Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы и показатели реализации концепции социально-экономического развития России на период до 2020 г.




  Этапы Показатели
     
     

 

Стратегическая цель государственной политики в области образования, как отмечено в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире. Новым и значимым акцентом государственной политики, том числе в сфере образования, является введение понятие «инновационное развитие экономики». Система образования должна быть модернизирована в соответствии с потребностями общества. Исходя из этой логики, в процессе модернизации системы образования необходимо переосмыслить образовательную теорию и практику, отечественную образовательную традицию, образовательную парадигму, уточнить цели, задачи и механизмы их реализации.

Реализация этой цели применительно к системам общего среднего, основного и дополнительного профессионального педагогического образования, как зафиксировано в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными учреждениями (организациями).

Для решения этой задачи необходимо осуществить ряд практических мер:

– расширить использования современных образовательных технологий, что обеспечит расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении общих сроков обучения;

– модернизировать систему образовательных стандартов общего и профессионального образования, с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;

– внедрить механизмы оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга;

– обеспечить возможности для обучения студентов и учащихся на основе индивидуальных образовательных траекторий путем внедрения модульных образовательных программ;

– обеспечить участие общественности в управлении образовательными учреждениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы);

– привлечь объединений работодателей к участию в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования;

– перейти к нормативному подушевому бюджетному финансированию образовательных организаций;

– развить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров.

Вторая – совершенствование структуры образовательной системы России в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

– обеспечить полномасштабный переход к уровневому высшему образованию (бакалавр-магистр);

– предоставить поддержу университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития;

– расширить масштабы исследовательской и инновационной деятельности в вузах;

– распространить практику реализации региональных комплексных проектов модернизации общего образования на всю территорию страны;

– развить профильное обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей;

– привлечь ведущие университеты России к повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества школьного образования;

– сформировать механизмы конкурсной поддержки организаций общего образования, обеспечивающих формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения;

– развить систему дополнительного образования школьников, включая расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми.

Третья – обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

– создать при университетах подготовительные отделения, финансируемых из федерального бюджета, доступных в первую очередь для граждан, проходивших военную службу по контракту;

– сформировать и развить механизмы дистанционного образования в организациях высшего и дополнительного образования;

– сформировать систему работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, создать систему интернатов для талантливой молодежи, обеспечить проведение летних научных лагерей и школ, развить систему конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.

Четвертая - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

– сформировать образовательную инфраструктуру, позволяющую человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации;

– создать открытый национальный депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования, в том числе сетевых;

– содействовать формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования;

– содействовать повышению мотивации граждан к получению новых квалификаций;

– повысить эффективность механизмов ресурсного обеспечения программ непрерывного образования;

Подчеркнем, что решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.

Возникает вопрос, какие же средства необходимы для реализации названных задач?

Чтобы обеспечить конкурентоспособность системы образования необходимо увеличение оплаты труда работников образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда квалифицированных работников в коммерческом секторе экономики, а для профессорско-преподавательского состава ведущих университетов - до более высокого уровня, что, с учетом потребности в масштабной модернизации технологической базы образования, требует обеспечить рост доли расходов на образование в ВВП.

Как зафиксировано в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,6% ВВП (в 2006–2007 годах) до 5,5–6% ВВП в 2020 году, в том числе расходы бюджетной системы – с 3,9% до 4,5% ВВП; темп роста государственных расходов в период 2008-2010 годов составит не менее 10–14% в год до 2020 года[4].

Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие:

До 2012 года: переход к обучению в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики;

– переход на уровневые программы подготовки специалистов; преобразование не менее 20% учреждений среднего профессионального образования в образовательные учреждения, реализующие программы бакалавриата;

– перевод большинства школ и учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование;

– создание в большинстве школ и учреждений профессионального образования попечительских, наблюдательных и управляющих советов;

– разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» и проведение аттестации всех руководителей образовательных организаций по завершении ее прохождения;

– введение стимулирующих надбавок преподавателям, учителям и управленцев с учетом результативности их деятельности и эффективности использования современных образовательных технологий;

– предоставление на конкурсной основе поддержки вузам, реализующим программы взаимодействия с наукой и бизнес-сектором, включая строительство 15-ти университетских кампусов;

– обеспечение поддержки студенческой и преподавательской академической мобильности, предоставляемой на конкурсных условиях;

– вхождение России в ведущие международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;

– учет фактора проведения регионами институциональных преобразований в сфере образования при предоставления регионам дополнительной финансовой поддержки;

– развитие программ профильного обучения на старшей ступени общего образования;

– внедрение различных моделей образования детей дошкольного возраста на базе некоммерческих организаций, учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, включая нормативное финансирование клубов раннего образования и консультирования для семей с детьми;

– предоставление всем детям дошкольного возраста возможности получать услуги дошкольного образования.

2013–2017 годы: формирование не менее 6–8 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

– достижение образовательной системой страны результатов, необходимых для нахождения по итогам международных сопоставительных исследований в верхней трети рейтинг-листа по всем показателям качества общего образования;

– ежегодная поддержка до 100 организаций, реализующих инновационные программы непрерывного профессионального образования;

– ежегодная публикация до 50 общественных рейтингов организаций и программ непрерывного профессионального образования (включая программы бюджетного сектора).

