Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Врожденный черепно-лицевой дизостоз (болезнь Крузона) 2 глава




Профилактика заболеваний пародонта может быть этиоло­гической или патогенетической. К профилактическим меро­приятиям относят санацию полости рта, соблюдение правил личной гигиены, сошлифовывание высоких бугров временных зубов, пришлифовывание бугров некоторых постоянных зубов, своевременное ортодонтическое лечение с помощью качественно выполненных аппаратов, хирургическую коррекцию аномалий прикрепления мягких тканей (слизистые тяжи, уздечки губ и языка), своевременное протезирование и лечение заболеваний пародонта во избежание образования вторичных аномалий прикуса.

Лечение заболеваний пародонта должно быть комплексным. Оно состоит из ортодонтического, протетического, терапевти­ческого, хирургического и терапии общих заболеваний орга­низма. Цель ортодонтического лечения — устранить зубочелю-стные аномалии и деформации, уменьшить перегрузку зубов за счет равномерного распределения жевательного давления и ус­транения окклюзионной травмы, восстановить окклюзионное равновесие. Его начинают после устранения или сведения к минимуму воспаления в пародонте и соответствующего гиги­енического воспитания. Возможно обострение заболевания, но оно не является противопоказанием к продолжению ортодон­тического лечения. В этих случаях ортодонтическое лечение следует сочетать с пародонтологическим и физиотерапевтичес­ким, контролируя состояние гигиены полости рта [Виногра­дова Т. Ф., 1978]. Устранение зубочелюстных аномалий в ран­нем возрасте способствует предупреждению заболеваний паро­донта.

Ортодонтическое лечение взрослых показано для восстанов­ления артикуляционного рг новесия, если его невозможно достигнуть сошлифовыванием бугров отдельных зубов. Лечение при вторичных аномалиях прикуса (после потери отдельных


зубов, смещений в результате заболеваний пародонта) прово­дят перед зубочелюстным протезированием. Устранение зубо-челюстных аномалий способствует улучшению или нормализа­ции состояния пародонта. Для специализированного лечения больного направляют к пародонтологу.

18.5. Повреждение височно-нижнечелюстных суставов

Нарушение функции височно-нижнечелюстных суставов наблю­дается у детей, подростков и взрослых. Обращаемость детей к врачу по такому поводу низкая. У взрослых клинические про­явления заболеваний суставов более выражены, однако боль­шинство из них жалоб не предъявляют.

Этиология нарушений функции височно-нижнечелюстных суставов многообразна: аномалии прикуса, ранняя потеря зу­бов, патологическая стираемость коронок зубов, вторичные деформации зубоальвеолярных дуг и прикуса, травматическая окклюзия, снижение межальвеолярной высоты, нарушение координации мышц при расстройстве их функции или пато­логических изменениях. Аномалии зубочелюстной системы занимают одно из главных мест в этиологии и патогенезе заболеваний суставов.

Основной причиной этих болезней считают глубокий при­кус (73%). При нем отмечаются преобладание ротационных движений суставных головок в суставах и их перегрузка, на­рушение контактов зубов при движениях нижней челюсти. При глубоком блокирующем прикусе затруднены сагиттальные и трансверсальные движения нижней челюсти, вследствие чего происходит травма сустава, уменьшается переднезадний раз­мер суставной головки, увеличивается глубина суставной впадины.

При дистальном прикусе, сочетающемся с протрузией верх­них передних зубов, во время откусывания пищи и разговора больные компенсаторно выдвигают нижнюю челюсть вперед, что приводит к травме суставов. При мезиальном и перекре­стном прикусе со смещением нижней челюсти во время ее принужденного движения также происходит травма суставов. Повреждение суставов возможно при нормальном и аномаль­ном прикусе после частичной потери зубов.

Частичная потеря зубов может быть самостоятельной при­чиной заболевания суставов или осложняющим фактором зу-бочелюстных аномалий. Однако не у всех больных после час­тичной потери зубов или при аномалиях прикуса определяют дисфункцию височно-нижнечелюстных суставов. При хорошей реактивности тканей суставов происходят их перестройка и


приспособление к повышенной функциональной нагрузке, что может выражаться в изменении формы суставных головок.

