Туризм как отрасль экономики
Статистическая комиссия ООН во введении к третьему варианту Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК) дает следующее определение отрасли: отрасль экономики совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности. Отрасль характеризуется прежде всего как совокупность однородных производственных единиц. Последние и выступают в экономике в качестве объектов отраслевого управления, а субъектами управления являются отраслевые министерства. Все страны мира имеют министерства. Но далеко не все из них имеют министерства туризма. «Министерский» период был в истории российского туризма, когда им руководило Министерство культуры и туризма. В подчинении данного министерства недолгое время находились не только туристские предприятия, но прежде всего многочисленные музеи, театры, киноконцертные залы и т. п. Это был далеко не лучший период отечественного туризма. Именно в это время произошел развал прежней общественной структуры туризма, поскольку руководство министерства невольно рассматривало туризм только как финансовое подспорье для поддержки другой быстро разваливающейся системы - культуры, лишенной бюджетного финансирования. Безусловно, туризм связан с культурой, поскольку именно дифференциация культурных ценностей, так же как территориальные различия в природе, способна поддерживать интерес к познанию мира и путешествиям. Однако действующие международные отраслевые классификаторы не объединяют туризм и культуру в одну отрасль хозяйства. С I января 1976 г. в нашей стране действует Единый классификатор «Отрасли народного хозяйства», который был разработан Госкомитетом СССР по статистике, Госпланом СССР и Госкомитетом СССР по стандартам. С учетом изменений, внесенных Госстандартом СССР (№ 1-17), а также Госстандартом Российской Федерации (№ 18/95, 18/96, 20/97, 21/97), этот классификатор приобрел современный вид и получил официальное название Общероссийский классификатор «Отрасли народного хозяйства» 1.75.018. (ОКОНХ).
ОКОНХ представляет группировку видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций. Известно, что в ходе общественного разделения труда складываются однород- ные отраслевые группировки, которые со своей стороны характеризуют уровень процесса расширенного воспроизводства. В этом плане ОКОНХ помогает анализировать структуру народного хозяйства. ОКОНХ - составная часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой в автоматизированных системах управления в народном хозяйстве. ОКОНХ предназначается для обеспечения машинной обработки информации и используется для решения задач АСУ различных уровней управления и обеспечения их информационной совместимости. Одна из важнейших задач ОКОНХ -обеспечить сопоставимость показателей при анализе экономической эффективности общественного производства. При помощи ОКОНХ происходит увязка отчетных показателей и характеризуется уровень развития экономики и культуры отдельных регионов и стран. Основной целью ОКОНХ является группировка предприятий и организаций по отраслям для выявления межотраслевых связей и научного анализа оптимальных пропорций в развитии народного хозяйства. ОКОНХ выделяет иерархию отраслей. Внутри крупных отраслей народного хозяйства (как результат общественного разделения труда) выделяются более дробные отрасли - совокупности предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные общественные функции. Предприятие, учреждение, организация, состоящие на самостоятельном балансе, являются классификационными единицами отрасли, поскольку каждое из них относится к определенной отрасли народного хозяйства. Именно от их слияния и образуются отрасли, подотрасли, виды, группы и подгруппы, которые и образуют иерархическую структуру ОКОНХ.
