Раздел I. Культура XVII века
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Программа дисциплины (Стандарт ПД- ОПД)
Екатеринбург УТВЕРЖДАЮ Проректор ____________ С. А. Рогожин (подпись) __________ (дата)
Программа дисциплины «История мировой и отечественной культуры» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности «История» № 030401 по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр VI Общая трудоемкость дисциплины 29, в том числе: Лекции 16 Самостоятельная работа 13
Составитель: КРАЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА Уральский государственный университет им. А. М. Горького
Рекомендовано к изданию кафедрой новой и новейшей истории Протокол заседания N 9 от 30 июня 2010 г.
© Уральский государственный университет, 2010 © Краева Т.В., составление 2010 I. ВВЕДЕНИЕ 1. Цель дисциплины – изучение основных тенденций, общих черт и специфических особенностей культуры зарубежных стран в XVII – XIX вв. 2. Задачи дисциплины: - рассмотреть основные этапы культурного развития зарубежных стран в рамках периода XVII – XIX вв. - изучить изменения в картине мира и мироощущении на протяжении XVII – XIX вв. - проанализировать наиболее значимые явления мировой художественной культуры XVII – XIX вв. - рассмотреть жизнь и наследие творцов художественных произведений - изучить культуру повседневности зарубежных стран в XVII – XIX вв.
3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Основой для данной дисциплины являются курсы «Всеобщая история: новая история», и «История философии». В свою очередь, данная дисциплина служит основой для изучения курса «Культурология», а также спецдисциплин, направленных на углубленное изучение проблем современной истории.
4. Требования к уровню освоения содержания курса. Студент должен освоить основной категориальный аппарат (термины, понятия, определения) применяемый к исследованию истории культуры, уметь анализировать тенденции культурного развития зарубежных стран в новое время, выделять общее, особенное и частное в реализации этих тенденций в различных странах.
5. Методическая новизна курса. В основе курса лежит сравнительно-исторический подход, позволяющий показать основные тенденции развития мировой культуры в XVII– XIX веках и в то же время – своеобразие и уникальность культурных явлений отдельных стран.
II. Содержание курса Раздел I. Культура XVII века Факторы, определяющие специфику развитие культуры в XVII в. Кризис мировоззренческих идеалов Возрождения. Стремительное изменение картины мира под воздействием развития естественных наук. Рождение науки Нового времени в работах Г.Галилея, И. Кеплера, Х.Гюйгенса, Р.Декарта, Г.В. Лейбница. Жизнь и деятельность И. Ньютона. Создание первых научных обществ: Британское королевское общество, Парижская, Берлинская, Стокгольмская академии, первые государственные обсерватории. Роль научных организаций в развитии науки. Великие географические открытия и изменения представлений о Земле. Десакрализация картины мира и девитализация представлений о природе. Социально-экономический кризис на рубеже XVI-XVII вв. и социальные катаклизмы как причины кризисного мироощущения. Представления о нестабильности и неустойчивости человеческого существования. «Великий страх» как настроение эпохи. Синтез возрожденческих и средневековых образов, религиозной христианской и мифологической языческой проблематики в культуре Италии XVII в. Тяготение искусства к пышности и парадной торжественности в сочетании с повышенной эспрессией чувств. Барокко как новый «причудливый» стиль в искусстве. Архитектура и скульптура барокко. Творчество Л. Бернини. Динамичность форм, пышность декора, перспективные и световые эффекты (площадь собора св. Петра в Риме). Скульптура Л. Бернини («Аполлон и Дафна», «Экстаз святой Терезы»). Религиозная и бытовая проблематика в творчестве Караваджо.
Классицизм и абсолютизм. Роль искусства в общественной жизни Франции. Характерные черты классицизма. Архитектура классицизма. Архитектурный ансамбль Версаля. История строительства, особенности композиции, связь с пейзажем. Искусство театра. Формирование нормативных установок классицизма (трактат Н. Буало «Поэтическое искусство»). Трагедии П. Корнеля («Гораций») и Ж.Расина («Федра»). Правила игры актеров в театре французского классицизма. Новое понимание комедии в творчестве Мольера («Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Мизантроп»). Изобразительное искусство. Н. Пуссен – основоположник классицистских принципов живописи. Идеалы гражданственности в творчестве Н. Пуссена. Пейзажи Пуссена («Пейзаж с Полифемом»), аллегория и философская направленность его живописи («Царство Флоры», «Аркадские пастухи»). «Золотой век» испанской культуры. Роль католицизма в развитии национально-характерных образов. Достижения испанского театра. Комедия «плаща и шпаги» - благородство рыцарского духа. Пьесы Лопе де Веги и П. Кальдерона. Испанская школа живописи. Самобытная манера, образное богатство, широкая проблематика испанской живописи. Творческое наследие Д. Веласкеса («Пряхи», «Едоки картофеля», «Менины»). Реализм в сочетании с традициями испанской народной культуры. Гуманистическое содержание его произведений. Реализм портретов. Тема труда. Веласкес как колорист, мастер передачи света и воздуха. Расцвет живописи во Фландрии XVII в. Творчество Питера Пауля Рубенса. Мощность, телесность образов, гимн жизни во всех ее проявлениях («Персей и Андромеда», «Союз Земли и Воды»). Особенности голландской культуры. Простота и практическая целесообразность эстетических вкусов как проявление протестантского духа. Архитектура без излишеств. Бюргер – основной заказчик произведений искусства. Особое место изобразительного искусства в художественной культуре Голландии. Становление жанров натюрморт, пейзаж, бытовой живописи. «Малые голландцы». Наследие Рембрандта – величайшего художника реалиста. Жанр портрета в его творчестве. Психологическая глубина образов, передача внутреннего состояния («Флора», «Жертвоприношение Авраама», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|