Причиной заболевания суставов может быть неправильно проводимое ортодонтическое лечение.

Клиническая картина нарушений функции височно-нижне­челюстных суставов у детей, подростков и взрослых сходна, однако у взрослых выражена резче. К наиболее часто встреча­ющимся жалобам относятся щелканье в суставах, боль и ог­раничение открывания рта. При резких нарушениях функции присоединяются напряжение и утомление жевательных мышц, боль в суставе, ухе или виске, головная боль. У взрослых от­мечаются головокружение, раздражительность, понижение слуха, чувство жжения, покалывания, пощипывания или боли в языке и увеличение его, сжатие зубов и скрежет, онемение зубов, металлический привкус во рту, смещение нижней че­люсти в сторону при смыкании зубов и разговоре.

Во время клинического обследования при помощи пальпа­ции и аускультации определяют щелканье или хруст в суставах. Звуки могут то ощущаться, то исчезать. Не всегда при иссле­довании суставов выявляют один и тот же звук, хруст может сочетаться со щелканьем. Движения суставных головок во время открывания и закрывания рта могут быть различными: с боль­шой амплитудой (выхождение суставных головок вперед или в сторону), плавными, толчкообразными и ограниченными. При пальпации суставов через наружные слуховые проходы наибо­лее часто отмечают слабо или нормально ощутимое скольжение суставных головок.

Движения нижней челюсти во время открывания и закры­вания рта чаще бывают волнообразными, неодинаковыми при опускании и поднимании ее. Нижняя челюсть смещается в сто­рону при наличии препятствия для смыкания зубных рядов, в частности при небном положении отдельных верхних передних зубов, неправильном расположении боковых зубов, высокой пломбе на жевательной поверхности бокового зуба, повышаю­щей прикус, неправильно выполненном несъемном протезе.

Боль в височно-нижнечелюстном суставе может возникать самопроизвольно, при прикосновении, надавливании, откры­вании и закрывании рта, сжатии зубных рядов, смещении нижней челюсти в сторону. Ее ощущают во всем суставе, в каком-либо участке суставной головки или ветви нижней че­люсти, в области сосцевидного отростка, угла нижней челю­сти, в подчелюстной или подъязычной области. Нередко воз­никают боль и напряжение в жевательных мышцах, а также мышцах шеи и затылка. Жалобы пациента и симптомы нару­шения функции височно-нижнечелюстных суставов не всегда совпадают, по-видимому, потому, что больные основное вни-


мание обращают на боль, не придавая значения другим сим­птомам.

Рентгенологическая картина при нарушениях функции ви-сочно-нижнечелюстных суставов зависит от характера и стадии заболевания, возраста больного и др. В начальной стадии ар­троза определяют сужение суставной щели. При дегенеративных изменениях в суставе и деформирующей артропатии выявляют расширение кортикального слоя суставной головки и заднего ската суставного бугорка, сужение суставной щели, изменение формы суставной головки, ее уплотнение, наличие неровно­стей, углублений, выступов, уменьшение ее высоты, образо­вание остроконечной, крючкообразной и других форм, удли­нение головки с уменьшением переднезаднего размера, изме­нение формы суставного бугорка (уплощение, стирание его скатов), склероз суставных поверхностей, шероховатости и экзостозы, изменение суставной впадины (истончение ее дна) и др.

В и с о ч н'о-н ижнечелюстной синдром (ВЧС) не­достаточно отражен в отечественной литературе. Он включает перенапряжение мышц шеи, головы, спины, приводящие к хроническому мышечному дискомфорту, появлению голов­ной боли, болей в области лица, шеи, груди, спины до пояснично-крестцовой области, обусловленных нарушением положения нижней челюсти и изменениями в височно-ниж-нечелюстных суставах. Облегчить страдания больных и устра­нить боли можно, внедряя в практику предложения И. И. Ужу-мецкене (1961), Л. В. Ильиной-Маркосян (1972), А. С. Щер­бакова (1987) и др.