Отрасли народного хозяйства с точки зрения характера общественного труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода подразделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу. К сфере материального производства относят отрасли, которые объединяют предприятия, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, перемещения грузов, хранения продуктов, их сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. К этой сфере в соответствии с ОКОНХ относят: • промышленность; • сельское хозяйство; • лесное хозяйство; • рыбное хозяйство; • транспорт и связь; • строительство; • торговлю и общественное питание; • материально-техническое снабжение; • заготовки; • информационно-вычислительное обслуживание; • операции с недвижимостью и имуществом; • общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка; • геологию и разведку недр, геодезическую и гидрометеорологическую службы; прочие виды деятельности материального производства. Отдельно в данном перечне отраслей туризм не называется, хотя нетрудно предположить, что многие предприятия, обслуживающие нужды туристов, будут входить в такие отрасли, как транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-вычислительное обслуживание и др. К непроизводственной сфере относятся предприятия, учреждения и организации, которые не создают материальных благ в процессе своей экономической деятельности: • жилищно-коммунальное хозяйство; • непроизводственные виды бытового обслуживания;
• здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; • образование; • культура и искусство; • наука и научное обслуживание; • финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;
• управление; • общественные объединения. И в этом перечне отраслей туризм не представлен, хотя очевидно, что предприятия практически всех названных выше отраслей непроизводственной сферы участвуют в формировании туристского продукта. Представленная выше классификация отраслей народного хозяйства имеет определенный смысл. Она необходима для правильного определения объемов общественного продукта и на- ционального дохода и сопоставимости этих данных с результатами, полученными в других странах мира. Приведенная выше классификация имеет унифицированный вид и используется практически всеми государствами для измерения национального дохода, его перераспределения и определения эффективности общественного производства. Верхний уровень отраслевой иерархии не выделяет туризм в особую отрасль народного хозяйства. Это значит, что туризм не рассматривается как самостоятельная отрасль народного хозяйства. Однако классификация ОКОНХ позволяет точно идентифицировать место туризма в иерархической отраслевой классификации. Всего вычленяется пять разрядов ОКОНХ: отрасли состоят из подотраслей, те, в свою очередь, делятся на виды; виды - на группы, а группы - на подгруппы. Таким образом, полный код обозначается пятизначным числом. Первая цифра кода обозначает номер отрасли народного хозяйства. Отрасли народного хозяйства, относящиеся к производственной сфере, получают значения от 1 до 8. Отрасли непроизводственной сферы собраны под цифрой 9. Для их обозначения используется следующая форма (табл. 1.1). Приведенный выше классификатор под кодом 91620 выделяет «Туризм» в отдельную отраслевую подгруппу. Однако и многие другие из приведенных выше отраслевых подгрупп объединяют предприятия, учреждения и организации, производящие услуги, необходимые для обслуживания туристов и экскурсантов. Обобщая рассмотренную информацию о классификаторе ОКОНХ, можно сделать вывод, что последний под термином «туризм» выделяет далеко не полный перечень предприятий, чья деятельность необходима для удовлетворения туристских потребностей. Это и дает право критикам «отраслевой» концепции отстаивать концепцию межотраслевого и комплексного характера туризма.
§ 1.2. Туризм как экономическая деятельность После того как в нашей стране был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности», противники «отраслевой» концепции торжествовали почти так же бурно, как и сторонники термина «туристский» перед сторонниками транскрипции «туристический». Еще бы. Их концепция и точка зрения официально подтверждались федеральным законом. Возможности использования термина «туристская деятельность» четко определены данным Законом следующей дефиницией: туристская деятельность - это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Закон однозначно трактует туроператорскую деятельность как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Турагентскую деятельность тот же Закон определяет как деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Анализ приведенных выше официальных определений позволяет сделать вполне однозначные выводы: • туристская деятельность - это предпринимательская деятельность; • организация путешествий не является (по определению) продуктом деятельности турагентов и туроператоров, поскольку деятельность последних предполагает своим объектом туристский продукт; из этого следует, что организация путешествий это иная деятельность, т. е. не деятельность турагентов и туроператоров. Последнее обстоятельство заставляет нас обратиться к фундаментальному определению термина «деятельность». В туристской литературе термин «деятельность» раскрывается в нескольких аспектах. Во-первых, как философская категория - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Согласно этому определению деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Сопоставляя данное определение с дефиницией туристской деятельности, данной в Законе, приходится констатировать, что последняя не раскрывает ее цели, из средств указывает только на туроператоров и турагентов, результатом видит только путешествия, а процесс вообще остается вне рамок определения. Такое, мягко говоря, игнорирование общеметодологической концепции деятельности и породило серьезную критику «законного определения», а что еще хуже -его неопределенность.
