Этапы и показатели реализации концепции социально-экономического развития России на период до 2020 г.
Стратегическая цель государственной политики в области образования, как отмечено в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире. Новым и значимым акцентом государственной политики, том числе в сфере образования, является введение понятие «инновационное развитие экономики». Система образования должна быть модернизирована в соответствии с потребностями общества. Исходя из этой логики, в процессе модернизации системы образования необходимо переосмыслить образовательную теорию и практику, отечественную образовательную традицию, образовательную парадигму, уточнить цели, задачи и механизмы их реализации. Реализация этой цели применительно к системам общего среднего, основного и дополнительного профессионального педагогического образования, как зафиксировано в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», предполагает решение следующих приоритетных задач. Первая – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными учреждениями (организациями). Для решения этой задачи необходимо осуществить ряд практических мер: – расширить использования современных образовательных технологий, что обеспечит расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении общих сроков обучения;
– модернизировать систему образовательных стандартов общего и профессионального образования, с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики; – внедрить механизмы оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга; – обеспечить возможности для обучения студентов и учащихся на основе индивидуальных образовательных траекторий путем внедрения модульных образовательных программ; – обеспечить участие общественности в управлении образовательными учреждениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы); – привлечь объединений работодателей к участию в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования; – перейти к нормативному подушевому бюджетному финансированию образовательных организаций; – развить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров. Вторая – совершенствование структуры образовательной системы России в соответствии с требованиями инновационного развития экономики. Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер: – обеспечить полномасштабный переход к уровневому высшему образованию (бакалавр-магистр); – предоставить поддержу университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития; – расширить масштабы исследовательской и инновационной деятельности в вузах;
– распространить практику реализации региональных комплексных проектов модернизации общего образования на всю территорию страны; – развить профильное обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей; – привлечь ведущие университеты России к повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества школьного образования; – сформировать механизмы конкурсной поддержки организаций общего образования, обеспечивающих формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения; – развить систему дополнительного образования школьников, включая расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми. Третья – обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер: – создать при университетах подготовительные отделения, финансируемых из федерального бюджета, доступных в первую очередь для граждан, проходивших военную службу по контракту; – сформировать и развить механизмы дистанционного образования в организациях высшего и дополнительного образования; – сформировать систему работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, создать систему интернатов для талантливой молодежи, обеспечить проведение летних научных лагерей и школ, развить систему конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций. Четвертая - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:
– сформировать образовательную инфраструктуру, позволяющую человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации; – создать открытый национальный депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования, в том числе сетевых; – содействовать формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования; – содействовать повышению мотивации граждан к получению новых квалификаций; – повысить эффективность механизмов ресурсного обеспечения программ непрерывного образования; Подчеркнем, что решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России. Возникает вопрос, какие же средства необходимы для реализации названных задач? Чтобы обеспечить конкурентоспособность системы образования необходимо увеличение оплаты труда работников образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда квалифицированных работников в коммерческом секторе экономики, а для профессорско-преподавательского состава ведущих университетов - до более высокого уровня, что, с учетом потребности в масштабной модернизации технологической базы образования, требует обеспечить рост доли расходов на образование в ВВП. Как зафиксировано в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,6% ВВП (в 2006–2007 годах) до 5,5–6% ВВП в 2020 году, в том числе расходы бюджетной системы – с 3,9% до 4,5% ВВП; темп роста государственных расходов в период 2008-2010 годов составит не менее 10–14% в год до 2020 года[4].
Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие: До 2012 года: переход к обучению в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики; – переход на уровневые программы подготовки специалистов; преобразование не менее 20% учреждений среднего профессионального образования в образовательные учреждения, реализующие программы бакалавриата; – перевод большинства школ и учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование; – создание в большинстве школ и учреждений профессионального образования попечительских, наблюдательных и управляющих советов; – разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» и проведение аттестации всех руководителей образовательных организаций по завершении ее прохождения; – введение стимулирующих надбавок преподавателям, учителям и управленцев с учетом результативности их деятельности и эффективности использования современных образовательных технологий; – предоставление на конкурсной основе поддержки вузам, реализующим программы взаимодействия с наукой и бизнес-сектором, включая строительство 15-ти университетских кампусов; – обеспечение поддержки студенческой и преподавательской академической мобильности, предоставляемой на конкурсных условиях; – вхождение России в ведущие международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений; – учет фактора проведения регионами институциональных преобразований в сфере образования при предоставления регионам дополнительной финансовой поддержки; – развитие программ профильного обучения на старшей ступени общего образования; – внедрение различных моделей образования детей дошкольного возраста на базе некоммерческих организаций, учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, включая нормативное финансирование клубов раннего образования и консультирования для семей с детьми; – предоставление всем детям дошкольного возраста возможности получать услуги дошкольного образования. 2013–2017 годы: формирование не менее 6–8 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;
– достижение образовательной системой страны результатов, необходимых для нахождения по итогам международных сопоставительных исследований в верхней трети рейтинг-листа по всем показателям качества общего образования; – ежегодная поддержка до 100 организаций, реализующих инновационные программы непрерывного профессионального образования; – ежегодная публикация до 50 общественных рейтингов организаций и программ непрерывного профессионального образования (включая программы бюджетного сектора). 2018–2020 годы: Формирование не менее 10–12 научно-образовательных комплексов мирового уровня; – создание условий для привлечения молодых кадров в систему профессионального образования с достижением показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР); – завершение формирования полномасштабной системы непрерывного образования; – создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций; – доля программ непрерывного образования, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию, – 90%; – удельный вес предприятий и организаций, имеющих программы подготовки и/или переподготовки и повышения квалификации кадров – 20%; – создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 25–30% занятого населения.
