Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия развития туризма в России




§ 4.1. Сдерживающие факторы

и современное понимание роли туризма

Несмотря на бурное развитие туризма в 1960-90-е гг., он до сих пор представляет собой явление, значение которого не всегда должным образом оценивается в политической, экономической и социальной жизни общества.

Сложившаяся в стране ситуация обусловлена важностью поставленных перед обществом новых целей, которые должны учитывать определенные структурные изменения социально-политического и экономического характера; необходимость удовлетворения материальных потребностей и переоценки нематериальных ценностей.

Отмечая тенденцию к стабилизации мирового туризма, следует указать на важность принятия серьезных мер по его рационализации в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), его экономического и социального порядка. Такая рационализация могла бы, с одной стороны, дать возможность обосновать будущее развитие туризма на его реальных мотивировках, с другой - позволить суверенным государствам, различным туристским организациям, государственному и приватизированному секторам туризма осознать их ответственность за лурисгско-экскурсионную сферу и обмены, выступающие как средство стабилизации, улучшения качества жизни и достижения более сбалансированного межнационального развития.

Для России новые цели указывают на те пути, которые подсказывают иное развитие, а отнюдь не корректировку сегодняшнего состояния. В их число входят: новые модели разви-шя, управления и хозяйствования; эффективное использование ¦ подских ресурсов; повышение роли индивидуума и местных общин, региональных и территориальных органов и предприятий туризма; преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей; дальнейшее расширение массового туризма; организация новых форм проведения досуга; функции, которые государство должно взять на себя; изменения в производстве и учете туристских услуг; разработка новых моделей экономического управления и разнообразных форм и средств туристского обмена; изучение концепций, касающихся заработной платы, доходов и мотивации труда, гуманитарных и социальных связей, экологии; осуществление программ технического сотрудничества с участием отечественных и иностранных инвестиций и др.

Наблюдения и экспертные оценки современного состояния туризма во многих странах показывают, что развитие иностранного туризма должно сопровождаться аналогичными усилиями в содействии программам внутреннего (национального) туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует более сбалансированному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

При определении направлений социального, культурного и экономического развития страны следует всесторонне учитывать национальную и международную туристскую деятельность, являющуюся неотъемлемым компонентом необходимых преобразований, в основе которых - полное и гармоничное развитие личности; равные права народов в определении своей судьбы; право человека на уважение его достоинства и индивидуальности; признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.

С учетом сказанного в условиях рыночных отношений туристским секторам (государственному, социальному и приватизированному) необходимо уделять должное внимание консолидации национальных сил в целях развития отечественного и международного туризма и отдыха, основанного на широком использовании различными слоями населения отпусков и путешествий, а также на передвижении лиц, вызванном разными причинами, чтобы обеспечить упорядоченное развитие туризма в гармоничной увязке с другими основными потребностями общества. Такой подход дает возможность конкретнее выявить острые проблемы сегодняшней отечественной туристской инфраструктуры.

Первая и очевидная проблема - нескоординированность уси-ndi по развитию национального туризма. В результате - новый импульс к разобщению не только на межотраслевом уровне, но и во внутриотраслевых структурах. Казалось, практика подска-чывает многообразие форм управления и экономического регулирования туристских потоков и обслуживания, но сложившиеся стереотипы управления справедливо ассоциируются с единообразием, хотя за ним оскудение не только приемов и методов управления, но и самого туристского продукта, сужение сферы охвата населения туристскими мероприятиями.

Скрытая и явная борьба за приоритеты и лидерство в центральных структурах должна уступить место более демократическим формам организации отечественного туризма как в рамках национальных границ, так и на международном уровне.

Следующий аспект - это нищета управленческой культуры туризма, которая порождает три отрицательных явления: ком-мерциализм, бюрократизм и неравномерность в развитии возможностей для национального и иностранного туризма в отдельных регионах и для основных социальных слоев и групп населения страны.

Новые вертикальные объединения могут и должны создавать свои цепочки услуг, маршрутов, совместные предприятия, но ни к коем случае не имеют права на отраслевом уровне разрешать создание новых предприятий, в том числе акционерных или;очерних, или накладывать запрет на них. Это прерогатива самих инициаторов, в том числе в системе социального туризма.

В зависимости от статуса члены акционерного общества пользуются кредитом банка, научными разработками, учебными программами, стипендиями на обучение, льготами на приобретение новых технологий, информационно-вычислительной техники и программ обеспечения, уникальными отечественными и зарубежными проектами. Этот же принцип определяет размер взноса в общество, степень и объем участия в международных программах. За акционерным обществом остаются: организация отраслевых вертикальных структур; руководство ими; методика определения стандарта и класса обслуживания; сертификация, лицензирование и аттестация туристских объектов, маршрутов, персонала; установление порядка выпуска и реализации акций и других ценных бумаг, включая дорожные чеки и финансово-кредитные документы.

Реализация и формирование туристского продукта, коммерческая деятельность, контрактная работа с персоналом и его обучение, развитие туристской инфраструктуры предприятия или общества являются абсолютной прерогативой производственных единиц и хозяйств. Указанные предприятия и объединения сами должны определять целесообразность создания региональных и межрегиональных комплексов, групп, концернов, советов и других образований туристского профиля.

Только в этих условиях может быть создано цивилизованное объединение как непосредственно туристских, так и социальных государственных, научных, учебных, транспортных, строительных и других организаций для наращивания туристского потенциала страны. Будучи оперативным распорядителем туристского имущества, такое акционерное объединение, имея качественно новый статус, могло бы превратиться практически в социально-государственную ассоциацию акционеров, экономически и организационно не ущемляющую права и ответственность входящих в нее ассоциаторов (акционеров).

Основные фонды должны находиться у первичного звена, их использующего и воспроизводящего. Задача последующих по иерархии звеньев управления, если они нужны первичному производственному звену, - совместные действия группы предприятий и объединений, координация и эффективное использование этих фондов в масштабе конкретной территории, наращивание оборотных средств, создание туристской инфраструктуры на базе этих фондов. Все это и должно составить процесс создания действительно необходимой всем туристской собственности.

Местная туристская инфраструктура неразвита: нет туристских столовых, маршрутов, автопредприятий, профилакториев, центров досуга, особенно в местах массового пребывания отдыхающих. Иначе говоря, задача ввести туризм в сферу повседневного воспроизводства производительных сил человека, его физического и нравственного оздоровления не решается в социальном аспекте, а следовательно, и экономически. Социальная функция туризма должна решать экономическую и социальную задачу новых форм туризма и реализовываться на базе основного, первичного, звена производства услуг - на предприятиях и в учреждениях туризма и вокруг них.