Патологическое состояние мышц и боль в них развиваются при их неправильном сокращении или чрезмерном напряже­нии, возникающем в результате морфологической дисгармо­нии, обусловленной смещением нижней челюсти вследствие аномалий положения отдельных зубов или их групп, аномалий формы зубных дуг и прикуса, при повышенной стертости зубов или их ранней потере, если нижняя челюсть теряет опору, в результате ошибок, допускаемых в процессе зубочелюстного протезирования, при заболеваниях и травматических повреж­дениях височно-нижнечелюстных суставов (одного или обоих), под влиянием генетических факторов, в результате нарушения осанки, под воздействием вредных привычек неправильной позы (опора подбородком на руку в положении сидя, удерживание плечом телефонной трубки и др.), сосания пальца, губы, различных предметов, при привычном сжатии зубов, скрежете зубами, нарушениях положения языка во время речи и в покое, при инфантильном глотании, ротовом дыхании и др.

Благоприятным фоном для проявления ВЧ-синдрома и его


усиления могут служить эмоциональные стрессы, нарушения питания, гормональные дисфункции.

Голова удерживается на шее и туловище с помощью 7 шейных позвонков. Ее масса составляет в среднем от 3 кг 600 г до 5 кг 600 г. Нижняя челюсть и мышцы, прикрепленные к ней, осуществляют роль противовеса по отношению к черепу. Если нижняя челюсть смещается, то равновесие головы нарушается. Мышцы, удержи­вающие ее в правильном положении, напрягаются. Одновременно мышцы остальных частей тела, в том числе и ног, принимают на себя дополнительную нагрузку. Они длительное время остаются в сокращенном, спастическом состоянии, нарушается их способ­ность к расслаблению. В связи с этим кровь не может нормально циркулировать в них. Часть ткани перерождается, образуя узел­ковые утолщения, названные «точками заклинивания». В этих участках возникает резкая боль при напряжении мышц, что вызывает еще большее их сокращение и приводит к образованию новых патологически измененных участков.

Наиболее часто при ВЧ-синдроме отмечаются следующие симптомы:

1) боль в глубине глазниц, в области висков, ушей, вер­хнечелюстных пазухах, височно-нижнечелюстных суста­вах (одном или обоих); " 2) слишком сильное открывание рта до положения подвы­виха нижней челюсти или ограниченное открывание рта;

3) боль в области зубов, десен, чувство онемения, стер­тость жевательной поверхности зубов, скрежет зубами, сухость во рту, чувство жжения в языке, отложение зубного камня;

4) закладывание ушей, шум и звон, щелканье, хруст, скрежет, возникающие при широком открывании и зак­рывании рта, головокружение, повышенная чувствитель­ность, боль в области головы и шеи, чувство усталости у основания черепа;

5) хронические заболевания — ринит, фарингит, ларин­гит, тонзиллит, астма;

6) зуд в области глаз, конъюнктивит, чувство жжения, слезотечение;

. 7) сухость кожи, дерматит, сухость, ломкость и выпадение волос;

8) изжога, скопление газов, запор, понос;

9) усталость, нервное напряжение, недомогание;

 

10) беспокойный сон, онемение рук, боли в спине и ногах, депрессия;

11) искривление позвоночника, сутулость, неодинаковая высота плеч, наклон головы к приподнятому плечу, нео­динаковая длина ног.


 




С возрастом выраженность перечисленных нарушений нара­стает.

Нередко жалобы на такие боли расценивают как психоген­ные, рекомендуют принимать седативные, болеутоляющие, иногда антидепрессивные средства. Больных направляют на лечение к психоневрологу, психиатру, однако они не могут устранить боли, так как необходимо нормализовать положение нижней челюсти путем ортодонтического лечения.

Для диагностики ВЧ-синдрома тщательно собирают анам­нез, исследуют височно-нижнечелюстные суставы при движе­ниях нижней челюсти — широком открывании и закрывании рта, а также при боковых смещениях нижней челюсти. Выяв­ляют асимметрию лица, неправильное расположение нижней челюсти. Осматривают тело в положении стоя. Оценивают рас­положение бровей, углов глаз, углов рта, нижнего края нижней челюсти, наклоны окклюзионной поверхности зубных рядов справа и слева, уровень расположения плеч, бедер, коленных суставов, т. е. изменения осанки, взаимосвязанные со смеще­нием нижней челюсти.

