Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «языковой портфель»




Оглавление

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы использования языкового портфеля на уроках по иностранному языку

1.1. Понятие «языковой портфель»

1.2. Технология использования языкового портфеля на уроках по иностранному языку

ГлаваII. Самооценка как компонент УУД

2.1.Компоненты самооценки

2.2 Виды и типы самооценки

Глава III. Методика по выявлению самооценки

3.1…

3.2.

Заключение …………………………………………………………………..30

Список литературы …………………………………………..………………32

Приложения


Введение

Актуальность проблемы. В соответствии с требованиями ФГОС в области «Иностранный язык» у учащихся должно быть сформировано дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. ФГОС предполагают принципиальные изменения в содержании образования, мышлении учителя, целенаправленном формировании ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности. Все образование должно быть направлено на развитие у школьников универсальных учебных действий, с помощью которых формируются предметные и метапредметные умения [20].

Этому и способствует Языковой портфель. Языковой портфель (ЯП) отражает общую тенденцию переноса акцента в языковом образовании с понятия «обучение языку» на понятие «овладение языком и культурой», т.е. на непосредственную деятельность школьника.

Преподавание иностранного языка в современных условиях требует от учителя не только знания, но и активного использования различных технологий. Педагогическая система, которая основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению, включает в себя широкий спектр современных педагогических технологий, среди которых языковой портфель ученика выполняет важную роль. Технологии, объединённые понятием «Языковой портфель ученика», хорошо вписываются в центрированную на учащемся систему, являясь завершающим звеном, придавая ей определенную целостность[3]. Также языковой портфель является новой формой обучения, контроля и самоконтроля учащихся.

Состояние изученности проблемы. Проблема использования языкового портфеля на уроках по иностранному языку была изучена рядом ученых.

Большой вклад в изучение языкового портфеля внесли Н.Д.Гальскова и З.Н. Никитенко. Они занимались разработкой ЯП для разных этапов школьного обучения, включая начальную школу.

Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров изучили содержание «Портфеля» и технологию его наполнения.

Определения понятия «портфолио» и основные его модели представлены в работах JI.B. Баранниковой, Г.Б. Голуб, Т.Г. Новиковой, М.А. Чошановой. Зарубежный опыт достаточно глубоко описан в работах К. Вольфа, М. Вонакотта, К. Воуэрс, Д. Литтла, А. Лоуренсена.

Проблема исследования: каковы пути использования языкового портфеля для развития самооценки учащегося?

Проблема определила тему исследования: «Использование языкового портфеля для развития самооценки ученика».

Целью исследования является определение путей использования языкового портфеля, как инструмента самооценки учащихся.

Объект исследования: процесс обучения английскому языку в школе.

Предметом исследования является использование языкового портфеля как инструмента самооценки ученика.

Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:

1) раскрыть понятие «языковой портфель»,

2) изучить технологию использования языкового портфеля на уроках по иностранному языку.

3) раскрыть понятие самооценка,

4) изучить использование языкового портфеля как инструмента самооценки ученика.

Понятийно-терминологический аппарат: основные понятия данного исследования даются по «Методике обучения иностранным языкам» А.Н. Щукина и по «Новым педагогическим и информационным технологиям в системе образования» Е.С. Полат.

Языковой портфель – пакет документов, в которых его обладатель в течение длительного времени фиксирует свои достижения и опыт в овладении языком, полученные квалификации, а также отдельные виды выполненных им работ

Портфолио – «инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ учащихся.

Коммуникативная компетенция определяется как способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное взаимодействие с носителями языка в рамках заданных стандартов.

«Портфель ученика» – это технология личностно-ориентированного обучения, направленная на формирование у учеников навыков рефлексии процесса и результатов собственного учебного труда.

Самоконтроль – это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью в целом

Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.


 

Глава I. Использование технологии языкового портфеля на уроках по иностранному языку.

Понятие «языковой портфель»

Использование языкового портфеля как средства рефлексивного обучения иностранному языку обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в языковом образовании с понятия «обучение иностранному языку» на понятие «изучение иностранного языка и культуры», то есть именно на самостоятельную учебную деятельность учащегося. При этом языковой портфель рассматривается как своеобразное «зеркало» этого процесса, в котором за счет рефлексивной самооценки учащегося отражаются основные аспекты его учебной деятельности по овладению иностранным языком, и таким образом создаются условия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции и развития способности учащегося к самостоятельности в процессе овладения иностранным языком [27].