Развитие коммерческого интереса и предприимчивости тесно связано с интеграцией и сотрудничеством с различными организациями, с возможностями малого бизнеса в структуре действующих предприятий (гостиниц, ресторанов, центров досуга, туристских клубов) и вокруг них. К сожалению, значительная продолжительность «мертвого сезона» говорит о неумении организовать туристское предложение, циклы рекреационных занятий (досуг и отдых) с учетом индивидуальных и групповых sanpocoB потребителей.

Туристская грамотность профессиональных работников сферы отдыха и досуга - наиважнейшая задача. В настоящее время разработаны предложения по непрерывности обучения специалистов и персонала, включая проект формирования комплексного научно-производственного центра с международными структурами. Суть проекта, во-первых, в целенаправленном финансировании программ обучения и воспитания квалифицированных работников. Источник здесь один - производственные затраты. Но-вторых, - в последовательности обучения. Здесь необходимо различать несколько уровней и ступеней: 1) профессиональную ориентацию (отраслевая курсовая сеть, производственно-экономическая учеба, школы и семинары). Данный уровень достаточно широко развит во всех подсистемах туризма, его следует совершенствовать, регулярно обновляя программы обучения;?-) подготовку персонала и специалистов; 3) последипломное обучение, т. е. переподготовку и повышение квалификации. Этот уровень также в основном должен реализовываться на межотраслевом, или ведомственном, уровне, где ведущая роль должна принадлежать головным институтам туристских ведомств.

 

§ 4.2. Единство и многообразие пониманий и определений менеджмента туризма

Человек XX в. создал науку управления в самом широком смысле этого понятия, обыденно употребляемого в том числе и в актуальной проблематике современного туризма.

Сложилось много определений понятия «управление туризмом», используемых учеными и практиками. Менеджмент представляется как сложная система взаимозависимых предметов, ценностей, дисциплин и методов, развиваемых для преодоления бесчисленных и различных по своей величине проблем, сложностей и неопределенностей, которые присущи туристской деятельности. Постоянный поиск все более эффективных управленческих решений, концепций и процессов для обуздания стихийных последствий туризма выступает как соревнование со временем, отчаянная схватка. Цена проигрыша - вымирание туризма. В то время как цена победы может стать толчком в развитии туристской деятельности на более высоком качественном уровне. Сегодня актуален именно научный подход к принятию управленческих решений.

Некоторые менеджеры высшего звена управления имеют тенденцию затрагивать проблемы человеческой справедливости, философских ценностей и других бесчисленных элементов управления. Исходя из этого акцент в данной главе сделан на стратегию, нежели на собственно науку управления. Выбор сделан, конечно, преднамеренно и легко объясняется.

В то же время очевидно растущее беспокойство размышляющих менеджеров о том, что проблема может постепенно приближаться к научному завершению всего управленческого спектра туризма. И в этом смысле важно выявить две различные реальные опасности.

С одной стороны, возрастает вероятность, что образ управления как профессиональной карьеры начинает терять свою ат-трактивность среди наиболее способной молодежи. Одна из причин - недостаток человеческого участия. Молодые люди видят в менеджменте систему увеличивающейся безликости, т. е. состояния, когда невидимый монстр выбрасывает запрограммированное решение, которое подчиняет живое существо (человека) системе. Такая реакция думающих людей в данном случае явно искажена.

Становится очевидным, что даже в XXI в. качество управления будет зависеть от личностных качеств менеджера. Видение ситуации, честность, справедливость, другие социальные и моральные ценности - все это по-прежнему будет необходимо в управлении. Даже сегодня это является общим знаменателем для устойчивых и процветающих туристских организаций. Жизнеспособность каждой организации, которая на протяжении долгого периода демонстрирует свой успех, напрямую связана со способностями людей. Нет будущего у науки управления, если эта связь слаба.

С другой стороны, исключительный размах научного осмысления методов управления таит в себе опасность непосредственно для практиков-менеджеров. Расширение универсальности новых методов управления ведет к тому, что для многих менеджеров появляется тревожная тенденция стать собственно пленниками этих методов вместо использования их в качестве инструментария действия.

Управленческие методы станут в действительности более специализированными, ибо само по себе управление как функция - общая основа любого процесса.

 

§ 4.3. Осознание необходимости изменения стратегии

Для любой отрасли, а для туризма особенно, экономическая конкуренция, технологические изменения, политика государства имеют тенденцию к постоянной изменчивости. Туристская продукция невидимо проходит по всему жизненному циклу, начиная с периода возникновения до полной реализации, а иногда шает и периоды упадка. Базовое туристское предложение в виде гуров, маршрутов и программ имеет свои собственные характеристики и стадии цикла. Различные типы циклов очевидны в сфере туристского потребления (завтрак - кровать, пансион, полупансион, услуга).

Деловая стратегия должна изменяться и, если надо, изменяться быстро, с учетом возникающих экономических обстоятельств и изменений в туристском обращении. На первой стадии разработки продукта (на стадии концепции и введения новшества) может быть важным момент решения. На второй стадии умелый маркетинг и эффективный контроль за сетью сбыта становятся более важными элементами. На заключительной стадии контроль за текущими издержками становится жизненно необходимым. Компания должна быть уверена, что на каждой стадии развития ничто не выходит за ее конкретные рамки. Однако своевременное осознание необходимости перемен в предпринятой стратегии является существенным в поддержании туристского обращения.

Важность перемен в стратегии предпринимательства с целью приспособиться к изменениям окружения может быть легко проиллюстрирована.

Пятьдесять лет назад невозможно было представить приобретение турпродукта в кредит. Сегодня в условиях возрастающего спроса на поездки за рубеж многие туристские организации предоставляют кредит на приобретение путевки для отдыха или заграничного путешествия. Ныне возникла необходимость убедить людей пользоваться такой возможностью в рамках мно-i ообразия предложений. Такая тактика помогает компаниям увеличить контингент туристского привлечения, а следовательно, обеспечить рост поступлений и прибыльности.

Показательным примером необходимости перемен изменившихся экономических обстоятельств стратегии управления туризмом стало возрастание в 1997-1998 гг. требований российских туроператоров и турагентов о защите интересов внутри российского гостиничного и туристско-экскурсионного бизнеса. Не случайно 1998 г. прошел в рамках подготовки проекта Закона РФ «О социальном туризме»', воссоздания Всероссийского народного туристского общества (ВНТО)2, подготовки Национального конгресса туризма3, а также активного обсуждения проблемы въездного (для России) и внутреннего туризма4.