Американские специалисты (1987) разработали методику лечения ВЧ-синдрома. Она заключается в уменьшении боле­вых ощущений, устранении их, а также в исправлении ор-тодонтическим путем смещений нижней челюсти, вредных привычек, обучении поведению при эмоциональных стрес­сах.

Спастически сокращенные мышцы можно расслабить, умень­шить или устранить болевые ощущения с помощью компрессов. Прикладывание теплых компрессов 4 раза в день на 15—20 мин позволяет увеличить циркуляцию крови в мышцах. В некоторых случаях более эффективно использование мешочков со льдом, уменьшающих чувствительность и интенсивность болей. Необ­ходима апробация этих способов обезболивания. Местно могут быть применены анестезирующие средства путем распыления на область мышц.

Используют ультразвук и электростимуляцию для улучше­ния кровоснабжения в мышце и ее расслабления. Показа­ны осторожное растирание кожи лица и головы и более энер­гичный массаж шеи, предплечий, спины. Эти методы недо­статочно эффективны для устранения болей в «точках закли­нивания», которые расположены глубже массируемых участ­ков мышц. В связи с этим используют метод иглоукалыва­ния.

В лечебный комплекс включают лечебную гимнастику и массаж, направленные на восстановление эластичности мышц, их функции и на их расслабление. Рекомендуют следующие упражнения:


 

1) широкое открывание рта и медленное ритмичное его закрывание для восстановления подвижности нижней челюсти;

2) открывание и закрывание рта с одновременным подня­тием кончика языка вверх и отведением его назад для предотвращения привычного выдвижения нижней челю­сти;

3) открывание и закрывание рта, при котором нижняя челюсть поддерживается снизу кулаком, оказывающим сопротивление (растяжение мышц с сопротивлением). Важ­но обучить пациентов смыкать губы без сжатия зубов, чтобы такое состояние стало привычным.

Кроме перечисленных, рекомендуют ряд упражнений для мышц плечевого пояса, рук, спины. Кроме того, по показаниям применяют гипнотерапию, рефлексотерапию, обучают поведе­нию в стрессовых ситуациях. Однако расслабления мышц мож­но достигнуть путем тренировки и без мониторов. Последние не обеспечивают расслабления мышц, а лишь помогают на­учиться саморасслаблению. Они контролируют функцию мышц, температуру тела и электрическую активность мозга, что по­зволяет углубить процесс расслабления.

Для коррекции положения нижней челюсти используют различные конструкции ортодонтических аппаратов и аппара­тов-протезов, обеспечивающих перемещение зубов, изменение формы зубных дуг, достижение множественных контактов между зубными рядами. Выбор конструкции аппаратов зависит от нозологической формы зубочелюстной аномалии, наличия зубоальвеолярных или гнатических нарушений.

Путем миотерапии, ортодонтического лечения и закрепле­ния его результатов путем зубочелюстного протезирования достигают нормализации положения нижней челюсти, множе­ственных физиологических контактов между зубными рядами, стабилизации функции височно-нижнечелюстных суставов.

Следует подчеркнуть, что при ВЧ-синдроме иногда наблю­даются симптомы, характерные для остеохондроза, т. е. деге­неративно-дистрофического процесса. Однако смещение позвон­ка и нарушения в области межпозвоночного диска можно распознать и дифференцировать от ВЧ-синдрома, изучая дан­ные неврологического и рентгенографического исследований.

У детей и подростков изменение формы и взаимоотношений элементов сустава при его нарушениях выражены обычно слабее, чем у взрослых. Иногда патологические изменения не выявля­ются, поскольку заболевание может быть результатом расстрой­ства функции мышц без поражения сустава. Морфологические изменения, обнаруженные при рентгенологическом исследова­нии, не всегда совпадают с клиническими данными и жало-


бами пациента. Резко выраженные изменения височно-нижне-челюстного сустава чаще встречаются у людей старшего воз­раста, хотя не исключена возможность их определения у мо­лодых.

