Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационное общество и информатика




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной и воспитательной

работе

______________С.Г.Хайруллина

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – Бакалавр

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

 

ДИСЦИПЛИН

 

 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА

ФОНДОВЫЕ ЛЕКЦИИ

 

 

Казань

Автор:

О.Э. Згадзай –доцент кафедры
гуманитарных и социально-экономических дисциплин

КЮИ (ф) РПА Минюста России,

кандидат физико-математических наук

 

 

Фондовые лекции учебной дисциплины «Правовая информатика» подготовлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».

 

Для студентов юридического факультета Казанского юридического института (филиала) ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации».

 

Фондовые лекции обсуждены и одобрены

кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин

КЮИ (ф) РПА Минюста России.

 

 

© КЮИ (ф) РПА Минюста России, 2012

Лекция 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ

 

Вопросы лекции

1. Информационное общество и информатика

2. Понятие и предмет правовой информатики

3. Связь правовой информатики с другими науками

4. Значение правовой информатики

Информационное общество и информатика

 

В истории развития цивилизации, неразрывно связанной с процессом накопления знаний, произошло несколько информационных революций, обусловленных кардинальными изменениями в сфере обработки информации. Следствием этих преобразований стали важные качественные изменения человеческого общества.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность фиксации знаний на материальном носителе и передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) - вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило культуру, организацию деятельности. Появилась возможность активного распространения информации, ее тиражирования.

Третья (конец XIX в.) - обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию.

Четвертая (70-е годы XX в.) - связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

создание программно - управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для распространения новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.

Информационные и телекоммуникационные технологии активно развиваются и проникают во все сферы деятельности - экономику, бизнес, образование.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества.

Действительно, в последние десятилетия произошли принципиально важные массовые позитивные изменения практически во всех сферах жизни и деятельности человека, определяемые бурным ростом информационных ресурсов и применением информационных технологий. Прогресс компьютерных информационных технологий, коммуникационных систем, электронных средств массовой информации и т.п. затрагивает уже сегодня жизненные интересы каждого конкретного человека. Мы привыкли к мысли, что в XXI в. будем жить в информационном обществе, в котором большинство работающих будет занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Однако, еще сравнительно недавно, во второй половине XX в., имели место опасные тенденции так называемого информационного кризиса науки, препятствующие оперативному обмену информацией между "незримыми коллективами" ученых при проведении совместных исследований

В соответствии с концепцией З. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество - разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.

Можно отметить, что в некоторых публикациях подчеркивается "приоритет информационных ресурсов" в информационном обществе. Полагаем, что это - опасное заблуждение. Поучительным и общедоступным доказательством существования такой опасности является сюжет известного научно-фантастического рассказа. Оказавшись в далеком прошлом (когда не было необходимых материалов и энергетических ресурсов), наш современник, обладавший обширными знаниями, оказался совершенно беспомощным, был признан обманщиком и казнен. В связи с этим особое звучание приобретает высказывание одного из основоположников информатики Ф.Е. Темникова о необходимости для успешного развития общества сбалансированного использования трех видов ресурсов - материальных, энергетических и информационных.

Существуют различные критерии определения факта перехода общества к информационной стадии. Так, например, в качестве критерия оценки перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг. Если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза; если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то общество стало информационным. Согласно этому критерию США, например, вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 г. (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 г.), а информационным обществом США стали в 1974 г.

Однако информационное общество - общество особое, не известное истории. Перечислим основные особенности и характеристики информационного общества:

- решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, т.е. разрешено противоречие между "информационной лавиной" и "информационным голодом";

- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

- главной формой развития является информационная экономика;

- в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

- информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

- обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.

Опасные тенденции информатизации:

- возрастающее влияние на общество средств массовой информации;

- возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;

- усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;

- увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;

- усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.

22 июля 2000 г. на о. Окинава Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция приняли Хартию Глобального Информационного Общества. В этой Хартии устанавливаются основные принципы вхождения государств в такое общество и провозглашаются основные положения, которые страны "восьмерки" будут согласованно применять, а также могут применять все остальные страны мира. Хартия является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества.

В Российской Федерации в течение ряда лет проводится активная работа по созданию теоретических основ и формированию государственной политики в области развития информационной сферы. По поручению Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи Федерального Собрания РФ была разработана Концепция государственной информационной политики, которая одобрена этим Комитетом 15 октября 1998 г. Концепция явилась организующим и координирующим документом, представляющим основу для подготовки государственной программы по вхождению России в информационное общество. Одно из назначений Концепции - обратить внимание органов государственной власти, средств массовой информации, всех заинтересованных лиц на проблемы подготовки государства, общества, личности к условиям жизни в информационном обществе.

