III. Типология артефактов, погрешностей,
УГРОЗ ВАЛИДНОМУ ВЫВОДУ
Хотя угрозы валидному выводу, или артефакты, могут быть обязаны своим происхождением любому аспекту экспериментального процесса и хотя полная типология их невозможна, полезно, быть может, наметить некоторые типы артефактов, появляющихся с известной периодичностью.
А. Смешанные факторы экспериментального воздействия: основные эффекты
Мы можем рассматривать с этой целью в качестве аспектов экспериментального воздействия все характе-
ристики, по которым различаются между собой экспериментальная и контрольная группы. Неизбежно, что многие из них не имеют никакого отношения к той теоретической переменной, которой мы манипулируем в эксперименте. Они обусловлены средствами исследования и являются «инструментальными случайностями». Такие характеристики произвольны — в том смысле, что эксперимент мог быть осуществлен как-то иначе, но и неизбежны — в том смысле, что, если бы не эти случайности, вместо них должны были бы фигурировать другие. Никакие «чистые воздействия» невозможны. Каждая из этих нерелевантных характеристик является потенциальным конкурентным объяснением эффекта воздействия. Большой класс артефактов — именно такого типа. Примером могут служить специальные указания Розенберга о том, что релевантным объектом манипулирования в обсуждавшемся им эксперименте был не когнитивный диссонанс, а боязнь оценки. Еще более обобщенным примером является критика Розенталем большого числа экспериментов, в которых фундаментальной переменной, вызывающей эффект, была не какая-нибудь конкретная характеристика воздействия, а различные ожидания экспериментаторов.
Возможны два способа контролирования смешения данного типа. Во-первых, введение новой контрольной группы или использование контрольной группы, подвергающейся дополнительному воздействию. Иными словами, воздействие на контрольную группу модифицируется таким образом, чтобы оно включало максимум того, чему подвергалась ранее одна только экспериментальная группа. Контрольные группы, подвергающиеся ложной операции или получающие плацебо, относятся к данному типу. Таким образом, создается контрольная группа с заданной «боязнью оценки», или «требованиями», или ожиданиями экспериментатора, эквивалентными тем, которые характерны для экспериментальной группы. Общий знаменатель возрастает настолько, что экспериментальная и контрольная группы по этому признаку больше не различаются. Во-вторых, в ряде случаев имеет место установка на поиск новых форм осуществления эксперимента, в которых переменная, связанная с основной теорией, очищается от этой конк-
ретной конкурентной переменной, то есть «уравновешивание» осуществляется за счет известной модификации экспериментальной группы. Эта форма, если рассматривать ее как контрольную меру, a priori предполагает экономию усилий, ибо никогда не исключена возможность того, что непротиворечивые с виду результаты объясняются действием двух отдельных нерелевантных факторов, различных в каждой экспериментальной ситуации. Нам следует оставить без внимания и эту возможность, пока не будут разработаны какие-нибудь конкретные правдоподобные версии.
Б. Смешанные аспекты воздействия: Эффекты взаимодействия
Может случиться, что какой-то подлинный эффект действия основной теоретической переменной приобретает специфическую форму (или подавляется) в результате использования конкретных технических компонентов. В этом случае также возникает так много различных возможностей, что мы уделяем внимание только вполне разработанным и правдоподобным гипотезам такого рода. Более того, мы скорее даже не примем во внимание или сочтем неправдоподобным какой-то из эффектов взаимодействия, чем какой-то из основных эффектов. По-видимому, основанием для этого отчасти может служить то обстоятельство, что основные эффекты в большей мере поддаются контролю. Возможно, более важным следует признать полученное путем вывода весьма широкое обобщение, согласно которому основные эффекты более вероятны, чем эффекты взаимодействия. Это положение могло бы служить аналогом или, может быть, даже частью индуктивной предпосылки Милля, утверждавшего, что природа упорядочена. Возможно, что с дескриптивной точки зрения такое обобщение действительно и, на мой взгляд, имело бы смысл скрупулезное исследование приемов дисперсионного анализа в докторских диссертациях (составляющих менее смещенную выборку, чем опубликованные исследования). Но даже если оно не является дескриптивным по отношению к природе, какой мы ее находим, оно дескриптивно по отношению к тем аспектам природы, которые доступны знанию — той несовершенной
выборке, на которой по необходимости сосредоточиваются наука и более простые познавательные процессы. Под знанием мы здесь понимаем, в частности, некие пригодные к употреблению, поддающиеся повторному воспроизведению общие закономерности, наблюдаемые в ситуациях и условиях, которые не являются идентичными. Если взаимодействия высших порядков, обладающие пространственной, временной спецификой, всегда оказываются значимыми, то обобщение невозможно, а следовательно, невозможно ни знание, ни наука. Успешно установленный основной эффект представляет собой куда более широкое обобщение, чем эффект взаимодействия. Основанием для переградуировки параметров измерения по большей части является поиск возможностей квантификации, которая переводит большую часть регулярностей в основные эффекты. Конкурентные гипотезы этого типа не доступны контролю путем использования контрольной группы, подвергающейся дополнительному воздействию; контроль за ними может быть осуществлен путем изменения экспериментального воздействия. Отметим, что этот последний подход, будучи здесь контрольной мерой, также a priori предполагает экономию усилий и содержит презумпцию предпочтения основных эффектов. Ибо всегда есть вероятность того, что очевидное общее подтверждение определенного закона в двух различных ситуациях было не чем иным, как случайным совпадением двух отдельных частных эффектов взаимодействия.
В. Фоновые взаимодействия
Под фоном (background) здесь имеются в виду характеристики, общие для экспериментальной и контрольной групп. К нему неизбежно относятся многие характеристики, которые не отражены в теории, и, по всей вероятности, они более многочисленны в социальных науках, чем в физических. Все они являются потенциальными источниками эффектов взаимодействия — либо с теми аспектами воздействия, которые имеют прямое отношение к проверяемой теории, либо с каким-то нерелевантным фактором, примешанным к воздействию.
И опять-таки их так много, что мы можем уделить внимание только правдоподобным и хорошо разработанным конкурентным гипотезам. Гипотезы взаимодействия, относящиеся к этой, к предыдущей, а также к ряду нижеперечисленных категорий (например, составу групп), представляют в каком-то смысле не столь серьезную угрозу валидности, как гипотезы, принадлежащие к самой первой категории. Они представляют собой всего лишь потенциальные ограничения в отношении общности какого-нибудь закона, уже установленного для одной совокупности условий. Только в том случае, когда эта одна совокупность условий является «искусственной» и когда нас интересует, прежде всего, возможность распространения наших обобщений на иные совокупности условий, нежели эта искусственная лабораторная ситуация, такие угрозы валидности вызывают у нас беспокойство. Такова по своей природе сенсибилизация, возникающая, возможно, в ходе предварительных тестирований при исследованиях процесса убеждения. Следует признать, что изящные научные исследования процессов убеждения, которые ограничиваются изучением аудиторий, прошедших предварительное тестирование, были бы значительным научным достижением, даже если бы они не имели большого практического значения. Ведь физические науки сплошь да рядом занимаются предсказаниями только в лабораторных условиях, хотя, конечно, если иметь в виду их действительно впечатляющие достижения, они на основе одной искусственной лабораторной ситуации делают предсказания относительно других ситуаций, совершенно иных по своей структуре. И в этом случае контроль с помощью контрольной группы, подвергающейся дополнительному воздействию, невозможен и общий контроль обеспечивается лишь путем изменения экспериментального воздействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|