Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология использования языкового портфеля на уроках по иностранному языку.




Специфика использования технологии ЯП в начальной школе заключается в том что «Портфель» позволяет младшим школьникам проследить динамику овладения языком, тем самым отразить биографию своего языкового развития.

Н.Д. Гальскова и З.Н. Никитенко рекомендуют начать работу с языковым портфелем во 2-м классе. Они считают, что достаточно двух занятий для ознакомления детей с этим документом: одно занятие – для того, чтобы объяснить цели, содержание и структуру языкового портфеля; другое – для заполнения раздела «Языки, которые я знаю»[5,с. 224].

Большую часть времени во втором классе должна занимать работа с третьим разделом языкового портфеля – «Копилкой». К таблице самооценки и к таблицам «Коммуникативные умения» Раздела 1 («Языки, которые я знаю»), так же как и ко второму разделу «Мои успехи», дети обращаются в 3–4-м классах. Одного-двух занятий в четверть будет достаточно для самооценки и для пополнения «Копилки». Для полноценного осознания своих достижений ученикам необходимы достаточные промежутки времени между проведением занятий по самооценке.

В первом разделе, «Языки, которые я знаю», учащиеся делятся своим опытом изучения, использования иностранных языков. Сначала дети закрашивают воздушные шарики – иностранныее языки, которые они знают. В пустые шарики они вписывают и другие языки, которыми владеют и которые не обозначены в этом задании.

Последние страницы первого раздела отражают уже имеющийся сформированный уровень владения тем или иным иностранным языком. Ученик с помощью учителя и благодаря использованию таблицы самооценки определяет текущий уровень знания иностранного языка к концу 3-ого и 4-го классов.

Таблица самооценки и коммуникативных умений, используемые в первом разделе, позволяют школьникам определить свой уровень владения языком, используя европейскую терминологию.

Внутри каждого уровня представлены умения аудирования (Когда я слушаю, я умею), говорения (Когда я разговариваю, я умею), чтения (Когда я читаю, я умею), Письма (Я умею писать). В таблице «Коммуникативные умения» ученик отмечает тот уровень владения, которого он достиг в том или ином виде речевой деятельности. Если ученик, по его мнению, сделал первый шаг (достиг уровня A1) в умении слушать и понимать, он закрашивает соответствующий квадрат напротив слов «Когда я слушаю, я понимаю». Учитель при работе с данными таблицами должен помочь каждому ученику оценить уровень приобретенных навыков.

Во втором разделе, «Мои успехи» ученики самостоятельно оценивают свои результаты в изучении иностранных языков и культуры, отмечая здесь свои достижения в аудировании, говорении, чтении и письме внутри каждого уровня («Выживание», «Допороговый»), закрашивая соответствующие картинки.

При закрашивании картинок ученик руководствуется правилами (предваряющим этот раздел), с которыми его знакомит учитель:

– если ученик умеет делать что-то самостоятельно, легко, быстро и хорошо, то он закрашивает всю картинку целиком;

–в ситуации, когда ученик делает что-то недостаточно быстро, не справляется с заданием или делает его с помощью учителя, то он закрашивает только половину картинки, согласно озвученным правилам оформления;

– если ученик еще не умеет это делать, то картинка остается не закрашенной.

Кроме того, в рамках каждого вида речевой деятельности есть пустые картинки, в которые ученик может вписать то, что, по его мнению, он также умеет или может делать.

Школьникам необходимо объяснить значение разных цветов страниц: зеленый цвет – это первый шаг (уровень) в изучении иностранного языка; розовый – второй, более сложный шаг (Допороговый уровень), оранжевый – третий шаг (Пороговый уровень), который предназначен для изучения уже в 5ом классе. Ученик должен знать, что при закрашивании картинок на зеленых страницах, т.е. выполнения всех заданий, он достигает первого уровня «Выживание», а если закрасил все картинки на розовых страницах, он сделал второй, очень важный шаг (достиг второго уровня – «Допорогового»).

Нужно также объяснить детям, что две совершенно одинаковые странички предназначены для двух разных языков.

В рамках каждого вида речевой деятельности детям предлагается выбрать, а потом закрасить то, что они умеют делать, то есть оценить свои успехи. Обязательна проверка результатов самооценки, так ученик должен доказать свою компетенцию или в результате беседы с учителем, или в результате проверки с помощью упражнения. Проверка результатов самооценки обязательна, ученик при этом доказывает свою компетенцию как в беседе с учителем, так и при выполнении особых упражнений.

Подобные виды деятельности обеспечивают осознанное овладение языком и помогают ученикам развивать свои учебные умения и отношение к изучению языков и культур. Осознанное овладение языком формируется именно благодаря использованию подобных видов деятельности, в результате которых ученики выходят на новый уровень развития своих учебных навыков, умений, меняют свое отношение к изучению иностранных языков. Учитель помогает ученику не просто фиксировать его достижения, но и показывает, что ещё ему нужно выучить, чему научиться, чтобы уметь использовать неродной язык. Учитель в этом процессе играет одну из важнейших ролей, помогая ученику не только в фиксации достижений его деятельности, но и указывая на аспекты, требующие от ученика более пристального внимания при изучении. Таким образом, педагог помогает школьникам увидеть и осознать свои успехи и спланировать эффективно свою деятельность для более быстрого достижения спланированного уровня овладения иностранными языками.

