Государственная образовательная политика и обеспечение инновационного развития страны
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ План лекции: 1. Сущность и содержание государственной образовательной политики Российской Федерации. 2. Приоритеты государственной образовательной политики. 3. Перспективы развития системы образования в Российской Федерации. Словарь темы Государственная образовательная политика – особая область политики государства, местного самоуправления. В узком смысле политика в области образования – система мер, направленных на реализацию приоритетов российского государства в сфере образования (ФЗ «Об Образовании», статьи 1, 2). В более широком плане государственная политика включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации. Государственная образовательная политика определяет стратегию развития образования. Система образования – один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившееся общенациональное разнообразие типов и видов образовательных учреждений и органов управления ими, действующих в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения профессиональных образовательных потребностей. Модернизация системы образования – процесс формирования модели образования, отвечающей вызовам XXI века. Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, решение которой должно обеспечить достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
1. Понятие и сущность государственной Задание 1 Дайте определение государственной образовательной политики в широком и узком смысле. Соотнесите понятия образовательной политики и системы образования. Задание 2 Дайте определение процесса модернизации системы образования. Какие аспекты процесса модернизации образования наиболее значимы, с вашей точки зрения? В какой степени процесс модернизации образования реализуется в деятельности вашего образовательного учреждения. Приведите примеры. Задание 3 Прочитайте статью 2 «Принципы государственной образовательной политики» Федерального закона «Об образовании» (М., 1996. С.3). Приведите примеры, показывающие в какой степени названные принципы реализуются / не реализуются в работе вашего образовательного учреждения. Сделайте вывод, в какой степени деятельность вашего образовательного учреждения базируются на закрепленных в Законе РФ «Об образовании» принципах образовательной политики. Государственная образовательная политика – в узком смысле это система мер, направленных на реализацию приоритетов российского государства в сфере образования (ФЗ «Об Образовании», статьи 1, 2). В более широком плане включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации. Государственная образовательная политика определяет стратегию развития образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» современная государственная образовательная политика базируется на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений[2] (ФЗ «Об образовании».- Статья 2. Принципы государственной образовательной политики.- М., 1996. С.3.). Основные приоритеты образовательной политики Российской Федерации сформулированы в ряде документов стратегического характера, включая: 1) Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; 2) «Национальную доктрину образования в Российской Федерации до 2025 года»; 3) «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»; 4) «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года»; 5) «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 г.)»; 6) Комплекс директивных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ. Новое понимание места и роли образования в российском обществе формулируется в выступлениях Президента РФ на заседаниях Государственного совета РФ по вопросам развития образования, ряде основополагающих документов – Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) с последующими дополнениями; концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до о 2020 г.), документах Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки – «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001 г.); государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»; государственной программе «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы»[3].
Государственная образовательная политика и обеспечение инновационного развития страны Задание 4 Прочитайте фрагменты концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Раздел 3.3. Развитие образования). (Проект) // сайт http://www.smolin.ru/. Ответьте на следующие вопросы по документу: 1. В чем заключается стратегическая цель государственной политики в области образования? 2. На решение каких приоритетных задач направлена государственная образовательная политика? 3. Как именно взаимосвязаны образовательная политика и обеспечение инновационного развития экономики? Поясните ваш ответ конкретными аргументами. 4. Какие средства реализации приоритетов образовательной политики вы можете назвать? 5. Назовите ключевые этапы реализации концепции и показатели выполнения поставленных задач. 6. Заполните таблицу:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|