Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел III. Культура XIX века




Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры XIX в. Истоки и предпосылки зарождения романтизма. Романтизм как реакция на события Великой французской революции. Художественная картина мира в романтическом искусстве. Конфликт с действительностью, неприятие повседневности. Несовпадение личного и общественного как основа романтической рефлексии. Обреченность гения на одиночество и страдания. Индивидуализм как трагический выбор. Способы отрицания действительности: уход во внутренний мир, бегство в экзотические страны, в мир прошлого, бунтарский протест. Усиление психологического начала, проникновение во внутренний мир личности и развитие лирической образности в произведениях романтиков. Яркость красок, богатство фантазии, использование элементов мистики и фантастики в творчестве романтиков. Обращение к народному творчеству, поиски национальной основы искусства. Романтическое направление в европейской литературе: Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г. Гейне. Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена. Расцвет музыки в эпоху романтизма. Национальные музыкальные школы, поиск самобытного музыкального языка. Оперное творчество Дж.Верди, Ж.Бизе, Р. Вагнера. Фортепианная музыка Ф. Листа, Р.Шумана, Ф. Шопена. Симфоническая музыка Г.Берлиоза, песенное и симфоническое наследие Ф. Шуберта. Романтизм в изобразительном искусстве. Изображение пограничных состояний между жизнью и смертью в творчестве Ф. Гойи («Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), Т.Жерико («Плот «Медузы»), таинственный мир Востока («Алжирские женщины», «Охота на львов в Марокко», «Арабские комедианты») и культ свободы («Свобода, ведущая народ 28 июля 1830 года») в творчестве Э.Делакруа. Безграничность Природы в пейзажной живописи К.Д. Фридриха. Романтизм в живописи Англии: У. Тернер («Дождь, пар и скорость», «Последний рейс фрегата «Отважный»). Театр эпохи романтизма. Особенности романтического стиля игры. Эдмун Кин – выразитель романтической игры на английской сцене. Моды и нравы времен романтизма. Специфика женского костюма: Х – образный силуэт, объемные и сложные прически, шляпы и тюрбаны с драгоценными камнями, перьями и цветами. Манера поведения – царственность, возвышенность, стремление к неземному. Мужской костюм эпохи романтизма: высокий воротник, пристрастие к военному мундиру. Сочетание карьеризма, деловитости и практицизма с типичными чертами поведения художественной богемы – противопоставлением себя обществу, бунтарским духом, порывистостью чувств.

Город и его жители во второй половине XIX в. Изменение облика городов. План Османа и реконструкция центра Парижа. Развитие общественного транспорта. Быт и нравы горожан. Ценности и стереотипы поведения «среднего класса». Развлечения и досуг горожан. Понятие «дешевой роскоши». Направления в искусстве, ориентирующиеся на широкую публику (расцвет оперетты, мюзик-холлы, цирки, кафешантаны, уличные театры). Публичные балы и массовые увеселения. Преобладание «усредненного вкуса». Мода и ее социальная роль. Исчезновение регламентации в одежде. Упрощение форм мужского костюма и возрастание значимости деталей. Яркость и сложность городского женского костюма. Костюм придворных, сельских жителей. Семья в бытовой культуре общества. Новое отношение к детям, появление отраслей промышленности, связанных с изготовлением детской мебели, одежды, игрушек. Изменение ценностных ориентиров в духовной жизни общества. Стремление «новых горожан» к соблюдению приличий и установившимся образцам. Устремленность к внешней благопристойности, деловитости, сдержанности. Викторианство в Великобритании. Развитие системы общественного образования. Широкое распространение курсов, студий, публичных лекций. Проблема соотношения науки и религии в мировосприятии людей 2 пол. XIX в. Популярность книжного знания и расцвет книжной культуры. Возникновение новых литературных жанров: научно-фантастического и детективного. Отношение общества к искусству в индустриальную эпоху. Размежевание религиозного и светского искусства. Появление новых способов передачи действительности, появление фотографии. Изменение роли искусства в жизни общества и место художника в новом обществе.

Социально-политические, культурно-исторические, гносеологические корни реализма. Реализм как художественный метод и направление в искусстве. Отличие критического реализма от предшествующих форм реалистического отображения жизни в искусстве. Ориентация на исследование социальных условий бытия человека, на социальную обусловленность характеров, множественность граней отражения, подчинения стилевых проблем содержанию. Критика действительности с позиций гуманистических идеалов, глубокий анализ «диалектики души», отрицание нормативности в искусстве. Многообразие форм реализма, возможность проявления авторской индивидуальности в творчестве реалистов.