Во-вторых, как системная категория - структура, связывающая субъекта со средой. То есть деятельность несет в себе признаки как субъекта, так и среды и поэтому может толковаться с целостных позиций: то как всепроникающая характеристика абсолютного духа (Гегель), то как целостное материалистическое объяснение всей социальной истории (К. Маркс), то как обобщающая характеристика личности (С. Киркегор, А. Лосев), то как противостоящая разуму воля (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), то как символическая, знаковая структура (Э. Кассиро), наконец, как самодостаточная бихевиористская компонента (Дж. Уотсон, К. Халл). В этом ряду крайне важна концепция деятельности, предложенная Э. Г. Юдиным, и не только потому, что именно она раскрывает ее системную сущность, но и благодаря тому, что именно в туризме она впервые была реализована как объяснительный принцип при непосредственном участии ее автора. Нетрудно заметить, что и системно-структурные принципы анализа деятельности также не приняты во внимание разработчиками Закона «Об основах туристской деятельности». Возможно, несколько большую определенность понятию «туристская деятельность» даст обращение к термину «путешествие» как родовому понятию по сравнению с видовым понятием «туристский продукт». Но и это понятие раскрывается как специфическая деятельность отнюдь не организаторов отдыха, а туристов. Путешествие - передвижение по какой-либо территории, акватории для их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями. Обратимся к последней из применяемых в определении понятия «туристская деятельность» категории - «туристский продукт», хотя и она, как следует из самого определения, не имеет отношения ко всей туристской деятельности. Согласно Закону туристский продукт - это «право на тур, предназначенное для реализации туристу». Получается, что деятельность турагентов и туроператоров - это формирование, продвижение и реализация некоторых прав туристов. Более широко используемая в туризме дефиниция трактует туристский продукт как потребительский комплекс, включающий: тур, туристско-экскурсионные услуги и специальные туристские товары, т. е. как совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, потребляемых туристом. Именно такой, экономический, подход к деятельности мы находим в некоторых важнейших международных стандартах и классификаторах. Так, Статистическая комиссия ООН дает следующее унифицированное определение экономической деятельности - сочетание действий, приводящее к получению определенного перечня продукции, которое достигается в том случае, когда объединяются ресурсы и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг. Данное определение экономической деятельности, кстати, позволяет конкретизировать и понятие отрасли как совокупности производственных единиц, осуществляющих сходный вид производственной деятельности. Итак, сделаем общий вывод, что в Законе «Об основах туристской деятельности», в сущности, говорится о производственной туристской деятельности или, точнее, об экономической туристской деятельности, хотя определения им даны, совсем не соответствующие унифицированным международным стандартам, а это вносит большую путаницу в не такую уж сложную проблему рассмотрения туристской деятельности как экономической. Для этого достаточно было использовать действующие международные стандарты экономической деятельности. Исчерпывающую ясность в эту проблему вносит введенный в Российской Федерации с 1 июля 1997 г. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), который, в свою очередь, входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК). ОКДП представляет собой систематизированный свод классификационных группировок видов экономической деятельности, в основу которого положены Международная стандартная отраслевая классификация (МСОК / ISIC) и Международная классификация основных продуктов (МКОП / СРС). Этот стандарт способен систематизировать предприятия по видам их экономической деятельности, а также производимой продукции и предоставляемым услугам как конечному результату этой деятельности. Принципы ОКДП максимально соответствуют задачам отраслевого управления в условиях рынка, особенно в период «отраслевого передела», когда отрасли как субъекты управления быстро меняют организационные структуры управления и формы взаимодействия с предприятиями. В этом случае необходимо передать большую самостоятельность в управлении самим предприятиям. За государством же остаются правовые и экономические рычаги управления макроэкономического уровня. ОКДП использует семиразрядный код, в котором объединены три объекта классификации: виды экономической деятельности; виды продукции; виды услуг. Структура кода ОКДП при классификации видов экономической деятельности предусматривает выделение следующих иерархий: разделов экономической деятельности (кодируется заглав ными буквами латинского алфавита от А до Q); подразделов экономической деятельности (этот подраздел и следующие по рангу иерархии кодируются цифрами); групп экономической деятельности; подгрупп экономической деятельности; группировок экономической деятельности. В коде ОКДП 4 высших разряда используются для классификации вида экономической деятельности, а 3 низших - продукции и услуг. Туристская производственная деятельность в классификаторе ОКДП встречается многократно в различных его разделах. В частности, целый раздел «Н 55» озаглавлен «Гостиницы и рестораны». Этот раздел включает следующие подразделы, относящиеся к туристской экономической деятельности: Н 551 - деятельность гостиниц, мотелей, площадок для кемпингов и прочих мест краткосрочного проживания; Н 552 - деятельность ресторанов, баров и столовых. Раздел «I» - «Транспорт, складское хозяйство, связь» -включает несколько групп экономической деятельности, в рамках которых осуществляется туристское обслуживание: 16011 - деятельность магистрального железнодорожного транспорта; I 6021 - деятельность пассажирского автотранспорта, подчиняющегося расписанию; I 6022 - деятельность пассажирского автотранспорта, не подчиняющегося расписанию; I 611 - деятельность морского транспорта; I 612 - деятельность внутреннего водного транспорта; I 621 - деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию; I 622 - деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию; 1635 - деятельность бюро путешествий и туристских агентств; деятельность по оказанию помощи туристам, не включенная в другие категории. Раздел «К» - «Деятельность исследовательская и коммерческая» - включает подраздел: К 729 - деятельность, связанная с использованием компьютеров и информационных технологий. Раздел «N» - «Здравоохранение и социальные услуги» -включает также один подраздел: N 8514 - санаторно-курортная и оздоровительная деятельность. Раздел «О» - «Деятельность по предоставлению услуг», в нем можно отметить четыре подраздела, относящиеся к обслуживанию туристов: О 9219 - деятельность в области распространения культуры; О 9232 - деятельность музеев, охрана исторических памятников; О 9241 спортивная деятельность; О 9249 - деятельность по организации отдыха и развлечений. Что касается производимой продукции и услуг, то ОКДП выделяет следующие классы и подклассы продукции и услуг туристского назначения: 550 0000 - Услуги гостиниц и ресторанов, в т. ч.: 551 0000 - услуги гостиниц и ресторанов и аналогичных мест проживания; 551 0010 - услуги гостиниц; 551 0020 - услуги мотелей; 551 0090 - услуги прочих мест проживания; 551 0091 - услуги детских и студенческих лагерей на время каникул; 551 0092 - услуги оздоровительных центров и домов отдыха; 551 0093 - услуги по сдаче в аренду меблированных мест проживания; 551 0094 - услуги молодежных центров и горных приютов; 551 0095 -услуги кемпингов и стоянок передвижных дач; 551 0096 - услуги спальных вагонов и предоставление спальных мест в прочих транспортных средствах; 551 0099 - услуги по предоставлению мест проживания. 552 0000- Услуги ресторанов, баров, столовых, вт.ч.: 552 0010 - услуги общественного питания; 5520011 - услуги по обеспечению питанием с полным ресторанным обслуживанием; 552 0012 - услуги по обеспечению питанием в заведениях самообслуживания; 552 0013 - услуги по обеспечению питанием, приготовленным в другом месте; 552 0019 - услуги предприятий общественного питания прочие; 552 0020 - услуги по продаже напитков для потребления на месте; 552 0021 - услуги по продаже напитков без развлекательной программы; 552 0022 - услуги по продаже напитков в сочетании с развлекательными программами. 6011010 - Перевозки пассажирские, в т. ч.: 601 1011 - перевозки пассажирские дальние; 602 1000 - перевозки пассажирские автомобильным транспортом по расписанию; 602 1030 - перевозки пассажирские междугородные автомобильным транспортом по расписанию; 602 1040 - перевозки пассажирские международные автомобильным транспортом по расписанию; 602 2020 - рент-кар; 611 0000 - услуги морского транспорта; 611 0010 - перевозки морским транспортом пассажирские; 611 0012 - перевозки морским транспортом круизные; 612 0000 - услуги внутреннего водного транспорта; 612 0012 - перевозки пассажирские на водных туристских линиях; 612 0013 - перевозки пассажирские на экскурсионно-про-гулочных линиях; 621 0000 - услуги воздушного транспорта;
621 0010 перевозки пассажиров воздушным транспортом регулярные; 622 0000 - услуги воздушного транспорта, не подчиняющиеся расписанию; 622 0010 - услуги воздушного транспорта, подчиняющиеся расписанию; 633 0000 - услуги транспортно-экспедиционных агентств; 695 0000 - услуги бюро путешествий и транспортно-экспедиционных агентств; 695 0010 - услуги бюро путешествий и туристских агентств; 695 0020 - услуги экскурсионных бюро. 851 4010 - Санаторно-курортные и оздоровительные услуги, вт.ч.: 851 4020 -лечение и обслуживание в профилакториях; 851 4030 - лечение и обслуживание в специализированных детских санаториях и лагерях; 851 4040 - сопутствующие санаторно-курортные услуги. Различные виды туризма как области экономической деятельности и классы туристской продукции и туристских услуг представлены в классификаторе достаточно широко. Все это говорит о том, что рассмотрение туризма как деятельности уже сейчас опирается на весьма авторитетные международные стандарты и обязано учитываться при решении вопросов об управлении туризмом. С точки зрения рассмотренных выше отраслевых стандартов, наиболее рациональным является включение туризма в единый отраслевой комплекс вместе с физической культурой и санаторно-курортным делом. В то же время туризм необходимо рассматривать и как экономическую деятельность. В этом случае туристские предприятия нуждаются в значительном расширении экономической самостоятельности, а некоторые виды туризма (внутренний, въездной, социальный, детский туризм) - в приоритетной поддержке со стороны государства.