Языковой портфель рассматривается в современной концепции обучения в качестве незаменимого средства формирования самостоятельности обучаемого в процессе освоения новыми знаниями. Появление идеи языкового портфеля связано с необходимым соотнесением российской системы требований к уровням владения иностранным языком с общеевропейскими системами. Данные процессы являются огромным шагом, целью которого является формирование единого общеевропейского образовательного пространства. Оценка различных уровней владения иностранным языком осуществляется через механизм лингводидактического тестирования. Суть данного инновационного подхода к изучению иностранных языков заключается в переориентировании образовательного процесса с педагога на обучаемого, который в полной мере осознаёт ответственность за результаты своей учебной деятельности. Данная технология постепенно формирует у него навыки автономного от учителя, овладения приёмами, способами труда, целью которого является непрерывное языковое образование, что позволяет обучаться в течение всей своей жизни. Речь идет о повышении уже сформированного уровня владения первым иностранным языком и дальнейшем изучении второго, третьего и других иностранных языков. Функциональность языкового портфеля подтверждается многими его параметрами, но, в первую очередь, как стимулирующий фактор обучения иностранным языкам в автономном режиме.

В современных условиях языковой портфель представляет из себя пакет рабочих материалов, содержащих различный опыт, конечный результат учебной деятельности школьника по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает обучаемому и преподавателю возможность по результату продукту учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем учебной работы и спектр достижений в области изучения языка и иноязычной культуры, динамику овладения изучаемым предметом в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности в данной области. Благодаря такому набору материалов у педагога и ученика возникает возможность проанализировать объем проделанной работы, уровень достижений в области овладения иностранным языком и культурой, также опыт учебной деятельности в данном направлении. В современной практике преподавания иностранных языков могут быть применены различные виды языкового портфеля. Выбор педагогом какой именно пакет материалов использовать зависит напрямую от его целевой направленности.

- языковой портфель как инструмент самооценки достижений обучаемого в процессе овладения иностранным языком и уровня владения иностранным языком (Self-Assessment Language Portfolio).

- языковой портфель как средство самостоятельного овладения иностранным языком (Language Learning Portfolio) – данный вид языкового портфеля может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению (Reading Portfolio), по аудированию (Listening Portfolio), по говорению (Speaking Portfolio), по письму (Writing Portfolio), языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio).

- многоцелевой языковой портфель. Он включает в себя различные цели в области обучения иностранным языкам (Comprehensive Language Portfolio).

Функции портфеля:

1) саморефлексии (ученик оценивает свой языковой уровень с целью совершенствования умений и навыков);

2) оценки (объективный анализ реально сформированного языкового уровня учащегося);

3) педагогическая (преподаватель оценивает внеаудиторную работу учащегося и динамику изменения его языкового уровня);

4) образовательная (дает возможность развивать уникальные способности учащегося в изучении иностранных языков, обучать одарённых детей, стимулировать их к самостоятельному непрерывному обучению в течение всей жизни)[1].

При изучении иностранного языка самооценка имеет три цели:

Сам процесс изучения является первой целью. Учащиеся должны уметь объективно оценивать результаты своей учебной деятельности на разных этапах изучения иностранных языков. Школьникам необходим навык анализа успешности выполнения индивидуальных учебных заданий, достижения специальных учебных целей.

Второе – это коммуникативное компетентность, выраженная в терминах шкал и дескрипторов Совета Европы.

Третья цель самооценки – это лингвистическая компетентность – слова, которые он знает, которые он использует, звуки, которые он может произнести.

При работе с языковым портфелем цели и формы его использования могут самыми разными. По своей сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации, различающейся по целям обучения, возрасту обучаемых, уровню овладения иностранным языком, условиями обучения, индивидуальными особенностями учащихся, а также используемым методам и средствам обучения. Языковой портфель является очень гибким средством обучения, адаптирующимся практически к любому образовательному процессу, который может отличаться в зависимости от целей обучения, уровня владения иностранным языком, возраста учеников, условий обучения и других различных факторов, в том числе методов и средств обучения. Возможны также комбинации указанных видов языкового портфеля в различных целях работы над изучаемым языком.

Одно из важных преимуществ языкового портфеля, которое выделяют по отношению к стандартным тестам, дающим «разовую оценку», есть наличие возможности для ученика самостоятельно оценить уровень достигнутых результатов, увидеть со стороны, насколько развиты собственные способности, насколько велик прогресс в изучении иностранного языка.[2]

Учащимся это может показаться более трудным, чем оценка коммуникативных умений, без формирования данного навыка они не смогут контролировать, улучшать, исправлять свою речь. В этом случае хороша работа на исправление ошибок друг у друга в разных видах заданий и в своих собственных работах. Совместная работа учащихся над ошибками друг у друга и собственный контроль надо выполнением различных заданий – все эти приемы способствуют развитию самооценки в процессе изучения иностранного языка. Но понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он мог бы сверить собственные достижения в различных сферах деятельности. Для адекватной оценки своих знаний, способностей в помощь ученику необходимым становится формирование шкалы ценностей, с которой он сможет сверить собственные достижения в разных областях учебного процесса. Само слово рефлексия подразумевает сознательное и сосредоточенное размышление о чем-либо, что имеет отношение к комплексной сфере ментальных действий. Ведь изучая язык, мы размышляем о языковых фактах, способах его изучения и употребления. В процессе изучения языка нами происходит постоянное осмысление различных языковых фактов, способов изучения самого языка, его употребления нами в процессе жизнедеятельности. Более того, мы можем размышлять об этом до того, как мы приступаем к учебной деятельности и к выполнению какой-либо коммуникативной задачи, в процессе выполнения какого-либо вида учебной работы или задачи или после выполнения. Европейский языковой портфель вовлекает учащихся в процессы планирования, контроля своей учебной деятельности и дальнейшей оценки результатов.