Не каждая туристская компания или объединение проявляет стремление отказаться работать по программам внутреннего и местного туризма. По крайней мере правления нескольких организаций, например НТА5, ОАО «ЦСТЭ-Интур - Центральный совет по туризму», РМАТ6, открыто заявили о своих намерениях вновь заняться туристскими поездками и путешествиями по маршрутам Российской Федерации. Эти организации настойчиво проявляют инициативу восстановить занятость туристского персонала на отечественных предприятиях туризма и гостеприимства. Такие же намерения проявляет руководство туркомплекса «Измайлово», ЗАО «Верхневолжская» и многие другие из 10 тыс. предприятий и учреждений социального туризма страны. В условиях ожесточенной конкуренции, когда зарубежный туроператор на 85 % владеет в России туристским пакетом на поездки за границу, руководство отечественных туроператоров и турагентств вновь возвращается к организации местных маршрутов, определению региональной политики, возрождению туристской экспедиции «Россия - Родина моя». Указанный пример иллюстрирует очень простое суждение: руководство, которое видит тенденцию лучше своих конкурентов, будет более успешно поддерживать развитие своих экономических целей.

Осознание необходимости перехода в новые сферы деятельности. Однако проницательное управление все-таки вносит изменения в свой предпринимательский курс. Придет время, когда рост стоимости услуг и тарифов в туристском бизнесе будет падать. Большинство компаний должны полностью вовле-

каться в новый бизнес, если они предполагают свое дальнейшее развитие.

Проверка новых сфер до инвестиций. Не все туристские компании, идущие навстречу новым видам бизнеса, достигают ожидаемого развития. На самом деле многие фактически сталкиваются со снижением экономической эффективности. Такое разочарование почти всегда приходит потому, что правление не учло следующие решающие моменты:

• Насколько привлекательна по экономическим характеристикам и жизненна конкретная сфера туризма?

• Какие рыночные и технологические усилия могла бы предпринять компания для открытия нового бизнеса?

Уместно подчеркнуть две тенденции. Первая - множество правлений эмоционально и быстро вовлекаются в новую перспективу. Вторая - они с неохотой сокращают однажды устоявшуюся «надежную» продукцию, даже если они уже сейчас теряют деньги, и не вкладывают адекватных инвестиций для воз-ирата. И если правления считают себя обязанными оправдывать сохранение потерь бизнеса или продукции, то они обращаются к статистическому манипулированию и ссылке на непредвиденные обстоятельства.

Часто руководство не осознает, что финансовые ресурсы и умение управлять, необходимые для подпорки умирающего бизнеса, могут быть использованы более прибыльно в других ситуациях. Например, турецкий бизнес на туристском рынке России пошел на беспрецедентное упрощение административных формальностей для российских туристов, посещающих Турцию. Резко удешевив стоимость визы, отказавшись от бюрократических процедур и улучшив информацию и гостеприимство, преодолев языковый барьер в обслуживании туристов из России в своей стране, он (бизнес) добился за год-два впечатляющих успехов, переключив туристский поток из России в Турцию вместо Греции.

 

' См.: Актуальные проблемы туризма: Сб. докладов, тезисов и сообщений II Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х ч. - М.: РМАТ, 1998. - Ч. 2. - С. 3-6, 7-10.

2 См.: Актуальные проблемы туризма: Сб. научных трудов. 1996-

1997 гг. Вып. 1.-М.: РМАТ, 1997. - С. 97-129.

3 См.: Актуальные проблемы туризма'98: Сб. научных трудов.

Вып. 2.-М.: РМАТ, 1998.-С. 18.

"См.: Там же.-С. 18.

5 НТА - Национальная туристская ассоциация.

6 РМАТ - Российская международная академия туризма.

 

§ 4.4. Направленность программ туризма и обменов

Туристская деятельность предоставляет большие возможности для проявления общественной инициативы, самодеятельности населения. Изменения в характере труда (уменьшение доли ручного, монотонного и малоквалифицированного труда, интенсификация и рост его производительности) не только ведут к росту массива свободного времени, но и ставят перед всей сферой досуга и его организаторами новые проблемы в социальной политике. Массив этого времени - благодатное поле, способное выполнять для всего общества, трудовых коллективов и для каждого из его членов ряд функций по сохранению и восстановлению трудового потенциала и здоровья, духовному, культурному, нравственному и физическому развитию, а также по восстановлению экологической структуры.

За последние десятилетия рабочая неделя сократилась более чем на 18 часов. Сейчас ее продолжительность в среднем у рабочих и служащих составляет 40 часов. Продолжительность отпусков у большинства категорий трудящихся составляет 30 календарных дней. Возрастание значения свободного времени требует его учета как одного из важнейших критериев общественного производства и развития.

Необходимо предусматривать: взаимосвязанное развитие различных форм организации физической культуры, спорта и туризма в сфере производства, по месту жительства; совершенствование материальной базы; эффективное использование спортивных сооружений; производство и обеспечение населения спортинвентарем, туристским оборудованием; подготовку кадров тренеров, методистов, экскурсоводов.

Сфера организации отдыха в нашей стране должна превратиться в крупный хозяйственный комплекс с развитой материально-технической базой. Более того, эта сфера, безусловно, будет выступать как база, формирующая вокруг себя специфический хозяйственный комплекс. Туристская деятельность окажет серьезное влияние на функционирование транспорта, энергетику, производство товаров народного потребления; будет способствовать переустройству работы торговли, связи, коммунальных служб, учреждений культуры, здравоохранения и т. д.

Помимо этого, интенсифицируя туристскую деятельность, необходимо принять практические меры к преодолению негативных тенденций, сложившихся в туризме и обменах в 90-е гг. XX в.Они были вызваны: неравномерностью территориального и видового развития туризма и обменов, а следовательно, недостаточно последовательным и неравномерным участием в нем различных социальных и туристских организаций; малоэффективным использованием действующего фонда размещения; медленными темпами ввода в эксплуатацию новых объектов и недостаточностью внимания к реконструкции, модернизации, повышению комфортабельности действующей туристской производственной базы, строительство которой было осуществлено в 50-80-е гг.; несовершенной сетью транспортных и экскурсионных услуг, хозрасчетных туристских мероприятий, туристского проката, продажи туристских товаров и сувениров, услуг учреждений культуры и спорта через туризм; резким отставанием в развитии посреднической деятельности туристских организаций и сбытовой сети; неэффективностью сложившихся к 90-м гг. методов планирования и хозяйствования и, наконец, потребностями в более высоком уровне организации и управления туризмом.

Принципиальные установки в области туризма, экскурсий и отдыха - повышение ответственности туристских организаций, их структурных подразделений за выполнение конкретных программ по развитию сферы туристских услуг, обеспечение их доступности для потребителей с различным уровнем материальной обеспеченности. В то же время нецелесообразно учитывать дальнейшее развитие выплат и льгот на нужды, которые ранее составляли жизненные права граждан на труд, отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение "в старости, жилище, образование, пользование достижениями культуры, свободу научного, технического и художественного творчества. И все-таки оказание населению услуг, проявляющихся в качестве материальной гарантии их социальных прав, тесно связано с потребностью удовлетворения растущих запросов и интересов в создании разветвленной и эффективно работающей системы платных услуг.