§ 1.3. Туризм как рынок Еще в 1990 г. индустрия туризма СССР принимала и обслуживала около 50 млн туристов и более 300 млн экскурсантов. Слабым звеном туристского обслуживания в стране являлся инфраструктурный комплекс - транспорт, связь, питание, торговля, страхование и т. д. Вместо того, чтобы постепенно улучшать развитие туризма, была предпринята коренная его перестройка. В частности, был проведен «шоковый» вариант быстрого перехода к рыночной модели туризма. В результате более 10 тыс. туристских объектов социального туризма, обеспечивавших ранее услуги для широких слоев населения в России, фактически приостановили свою деятельность. Проблема низкого уровня качества российского туризма из экономической превратилась в проблему социальную. Необходимо расширить социальную базу туризма, вернуть на турист-скип рынок тысячи предприятий социального туризма, что должно способствовать созданию новых рабочих мест и в конечном счете вывести страну из полосы затянувшегося кризиса в зону реформ. Такова цель нового социального проекта развития туризма. Какие же здесь возможны средства? Чтобы ответить на этот вопрос, коротко укажем на некоторые фундаментальные социально-экономические основания туризма, без знания которых он будет не до конца понят. Основание первое. В конечном счете турист потребляет услуги, а это значит, что именно он, а не производитель услуги должен переместиться в место ее производства. Действительно, невозможно переместить к туристу Черное или Средиземное море, Кремль или Версаль, Эрмитаж или Лувр. Разнообразие мира и интерес к нему - основные причины туризма. Это основание заставляет теоретиков туризма вполне определенно квалифицировать международный туризм как невидимый экспорт туристских услуг из одной страны в другую. Для многих стран туризм превратился в важную экспортную отрасль это всем известные Франция, Испания, Италия, Греция, Турция, но также и США, и Великобритания, и Германия. Все они применяют разнообразные экономические стимулы для защиты своих экспортирующих туристские услуги производителей отменяют или вводят минимальный налог на добавленную стоимость на туристские услуги, снижают долю транспортных издержек в суммарной стоимости потребления туристского продукта, упрощают таможенные и визовые формальности для того, чтобы привлечь как можно больше иностранных туристов. Понятно, что именно эти страны управляют международным туристским рынком. Трудно предположить, чем руководствовались разработчики Закона «Об основах туристской деятельности», когда распространили норму об отмене налога на добавленную стоимость на всю туристскую деятельность, но в итоге Россия заняла на мировом туристском рынке неподобающее ей место донора и вывозит в другие развитые страны по линии туризма многие миллиарды долларов, создавая там рабочие места, расширяя базу налогообложения, решая социальные проблемы тех стран. В 1985 г. в СССР на 1 туриста, отправлявшегося за рубеж, приходилось 15 внутренних туристов. Это свидетельствовало о несбалансированности туристского рынка. В 1998 г. структура потока коренным образом изменилась, но лучше не стала. Сейчас в России на 10 выезжающих туристов - 1 внутренний. Для сбалансированного туристского рынка, свидетельствуют разработки Всемирной туристской организации, типична пропорция: 1 въездной I выездной 4 внутренних туриста. Эта структура является оптимальной, а значит, к ней и надо стремиться, в т. ч. принимая законы и регламентируя туристскую деятельность. Чтобы изменить ситуацию, необходимо дифференцировать туристскую деятельность: поддерживать въездной туризм (в т. ч. отменой налога на добавленную стоимость и упрощением визовых и таможенных формальностей) и регулировать выездной туризм (в т. ч. повышением налога на добавленную стоимость, введением пошлины на выезд). Ведь для других стран наш выездной туризм - это «невидимый экспорт», а для нашей