2. Приоритеты государственной образовательной Успешность деятельности педагога в современных условиях определяется рядом взаимосвязанных факторов. Учителю необходимо осмыслить ключевые факторы и условия, которые определяют эффективность современной системы образования. Одним из значимых факторов является восприятие педагогом ценностей, целей, приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации. Государственная образовательная политика основывается на Конституции РФ, российском законодательстве в области образования. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Федеральный закон «Об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Основные приоритеты образовательной политики Российской Федерации сформулированы в ряде документов стратегического характера, включая: 1) Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; 2) «Национальную доктрину образования в Российской Федерации до 2025 года»; 3) «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»; 4) «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года»; 5) «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации»; 6) Комплекс директивных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ В соответствии с государственной политикой российская общеобразовательная школа как часть российской системы общего образования должна сегодня выполнять свою функцию как основного инструмента социализации подрастающего поколения, то есть создавать условия для развития и воспитания учащихся в качестве граждан России на основе богатейшего российского культурно-исторического наследия, которое является неотъемлемой частью общемирового культурного наследия. Эта приоритетная задача российской системы образования, связанная с воспитанием молодых граждан России, может быть выполнена при условии построения эффективной системы общего образования в целом и системы исторического образования в частности. Подчеркнем, что именно система школьного исторического образования является важным инструментом формирования исторического сознания молодежи и преемственности поколений. Основные приоритеты государственной образовательной политики России в области модернизации школьного образования были сформулированы в выступлении второго Президента РФ В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г.[5] (см. официальный вебсайт Президента Российской Федерации – http//www.kremlin.ru). Конкретные аспекты модернизации школьного образования были определены в утвержденной Правительством РФ «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756–Р (п.2). Современная образовательная политика России отражает сложный процесс поиска и формулирования общенациональных интересов в сфере образования, которые должны стать базовыми приоритетами для системы образования. Российская образовательная политика в определенной степени учитывает мировые тенденции развития сферы образования. В отличии от советской она не имеет классового характера, не противопоставляет Россию мировому сообществу государств и предполагает широкое международное сотрудничество в этой области. Важной задачей для Российской Федерации является сотрудничество с авторитетными международными организация, определяющими перспективы развития образования в современном мире, – ЮНЕСКО, Советом Европы и др. Среди приоритетов образовательной политики следует назвать сотрудничество со странами СНГ и сохранение с ними общего образовательного пространства. Значимым направлением для российской системы образования является поддержка соотечественников за рубежом. Государственная образовательная политика Российской Федерации направлена на сохранение Россией её места в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования. Результатом реализации государственной образовательной политики стало утверждение в 2004 г. федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ФК ГОС), который был разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. В настоящее время разрабатывается государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. В соответствии с проведенной административной реформой государственная образовательная политика в Российской Федерации в настоящее время (с середины 2004 г.) разрабатывается и осуществляется тремя органами управления – федеральным Министерством образования и науки (Минобрнауки), федеральным Агентством по образованию (Рособразование), федеральной Службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Приоритетами государственной образовательной политики в России в начале ХХ1 века стали восстановление ответственности и активной роли государства в сфере образования, глубокая, всесторонняя и комплексная модернизация системы образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Эти приоритеты были сформулированы в решениях коллегий Министерства образования и науки от 4 ноября 2004 г. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» и от 10 октября 2005 г. «О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования». Специального комментария заслуживает вопрос о восстановлении ответственности и активной роли государства в сфере образования. В 1990–е годы по ряду причин объективного и субъективного характера государство, как известно, ослабило свое влияние на сферу образования. Сегодня ситуация изменилась. Государство восстановило утраченные позиции и свое влияние в сфере образования. Совершенствование российской системы образования в современных условиях предполагает реализацию следующих направлений государственной образовательной политики и практики: · государственно-общественное управление системой образования; · бюджетное финансирование и контроль за целевым использованием средств; · развитие правовых основ образования и надзор за их исполнением; · государственные механизмы управления качеством образования (в области содержания образования – совершенствование образовательных стандартов, экзаменационных процедур, введение нового механизма экспертизы учебников; в области кадровой политика – совершенствование квалификационных требований и механизма аттестация кадров; в области управления образовательными учреждениями – совершенствование процедур лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений образования). Государственная политика РФ сфере образования предполагает: · поощрение внебюджетных ассигнований в сферу образования; · развитие государственно-общественного управления образовательными учреждениями, стимулирование развития структур гражданского общества – ассоциаций образовательных учреждений и разных категорий педагогических кадров как партнеров государства. Важнейшим условием эффективности перечисленных направлений являются государственные меры по повышению уровня социальной защищенности работников образования, обучающихся и воспитанников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|