Дальнейшее развитие туризма должно строиться на следующих практических действиях и мерах социально-экономического характера: усилении туристско-экскурсионной деятельности среди всех групп и слоев трудящихся, военнослужащих, учащейся молодежи, ветеранов и интеллигенции; повышении качества туристских услуг; изменении организации и управления туристско-экскурсионной работой; развитии материальной базы национального туризма; широком использовании культурно-познавательного туризма с целью рациональной организации свободного времени, укрепления здоровья граждан; улучшении содержания программ туризма и обменов; повышении внимания к подбору и воспитанию кадров профессиональных организаторов, персонала и работников туризма; разработке перспективных схем развития туризма, экскурсий, обменов и отдыха как на социальном, так и на государственно-территориальном уровне.

В то же время необходимо направить усилия на развитие содержания туристско-экскурсионной сферы по месту жительства, работы и учебы населения.

Обеспечение доступности и массовости туристско-экс-курсионных свобод граждан должно предусматривать: улучшение качества туристских услуг; повышение уровня культуры; внедрение прогрессивных форм, методов и технологий обслуживания; организацию новых видов услуг; преодоление различий в обеспеченности туристско-экскурсионными услугами населения в больших и малых городах; увеличение объемов туристского обслуживания для тружеников села; рациональное размещение сети туристских предприятий, учреждений экскурсий и отдыха, приближение их к месту трудовой деятельности, учебы и жительства людей; обеспечение работы этих предприятий в удобное для местного населения время; доступность основных видов туризма, экскурсий и обменов для всех групп населения; изучение спроса и особенностей формирования потребностей населения по основным видам туристско-экскурси-онных услуг; расширение обменов и экскурсий за счет улучшения использования действующей материальной туристской базы; повышение эффективности капитальных вложений; направление капитальных вложений преимущественно на техническую реконструкцию, модернизацию и улучшение туристской инфраструктуры (повышение комфортности, обустройство рекреационных зон, инженерных зон и коммуникаций и др.).

Предстоит обеспечить дальнейшее развитие туризма за счет реконструкции и расширения собственной материальной базы с привлечением в этих целях ресурсов других отраслей хозяйства и зарубежных инвесторов; осуществить строительство туристских гостиниц, баз, кемпингов, автотранспортных предприятий, канатных пассажирских дорог, ресторанов, кафе, столовых, магазинов и других предприятий торговли и питания, бытового и коммунального обслуживания, ввод в эксплуатацию жилых домов, детских садов и яслей для нужд обслуживающего персонала.

Этой же цели должны служить: рациональное использование основных фондов за счет продления сезона эксплуатации туристских объектов, внедрения прогрессивных форм обслуживания населения; широкий прокат туристского и спортивного инвентаря, прицепов-дач к легковым автомобилям для автотуристов, велосипедов и лодок; обучение туристов навыкам и умению заниматься разнообразными видами туризма и спорта; создание условий для расширения туристского отдыха родителей детми; развитие сети туристских маршрутов с активными способами передвижения, пешеходного, горного, велосипедно-го, конного, водного, лыжного и других видов туризма; использование туризма, обменов и экскурсий в учебно-воспитательном процессе при изучении истории, природы и культуры родного край для профессиональной ориентации учащихся.

В новых условиях повышается роль местных органов вла-сти Они постоянно уделяют внимание вопросам туристско-экс-курсионной деятельности, нуждам туристских организаций. Отводятся земельные участки в соответствии с перспективными схемами развития туризма под строительство и реконструкцию туристских объектов в местах, наиболее благоприятных для отдыxa и занятий туризмом, помещения для размещения турист-

ских предприятий, учреждений, клубов, пунктов проката тури-

стского инвентаря и снаряжения, торговли и сувенирного обслуживания туристов на автотрассах и в туристских центрах и т. д.

Улучшению культуры обслуживания отвечают: совместные усилия туристских организаций и учреждений культуры по значительному увеличению числа музеев, картинных галерей и выставок, включаемых в маршруты и объекты посещения; усиление работы по восстановлению памятников истории и культуры; широкое использование услуг театрально-зрелищных предприятий; направление в туристско-экскурсионные ор-оргазации и на пассажирские суда культработников, библиотекарей, артистов и музыкантов.

Повышению качества и расширению сферы турист-ско-жскурсионного обслуживания должны способствовать: налаживание выпуска сборных деревянных домов, специальной туристской мебели, буксировочных горнолыжных подъемников, рекламно-информационной литературы и сувениров; поставка дополнительного числа автобусов и другой необходимой техники, инвентаря и оборудования.

Групповой характер туризма имеет самое непосредственное отношение к такой актуальной проблеме, как охрана окружающей среды. Коллективные поездки укрепляют контакты человека с природой, развивают у туристов чувство бережного отношения к ней.

Для российского туризма начала XXI в. ставится задача четкого определения функций организаций, занимающихся защитой и развитием исторического, культурного и природного наследия в целях развития отрасли и прежде всего деятельности некоммерческих культурных ассоциаций и различных фондов.

При этом можно выделить оптимальные формы помощи и участия непосредственно туристских организаций и объединений. Это принятие стандартных мер по определению ресурсов культурного туризма; обеспечение лучшей координации в сочетании с деятельностью различных культурных организаций в плане использования исторического, культурного и природного наследия в целях туристского развития с помощью соответствующих мер по планированию; законодательная регламентация; выделение для этих целей необходимых финансовых средств; содействие всем формам сотрудничества на основе двусторонних и многосторонних культурных туристских программ для обеспечения интеграции на субрегиональном, региональном и мировом уровнях.

 

§ 4.5. Пути развития культурного туризма

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народов. Цель развития культуры состоит в обеспечении благосостояния и удовлетворении потребностей общества и каждого человека. Это означает, что каждый человек, каждый народ обладает правом получать информацию, приобретать знания и передавать свой опыт.

Схожесть путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию: в течение последних сорока лет в большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма. Культура и туризм составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Самосознание и знание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей - все это немыслимо без получения знаний культурного характера дома, на работе и во время путешествий.

За последние десятилетия произошло расширение понятий «культура» и «туризм», и до сих пор не существует окончательных и общепринятых определений этих понятий, так как они находятся в процессе трансформации. На конференции в Мехико (1981 г.) использовались два определения культуры. Одно -более общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: все направления общественной мысли, хозяйственную деятельность, производство, потребление, литературу и искусство, образ жизни и выражение человеческого достоинства.

Другое - более специализированного характера и построено на «культуре культуры», т. е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах человеческой жизни.