В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и вхождение России в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, формирования и развития информационного права.

Дальнейшее продвижение государственная политика в области развития информационной сферы получила в Концепции национальной безопасности РФ, Доктрине информационной безопасности РФ, разработке и принятии более 120 законов федерального уровня и более 100 законов субъектов РФ, регулирующих отношения в информационной сфере, а также в подготовке и реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002-2010 годы.

Целью информатизации в России является создание эффективной сбалансированной экономики, ориентированной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий и услуг, базирующейся на принципах четкого разделения сфер ответственности и принципов деятельности экономики и государства, максимального использования интеллектуального и кадрового потенциала, гармоничного вхождения в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации, интеграции и информационной открытости.

Целью перехода России к информационному обществу является развитие гражданского общества и демократических традиций, а также преодоление информационного неравенства и равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное общество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный доступ к информации, права на защиту персональных данных и обязанности раскрытия информации со стороны государственных, общественных и коммерческих организаций.

Следующим этапом в развитии человечества будет создание нового общества - общества информационного, гуманного, духовного - информационной цивилизации.

Лейтмотив информационной цивилизации - мир духа и разума, общество, основанное на знании, в котором решающим фактором социально-экономической жизни, важнейшей ценностью и основой развития культуры, науки, образования становится информация.

Являясь законной наследницей всех ценностей, накопленных человечеством, новая цивилизация в идеале, призвана разрешить социальные и общечеловеческие проблемы грядущего столетия, радикально обновить характер труда, изменить отношение к науке, культуре, образованию, медицине и прежде всего к человеку.

Современная наука приходит к выводу, что цивилизация будущего перестанет быть техногенной, т.е. ориентированной на технику. Это будет антропогенная цивилизация, рожденная мерками и запросами человека. Отсюда и новое глобальное мировоззрение, иная система ценностей, новые представления человека о самом себе и своем предназначении. С информационной цивилизацией связаны надежды на качественное изменение социально-исторической судьбы человечества, совершенствование образа жизни миллионов людей, их культуры, нравов и социального поведения.

Приоритет личности - вот важнейший нравственный принцип информационной цивилизации.

Идеалом общества третьего тысячелетия должно быть общество человеческого благополучия, в котором государство подчинено интересам личности, что явится главным условием и гарантом его свободы. В центре этого общества - человек со своими уникальными способностями постоянного и безграничного развития, создания себя как личности, гармонизации своих человеческих отношений, направленных на объединение всех во имя блага каждого.

С таким скачкообразным повышением роли информации и информационных технологий в современном обществе связано интенсивное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области наук, объединяемых интегрирующим понятием информация - информатики, кибернетики, теории информации, генетики и др.

Для анализа возможностей правовой информатики и особенностей их применения остановимся на некоторых основных характеристиках содержания информатики как науки.

Термин "информатика" возник в 60-х гг. прошлого века во Франции для названия области автоматизированной обработки информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatique образован путем слияния слов information (информация) и automatique (автоматика) и означает "информационная автоматика", или "автоматизированная переработка информации". В англоязычных странах этому термину соответствует computer science (наука о компьютерной технике).

В конце 60-х гг. понятие "информатика" связывалось не только с информационной техникой, но и с теорией научной информации ("документалистикой"). Этому во многом способствовал выход труда А.И. Михайлова, А.И. Черного и Р.С. Гиляревского "Основы информатики" (1968 г.). В этой работе были подробно рассмотрены понятия научно-технической информации и методы ее обработки.

Международный конгресс в Японии в 1978 г. отмечал, что "понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного, социального и политического воздействия".

Важными стимулами бурного развития информатики как науки в нашей стране послужили два знаменательных события: выход летом 1982 г. монографии академика В.М. Глушкова "Основы безбумажной информатики" и годичное общее собрание Академии наук СССР в марте 1983 г., на котором было принято решение о создании в рамках Академии нового отделения - информатики, вычислительной техники и автоматизации. Более того, с этого момента идеи информатики получили распространение не только в науке, но также и среди специалистов-практиков, включая и юридическую сферу.

Таким образом, с конца 80-х гг. в России термин "информатика" обозначает не только науку, но и направление практической деятельности. Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, связанных с производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации.