страны - ощутимый импорт. Основание второе. Центральной фигурой на туристском рынке является туроператор. Именно он формирует тур, предлагая его на продажу, и тем самым загружает предприятия индустрии туризма - гостиницы, рестораны, музеи, национальные парки и т. п. Именно туроператор связывает производителя туристских услуг с потребителем: поставить в тур музей, заключить договор с гостиницей, выбрать ресторан, шоу - все это решает туроператор. Поэтому за туроператора идет борьба на туристском рынке. Эту борьбу проиграли предприятия индустрии туризма в России. Отечественный туроператор теперь загружает не их, а зарубежные предприятия индустрии туризма. Почему? Достаточно просмотреть рекламу туров в каталогах ведущих туроператоров, чтобы убедиться, что пролет из Москвы до Анталии (Турция) и обратно обойдется дешевле, чем из Москвы до Сочи. Ладно бы на чужой авиалинии - родным «Аэрофлотом». Судя по стоимости туро-дня, в Тунисе, Турции, на Кипре, в Греции, Египте, Малайзии и Индонезии, а также в Испании, Франции и Италии туристские услуги не только не облагаются налогом на добавленную стоимость, но за ними стоят негосударственные корпоративные механизмы борьбы за клиента, на юридическом языке называемые пулом. Когда одни конкуренты имеют такие преимущества перед другими - отечественными производителями туристских услуг, наше российское законодательство обязано по крайней мере уравнять шансы. Если вернем туроператора на отечественный рынок, значит, вернем в страну и туристов, и многие миллиарды долларов. Для решения этой задачи необходимо сделать работу туроператора более выгодной на отечественном рынке, нежели на зарубежном. Например, только в этом случае туроператор может рассчитывать на снижение ставки налога на добавленную стоимость либо на получение некоторых корпоративных льгот, о которых скажем ниже. Основание третье. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. Итак, рента за качество ресурса, в нашем случае -туристская рента, которую осваивает производитель услуг не потому, что он больше и лучше работает, а потому, что ему повезло с местоположением и ресурсами. Все едины во мнении, что с туристскими ресурсами России очень повезло - разнообразие и уникальность природных ландшафтов, великое культурное и духовное наследие, гостеприимство... В то же время рекреационные ресурсы страны не обустроены, слабо востребованы, к тому же и малодоступны для большей части населения. Для решения этих проблем и целесообразно обратиться к механизму туристской ренты, которая имеет несколько составляющих. Ренту за качество рекреационного ресурса должен получить собственник ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроизводство ресурса. Тем самым развивается ресурсный потенциал индустрии туризма. Такими собственниками выступают обычно субъекты Федерации и муниципалитеты. Но есть еще и составляющая по местоположению. Проведенные исследования (1973-1976 гг.) в рекреационной экспедиции Института географии РАН под руководством проф. В. С. Преображенского показали, что при схожих условиях отдыха москви-чи-дачесъемщики готовы платить владельцу в 3-4 раза больше, если место отдыха расположено ближе к месту жительства. Американский экономист Дж. Крамптон доказал, что туристская рента может быть описана как гравитационный феномен, т. е. рента, получаемая от рекреационного ресурса, прямо пропорциональна его качеству и обратно пропорциональна квадрату расстояния до основных центров спроса на него. Это значит, что пространственная составляющая туристской ренты на порядок важнее ее качественной составляющей. Кто же должен получить эту часть ренты? Представляется, что если сложно определить собственника ресурса местоположения, то лучше ренту местоположения социализировать, т. е. ввести понятие социальной туристской ренты, которую и следует отдать на развитие и стимулирование социального туризма.