Для профилактики нарушений функции височно-нижнече­люстных суставов необходимо санировать полость рта: свое­временно лечить временные и постоянные зубы, устранять преждевременные контакты отдельных зубов и зубочелюстные аномалии.

Лечение детей, подростков и взрослых с дисфункцией височно-нижнечелюстных суставов следует проводить с учетом этиологии заболевания, отдавать предпочтение комплексным методам лечения. Своевременное лечение способствует норма­лизации функции височно-нижнечелюстных суставов. Во время устранения аномалий прикуса и при изменении положения нижней челюсти в сагиттальном или трансверсальном направ­лении больные иногда жалуются на напряжение жевательных мышц, хруст, щелканье или боль в суставах. Такое состояние, связанное с изменением мышечного напряжения и положения суставных головок, длится от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда интенсивность неприятных ощущений умень­шается в процессе ортодонтического лечения и к его оконча­нию они исчезают.


Глава 19

КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ

Не всегда больного с аномалией зубочелюстной системы мож­но вылечить одним методом. Чем резче выражено нарушение, тем шире показания к комплексному лечению. Лечебная гим­настика, оперативное вмешательство, зубное протезирование и другие мероприятия могут предшествовать ортодонтическому лечению, сочетаться с ним или следовать за ним.

19.1. Психологическая подготовка и психотерапия

Успех ортодонтического лечения зависит от контакта больного с родителями и врачом. Для достижения хорошего контакта следует устранить у ребенка чувства страха перед предстоящим лечением, внушать его необходимость, убедить в его пользе. Достигается это разъяснительной работой. Беседы с ребенком следует проводить в спокойном, уверенном тоне. Они должны способствовать взаимопониманию. Чтобы завоевать авторитет у пациента, нужно давать точные ответы на задаваемые им вопросы, разъяснять процесс лечения, его трудности и воз­можность достижения положительных результатов при хоро­шем контакте с врачом. Дети чувствуют искренность и добро­желательность взрослых и отвечают на них доверием.

При знакомстве с пациентом выявляют его реакцию на приход к врачу. Обращают внимание на поведение ребенка. Расширен­ные зрачки, румянец или бледность кожи лица, потливость лба и рук, учащенное дыхание свидетельствуют о повышенной не­рвной возбудимости. Она проявляется также громким разгово­ром, неестественным смехом, суетливостью.

Перед началом лечения показана психологическая подготов­ка, (коллективная и индивидуальная), которую проводят от 1 до 4 раз через 2 дня. Коллективная подготовка заключается в проведении беседы с детьми, их родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками, которые принимают участие в воспитании детей. При беседе убеждают в необходи­мости устранения зубочелюстных аномалий, объясняют их влияние на развитие смежных органов и всего организма,


демонстрируют слайды, фотоснимки, плакаты, свидетельству­ющие об эффективности лечения. Большое внимание уделяют борьбе с вредными привычками. Во время индивидуальных бесед учитывают поведение ребенка в коллективе, тип его нервной деятельности, возрастные особенности развития организма и психики.

Задачи психологической подготовки в любом возрасте состоят в выработке у пациента волевых усилий, которые помогут преодолеть вредные привычки и затруднения, связанные с пользованием ортодонтическими аппаратами. Важно также укрепить в ребенке уверенность в своих силах и возможностях, повысить авторитет врача, родителей, родственников. Если же ребенок ускользает из-под контроля, то он может бессозна­тельно вынуть аппарат изо рта во время сна.

Содержание беседы должно соответствовать возрасту паци­ента. Во время психологической подготовки к лечению не следует прибегать к тактике высмеивания, угроз, о чем следует инфор­мировать родителей. Наказание ребенка не приносит желаемых результатов, так как вызывает у него раздражение, страх, гнев, отчужденность, скрытый или явный протест. Применение ле­чебных средств желательно согласовывать с пациентом. Пользо­вание ортодонтическими аппаратами развивает чувство ответ­ственности, что благотворно отражается на воспитании черт характера.