Реализм в литературе. Творчество О. Бальзака («Человеческая комедия»), Ф. Стендаля («Красное и черное»), П. Мериме (Кармен), Г.Флобера («Госпожа Бовари»). Драматургия Генрика Ибсена («Кукольный дом или Нора», «Пер Гюнт») Беспощадная правда жизни и утверждение победы добрых начал в творчестве Ч. Диккенса, сарказм и резкость реализма У. Теккерея. Натурализм Э.Золя. Реализм в живописи. Новый тип художника – политического борца и публициста во Франции (О. Домье, Г.Курбе). Гимн труду в живописи Ф. Милле. Реализм в театре. Утверждение принципа торжества правды и истины на сцене в статье Э.Золя «Натурализм в театре». Сара Бернар и реалистическая манеры игры.

Рождение импрессионизма во французской живописи. Предпосылки возникновения. Новое понимание света, цвета, пространства на полотне. Пленэр, его значение для развития импрессионистической образности. Отсутствие социальной проблематики. Принцип кадрировки. Творчество К. Моне, Э.Мане. Нарушение привычного равновесия между цветом и формой предметов, оптические эффекты, акцентировка цветовых пятен (А. Сислей, Э.Дега, К. Писарро, О.Ренуар). Импрессионизм в музыкальном искусстве. Эстетика передачи мимолетных впечатлений, тонких нюансов чувств и настроений. Изобразительное начало в музыкальных образах. Творчество К. Дебюсси («Сады под дождем», «Море», «Послеполуденный отдых фавна»), М. Равеля («Болеро», «Скарбо»). Импрессионизм в скульптуре. Творчество О.Родена («Бальзак», «Врата Ада», «Граждане Кале», «Мыслитель»). Постимпрессионизм во французской живописи (П.Сезанн, В. ван Гог, А.Тулуз-Лотрек). Творчество П.Гогена, влияние неевропейских культурных традиций. Чистота и звучность цвета в работах Гогена, выражение чувств героев с помощью сопоставления контрастных цветов («А ты ревнуешь?», «Женщина с плодом манго»). Пуантилизм (Ж.Сёра, П.Синьяк).

Архитектура последней трети XIX в.Связь достижений архитектуры со сферой производства и материально технической базой. Появление новых строительных материалов и новых типов конструкций. Эйфелева башня (проект А.Г. Эйфеля) в Париже как символ достижений технической эстетики конца XIX века. Рождение нового вида искусства – кино. Предпосылки создания. Братья Люмьер и первый сеанс кинематографа. «Линия Люмьера» и «линия Мильеса» в кинематографе.

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы

 

1. Основные тенденции в развитии европейской культуры периода Великой французской революции: революционные новации в области культуры и быта

2. Романтизм в художественной культуре XIX века: происхождение термина, философия и эстетика, значение

3. Повседневная жизнь и человек в произведениях импрессионистов

4. Французский театр эпохи классицизма: основные черты и особенности

5. Искусство натюрморта в голландской живописи XVII века:

 

 

Примерный перечень вопросов к зачету

 

  1. Научная революция XVII века и изменение картины мира европейцев.
  2. Мир и человек в представлениях XVII века.
  3. Быт и нравы европейцев XVII века
  4. Барокко в художественной культуре Италии XVII в.
  5. Характерные черты французского классицизма (архитектура, живопись)
  6. Французский театр эпохи классицизма (на пример творчества П. Корнеля, Ж.Расина)
  7. Золотой век испанской культуры. Творчество Д.Веласкеса
  8. Фламандская живопись XVII в. Творчество Рубенса.
  9. Голландская живопись XVII в. Творчество Рембрандта.
  10. Научные открытия XVIII в и их влияние на представление о мире.
  11. Идеалы и ценности в культуре эпохи Просвещения
  12. Промышленная революция в Англии и ее социо-культурные последствия
  13. Просветительские идеи в литературе XVIII века (Англия и Франция)
  14. Просветительские идеи в литературе XVIII века (Италия, Германия)
  15. А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар – галантные мастера эпохи рококо.
  16. Облик и нравы людей XVIII в.
  17. Идеи просветительского реализма в творчестве Шардена и Хогарта.
  18. Венская классическая школа в музыкальной культуре XVIII века
  19. Предпосылки становления и основные черты романтизма в культуре XIX в.
  20. Литература эпохи романтизма (на примере творчества Гофмана, Байрона, Гюго, Скотта, Г.Гейне)
  21. Музыкальная культура в эпоху романтизма
  22. Романтизм в изобразительном искусстве Франции, Германии и Англии
  23. Мода, нравы, поведенческие установки эпохи романтизма.
  24. Изменение ценностных ориентиров в духовной жизни общества во 2 пол XIX в.
  25. Роль города и городского населения в культуре 2 пол. XIX в.
  26. Быт и нравы горожан во 2 пол. XIX в.
  27. Реализм в художественной культуре зарубежных стран (литература, живопись, театр)
  28. Импрессионизм в художественной культуре Франции (живопись, музыка, скульптура)
  29. Творчество постимпрессинистов (П.Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген)
  30. Архитектура 2 пол XIX в.: специфические особенности и основные достижения.
  31. Кинематограф в к. XIX в.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...