. Прикладывание теплых компрессов 4 раза в день на 15—20 мин позволяет увеличить циркуляцию крови в мышцах. В некоторых случаях более эффективно использование мешочков со льдом, уменьшающих чувствительность и интенсивность болей. Необходима апробация этих способов обезболивания. Местно могут быть применены анестезирующие средства путем распыления на область мышц. Используют ультразвук и электростимуляцию для улучшения кровоснабжения в мышце и ее расслабления. Показаны осторожное растирание кожи лица и головы и более энергичный массаж шеи, предплечий, спины. Эти методы недостаточно эффективны для устранения болей в «точках заклинивания», которые расположены глубже массируемых участков мышц. В связи с этим используют метод иглоукалывания. В лечебный комплекс включают лечебную гимнастику и массаж, направленные на восстановление эластичности мышц, их функции и на их расслабление. Рекомендуют следующие упражнения:
1) широкое открывание рта и медленное ритмичное его закрывание для восстановления подвижности нижней челюсти; 2) открывание и закрывание рта с одновременным поднятием кончика языка вверх и отведением его назад для предотвращения привычного выдвижения нижней челюсти; 3) открывание и закрывание рта, при котором нижняя челюсть поддерживается снизу кулаком, оказывающим сопротивление (растяжение мышц с сопротивлением). Важно обучить пациентов смыкать губы без сжатия зубов, чтобы такое состояние стало привычным. Кроме перечисленных, рекомендуют ряд упражнений для мышц плечевого пояса, рук, спины. Кроме того, по показаниям применяют гипнотерапию, рефлексотерапию, обучают поведению в стрессовых ситуациях. Однако расслабления мышц можно достигнуть путем тренировки и без мониторов. Последние не обеспечивают расслабления мышц, а лишь помогают научиться саморасслаблению. Они контролируют функцию мышц, температуру тела и электрическую активность мозга, что позволяет углубить процесс расслабления. Для коррекции положения нижней челюсти используют различные конструкции ортодонтических аппаратов и аппаратов-протезов, обеспечивающих перемещение зубов, изменение формы зубных дуг, достижение множественных контактов между зубными рядами. Выбор конструкции аппаратов зависит от нозологической формы зубочелюстной аномалии, наличия зубоальвеолярных или гнатических нарушений. Путем миотерапии, ортодонтического лечения и закрепления его результатов путем зубочелюстного протезирования достигают нормализации положения нижней челюсти, множественных физиологических контактов между зубными рядами, стабилизации функции височно-нижнечелюстных суставов. Следует подчеркнуть, что при ВЧ-синдроме иногда наблюдаются симптомы, характерные для остеохондроза, т. е. дегенеративно-дистрофического процесса. Однако смещение позвонка и нарушения в области межпозвоночного диска можно распознать и дифференцировать от ВЧ-синдрома, изучая данные неврологического и рентгенографического исследований. У детей и подростков изменение формы и взаимоотношений элементов сустава при его нарушениях выражены обычно слабее, чем у взрослых. Иногда патологические изменения не выявляются, поскольку заболевание может быть результатом расстройства функции мышц без поражения сустава. Морфологические изменения, обнаруженные при рентгенологическом исследовании, не всегда совпадают с клиническими данными и жало- бами пациента. Резко выраженные изменения височно-нижне-челюстного сустава чаще встречаются у людей старшего возраста, хотя не исключена возможность их определения у молодых. Для профилактики нарушений функции височно-нижнечелюстных суставов необходимо санировать полость рта: своевременно лечить временные и постоянные зубы, устранять преждевременные контакты отдельных зубов и зубочелюстные аномалии. Лечение детей, подростков и взрослых с дисфункцией височно-нижнечелюстных суставов следует проводить с учетом этиологии заболевания, отдавать предпочтение комплексным методам лечения. Своевременное лечение способствует нормализации функции височно-нижнечелюстных суставов. Во время устранения аномалий прикуса и при изменении положения нижней челюсти в сагиттальном или трансверсальном направлении больные иногда жалуются на напряжение жевательных мышц, хруст, щелканье или боль в суставах. Такое состояние, связанное с изменением мышечного напряжения и положения суставных головок, длится от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда интенсивность неприятных ощущений уменьшается в процессе ортодонтического лечения и к его окончанию они исчезают. Глава 19 КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ Не всегда больного с аномалией зубочелюстной системы можно вылечить одним методом. Чем резче выражено нарушение, тем шире показания к комплексному лечению. Лечебная гимнастика, оперативное вмешательство, зубное протезирование и другие мероприятия могут предшествовать ортодонтическому лечению, сочетаться с ним или следовать за ним. 19.1. Психологическая подготовка и психотерапия Успех ортодонтического лечения зависит от контакта больного с родителями и врачом. Для достижения хорошего контакта следует устранить у ребенка чувства страха перед предстоящим лечением, внушать его необходимость, убедить в его пользе. Достигается это