Раздел II. Культура XVIII века
Прогресс естествознания в XVIII в. и его влияние на представление о мире. Достижения в области физики, математики, механики. Исследование электричества, начал термодинамики. Развитие химии как науки, зарождение научной геологии, палеонтологии и стратиграфии. Первые представления об истории Земли. Успехи биологии: попытки создания эволюционной теории, микроскопические исследования, классификация растений и животных К. Линнеем. Неизбежность механистического подхода к исследованию природы и тенденции его преодоления в творчестве ученых-естествоиспытателей и философов. Связь науки и производства. Развитие идей материализма в Англии и Франции. Философия французского Просвещения и ее роль в идеологической подготовке Французской революции. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел». Идеология Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо) и его основные ценности. Идея могущества разума и знаний. Развитие рационализма. Мистицизм как реакция на абсолютизацию роли разума. Критика пережитков феодализма. Идея прогрессивного развития. Идея «естественного человека». Промышленная революция в Англии XVIII в. и ее роль в изменении быта европейцев. Изобретение прялки, ткацкого станка, паровой машины, применения кокса в металлургии. Социальные последствия революции: колоссальный рост производительности труда, гибель ремесленного производства, превращение рабочего класса в главную производительную силу общества. Резкая социальная и имущественная дифференциация. Рост товаров народного потребления, улучшение условий быта значительных слоев населения, развитие капиталистического города как центра промышленного производства, а в дальнейшем – и как центра культуры. Влияние промышленной революции на народное образование.
Идеи Просвещения в литературе: появление нового героя – представителя третьего сословия, критика буржуазных и феодальных пороков общества, воспитательное значение искусства, рассудочность повествования. Основные направления – просветительский классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм. Творчество Даниэля Дефо (1660-1731) и его роман «Робинзон Крузо». Открытие роли труда, преодоление ограниченности буржуазного идеала человека, глубокий философский смысл, занимательность повествования. Творчество Джонотана Свифта (1667-1745). «Путешествие Гулливера». Соединение в романе бытового правдоподобия, точности деталей с гиперболой и гротеском, реализма с дерзкой фантастикой, самоирония. Влияние романа на мировую литературу. Создание жанра семейно-бытового и любовно-психологического романа С. Ричардсоном. Сочетание рационализма и сентиментализма в его творчестве. Причина колоссального успеха его романов. Г. Филдинг (1707-1754)- крупнейший реалист эпохи Просвещения. Полнота и разнообразие жизни, полнокровность его героев. Острая социальная сатира и утверждение высоких нравственных идеалов, свободы человека. Философская проза Ш.Л. Монтескье и М.Ф. Вольтера. Критика идеологических основ феодализма, утверждение принципа свободы, мирного труда в «Персидских письмах». Антиклерикальная и политическая сатира Вольтера. Классицизм в творчестве Вольтера, его трагедии. Эстетические взгляды Дени Дидро. Основание теории мещанской драмы и ее реализация в творчестве, утверждение нового нравственного идеала, идеи социального равенства в его пьесах. Резкая антиклерикальная сатира и психологизм романа «Монахиня». Критика паразитизма, идеи «частного интереса» в сатирическом диалоге «Племянник Рамо». Сентиментализм в творчестве Ж.-Ж. Руссо. Идеи эгалитаризма, протест против разрушительного воздействия цивилизации на человека в художественных произведениях и трактатах. Педагогические идеи Руссо. Влияние Руссо на художественную и социальную мысль Европы. Выражение самосознания третьего сословия в комедиях Бомарше, их революционное звучание. Драматургия К. Гольдони, реформа итальянского театра. Демократизм, острота критика дворянства в его комедиях, движение к реализму («Слуга двух господ», «Трактирщица»). Обращение К.Гоцци к традициям комедии дель арте, народного искусства. Фантастика и символизм в пьесах-сказках, сочетание в них комического и трагического («Любовь к трем апельсинам», «Король-олень», «Турандот»). Движение «Буря и натиск» в Германии, новый герой литературы. Творчество И.В. Гете. Величие образов «Фауста». Фауст как «вечный символ» мировой культуры. Фаустовские образы в музыке Ш.Гуно, Ф. Листа. Гете как предтеча романтизма (Баллада Гете «Лесной царь» в музыке Ф. Шуберта). Гуманистические идеалы произведений Ф. Шиллера. Трагедия «Разбойники». Социальная острота трагедии «Коварство и любовь». Трагедия «Мария Стюарт» как попытка создания исторической драмы. Трилогия о Валленштейне, утверждение права народа на борьбу в драме «Вильгельм Телль».
Аристократическое и простонародное как два полюса образов искусства в эпоху Просвещения. Новый эстетический идеал: кокетливая естественность рококо. Декоративность, миниатюрность, сентиментальность как характерные признаки рококо. Главные темы искусства рококо: изысканная жизнь придворных, галантные празднества, идиллические картины «пастушеской жизни», мира любовных интриг, купания, утренние туалеты. Галантность, театральность и поэтичность полотен Ватто («Паломничество на остров Киферу»). Галантные сцены в живописи О.Фрагонара. Нарядность, декоративность, грациозность живописи Ф.Буше («Госпожа де Помпадур»). Расцвет прикладных искусств. Подвижность, непринужденность, изящество интерьера, переплетение европейских традиций и восточных заимствований. «Шинуазери». Нравы и облик людей «галантного века». Манера поведения, костюм аристократии, горожан, сельских жителей. Семья и культ детства в искусстве XVIII века. Простонародные образы в реалистических работах Шардена, быт людей «третьего сословия» («Возвращение с рынка», «Прачка», «Молитва перед обедом»), его портреты и натюрморты, утверждение в них ценностей повседневной жизни. Просветительскийреализм в Англии. Творчество У. Хогарта. Политическая сатира и сатира нравов в его творчестве (серия «Модный брак», «Карьера мота»).
Утверждение классицизма в архитектуре. Архитектурные памятники классицизма (Малый Трианон в Версале, Площадь Согласия в Париже). Возрождение традиций античности в классицистской архитектуре. И.С. Бах: личность и проблемы творчества. Утверждение в его сочинениях высоких духовно-нравственных идеалов. Обобщение предшествующей музыкальной культуры и смелый прорыв к будущему. Обогащение полифонии, глубокий психологизм и высокий гуманизм творчества Баха. Венская классическая композиторская школа. Становление в творчестве И.Гайдна новых жанров и форм инструментальной музыки, новых принципов инструментально-симфонического мышления. И.Гайдн - создатель строгих форм сонатно-симфонического цикла. Творчество В.А. Моцарта. Мелодическое богатство его музыки. Связь творчества Моцарта с философией Просвещения и прогрессивной литературой. Оперы «Женитьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Лиризм и высокая трагедийность «Реквиема». Л. Бетховен и утверждение в музыке силы человеческого духа. Героика. Лирические и философские образы его музыки. Симфонии Бетховена. Предвосхищение романтической образности в творчестве Бетховена. Сонаты Бетховена.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|