Следующий раздел – «Копилка» – это особая папка, в которую дети складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению иностранными языками, которыми они хотели бы поделиться с окружающими.

Каждый год папка пополняется новыми материалами по выбору ученика, которые могут время от времени пересматриваться. Если ученик переходит в другой класс или школу, из «копилки» выбираются образцы работ ученика и передаются в новую школу вместе с языковым портфелем

Использование технологии «Языковой Портфель», как видно из вышеизложенного, требует определённой совместной работы ученика и учителя. При этом без поддержки родителей создание языкового портфеля невозможно. В данном проекте требуется совместный подход. Это хороший повод чтобы организовать совместный семейный досуг, необычно и с пользой для ребёнка провести время. Участие в таком проекте с ребенком может стать хорошим поводом для организации совместного семейного досуга, при этом вы сможете необычно и с пользой, в первую очередь, для ребенка, и для себя, в том числе, провести время. Кроме этого, родители активно принимают участие в презентации своим ребенком портфолио, оценке его деятельности со стороны экспертной группы, отвечая на вопросы, заданные с их стороны, тем самым оказывая ребенку неоценимую поддержку. Чувствуя такую поддержку родителей, у ребёнка появляется стремление к дальнейшему сотрудничеству и созданию чего-то более интересного.

В старших классах раздел Portfolio более сложный и требует длительной подготовки. Задание такого типа рекомендуется выполнять в домашних условиях не торопясь. На уроке учитель объясняет задание и помогает составить план выполнения творческого проекта, даёт советы, в каких модулях можно найти материал и воспользоваться им. После чего, учащиеся составляют примерный сопроводительный рассказ к будущему рисунку или поделкам. В дальнейшем учитель проверяет и корректирует замечания в работе. После проверки и рекомендаций учителя ребёнок выполняет творческий проект самостоятельно.

В старших классах языковой портфель представляет из себя отдельный комплект, который представляет собой полное собрание портфолио для каждого ученика индивидуально. Работу с ним учащийся организует самостоятельно. Это очень длительная и ответственная работа. Практически все задания сопровождаются творческим подходом, в рамках урока реализовать такой проект очень сложно. Вот какие разделы может включать в себя языкового портфеля ученика старшей школы:

- Аналитическая таблица, для заполнения учащимся данных о проделанной работе, а именно проставляет дату выполнения работы, описывает вид материала, содержание и вид работы.

- Ознакомительный график выполнения заданий, содержащий их описание. Учащийся ставит отметку о завершении работы после выполнения каждого из них. Количество отметок говорит о высоком успехе их выполнения, тем самым повышается уровень усвоения иностранного языка.

При выполнении в последующем различных проектных заданий, ученик демонстрирует использует не только уже имеющиеся знания, но и привлекает знания смежных дисциплин.

Языковое портфолио является конечным итогом самостоятельной работы учащегося. При этом он самостоятельно оценивает собранные им работы при заполнении оценочных листов после изучения каждого тематического модуля.

В первую очередь ученик презентует свою работу в подгруппе, где он обучался. После получения положительных отзывов от одноклассников, учителя, он выступает со своим портфолио перед всем классом. По желанию учащийся может выступить на родительском собрании и школьной конференции. Вопросы, которые ставит перед собой ученик перед выступлением с работой: Какую работу провёл для отбора материала в «Портфель»? Что получилось / вызвало трудности? Как организовал информацию? Какие технологии использовал? Была ли работа над портфелем полезна для тебя? При ответе на данные вопросы, у ребенка формируются навыки подготовки и выступления перед аудиторией, что способствует самоутверждению личности и формированию ценностных установок.

В основу программы по использованию Языкового портфеля как эффективного средства самооценки и рефлексии учащихся старшей школы положены системно-деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный подходы к обучению английскому языку.

Дифференциация обучения по данной программе заключается в том, что у учителя и учащихся всегда есть выбор, какие именно из предложенных в языковых портфелях проектных работ выполнять – с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, количества часов и поставленных задач. Учитель может самостоятельно разработать и предложить личные требования к оформлению языковых портфелей учащихся, сроки работы над ними, определить время презентации портфолио. Так как языковой портфель является собственностью каждого учащегося, он может быть абсолютно свободен в выборе оформления своего портфеля.

Языковой портфель развивает коммуникативные навыки учащегося, высокий уровень которых возможно поддерживать лишь в процессе непрерывного образования на протяжении всей жизни. Но еще более важный вклад вносит языковой портфель в формирование самооценки учащегося.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...