Рамки концепции туризма значительно расширились со времени проведения Римской конференции (1963 г.), которая в интересах сбора соответствующих статистических данных приняла определение международного туризма. Манильская декларация (1980 г.) обратила особое внимание на политическую, социальную, культурную и образовательную роль туризма, включающе-i о все передвижения людей, независимо от мотивировок.

ЮНЕСКО1 и ВТО принадлежит ведущая роль в координации и стандартизации культурной и туристской деятельности во всем мире. Сфера их деятельности включает также сбор данных, передачу и распространение накопленных знаний и опыта. Генеральные ассамблеи, конференции и другие мероприятия, проводимые этими двумя организациями, в которых участвуют представители ведущих организаций в области культуры и туризма, представляют собой действенный механизм международного сотрудничества. Решения, принимаемые этими органи-тциями, являются основой для разработки направлений и рекомендованной практики на национальном уровне. Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного наследия, основные принципы которых получили поддержку на заседаниях различных органов ВТО.

В рамках Всемирной конференции по политике в области культуры (1972 г.) была принята рекомендация по вопросу о культурном туризме. Принципы сотрудничества в области культуры и туризма нашли свое отражение в декларациях, принятых в Маниле (1980 г.) и Мехико (1981 г.).

Культурное и природное достояние. Использование его в туристских целях

Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества - совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т. п.

1 ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (штаб-квартира - Париж, Франция).

Новым в вышеприведенном определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д. Конвенция (1972 г.) по охране мирового природного и культурного достояния отмечала лишь его материальные или физические аспекты. ВТО рекомендовала государствам - членам организации присоединиться к этой Конвенции и руководствоваться как ее принципами, так и принципами Хартии культурного туризма, принятой на Международном семинаре по туризму в 1976 г. по инициативе Международного совета по памятникам и историческим местам. Принимая во внимание, что решение вопросов, связанных с охраной природы и культурного наследия, требует значительных финансовых ресурсов, мнения соответствующих организаций по вопросу о том, кто должен отвечать за это направление деятельности, часто не совпадают. В этой связи было бы целесообразно поднять вопрос о классификации, основным критерием которой должно быть положение о том, что потребитель должен оплачивать расходы по содержанию.

На основе этого принципа можно предложить следующую классификацию:

• достояние, в основном используемое туристами (фестивали, представления, памятники, районы, преимущественно посещаемые туристами, и т. п.);

• достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места, посещаемые экскурсантами, заповедники и т. д.);

• достояние, в основном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и пр.).

Культурные аспекты воздействия туризма - это то влияние, которое туризм оказывает на материальную и духовную сферы деятельности человека и прежде всего на его систему ценностей, знания и общественное поведение.

В районах, где наблюдается активная и разнообразная социально-культурная деятельность, где туризм носит традиционный характер и где количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, практически не отмечается особого культурного воздействия туризма. Вместе с тем в ряде промышленно развитых районов рост туризма может повлечь за собой значительные перемены в социальной структуре, а также в окружающей среде и местной культурной жизни.

Это явление заложило основы изучения проблемы социального взаимодействия, вызванного контактами между культурами. Характер взаимоотношений между туристами и местным населением в значительной степени определяется тем, что обе группы являются носителями различных культур. Контакт между ними вызывает культурный шок, который усугубляется еще и тем обстоятельством, что он происходит в момент, когда туристы отдыхают, а местное население работает. К тому же подобные контакты носят временный характер и происходят обычно в рамках взаимоотношений между покупателем и продавцом.

Общее воздействие туризма, однако, носит более сложный характер и может быть как положительным, так и отрицательным. Наиболее известные положительные аспекты воздействия туризма:

• создание рабочих мест;

• увеличение доходов, что приводит к повышению уровня жизни;

• обеспечение более активной роли для женщин и молодежи в сфере услуг, вызывающее перестройку социальной структуры на современных началах;

• растущий спрос на продукцию сельского хозяйства;

• расширение масштабов производства кустарных изделий и прежде всего сувениров.

Сооружение средств туристского размещения положительно сказывается на состоянии конъюнктуры в строительстве. Расширяется и модернизируется местная инфраструктура (обеспечение питьевой водой, строительство дорог, новых школ и т. д.). Развитие туризма благотворно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций и фольклора. Это, в свою очередь, приводит к оживлению местной культурной жизни, вызывает интерес к историческим памятникам, обычаям и местным традициям, тем самым внося вклад в защиту и правильное использование природного и культурного достояния.

Развитие туризма вызывает отрицательные последствия прежде всего в том случае, если оно происходит без предварительной подготовки, спонтанно или никаким образом не контролируется. В таких обстоятельствах местное население не имеет возможности приспособиться к происходящим изменениям. Отрицательные последствия также носят разнообразный характер:

• рост спроса на квалифицированную рабочую силу тех профессий, которые имеют «паразитический характер»;

• спекуляция земельными участками;

• загрязнение окружающей среды;

• превращение искусства и традиций в предмет купли-продажи и т. д.

Для развивающихся районов разработка туристских ресурсов является непростым делом. Опыт учит, что чем выше уровень развития региона, крупномасштабней и разнообразней другие направления его экономики, тем больше вероятность того, что развитие туризма будет носить положительный характер. Вот почему можно сделать заключение о том, что не туризм способствует развитию региона, а само развитие способствует расширению туристской деятельности.

В соответствии с другой точкой зрения туризм лишь играет роль катализатора, или ускорителя процессов, которые обусловлены индустриализацией, урбанизацией, а также воздействием прессы, радио и телевидения.

Основные аспекты политики в области культурного туризма

Выше была подчеркнута ведущая роль ВТО и ЮНЕСКО на международном уровне в области туризма и культуры, обращено внимание на координирующую роль этих организаций, направленную на содействие сотрудничеству, передачу технологии, опыта и методов управления, а также на разработку стандартов в области туризма и культуры. Другие международные организации, межправительственные и неправительственные, прямо или косвенно заинтересованные в том, чтобы туризм мог внести свой вклад в сохранение памятников культуры и общественных ценностей, могли бы оказать определенную помощь ВТО и ЮНЕСКО в их деятельности.

В нашей стране вопросами, связанными с охраной природного и культурного достояния, а также с его использованием в туристских целях, занимаются многочисленные организации на местном, региональном и национальном уровнях.

Предоставление организациям, в компетенцию которых входят вопросы культуры и туризма, статуса, соответствующих полномочий и бюджетных средств является первейшим условием успешного осуществления их деятельности. Важнейшим аспектом деятельности этих организаций является разработка политики в области культуры и туризма, что является непременным условием выполнения задач, поставленных обществом в этих областях. Кроме того, необходимо оказывать поддержку деятельности национальных, региональных и местных общественных организаций в области культуры и туризма (туристские ассоциации, общества культуры, ассоциации друзей природы и искусства и т. д.).