С этого момента все большую популярность приобретает "французский вариант", согласно которому информатика трактуется как наука об осуществляемой преимущественно с помощью автоматических средств целесообразной обработке информации. А информация изучается с точки зрения представления знаний и сообщений в технических, экономических и социальных областях.

Действительно, является очевидным, что вычислительная техника способна ныне решать самые разнообразные проблемы и задачи, связанные со сбором, обработкой и использованием любой информации. И в этом смысле данную технику следует называть информационной, а применяемые технические средства - техническими средствами информатики. Однако удовлетворение информационных потребностей общества и человека далеко не всегда зависело от прогресса названных средств.

Другой подход к проблеме определения информатики как науки был предложен в 1963 г. Ф.Е. Темниковым, который выступил с идеей создания общей науки об информации. Он попытался придать понятию "информатика" достаточно широкий смысл: в частности, предложил назвать информатику интегральной наукой об информации вообще, состоящую из трех основных частей - теории информационных элементов, теории информационных процессов и теории информационных систем. Это был, на наш взгляд, первый важный поворот в судьбе понятия "информатика". Он оставался долго лишь историческим фактом. Попытка обосновать новое понятие, доказать его необходимость не была успешной и в должной мере не оценена в силу того, что публикация была осуществлена в малоизвестном, специальном журнале.

В последующий период также не существовало единого мнения при определении содержания понятия "информатика". Для примера приведем точки зрения некоторых ученых, которые определяли информатику следующим образом:

- фундаментальная естественная наука, изучающая проблемы передачи и обработки информации (Ершов А.П.);

- наука о преобразовании информации, которая базируется на вычислительной технике. Предметом информатики является вычислительная технология как социально-исторический феномен... состав информатики - это три неразрывно и существенно связанные составные части: технические средства, программные и алгоритмические (Дородницын А.А.);

- некая синтетическая дисциплина, которая включает в себя разработку новой технологии научных исследований и проектирования, основанной на использовании ЭВТ, и несколько крупных научных дисциплин, связанных с проблемой общения с машиной и, наконец, с созданием машины (Моисеев Н.Н.);

- комплексная научная и технологическая дисциплина, которая изучает, прежде всего, важнейшие аспекты разработки, проектирования, создания, "встраивания" машинных систем обработки данных, а также их воздействия на жизнь общества (Михалевич В.С.);

- наука о проблемах обработки различных видов информации, создании новых видов высокоэффективных ЭВМ, позволяющая представлять человеку широкий спектр информационных ресурсов (Якубайтис Э.А.);

- наука, техника и применение машинной обработки, хранения и передачи информации (М. Брой, Германия);

- научная дисциплина, изучающая закономерности получения, отбора, хранения, передачи, преобразования и применения информации в производственной, научной, общественно-политической и культурной деятельности людей;

- научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности всех процессов обмена информацией при непосредственном устном и письменном общении специалистов до формальных процессов обмена посредством различных носителей информации;

- отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности;

- отрасль науки, исследующая свойства и поведение информации; силы, управляющие потоком информации; средства обработки информации с целью обеспечения ее оптимальной доступности и использования (information science).

Если принять во внимание только наиболее близкие по совокупности рассматриваемых вопросов подходы, можно предложить следующее определение информатики.

Информатика - наука, изучающая информацию, информационные процессы и информационные системы во всех областях человеческой деятельности.

В качестве основного положения, определяющего подход к характеристике информатики как науки, нами было принято предложенное Ф.Е. Темниковым определение: "...интегральная наука об информации вообще, состоящая из трех частей - теории информационных элементов, теории информационных процессов и теории информационных систем".

Основными предметами исследования в информатике являются:

а) информация как объект особого рода, ее особенности и свойства; мотивация, основания и цели производства, преобразования и потребления информации; классификация информации и информационных объектов; проблемы оценки качества информации; роль информации в принятии решений;

б) информационные процессы как процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации;

в) информационные системы, в том числе автоматизированные информационные системы (АИС), компьютерные сети, другие информационно-коммуникационные технологии на основе использования средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций.

Таким образом, основными задачами информатики являются:

во-первых, определение общих закономерностей, в соответствии с которыми происходят процессы создания, преобразования, передачи и использования информации в различных сферах деятельности человека,

во-вторых, разработка более эффективных методов и средств осуществления информационных процессов, определение способов оптимальной информационной коммуникации на базе активного использования современных технических средств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...