разъяснительной работой. Беседы с ребенком следует проводить в спокойном, уверенном тоне. Они должны способствовать взаимопониманию. Чтобы завоевать авторитет у пациента, нужно давать точные ответы на задаваемые им вопросы, разъяснять процесс лечения, его трудности и возможность достижения положительных результатов при хорошем контакте с врачом. Дети чувствуют искренность и доброжелательность взрослых и отвечают на них доверием. При знакомстве с пациентом выявляют его реакцию на приход к врачу. Обращают внимание на поведение ребенка. Расширенные зрачки, румянец или бледность кожи лица, потливость лба и рук, учащенное дыхание свидетельствуют о повышенной нервной возбудимости. Она проявляется также громким разговором, неестественным смехом, суетливостью. Перед началом лечения показана психологическая подготовка, (коллективная и индивидуальная), которую проводят от 1 до 4 раз через 2 дня. Коллективная подготовка заключается в проведении беседы с детьми, их родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками, которые принимают участие в воспитании детей. При беседе убеждают в необходимости устранения зубочелюстных аномалий, объясняют их влияние на развитие смежных органов и всего организма, демонстрируют слайды, фотоснимки, плакаты, свидетельствующие об эффективности лечения. Большое внимание уделяют борьбе с вредными привычками. Во время индивидуальных бесед учитывают поведение ребенка в коллективе, тип его нервной деятельности, возрастные особенности развития организма и психики. Задачи психологической подготовки в любом возрасте состоят в выработке у пациента волевых усилий, которые помогут преодолеть вредные привычки и затруднения, связанные с пользованием ортодонтическими аппаратами. Важно также укрепить в ребенке уверенность в своих силах и возможностях, повысить авторитет врача, родителей, родственников. Если же ребенок ускользает из-под контроля, то он может бессознательно вынуть аппарат изо рта во время сна. Содержание беседы должно соответствовать возрасту пациента. Во время психологической подготовки к лечению не следует прибегать к тактике высмеивания, угроз, о чем следует информировать родителей. Наказание ребенка не приносит желаемых результатов, так как вызывает у него раздражение, страх, гнев, отчужденность, скрытый или явный протест. Применение лечебных средств желательно согласовывать с пациентом. Пользование ортодонтическими аппаратами развивает чувство ответственности, что благотворно отражается на воспитании черт характера. При лечении больных с вредными привычками одновременно с психотерапией применяют седативные средства. С целью устранения бруксизма эффективно самовнушение (аутосуггестия). При устойчивых вредных привычках эффективно внушение в состоянии гипнотического сна [Шелепин А. С, 1951; Иванов Н. В., 1959; Нападов М. А., 1966; Окушко В. П., 1975, и др.]. Гипноз применяют в комплексе с ортодонтическим лечением. С его помощью можно облегчить адаптацию больного к ортодонтическим аппаратам и устранить неправильное глотание, привычное ротовое дыхание и другие нарушения функций [Окушко В. П., 1965; Taatz H., 1968, и др.]. При психологической подготовке пациентов в возрасте до 6 лет особое внимание уделяют разъяснению детям и их родителям сущности этапов лечения, важности сотрудничества с врачом, говорят о влиянии вредных привычек и нарушениях функций зубочелюстной системы на развитие организма. В периоде сменного прикуса (6—12 лет) стремятся сделать пациента активным помощником в лечении. Если до этого периода вредные привычки сосания, прикусывания губ, языка, различных предметов не были устранены, то возникает необходимость в применении гипнотерапии. Подростки в периоде активного формирования личности тяжело переживают непривлекательность своего внешнего вида, обусловленную зубочелюстными аномалиями. Ортодонтическое лечение способствует изменению их внешнего вида и поведения в коллективе (R. Frankel, J. А. С. Dujzings и др.). Психологическая подготовка в этом возрастном периоде дает хорошие результаты. При подготовке взрослых к ортодонтическому лечению следует разъяснить им, что неудобства, связанные с пользованием съемными или несъемными аппаратами временные. Особое внимание уделяют необходимости комплексного лечения. Восстановление миодинамического равновесия в зубочелюстной системе в результате ортодонтического лечения способствует изменению выражения лица, в глазах появляются блеск, живость, в поведении — определенность, энергичность. Дети становятся более организованными, внимательными, улучшаются показатели их учебы. Ортодонтическое лечение обеспечивает психотерапевтический эффект, в связи с чем имеет социальное значение. Психологическая подготовка, особенно подростков и взрослых, должна предшествовать началу ортодонтического или комплексного лечения зубочелюстно-лицевых аномалий и проводиться для уменьшения психических проявлений при имеющихся морфологических и функциональных нарушениях в зубочелюстно-лицевой области, для осознания больным необходимости лечения, преодоления трудностей, связанных с ним, и завершения лечения. Вопросы психотерапии в стоматологии стали освещать в литературе лишь в последние годы [Корытный Д. Л., Овруц-кий Г. Д., 1976; Кульбеков К. К., 1981; Малыгин Ю. М., 1982; Гаврилов Е. И., Щербаков А. С, 1984; Нападов М. А. и др., 1984; Хацкевич Г. А., 1985, и др.]