В целях обеспечения действенного характера подобного сотрудничества необходимо, чтобы культурные и туристские организации информировали друг друга об основных направлениях своей работы.

Политика туристского развития (маркетинг) должна включать на местном, региональном и национальном уровнях следующие основные аспекты:

• подготовку перечня туристских ресурсов, в процессе чего особое внимание должно уделяться классификации природного и культурного наследия и определению наиболее важных объектов для развития туризма;

• определение основных туристских районов и мест назначения и обеспечение соответствующих юридических и административных мер, направленных на охрану и развитие местных природных и культурных ресурсов;

• использование в целях туризма различных категорий национального достояния, включающих искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также развитие творческих способностей местного населения (искусство, ремесла, фольклор);

• проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям края.

Создание новых форм культурного туризма является неотъемлемой частью процесса постепенного утверждения новой концепции культуры и туризма в рамках общего процесса развития, в котором человеку отводится центральное место. Это обусловливает необходимость трансформирования старых форм туризма по мере того, как его роль в жизни современного общества становится все более значительной.

Трансформация туризма включает в себя изменения предложения и спроса. Наиболее серьезные изменения в плане туристского спроса отражают экономическое, социальное и культурное развитие (увеличение числа деловых поездок, поездок в отпуск, а также экскурсий и поездок в выходные дни). В рамках «гармоничного развития туризма» предлагается ряд практических решений. Их основная цель - обеспечение гармоничного включения средств приема туристов в социальную ткань общества и их увязки с местными рекреационными ресурсами путем участия туристов в местной социальной и культурной жизни. Это должно дополняться соответствующими мерами по планированию городского развития. Развитие туризма с учетом среды посещения может осуществляться в различных формах. Однако основной целью остается обеспечение доброжелательных взаимоотношений между туристами и местным населением.

Примером нового подхода к традиционным формам туризма является рекомендация относительно увеличения культурного содержания инклюзив-туров. Здесь ставится задача обогащения этих наиболее популярных форм туризма с помощью местных культурных ценностей, даже если речь идет об организации краткосрочных экскурсий и специализированных туров, целью которых является знакомство с местным искусством, историей и археологией, экспозициями музеев и выставок.

 

§ 4.6. Стратегия развития новых мест туристского назначения

Целью данного параграфа являются определение и оценка мер, предпринятых в связи с поощрением развития новых туристских мест назначения в рамках гармоничного экономического и социального развития отдельных регионов, путем более сбалансированного распределения туристских потоков.

Местом назначения может быть какой-то участок, местность, регион или национальная территория. На коммерческом уровне туристские места назначения охватывают все зоны, посещаемые сезонно или круглогодично определенным количеством людей, чьи причины для поездок не ограничиваются лишь отдыхом. На практике туристское место назначения является цепью поездки «посетителя», туриста.

Причины и пути появления новых мест назначения

Места туристского назначения можно разделить на две категории в зависимости от принимающей способности. Одна из них включает крупные города и в состоянии принять большое количество посетителей без оказания вредного воздействия на данное место и не нарушая туристский облик. Если уровень служб, занимающихся приемом посетителей, и условия гигиены достаточно высоки, помехой росту числа посетителей является недостаточная вместимость средств размещения.

Существуют, однако, зоны, которые допускают лишь определенный уровень насыщения и имеют ограниченную возможность приема, даже если средства размещения можно расширить. Местами назначения такого рода являются, например, морские побережья или горные курорты, чьи возможности приема связаны с окружающей средой и определяются такими показателями, как размер пляжа или длина склонов, которые можно использовать для катания на лыжах. Если уровень насы-шечия превышен, это будет иметь негативные последствия для окружающей среды и общества, а в результате для посетителей что место назначения будет представлять меньшую привлекательность.

В данных обстоятельствах, когда достигнута степень насыщения, интенсивность процесса передвижений людей больше не возрастает, а некоторые потенциальные посетители отправляются в другие места, создавая благоприятные условия для появления новых мест назначения. Имеется возможность для роста спроса на поездки, что само по себе представляет источник появления новых мест назначения.

Интенсификация процесса передвижения людей. Рост и интенсификация процесса передвижения людей представляют важный стимул для появления новых мест назначения. Рост числа поездок происходит не только в регионах, дающих традиционно большое количество туристов и путешественников. Во всем мире также расширились зоны, откуда выезжает большое количество туристов, создавая, таким образом, туристские потоки, которые вызывают перераспределение в пространстве новых мест туристского назначения. Внутренний туризм играет важную роль в развитии зон, которые обладают высоким туристским потенциалом, но находятся вдалеке от традиционных рынков, превращая их в новые места туристского назначения.

Технологический прогресс в средствах связи, транспорте и других секторах, влияющих на туризм. Ясно, что на рост числа поездок влияет в первую очередь технологический прогресс в области связи и транспорта. Само появление туризма было обусловлено революцией в транспорте, которая включала строительство первых железных дорог, развитие морского транспорта, а затем авиаперевозок и автотранспортных доставок.

Создание воздушных транспортных систем имело два важных последствия. Во-первых, это помогло расширить процесс передвижения людей на дальние расстояния между городскими центрами, которые становились как зонами, поставляющими туристов, так и зонами туристского назначения. Во-вторых, это способствовало появлению новых мест туристского назначения в самых отдаленных и труднодоступных регионах мира. Расстояние практически перестало быть помехой росту туризма.

Автомобили улучшенного качества, а также строительство новых дорог (шоссе и автомагистралей) дали очередной толчок процессу передвижения людей. Это привело к появлению новых мест назначения, особенно для внутреннего туризма, одним из крупнейших компонентов которого является туризм в выходные дни.

Прогресс в технологии связи также помог расширить возможности путешествий. Благодаря современным методам информации, особенно аудиовизуальным, в настоящее время можно предложить широкой общественности визуальные образцы и подробную информацию по малоизвестным регионам и отдаленным странам, которые являются привлекательными именно потому, что они неизвестны, стимулируя тем самым воображение и создавая мотивы для поездок.

Возможности, предлагаемые средствами связи, телефонной сетью и системой бронирования, позволяют обеспечить такое положение, когда требуемые условия сохраняются в течение всего путешествия и поездка, даже на очень большое расстояние, удобна и доступна всем, кто располагает средствами и временем. Безопасность поездки в течение всего времени (от отправления до возвращения домой) является одной из наиболее важных причин повышения интенсивности процесса передвижения людей.

И, наконец, технологические методы, примененные в секторе размещения, особенно в гостиничном секторе, позволили создавать все более удобные условия и предлагать полный выбор услуг, что явилось важным вкладом в развитие туризма.

Расширение диапазона мотивов для совершения поездки. Поездка как добровольное действие отдельных лиц всегда включает две контрольные точки: место отправления и место прибытия. Эти пункты играют различную роль, и их значение меняется в зависимости от вида поездки. Мотивы поездок различаются в соответствии с тем, ставится ли во главу угла место отправления или место прибытия.

