Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимание как умственное усилие или распределение ресурсов




Теории, направленные на изучение силовой характеристики внимания, отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения энергии внимания на разные объекты. Одну из моделей внимания, созданную в рамках данного подхода, предложил Д. Канеман. Ниже мы приводим несколько тезисов этого подхода:

1. Внимание — это трата психических сил на что-то, а так как сил (ресурсов) никогда не бывает достаточно, то задача внимания — оптимально распределить их среди множества объектов внешнего мира.

2. Степень умственных усилий (активация) определяется не столько желаниями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи.

3. Главным фактором распределения ресурсов для человека является «блок оценки требований задачи кресурсам внимания».

4.Существует еще один блок («постоянные правила»), который работает по законам непроизвольного внимания и может вмешаться в процесс решения задачи, перераспределяя энергию между отдельными текущими задачами.

5. Также на распределение энергии внимания влияет «блок действующих в данный момент желаний и намерений», работающих по принципу произвольных действий.

6. На интенсивность внимания влияет и общее активационное состояние организма. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно.

Внимание как перцептивное действие

Данный подход был предложен У. Найссером, который ввел понятие «предвнимания» и выделил две стадии переработки информации: первую — пассивную, и вторую — активную (во время конструирования образа). Внимание рассматривалось этим автором как персептивное действие, которое во многом носит автоматический, врожденный характер, но может модифицироваться в процессе научения. Изменения в настройках внимания во время научения подготавливают субъекта к приему определенной информации и облегчают избирательное использование ее нужных элементов.

 

Нарушение внимания

Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы). Насчитывается несколько видов нарушения внимания, основные из которых показаны в табл. 3.

 

Таблица 3. Процессы нарушения внимания

Вид нарушения внимания Сущность явления Основные причины
Отвлекаемость внимания Это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. а)Внешняя отвлекаемость - возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. б) Внутренняя - отвлекаемость внимания может быть двух типов: один возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоции, а второй тип объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы. Возможные причины отвлечения внимания: • недостаточная сформированность волевых качеств; • повышенная утомляемость; • плохое самочувствие; • монотонная, неинтересная деятельность; • быстрый или слишком медленный темп деятельности; • наличие резких посторонних раздражителей.
Рассеянность внимания Неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может выступать: а) как неспособность к сосредоточению; б) как чрезмерная концентрация на другом объекте деятельности. Таким образом, рассеянность бывает двух видов мнимая и подлинная. 1) Мнимая рассеянность — это невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью на каком-то одном предмете, явлении или переживании. 2) Подлинная рассеянность - когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Причин подлинно рассеян­ного внимания много: • общее расстройство нервной системы (неврастения); • физическое и умственное утомление и переутомление; • наличие тяжелых переживаний, психотравм; • эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных); • нарушение режима труда и отдыха.
Подвижность внимания Постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности каждой. Возбудимый тип нервной деятельности, чрезмерная подвижность нервных процессов; ухудшение состояния соматического здоровья.
Инертность внимания Малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей. Органические или функциональные нарушения мозга.
Сужение объема внимания Концентрация внимания на каком-то одном событии или явлении (чаще всего негативного характера), снижение широты взгляда. Стресс, навязчивая проблема, глубокие эмоциональные переживания.

 

 

Список источников

1) Щербатых Ю.В. Д.б.н., профессор психологии МГЭИ. Учебное пособие для психологов «Общая психология», 2010 г.

2) Бычкова Л.А. старший преподаватель РГСУ «Общая психология»

3) Маклаков А. Г. «Общая психология». — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — серия «Учебник нового века»

 

Рекомендуемая литература:

1. Фаликман М. В. — к.п.н., доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Общая психология. В 7 томах. Том 4. Внимание, 2006.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.

3. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.,1974.

4. Лурия А. Р. Внимание и память. — М., 1975.

5. Павлов И. II. Полное собрание сочинении. Т. 3. Кн. 2. - М.: Изд. АН СССР, 1952.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

7. Сеченов И. М. Физиология нервных центров: из лекций, чит. в собрании врачей в Москве в 1889-1890 гг. - М.: Изд. АМН СССР, 1952.

 


[1] Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...