При лечении больных с вредными привычками одновремен­но с психотерапией применяют седативные средства. С целью устранения бруксизма эффективно самовнушение (аутосуггес­тия). При устойчивых вредных привычках эффективно внуше­ние в состоянии гипнотического сна [Шелепин А. С, 1951; Иванов Н. В., 1959; Нападов М. А., 1966; Окушко В. П., 1975, и др.]. Гипноз применяют в комплексе с ортодонтическим лечением. С его помощью можно облегчить адаптацию больного к ортодонтическим аппаратам и устранить неправильное гло­тание, привычное ротовое дыхание и другие нарушения фун­кций [Окушко В. П., 1965; Taatz H., 1968, и др.].

При психологической подготовке пациентов в возрасте до 6 лет особое внимание уделяют разъяснению детям и их ро­дителям сущности этапов лечения, важности сотрудничества с врачом, говорят о влиянии вредных привычек и нарушениях функций зубочелюстной системы на развитие организма.

В периоде сменного прикуса (6—12 лет) стремятся сделать пациента активным помощником в лечении. Если до этого пе­риода вредные привычки сосания, прикусывания губ, языка, различных предметов не были устранены, то возникает необ­ходимость в применении гипнотерапии.

Подростки в периоде активного формирования личности


тяжело переживают непривлекательность своего внешнего вида, обусловленную зубочелюстными аномалиями. Ортодонтическое лечение способствует изменению их внешнего вида и поведе­ния в коллективе (R. Frankel, J. А. С. Dujzings и др.). Психоло­гическая подготовка в этом возрастном периоде дает хорошие

результаты.

При подготовке взрослых к ортодонтическому лечению сле­дует разъяснить им, что неудобства, связанные с пользованием съемными или несъемными аппаратами временные. Особое внимание уделяют необходимости комплексного лечения.

Восстановление миодинамического равновесия в зубочелю­стной системе в результате ортодонтического лечения способ­ствует изменению выражения лица, в глазах появляются блеск, живость, в поведении — определенность, энергичность. Дети становятся более организованными, внимательными, улучша­ются показатели их учебы. Ортодонтическое лечение обеспечи­вает психотерапевтический эффект, в связи с чем имеет со­циальное значение.

Психологическая подготовка, особенно подростков и взрос­лых, должна предшествовать началу ортодонтического или ком­плексного лечения зубочелюстно-лицевых аномалий и прово­диться для уменьшения психических проявлений при имею­щихся морфологических и функциональных нарушениях в зубочелюстно-лицевой области, для осознания больным необ­ходимости лечения, преодоления трудностей, связанных с ним, и завершения лечения.

Вопросы психотерапии в стоматологии стали освещать в литературе лишь в последние годы [Корытный Д. Л., Овруц-кий Г. Д., 1976; Кульбеков К. К., 1981; Малыгин Ю. М., 1982; Гаврилов Е. И., Щербаков А. С, 1984; Нападов М. А. и др., 1984; Хацкевич Г. А., 1985, и др.].

Успех лечения во многом зависит от желания пациента сотрудничать с врачом. В связи с этим необходимо создавать атмосферу доверия и положительных эмоций, а для этого врач должен иметь знания по деонтологии. Для уменьшения затрат рабочего времени врача целесообразно организовать регуляр­ные часовые лекции — собеседования с первичными больны­ми, направленными на лечение. Во время таких встреч надо путем демонстрации слайдов и клинической документации убеждать в возможности устранения имеющихся нарушений, рассказывать о последствиях патологии, предстоящих врачеб­ных манипуляциях и ощущениях пациента, о том, как пользо­ваться ортодонтическими аппаратами, о необходимости завер­шить лечение.

При разъяснительной психотерапевтической подготовке важно купировать чувство тревоги, нервозность. В конце лекции не-

го—1376


обходимо побеседовать лично с каждым больным и дать полные ответы на вопросы. Ортодонтическое лечение не является неот­ложным, в связи с чем есть время продумать возможности лечения, регулярного пользования аппаратами, прихода к врачу для их коррекции и лишь после этого осознать необходимость в этом виде помощи.