Содержание и структура каждого вида языкового портфеля зависит от его основной функции и цели. Например, в языковой портфель типа Administrative включаются, в большинстве случаев, образцы самых успешно выполненных самостоятельных работ учащегося, которые он осилил в течение определенного учебного периода. Цели использования языкового портфеля не ограничиваются рамками только учебного процесса. Он может быть использован и при приеме на работу, и при повышении квалификации в специальных учебных заведениях или в других целях. Выполнение социальной функции портфеля отражается в информировании о достижениях и полученном опыте обучаемого в ситуации межкультурного общения. В качестве примеров языкового портфеля данного типа можно привести Employability Portfolio – “Working Papers”, Performance Reviews – «How am I doing?»

Концепция работы над языковым портфелем состоит в следующем:

1. Формирование языкового портфеля невозможно без совместной работы учителя и ученика.

2. Языковой портфель является одним из эффективных средств стимулирования на всех этапах учебного процесса, активизируя учащихся оценивать результаты своей учебной деятельности.

3. Ситуация успеха приобретает большее значение благодаря использованию языкового портфеля. Происходит формирование важных ценностных установок, самоутверждение личности с позитивной точки зрения.

4. Систематическое поэтапное заполнение "Языкового Портфеля" реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую. Идея непрерывного образования реализуется благодаря систематическому поэтапному заполнению языкового портфеля, приобретая большую значимость при переходе ученика на наиболее развитый уровень овладения языком.

При помощи различных дескрипторов ученик самостоятельно оценивает свои навыки и умения в процессе изучения иностранного языка. Учащийся также может прибегнуть к помощи учителя, который произведет реальную оценку способностей учащегося, что позволит создать более объективную картину. Как ученик, так и учитель могут планировать дальнейшее развитие специфических языковых умений конкретного учащегося для достижения им намеченного уровня. Учитель и ученик могут совместно, а могут и автономно планировать дальнейшее развитие способностей ученика, что позволит достичь желаемого уровня владения иностранным языком. В будущем, через определенный промежуток времени, учитель делает финальный замер достигнутого уровня для анализа динамики развития[3].

Для учителя портфель служит инструментом неформального оценивания достижений учащегося по предмету и развития его личности.

Языковой портфель включает в себя следующие документы, разработанные педагогом:

· задания ученику по отбору материала в «Языковой Портфель»;

· анкеты для родителей, предполагающие, в первую очередь, внимательное ознакомление с работами ученика, и, в последующем. фиксацию результатов его учебной деятельности;

· анкеты для членов экспертной группы, оценивающих портфель на презентации его самим учеником.

Ученик по собственному выбору либо по заданию учителя отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на уроке самостоятельно (контрольные работы, тесты, сочинения и пр.) или дома (домашние задания), во внеклассной работе (проекты, рефераты, доклады и т.п.). Отбор ведется в течение одного года (четверти ли на протяжении всех лет обучения).Учащиеся самостоятельно, либо с помощью педагога собирает в портфель работы, которые выполнялись им самостоятельно на уроке либо дома в течение одного года, четверти или другого промежутка времени.

Е.С. Полат сформулировал принципы технологии по созданию языкового портфеля следующим образом:

1. Самостоятельная оценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:

• особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения);

• умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;

• особенности коммуникативной способности ученика (в участии в дискуссии, полилоге, в умении аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснить материал другому ученику).

2. Систематичность и регулярность контроля. При принятии учеником решения отследить динамику формирования определенного уровня овладения иностранным языком, он начинает наблюдать за результатами своей учебной деятельности, отбирая и логически структурируя в языковой портфель наиболее успешно выполненные, на его взгляд, работы.

3. Логическая структуризация работ, лаконичность всех письменных пояснении.

4. Аккуратность оформления портфеля, его эстетичность.

5. Целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфеле» материалов.

6. Наглядность и обоснованность презентации языкового портфеля ученика[14,с.61,16].

В зависимости от целей их создания выделяют также следеющие типы языковых портфелей:

- портфолио – «папка достижений»: данный портфель повышает значимость ученика в собственных глазах, является отражением его успехов;

- рефлексивное портфолио: отражает динамику развития личности учащегося, помогает в наблюдении и оценке результативности его деятельности в качественном и количественном планах;

- проблемно-исследовательский портфолио: помогает подготовиться к написанию реферата или научной работы, к выступлению на конференции;

- тематический языковой портфель: создаётся в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.

В зависимости от основной функции и цели языкового портфеля будут определяться и содержание, и структура каждого его вида, в том числе предлагаемые учащемуся средства самооценки и характер материалов, включаемых учащимся в языковой портфель[4].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...