Глава II. Самооценка как компонент УУД
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 2.1.Компоненты самооценки Элемент оценки содержится в любой попытке человека охарактеризовать себя. Совокупность всех представлений индивида о себе составляют Я-концепцию, в том числе совокупность оценок этих представлений. Описательную составляющую Я-концепции называют образом «Я» или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место быть огромное количество определений этого отношения. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе. Понимание Я-концепции как совокупность установок, направленных на себя нашло отражение в работах многих ученых, например, Р. Бернсом[5]. Используя три составляющих установки применительно к Я-концепции и исходя вышеописанного его понимания можно выделить: 1. Образ «Я». 2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать разной интенсивностью, т.к. конкретные черты образа «Я» могут вызывать в разной степени сильные эмоции, которые связаны с принятием или неприятием этого образа. 3. Потенциальная поведенческая реакция человека, вызванные образом «Я» и самооценкой. Самооценка играет для человека немаловажную роль в силу эмоционального содержания, которое она несет для человека, вызывая в нем разной интенсивности чувства, интенсивность которых зависит от многих факторов, действующих на человека. По мнению Куперсмита самооценка - это отношение индивида к себе, которое формируется постепенно, но приобретает постоянный характер; отношение в виде одобрения или осуждения, степень которого выражается в убежденности индивида в своей значимости, ценности себя[6]. Розенберг считал, что ко всему, что входит в сферу его «Я»(самоуважение, ощущение собственной значимости). самооценка определяет уровень развитии у индивида [7]. Таким образом, ощущение своей значимости, положительное или негативное восприятие себя напрямую зависят от самооценки.
И.С.Кон сформулировал общее представление о самооценке, высказывая мнение о том, что именно самооценка выступает в качестве общего знаменателя, измерением «Я». Она выражает меру принятия или неприятия индивидом самого себя.[8] Наиболее простое из решений этих вопросов исходит из того, что система самооценки есть некий набор частных самооценок; в соответствии с этим глобальная самооценка может быть понята и операционализирована как сумма частных самооценок. Более распространенным мнением является представление о том, что различные сферы и особенности личности, которые могут выступать в качестве объектов самооценок, неравнозначны, и самооценки играют тем большую роль, чем более значимым является оцениваемый аспект. Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джеймса, по мнению которого неудача в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку[9]. Подобных высказываний придерживались многие исследователи. По мнению Куперсмита, обобщенная самооценка есть сумма частных самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости, однако, при этом отмечает, что фактов, прямо подтверждающих эту гипотезу, крайне мало[10]. Розенберг предложил гипотезу, исходя из которой влияние специфического аспекта «Я» на самооценку меняется в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооценку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение. Вклад самооценок по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.
Таким образом, в соответствии с этими представлениями, строение самооценки можно представить следующим образом: Существуют два уровня самооценки - уровень частных самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом организации этих уровней в единую систему является интеграция частных самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура же самоотношения, фактически, сводитсяк структуре входящих в Я-концепцию аспектов «Я». Прямых доказательств данных представлений, несмотря на их популярность и распространенность и даже кажущуюся очевидность, до сих пор не найдено. Самооценка есть знание человеком самого себя и отношение к себе в единстве этих знаний. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Самооценка невозможна без выделения человеком собственных умений, качеств, поступков, целей своего поведения. Огромное значение в формировании личности играют умение человека оценить свои возможности, силы, соотнести их с внешними факторами, умение ставить перед собой цель. Оценка окружающими людьми результатов деятельности человека является важнейшим источником развития самооценки. По мнению Б.Г.Ананьева, именно жизнь в коллективе и верное развитие оценочных отношений играет решающее значении формировании самооценки. Одним из важнейших факторов формировании самооценки является оценка личности человека окружающими.[11] В разработке этого подхода принимали участие Ч.Кули и Дж.Мид. Рассматривая основу формирования самооценки, стоит отметить мнение о том, что индивид оценивает успешность предпринятых им действий через призму собственной идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. Индивид выбирает определенное дело, и в этом деле испытывает удовлетворение от успешного результата своей деятельности, т.е. происходит измерение того. чего он в итоге достиг. Референтная группа или круг значимых людей становятся еще одним источником формирования самооценки в разное время становления личности. Особого мнения требует тот факт, что самооценка вне зависимости от своего содержания, всегда субъективна в основе своей.