. Успех лечения во многом зависит от желания пациента сотрудничать с врачом. В связи с этим необходимо создавать атмосферу доверия и положительных эмоций, а для этого врач должен иметь знания по деонтологии. Для уменьшения затрат рабочего времени врача целесообразно организовать регулярные часовые лекции — собеседования с первичными больными, направленными на лечение. Во время таких встреч надо путем демонстрации слайдов и клинической документации убеждать в возможности устранения имеющихся нарушений, рассказывать о последствиях патологии, предстоящих врачебных манипуляциях и ощущениях пациента, о том, как пользоваться ортодонтическими аппаратами, о необходимости завершить лечение. При разъяснительной психотерапевтической подготовке важно купировать чувство тревоги, нервозность. В конце лекции не- го—1376 обходимо побеседовать лично с каждым больным и дать полные ответы на вопросы. Ортодонтическое лечение не является неотложным, в связи с чем есть время продумать возможности лечения, регулярного пользования аппаратами, прихода к врачу для их коррекции и лишь после этого осознать необходимость в этом виде помощи. При выборе методов и способов лечения следует учитывать особенности личности каждого пациента, психофизические и поведенческие реакции, тип центральной нервной системы. По данным Т. И. Коваленко, 57,2±1,4% взрослых не завершают лечения. Причины его прекращения — невозможность регулярно пользоваться аппаратами и посещать врача в связи с занятостью на работе, профессиональными особенностями (преподаватель, актер и др.), семейными обязанностями. Если лечение прервано, то в состоянии зубочелюстной системы наступает дисгармония, приводящая к рецидиву аномалии. В таких случаях рабочее время стоматолога, зубного техника и другого медицинского персонала оказывается затраченным неэффективно, расход материалов приносит убыток. Не все взрослые, нуждающиеся в оказании ортодонтической помощи, соглашаются пользоваться специальными внутриро-товыми аппаратами, особенно несъемными, в течение необходимого, нередко длительного времени. Они предпочитают съемные аппараты, которые можно легко удалить из полости рта, чтобы не испытывать стеснения при общении с окружающими, разговоре, приеме пищи. На всех этапах лечения следует избегать неприятных манипуляций. Воздействия на пациента могут быть различными: разъяснение, убеждение, успокоение, одобрение, премедикация, обезболивание. В случаях заболеваний нервной ситсемы лечение может быть начато после консультации психоневролога и его разрешения на лечение. 19.2. Миотерапия Упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, применяют уже с начала XIX в., но как метод ортодонтической профилактики и лечения они были предложены Rogers в 1917 г. и нашли дальнейшее развитие в работах В. Ю. Курляндского (1957), А. И. Бетельмана (1965), Е. И. Гаврилова и Г. А. Туробовой (1965), Ф. Я. Хорошилкиной (1965), М. А. Нападова (1967), R. Frankel (1960), J. А. С. Dujzings (1960) и др. Функция мышц, окружающих зубные ряды, способствует нормальному развитию прикуса или нарушает его. С помощью специальной гимнастики достигают восстановления функции мышц и предупреждают развитие аномалий прикуса. Рис. 19.1. Набор приспособлений для лечебной гимнастики. Принцип лечения заключается в тренировке мышц, которая способствует нормализации функции мышц — синергистов и антагонистов. Лечебная гимнастика может быть самостоятельным методом терапии, может предшествовать ортодонтическо-му лечению, сочетаться с ним или применяться после его окончания для закрепления достигнутых результатов и предупреждения рецидивов. Гимнастикой можно достигнуть положительных результатов при лечении аномалий у детей в периоде сформировавшегося временного прикуса. Для такого лечения наиболее подходит возраст от 4 до 7 лет, когда ребенок может понять, что от него требуется, и выполнять упражнения. Эффект лечения зависит от степени выраженности морфологических и функциональных нарушений, а также от терпения больного, его настойчивости и от контроля за тщательностью выполнения упражнений. Упражнения следует выбирать с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными; желательно превращать их в увлекательную игру. Дети могут заниматься гимнастикой как индивидуально, так и коллективно (в детских садах, школах). Контроль за выполнением упражнений возлагается на родителей или воспитателей и медицинский персонал. Как самостоятельный метод лечения гимнастика может дать хорошие результаты при протрузии верхних резцов и нейтральном соотношении боковых зубов. 20* 611 Гимнастические упражнения назначают без аппаратов или со специальными аппаратами (рис. 19.1). К так называемым лабиальным аппаратам относят амортизатор Роджерса и Шане, пластинку-диск Фриеля, стабилизатор Ноя, активатор Дасса, интрабуккальные аппараты — вестибулярные пластинки Кра-уса, Хотца, Шварца, Шонхера и др. Имеются специальные упражнения для круговой мышцы рта, мышц, выдвигающих и поднимающих нижнюю челюсть, мышц языка, а также мышц плечевого пояса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|