Если смотреть с точки зрения места отправления, то причина поездки будет отвечать классической туристской мотивации. Она вытекает из потребностей в активном отдыхе современного населения, которое в основном окружено индустриализованной и городской средой. В этом случае мотивы определяются необходимостью отдыха, восстановления сил, психологического расслабления. Внешние соображения могут не играть роли, когда эти мотивы воплощаются в поездке. Место назначения рассматривается необязательно как цель. Оно является необязательным, индивидуальным выбором.

Когда упор делается на место назначения, элемент выбора исчезает и место назначения приобретает обязательный характер. Если, например, целью поездки является конгресс, вопрос выбора не возникает. Ясно, что в этом случае также следует искать мотив, побуждающий путешествовать данное лицо, но его следует искать в контексте социального и профессионального окружения этого человека. В этом случае мотив имеет одну направленность и включает место туристского назначения с самого начала.

Первоначальное различие туристских мотивов фактически содержит в себе различные виды поездок и предполагает многочисленные возможности появления новых мест назначения. Диверсификация образа жизни создает более богатый выбор мотивов для поездок: созданы различные концепции проведения отпусков, в которых основное внимание обращается на культуру, отдых, связь с природой, а это, в свою очередь, определяет появление новых мест назначения. Кроме того, экономическая, политическая, научная и профессиональная деятельность становится более разнообразной, и это периодически привлекает большое количество специалистов или частных лиц, проявляющих интерес к определенным сферам в различных местностях. Все эти передвижения людей можно классифицировать как вынужденно сходящиеся в конкретном месте назначения, т. е. там, где будет проводиться конгресс, конференция, коллоквиум, экспозиция, выставка, ярмарка, деловая встреча и т. д. В категорию поездок с обязательным местом назначения (но по мотивам, которые дают больший выбор) входят поездки на спортивные (Олимпийские игры, чемпионаты) или на различные культурные мероприятия (фестивали и празднества).

Стихийное появление места назначения. Для того чтобы привлечь путешественников, каждое место назначения должно иметь собственный облик, который оправдывал бы посещение.

Некоторые места назначения появились стихийно в различных районах, когда никто из частных лиц, предприятий, ассоциаций или организаций не действовал непосредственно в плане привлечения путешественников или организации приема. Организаторы поездок и рекламы появятся позднее, но данное место назначения уже получило развитие.

Этот вид места назначения включает живописные районы (горные ландшафты, равнинное полесье или побережье) или интересные места, которые получили особую известность. Места, богатые минеральными и термальными источниками, обладающими лечебными свойствами, становятся минеральными курортами, когда они постоянно посещаются большим количеством людей, которые направляются туда в надежде поправить здоровье.

В других случаях неизвестные места оказываются связанными с особыми событиями, что быстро приковывает к ним внимание общественности. Это может быть потому, что в этом месте был снят фильм или произошло крупное событие исторического, культурного или рекламного характера. Вместе с тем имеются места, которые высоко ценились в течение длительного времени из-за их художественного наследия и которые были местами назначения даже до возникновения современного феномена туризма.

Планирование новых мест назначения. В современных условиях быстро вырос людской и технологический потенциал. Информационные системы получили особенно широкое распространение. Процесс передвижения людей не является исключением из этого правила, и влияние его неконтролируемого роста трудно предсказать и направить в нужную сторону. В этой связи планирование новых мест назначения в соответствии с более жесткими критериями, касающимися развития туризма, является логической альтернативой. Месторасположение, масштаб и характер будущего места назначения должны выбираться с целью достижения лучшей сбалансированности в передвижениях людей, чтобы обеспечить более справедливое перераспределение туристских потоков и способствовать экономическому и социальному развитию различных регионов.

Характер места туристского назначения

Географическое расположение. Географическое расположение представляет первый элемент в установлении характера места туристского назначения. Оно является главным компонентом места назначения и увязано с другими элементами в единое целое, которое составляет для посетителя образ места назначения. В ряде случаев географическое расположение само по себе является источником, сырьем для создания стимула к поездке (пляжи, горы, минеральные источники и т. д.).

Климат является одним из важных факторов (среднее количество солнечных дней в году, ежемесячная температура, осадки, ветер). Флора и фауна также вносят специфический вклад в привлекательность места туристского назначения. Наземные и подземные водные ресурсы имеют особое значение для функционирования туристского курорта при идеальных условиях. И последний элемент, который следует отметить, - расстояние места назначения от зон, поставляющих туристов.

Инфраструктура. Одной из основных задач инфраструктуры (дорог, шоссе, железных дорог, морского и воздушного транспорта, портов и аэропортов) является облегчение передвижения людей между зонами, поставляющими туристов, и местами назначения. Но инфраструктура включает также системы поставки, очистки, обработки использованной воды.

Другими относящимися к делу элементами инфраструктуры являются энергетические источники, передача и распределение энергии.

Общество, принимающее туристов. Характеристика общества, принимающего туристов, определяется в первую очередь демографическими факторами (возрастной и половой структурой, миграцией, ростом населения, видами деятельности и т. д.), которые важны при оценке людских ресурсов региона. Прежде всего необходимо учитывать экономическую деятельность общества (сельское хозяйство, промышленность, сектор услуг), а также воздействие этой деятельности на окружающую среду.

Важным фактором является уровень жизни местного населения: доход и распределение его среди различных слоев населения, доступ к образованию, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д. Духовный и культурный характер общества, принимающего туристов, сформирован его культурными и художественными постройками и различными научными, культурными и художественными событиями (встречами, концертами, выставками, фестивалями, фольклором и т. д.), а также производством ремесленных изделий.

Услуги, требуемые для процесса передвижения людей. Помимо общей экономической деятельности, характерной для всего состава населения, область и зона приема туристов должны быть в состоянии обеспечить специфические услуги, необходимые для мест туристского назначения. Эти услуги предоставляются местным населением благодаря существующим или новым занятиям, требующимся в результате присутствия посетителей: персонал для турагентов, службы размещения, аренда автомобилей, транспорт из аэропортов, портов или железнодорожных станций, а также гиды и другой персонал, специализирующийся на приеме делегаций.

В гостиницах персонал требуется для приема (включая доставку багажа и эксплуатацию лифта), уборки номеров и для различных дополнительных услуг. Помимо гостиничного персонала следует упомянуть лиц, размещающих посетителей в своих домах.

Для ресторанного сектора также требуются квалифицированный состав работников (повара, кондитеры, официанты) и вспомогательный персонал. Места и формы проведения досуга разнообразны: театры, кино, стадионы, спортивные площадки, ледяные катки, трассы для скоростных спусков и слалома, фуникулеры, плавательные бассейны, пляжи, концертные залы, бары, кабаре и т. д. Все эти виды проведения досуга и сооружения должны управляться и эксплуатироваться персоналом с разными специальностями: от художественных и фольклорных групп до механиков, отвечающих за эксплуатацию оборудования и механизмов.

