Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие внимания (последовательность основных этапов)




Таблица 2. Развитие внимания у детей

Возраст Этапы развития внимания
Первые недели - месяцы жизни Появлений ориентировочного рефлекса - объективного признака непроизвольного внимания ребенка
Конец первого года жизни Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания
Начало второго года жизни Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взгляда на названный взрослым предмет
Второй-третий год жизни Достаточно хорошее развитие указанной выше формы произвольного внимания
Четыре-пять лет Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого
Пять-шесть лет Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства)
Школьный возраст Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое

 

Л. С. Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследить закономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с пер­вых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойства­ми приковывают его внимание. С другой стороны — это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-ука­заний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внима­ние возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием.А это начинает про­исходить в процессе овладения ребенком речью.

В процессе активного овладения речью ребенок начинает управлять и первич­ными процессами собственного внимания. Причем первоначально в отношении других людей, ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сто­рону, а затем и в отношении себя.

Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа:

Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного фак­торами внешней среды.

Второй — этап школьного развития, который характери­зуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованно­го внутренними установками ребенка.

 

Теории внимания

Основные подходы к пониманию внимания

В психологии можно выделить шесть основных подходов, объясня­ющих феномен внимания (рис. 5).

 

Рис. 5. Гипотезы внимания

 

Каждый из них считает главной какую-то одну сторону в сложном комплексе психической деятельности человека, но пока ни одна из этих гипотез не получила всеобщего признания. Возможно, что истинные механизмы внимания или являются формой интеграции ниже описанных процессов, или обусловлены иными причинами.

Внимание как результат эмоций

Эмоциональный подход к пониманию внимания пропагандировал Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Он также утверждал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлены характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания. Такой взгляд на внимание весьма правомерен, ибо эмоция - есть реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и внимание организма в первую очередь приковывается именно к таким объектам.

Внимание как ограничение объема сознания

Второй подход выдвигали ученые И. Герберт и У. Гамильтон, которые считали, что более интенсивные представления подавляют менее интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании, и привлекает наше внимание.

Внимание как результат апперцепции

Третий подход заключается в том, что внимание трактуется как результат апперцепции, то есть жизненного опыта индивида. При этом в нервной системе (возможно, на уровне таламуса) происходит фильтрация поступающей информации исходя из потребностей, знаний и жизненного опыта человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...