При выборе методов и способов лечения следует учитывать особенности личности каждого пациента, психофизические и поведенческие реакции, тип центральной нервной системы.

По данным Т. И. Коваленко, 57,2±1,4% взрослых не завер­шают лечения. Причины его прекращения — невозможность регулярно пользоваться аппаратами и посещать врача в связи с занятостью на работе, профессиональными особенностями (преподаватель, актер и др.), семейными обязанностями. Если лечение прервано, то в состоянии зубочелюстной системы наступает дисгармония, приводящая к рецидиву аномалии. В таких случаях рабочее время стоматолога, зубного техника и другого медицинского персонала оказывается затраченным не­эффективно, расход материалов приносит убыток.

Не все взрослые, нуждающиеся в оказании ортодонтической помощи, соглашаются пользоваться специальными внутриро-товыми аппаратами, особенно несъемными, в течение необ­ходимого, нередко длительного времени. Они предпочитают съемные аппараты, которые можно легко удалить из полости рта, чтобы не испытывать стеснения при общении с окружа­ющими, разговоре, приеме пищи. На всех этапах лечения следует избегать неприятных манипуляций.

Воздействия на пациента могут быть различными: разъяс­нение, убеждение, успокоение, одобрение, премедикация, обез­боливание. В случаях заболеваний нервной ситсемы лечение может быть начато после консультации психоневролога и его разре­шения на лечение.

19.2. Миотерапия

Упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, применяют уже с начала XIX в., но как метод ортодонтической профи­лактики и лечения они были предложены Rogers в 1917 г. и нашли дальнейшее развитие в работах В. Ю. Курляндского (1957), А. И. Бетельмана (1965), Е. И. Гаврилова и Г. А. Туробовой (1965), Ф. Я. Хорошилкиной (1965), М. А. Нападова (1967), R. Frankel (1960), J. А. С. Dujzings (1960) и др. Функция мышц, окружающих зубные ряды, способствует нормальному разви­тию прикуса или нарушает его. С помощью специальной гим­настики достигают восстановления функции мышц и предуп­реждают развитие аномалий прикуса.


Рис. 19.1. Набор приспособлений для лечебной гимнастики.

Принцип лечения заключается в тренировке мышц, которая способствует нормализации функции мышц — синергистов и антагонистов. Лечебная гимнастика может быть самостоятель­ным методом терапии, может предшествовать ортодонтическо-му лечению, сочетаться с ним или применяться после его окончания для закрепления достигнутых результатов и предуп­реждения рецидивов. Гимнастикой можно достигнуть положи­тельных результатов при лечении аномалий у детей в периоде сформировавшегося временного прикуса. Для такого лечения наиболее подходит возраст от 4 до 7 лет, когда ребенок может понять, что от него требуется, и выполнять упражнения. Эффект лечения зависит от степени выраженности морфологических и функциональных нарушений, а также от терпения больного, его настойчивости и от контроля за тщательностью выполнения упражнений. Упражнения следует выбирать с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными; желательно превращать их в увлекательную игру. Дети могут заниматься гимнастикой как индивидуально, так и коллектив­но (в детских садах, школах). Контроль за выполнением упраж­нений возлагается на родителей или воспитателей и медицин­ский персонал. Как самостоятельный метод лечения гимнастика может дать хорошие результаты при протрузии верхних резцов и нейтральном соотношении боковых зубов.

20* 611


Гимнастические упражнения назначают без аппаратов или со специальными аппаратами (рис. 19.1). К так называемым лабиальным аппаратам относят амортизатор Роджерса и Шане, пластинку-диск Фриеля, стабилизатор Ноя, активатор Дасса, интрабуккальные аппараты — вестибулярные пластинки Кра-уса, Хотца, Шварца, Шонхера и др. Имеются специальные упражнения для круговой мышцы рта, мышц, выдвигающих и поднимающих нижнюю челюсть, мышц языка, а также мышц плечевого пояса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...