Торговля, возникающая в процессе передвижений людей, является еще одним источником экономической деятельности населения, занятого в сфере приема туристов. Оригинальность определенных местных продуктов, различные виды местной торговли (базары, ярмарки и т. д.), желание привезти домой сувенир из данной зоны - все это является стимулом к совершению покупок. Необходимы продуктовые, спортивные магазины, магазины фототоваров, магазины на пляжах, газетные и табачные киоски, книжные лавки. Важной является также продажа ремесленных изделий и предметов народного искусства, что пользуется очень большим спросом у посетителей, особенно тех, кто приехал из далеких стран, или тех, кто принадлежит к иной культурной среде.

И, наконец, персонал требуется также для ряда общественных служб: здравоохранения (врачи и вспомогательный состав в медицинских учреждениях и аптеках), общественного транспорта, почты, телекоммуникаций и т. д.

В определенных местах, где собираются туристы, необходимо предоставление также услуг весьма специализированного персонала: врачей и техников для лечения на бальнеологических курортах, переводчиков для конгрессов и других международных мероприятий, а также персонала, специализирующегося на организации такого рода встреч.

Цели развития новых мест назначения

Появление новых мест туристского назначения тесно связано с общей озабоченностью государств в отношении международных и национальных проблем, с которыми сталкивается современное общество. Некоторые из этих проблем носят особенно острый характер (например, резко выраженное неравенство между развитыми и развивающимися районами, безработица, расхищение природных ресурсов и т. д.).

В поисках решения этих проблем нельзя упускать из вида вклад, который может быть сделан в результате процесса передвижения людей и способности новых мест туристского назначения возрождать к жизни зоны, в которых они расположены. При определении новых мест туристского назначения следует учитывать первоочередность целей, т. е. создание новых рабочих мест, развитие отсталых районов, защиту окружающей среды.

Развитие районов экономической депрессии. Для того чтобы место туристского назначения играло положительную конкретную роль в развитии данного региона, особенно в долгосрочном плане, необходимо учесть три элемента:

• в районе, о котором идет речь, не должно быть другой сферы деятельности, которая была бы выгодной для него;

• развитие мест туристского назначения не должно создавать помехи стабильному функционированию существующих видов деятельности (например, сельскому хозяйству) и не должно наносить ущерб окружающей естественной или социально-культурной среде;

другие существующие секторы деятельности в данном районе не должны мешать созданию нового места туристского назначения.

Как логическое следствие сказанного выше проект развития должен хорошо сочетаться с экономической и социальной жизнью данного района. Поэтому существующие естественные, исторические и культурные факторы необходимо использовать разумно. Инфраструктуру, требуемую для места туристского назначения, следует организовать таким образом, чтобы позволить другим отраслям получить от нее выгоду, а также чтобы функционирование места туристского назначения вносило вклад в развитие существующих секторов и стимулировало создание других видов деятельности.

Создание рабочих мест с круглогодичной занятостью в новых местах назначения. Следует избегать создания новых мест назначения, ориентированных исключительно на проведение отпусков и досуга. В местах назначения такого рода занятость всегда будет носить сезонный характер. Места назначения, поездки в которые носят вынужденный характер (например, терминальные и оздоровительные курорты), имеют высокую вероятность круглогодичного действия. Они могут функционировать как результат сезонного оборота международной и отечественной клиентуры.

Основным преимуществом постоянного действия этих мест назначения является то, что создаются стабильные рабочие места для большого количества работающих по найму с очень разными квалификациями.

Еще одним путем создания постоянных рабочих мест является организация национальных и международных встреч, конференций, конгрессов, коллоквиумов, симпозиумов, круглых столов, деловых встреч и т. д.

Понижение насыщенности традиционных мест назначения путем распределения процесса передвижения людей. Традиционные места назначения в первую очередь испытывают на себе высокое давление в результате процесса передвижения людей в период сезона «пик». Чем большей известностью пользуется местность, тем выше ее насыщенность. Хотя люди стали более требовательны к качеству окружающей среды, многие все еще придают большее значение социальному престижу, связанному с известностью места, где они провели свои отпуска, чем качеству самого отпуска.

В качестве общей стратегии существуют два варианта действий в отношении передвижения людей. Первый состоит из действий в зонах, поставляющих туристов, где с помощью рекламы предпринимается попытка создать спрос на новые места назначения. Этот вариант особенно применим к местам назначения, расположенным в слаборазвитых зонах.

Вторым вариантом является создание мест назначения вдоль основных туристских маршрутов.

Этот наиболее непосредственный вариант воздействия на туристские потоки не исключает необходимости активной рекламной деятельности на туристских рынках. Характер нового места назначения, которое предназначено для понижения насыщенности в традиционном месте назначения, может быть аналогичен характеру традиционного места назначения, например создание новых лыжных трасс рядом с уже достигшими насыщенности зимними курортами.

Отклик на новые виды спроса. Все формы стратегии развития новых мест туристского назначения основываются на двух главных идеях: а) модели, которые успешно реализовыва-лись в прошлом, не являются гарантией успеха нового места назначения; б) новое место назначения следует развивать таким образом, чтобы оно могло гибко реагировать на изменения, которые могут произойти на рынке. В основе этих двух идей лежит один и тот же фактор: постоянные перемены в спросе.

Таким образом, новые места назначения должны соответствовать переменам в спросе и мотивах поездок, которые традиционные места назначения не могут удовлетворить в достаточной степени; нужно делать упор на мотивах туристского, культурного характера, организации отдыха, желании отдельных лиц вновь открыть прелести сельской жизни, движении «обратно к природе» и т. д.

Модели развития мест туристского назначения

Управление туристским районом осуществляется в соответствии с планом его развития и представляет собой сложный процесс гармонизации отношений между человеком и окружающей средой.

Модель А. Осевое развитие исторических сил или культурных центров внутри зоны. Эта модель места туристского назначения основана на предположении, что основной упор будет сделан на состояние окружающей среды или культурное и художественное наследие, имеющееся в данном регионе. Если использовать эту модель, крайне необходимо наличие городов, исторических достопримечательностей. В данном случае основной осью развития новых мест назначения является создание инфраструктуры: широкой сети автомагистралей, железных дорог, аэропортов, телекоммуникаций и т. д. Целью этой инфраструктуры является обеспечение функциональной интеграции различных элементов, формирующих часть данной территории: сельских и городских поселений, прибрежных зон, сухопутных районов.

Районы проживания и отдыха должны быть расположены как в тех зонах, где проживает местное население,

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...