Перспективы развития системы образования в Российской Федерации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Государственная политика в сфере образования предусматривает обеспечение ключевых общесистемных изменений. В системе образования будет действовать новый организационно–экономический механизм, в рамках которого произойдут серьезные изменения принципов управления в системе образования. Значительно повысится роль общественности в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровнях (наблюдательные, попечительские и управляющие советы). Учебные заведения будут обеспечить потребителей и общественность информацией о собственной деятельности. В документе «О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний. Приложение к письму Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования МОиН РФ (2016 г.)»[6] названы наиболее значимые изменения, которые произойдут в системе образования в период до 2018 г. К 2010 г. будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения. При этом профильное обучение будет строиться как возможность построения школьником индивидуальных траекторий. В системе общего образования к 2016 г. будет завершен эксперимент по обновлению внутренней структуры школьного образования. К 2016 г. все учебные программы и методы обучения будут обновлены с использованием компетентностного подхода. К 2016 г. будет завершено методическое обеспечение широкого набора индивидуальных образовательных траекторий. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Такой подход принято называть компетентностным. Этот подход предполагает перенесение акцентов на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий. Именно в них могут использоваться проектные методы.
В новой модели образования процесс обучение будет более многообразным и вариативным. При этом повысится роль внутренней системы оценки качества образования, ориентированной не на регулирование процесса обучения, а на его результаты. Помимо ЕГЭ получат развитие и другие институты оценки результатов общего образования.[7] (О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний. Приложение к письму Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования МОиН РФ от 8 мая 2008 г. № 03–946). Особую ценность для понимания перспектив развития системы образования в России имеет проект государственной программы «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы» (см. //сайт Министерства образования и науки РФ – http://www.mon.gov.ru ). Эта программа по всем параметрам полностью синхронизирована с концепцией долгосрочного развития Российской Федерации и обеспечивает преемственность с Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, одобренными Правительством РФ в 2004 году, которые обозначили основные векторы модернизации отрасли. Стратегической целью концепции долгосрочного социально-экономического развития России (на период до 2020 г.) является перевод страны на качественно новый, инновационный, путь развития страны. Системе образования в инновационном сценарии принадлежит особая роль – двигателя системных изменений в экономике и обществе. Построение современной системы образования – необходимое условие инновационного развития страны. Министерство образования и науки РФ подготовило проект государственной программы комплексной модернизации образования на среднесрочную перспективу (2009-2012 гг.).
На февральском заседании (2008 г.) Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике были подведены итоги первого этапа реализации приоритетных национальных проектов, было принято решение о развитии их результатов и преобразовании в соответствующие программы. [8] На заседании Совета в Белгороде в сентябре 2008 г. было принято решение о разработке современной модели образования, определены основные подходы к её формированию. Эти ориентиры были положены в основу разработки программы «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы», главная цель которой заключается в построении современной модели образования. В подготовленной программе механизмы приоритетного национального проекта «Образование» взаимоувязаны с федеральной целевой программой развития образования как законодательно установленной организационной основой государственной политики в сфере образования и задают четкие ориентиры и проектные рамки деятельности субъектов Российской Федерации по развитию образования. Таким образом, государственная образовательная политика направлена на разработку и внедрению современной модели образования как средства обеспечения инновационного развития страны. Источники и литература 1. Сайт Президента Российской Федерации – http//www.kremlin.ru 2. Федеральный Закон «Об образовании»: статьи 1. 2, 8. Любое издание. 3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Проект) – // сайт http://www.smolin.ru/ 4. Проект государственной программы «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы» //сайт Министерства образования и науки РФ – http://www.mon.gov.ru/ 5. Вяземский Е.Е. Государственная образовательная политика Российской Федерации //Справочник учителя истории. 5-11 классы /авт.-сост. М.Н. Чернова. – М.: 2008.
[1] Е.Е. Вяземский - доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИСМО РАО, профессор кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО. [2] ФЗ «Об образовании».- Статья 2. Принципы государственной образовательной политики.- М., 1996. С.3. [3] см. Вяземский Е.Е. Государственная образовательная политика Российской Федерации //Справочник учителя истории. 5-11 классы /авт.-сост. М.Н. Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008). [4] Для сопоставления, по данным Росстата, государственные расходы на образование составляют в настоящее время в Германии – 4,8% ВВП, Великобритании – 5,3% ВВП, Франции – 5,6% ВВП, США – 5,6% ВВП, а в среднем по странам G8 (без учета Российской Федерации) – 5,0% ВВП.
[5] см. официальный сайт Президента Российской Федерации – http//www.kremlin.ru [6] О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний. Приложение к письму Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования МОиН РФ (2016 г) [7] О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний. Приложение к письму Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования МОиН РФ от 8 мая 2008 г. № 03-94 [8] Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике http://rost.ru/projects/education/education_main.shtml
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|