§ 1.4. Туризм как общественное движение Практически во всем мире туризм представляет собой зону предпринимательства, а не бюджетных перераспределений, поэтому он отделен от государства. Государство определяет лишь туристскую политику и способствует развитию туризма, принимая соответствующие законы и регулируя макроэкономические механизмы и нормативы в пользу национального и въездного туризма. Таким образом, туристские предприятия обязаны действовать в условиях регулируемого государством рынка. А потребители? Они по правилам антиномии (см. § 1.5) объединяются в различные ассоциации и общества. От крупных, например таких, как профессиональные союзы, Международный союз спортивного туризма, Всероссийское народное туристское общество, до весьма небольших клубов туристов на производствах, в учебных заведениях и по месту жительства, краеведческих секций, объединений любителей экскурсий и т. п. Эти ассоциации формируют требования к социальному туристскому продукту, вступают в диалог с государственными органами по вопросам законодательной и нормативной поддержки своего движения. Туризм в России всегда представлял собой общественное движение, созданное в интересах потребителя. В 1895 г. было создано Народное туристское общество, правопреемником которого затем стало Российское общество пролетарского туризма. Даже в самые тоталитарные времена огосударствления всех функций и национализации всех предприятий туризм развивался в профсоюзах как общественное движение. И сейчас социальный туризм должен развившийся как общественное движение за расширение доступности национального и культурного наследия для всех слоев населения. Таким образом, социальный туричм, который понимается как туризм, направленный на рекреации) человека (восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил), доступный для всех слоев населения, способен реализовать общественную антиномию туризма. Именно параметры доступности и реальные возможности по ее максимизации в конкретных условиях и определяют тот минимально необходимый набор услуг социального туризма, который в совокупности и составляет социальный туристский продукт. Для современных условий представляется возможным в набор услуг социального туристского продукта ввести услуги размещения уровня экономического класса (1-2 звезды по национальной классификации гостиничных предприятий, а также внекатегорийные средства размещения - базы отдыха, детские лагеря и пр.); услуги питания ограничить завтраком или полупансионом, рацион которого рассчитывается исходя из величины минимальной оплаты труда на момент расчета стоимости тура (например, 0,3 размера минимальной оплаты труда); ввести сопутствующие услуги - экскурсии, походы, трансфер (в размере 0,2 минимальной оплаты труда). Дополнительные услуги не включаются в минимальный набор и не влияют на нормы ценообразования социального туристского продукта. Для туроператоров, формирующих социальный туристский продукт, и для предприятий, оказывающих соответствующие услуги, устанавливается норма рентабельности - не выше 10%. Для туроператоров социального туризма предлагается ввести дополнительное ограничение - в объеме их деятельности социальный туристский продукт должен составлять не менее 70 %. Здесь перечислены лишь некоторые параметры стандарта социального туризма, устанавливающего систему требований к социальному туристскому продукту и его производителям. Статус предприятия социального туризма даст весомые преимущества на туристском рынке. Во-первых, предлагается освободить эти предприятия от налога на добавленную стоимость. Во-вторых, налог на добавленную стоимость коммерческих туристских предприятий следует преобразовать в социальную туристскую ренту и передать ее целевым назначением производителям социального туристского продукта. В-третьих, ввести пошлину на выезд за рубеж с туристскими целями (например, 100-150 долл.) и направить эти средства на стимулирование производства социального туристского продукта. § 1.5. Антиномия туризма Рассмотрение туризма как экономического явления современного мира позволяет сделать вывод об антиномичности туризма - выражении его внутренней сложности и неоднородности. Антиномия как единство двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных суждений находит свое выражение и во взгляде на туризм как экономическую категорию. В частности, нельзя отдать предпочтение отраслевому либо дея-тельностному взгляду на туризм. Туризм предстает перед нами то как отрасль, то как деятельность. Игнорирование одной из этих «ипостасей» приводит к большим просчетам в законодательстве, управлении, менеджменте и практике туризма. Туризм существует как процесс, сохраняющий верность традициям, устоявшимся обычаям, нормам, представлениям, но и непрерывно нарушает нормы и традиции, сохраняя свою жизненную силу благодаря бесконечно рождающимся в нем новациям. Антиномия туризма - препятствие для одностороннего, узкопредметного и непротиворечивого определения туризма. Антиномичность туризма выражает его сложность, многоас-пектность, единство и борьбу противоположных тенденций в его развитии, в динамике концепций туристики.
Глава 2
Читайте также: I. ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|