В процессе жизнедеятельности личности, самооценка выполняет важную функцию развития самой личности, регулируя поведение человека, его поступки.
2.1.Типы и виды самооценки У человека самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. Когда у человека в процессе жизнедеятельности формируется адекватная самооценка, он верно соотносит свои потребности и желания со своими возможностями, реально оценивает свои успехи и неудачи, ставит перед собой цели, достигнуть которые ему позволят его возможности и силы. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но существует и неоптимальная самооценка, когда она либо чересчур завышена или, наоборот, занижена. Неправильное представление о себе и идеализированный образ себя может возникнуть только на основе неадекватно завышенной самооценки. В этой ситуации человек необъективно оценивает свои возможности, собственную ценность для окружающих и общего дела, важного для всех. В таких ситуациях вместо решения сложных проблем, человек игнорирует их, во избежание изменения своей завышенной самооценки. Происходит противопоставление себя окружающему миру, а именно всему, что может изменить собственный образ. Искажение окружающей действительности приводит к неадекватному ее восприятию. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю. Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений. При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий[12].
Самооценка, представляющая из себя целостное отношение ребенка к самому себе, начинает складываться в старшем дошкольном возрасте. Возникновение самооценки у ребенка связано с его деятельностью и общением, при этом содержательная составляющая самооценки определяется опытом и успешностью деятельности ребенка, а эмоциональная с опытом общения и межличностных отношений со значимыми другими.
В качестве источников формирования самооценки выделяют опыт деятельности ребенка, степень его успешности, значимый опыт межличностного взаимодействия. Самооценка регулирует поведение и деятельность ребенка, опираясь на доминирующие социальные нормы[13]. Адекватная самооценка формируется у ребенка к 7ми годам. Именно к этому времени у него возникают все условия для выработки саморефлексии. Важным фактором, влияющим на развитие ребенка в период начального образования, выделяют учебную деятельность. Итогом этого влияния становится формирование ребенка как субъекта образовательной деятельности. Он уже способен определить границы своего незнания и обратиться ко взрослому за помощью. В исследованиях роли учебной деятельности в развитии самооценки младшего школьника было показано, что самооценка развивается благодаря тому, что ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям[14]. Во-первых, необходимо научить ребенка фиксировать свои изменения и объективировать их, что и составляет содержание действия оценки (умение определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач). Во вторых, необходимо вынести сам процесс изменения ребенка и объективировать его. Таким образом, развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях: 1) сравнение ребенком своих достижений в прошлом с настоящими результатами проделанной работы 2) предоставлении ребенку возможность осуществлять выбор в разных областях его жизнедеятельности и оценивании последствий этого выбора в разные периоды его развития. Можно говорить о становлении самооценки в случае, когда ученик способен самостоятельно определить границу своих возможностей, знания и незнания, При формировании у ребенка навыка анализирования собственных действий, допуска существования иных точек зрения происходит одновременное развитие рефлексивности. Приобретениями, которые одновременно с ростом самооценки должны появляться в жизни человека можно звать широту диапазона критериев оценок, их соотнесенность, отсутствие категоричности, объективность. Научно было доказано о большей коммуникабельности детей с рефлексивной самооценкой, их чуткости в общении со сверстниками. Недостаточное усвоение содержания нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности при самооценке ведет к ограничению ее регулятивных функций: появляется конфликтность, настороженность в отношениях со сверстниками. В случае недостаточного усвоения когнитивной составляющей нравственных качеств личности, регулятивная функция ограничена в своих действиях. Появляется напряжение, настороженность в отношения с окружающими людьми. Таким образом, развитие самооценки и личностного действия оценивания себя является условием развития личностной саморегуляции как важного вида регулятивных действий и коммуникативных действий в младшем школьном возрасте. Портфолио – нечто большее, чем альтернативный способ оценивания или собирания работ учащихся. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен» Для учителя иностранного языка «языковой портфель» - это инструмент развития навыка самооценки ученика. Педагогическая философия портфолио предполагает, прежде всего, смещение акцента с того, что ты не знаешь и не умеешь, на то, что ты знаешь и умеешь по данной теме, разделу, предмету. Основная цель портфолио – развивать у учащихся как младшей, так и старшей школы навык самооценки при работе со шкалой уровней. Для развития рефлексивной самооценки, осознания учащимися своих потребностей в изучении языка, отслеживания динамики развития коммуникативных умений в портфель включаются опросники, контрольные листы самооценки, оценочные шкалы. Так, в частности, контрольные листы самооценки коммуникативных умений в видах иноязычной речевой деятельности позволяют учащемуся осознать характер реального межкультурного общения, цели и конечный результат овладения соответствующими умениями для определенного уровня коммуникативной компетенции, сопоставить их с личностно-значимыми потребностями. На основании этого учащийся учится самостоятельно оценивать и ставить необходимые учебные задачи, подбирать материалы, выбирать эффективные стратегии и приемы учебной деятельности. Тем самым развивается способность ученика к целеполаганию[15]. Языковой портфель это и способ фиксирования, накопления и оценки своих индивидуальных достижений в определенный период обучения, и коллекция своих работ и результатов, которые демонстрируют их усилия, прогресс и достижения.
Список информационных источников
1. Гальскова, Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков/Н.Д.Гальскова//Иностранные языки в школе.-№5. - 2000. – 89 с. 2. Гальскова, Н.Д., Никитенко, З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам/Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко. – М.: Айрис Пресс, 2004. – 239 с. 3. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/Н.Д. Гальскова. – М.: Аркти, 2000. –169 с. 4. Полат, Е.С. Портфель ученика/Е.С.Полат // ИЯШ. - 2002.- №1. – 59с. 5. Ваулина, Ю.Е., Дж.Дули, Подоляко, О.Е., В.Эванс. Английский язык: Англ. в фокусе: языковой портфель для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. – 56 с. 6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Р.Бернс. – М., 1986. -422 с. 7. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2003. – 249 с. 8. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./Р.С.Немов. – М., 2000. – 499 с. 9. Кон, И.С. Открытие «Я»./И.С.Кон. – М., 1978. – 229 с. 10. Зимбардо, Ф.. Застенчивость./Ф.Зимбардо. – М.,1991. – 208 с. 11. Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонения./А.И.Ковалева. - М.: Владос, 1999.- 249 с. 12. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки. / А.В.Захарова. – М., 1993. – 289 с. 13. Лисина, М.И., Сильвестру, А.И. Психология самопознания у дошкольников./М.И.Лисина, А.И.Сильвестру. – Кишинев: Штиинца, 1983.- 340 с. 14. Цукерман, Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема./Г.А.Цукерман // Вопросы психологии,.- № 5. - 2001.- 54 с. 15. Морозова, М.П. Использование «Языкового портфеля» как способа комплексного достижения целей обучения ИЯ/ М.П.Морозова // Современные проблемы языкового образования: научно-методический сборник. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Еврошкола, 2001. – 159 с.
[1] Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков/Иностранные языки в школе.-№5. - 2000. - С. 6. [2] Гальскова, Н.Д., Никитенко, З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. – М.: Айрис Пресс, 2004. – С.102.
[3] Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Аркти, 2000. –С.89. [4] Полат Е.С. Портфель ученика // ИЯШ. - 2002. №1. - С. 22-27. [5] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. –С.102. [6] Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2003. – С.156. [7]Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 3-е изд. – М, 2000. – С.426. [8] Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978. – С.56. [9] Зимбардо Ф.. Застенчивость. – М.,1991. - С. 68 [10] Психология самосознания. Хрестоматия – Самара, 2003. – С.89. [11] Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. - М.: Владос, 1999.- С.158.
[12] Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – М., 1993. – С.157. [13] Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев: Штиинца, 1983.- С.201. [14] Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии, № 5, 2001.- С.15-18.
[15] Морозова М.П. Использование «Языкового портфеля» как способа комплексного достижения целей обучения ИЯ // Современные проблемы языкового образования: научно-методический сборник. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Еврошкола, 2001. – С. 21 – 23.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|