2018–2020 годы: Формирование не менее 10–12 научно-образовательных комплексов мирового уровня;

– создание условий для привлечения молодых кадров в систему профессионального образования с достижением показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР);

– завершение формирования полномасштабной системы непрерывного образования;

– создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

– доля программ непрерывного образования, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию, – 90%;

– удельный вес предприятий и организаций, имеющих программы подготовки и/или переподготовки и повышения квалификации кадров – 20%;

– создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 25–30% занятого населения.

 

2. Приоритеты государственной образовательной
политики российской федерации

Успешность деятельности педагога в современных условиях определяется рядом взаимосвязанных факторов. Учителю необходимо осмыслить ключевые факторы и условия, которые определяют эффективность современной системы образования. Одним из значимых факторов является восприятие педагогом ценностей, целей, приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации.

Государственная образовательная политика основывается на Конституции РФ, российском законодательстве в области образования. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Федеральный закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Основные приоритеты образовательной политики Российской Федерации сформулированы в ряде документов стратегического характера, включая: 1) Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; 2) «Национальную доктрину образования в Российской Федерации до 2025 года»; 3) «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»; 4) «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года»; 5) «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации»; 6) Комплекс директивных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ

В соответствии с государственной политикой российская общеобразовательная школа как часть российской системы общего образования должна сегодня выполнять свою функцию как основного инструмента социализации подрастающего поколения, то есть создавать условия для развития и воспитания учащихся в качестве граждан России на основе богатейшего российского культурно-исторического наследия, которое является неотъемлемой частью общемирового культурного наследия. Эта приоритетная задача российской системы образования, связанная с воспитанием молодых граждан России, может быть выполнена при условии построения эффективной системы общего образования в целом и системы исторического образования в частности. Подчеркнем, что именно система школьного исторического образования является важным инструментом формирования исторического сознания молодежи и преемственности поколений.

Основные приоритеты государственной образовательной политики России в области модернизации школьного образования были сформулированы в выступлении второго Президента РФ В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г.[5] (см. официальный вебсайт Президента Российской Федерации – http//www.kremlin.ru). Конкретные аспекты модернизации школьного образования были определены в утвержденной Правительством РФ «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756–Р (п.2).

Современная образовательная политика России отражает сложный процесс поиска и формулирования общенациональных интересов в сфере образования, которые должны стать базовыми приоритетами для системы образования. Российская образовательная политика в определенной степени учитывает мировые тенденции развития сферы образования. В отличии от советской она не имеет классового характера, не противопоставляет Россию мировому сообществу государств и предполагает широкое международное сотрудничество в этой области.

Важной задачей для Российской Федерации является сотрудничество с авторитетными международными организация, определяющими перспективы развития образования в современном мире, – ЮНЕСКО, Советом Европы и др.

Среди приоритетов образовательной политики следует назвать сотрудничество со странами СНГ и сохранение с ними общего образовательного пространства. Значимым направлением для российской системы образования является поддержка соотечественников за рубежом.

Государственная образовательная политика Российской Федерации направлена на сохранение Россией её места в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования.

Результатом реализации государственной образовательной политики стало утверждение в 2004 г. федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ФК ГОС), который был разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. В настоящее время разрабатывается государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.

В соответствии с проведенной административной реформой государственная образовательная политика в Российской Федерации в настоящее время (с середины 2004 г.) разрабатывается и осуществляется тремя органами управления – федеральным Министерством образования и науки (Минобрнауки), федеральным Агентством по образованию (Рособразование), федеральной Службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Приоритетами государственной образовательной политики в России в начале ХХ1 века стали восстановление ответственности и активной роли государства в сфере образования, глубокая, всесторонняя и комплексная модернизация системы образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Эти приоритеты были сформулированы в решениях коллегий Министерства образования и науки от 4 ноября 2004 г. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» и от 10 октября 2005 г. «О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования».

Специального комментария заслуживает вопрос о восстановлении ответственности и активной роли государства в сфере образования. В 1990–е годы по ряду причин объективного и субъективного характера государство, как известно, ослабило свое влияние на сферу образования. Сегодня ситуация изменилась. Государство восстановило утраченные позиции и свое влияние в сфере образования.

Совершенствование российской системы образования в современных условиях предполагает реализацию следующих направлений государственной образовательной политики и практики:

· государственно-общественное управление системой образования;

· бюджетное финансирование и контроль за целевым использованием средств;

· развитие правовых основ образования и надзор за их исполнением;

· государственные механизмы управления качеством образования (в области содержания образования – совершенствование образовательных стандартов, экзаменационных процедур, введение нового механизма экспертизы учебников; в области кадровой политика – совершенствование квалификационных требований и механизма аттестация кадров; в области управления образовательными учреждениями – совершенствование процедур лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений образования).

Государственная политика РФ сфере образования предполагает:

· поощрение внебюджетных ассигнований в сферу образования;

· развитие государственно-общественного управления образовательными учреждениями, стимулирование развития структур гражданского общества – ассоциаций образовательных учреждений и разных категорий педагогических кадров как партнеров государства. Важнейшим условием эффективности перечисленных направлений являются государственные меры по повышению уровня социальной защищенности работников образования, обучающихся и воспитанников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...