Сравнительный анализ открытости экономики Беларуси
Открытость экономики конкретной страны - составная часть ее интеграции в мировую экономику. Она способствует развитию конкуренции и росту эффективности производства. Открытость экономики обычно рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном. Функционально степень открытости характеризуется такими показателями, как объем внешнеторгового оборота, объем экспорта (импорта) на душу населения, экспортная (импортная) квота, мультипликаторы внешней торговли (формулы Хикса и Харрода). Самым распространенным и наиболее часто используемым количественным индикатором открытости в первом приближении служит показатель отношения внешнеторгового оборота к ВВП. Его уровень в Республике Беларусь в 2001 году составил 131%, а в среднем за десятилетний период 1992-2001 гг. - 105,9% (табл. 1). По этому показателю Беларусь действительно можно отнести к числу стран - лидеров открытой экономики, поскольку в разных странах его величина в 2-3 раза ниже и находится в интервале 40-60%. Данные таблицы 1 свидетельствуют также о высоких долях экспорта (импорта) в ВВП против стандартных уровней развитых стран (равных 20-30% от ВВП). В пользу открытости экономики говорит и большая доля импорта и даже отрицательное на протяжении последних девяти лет (с 1993 г.) сальдо торгового баланса. Однако у этих чисто количественных показателей есть и обратная сторона. Высокий уровень анализируемых показателей обычно характерен либо для стран с узкой отраслевой специализацией (чего нельзя пока сказать о Беларуси), либо для стран, находящихся в кризисной позиции.
Таблица 1. Показатели внешней торговли Беларуси
Беспрецедентно высокие темпы инфляции, узость внутреннего рынка и погоня за конвертируемой валютой обусловливают неприемлемую в нормальных условиях экспортную активность хозяйствующих субъектов. Экспортную политику Беларуси можно характеризовать как агрессивную: продается все, что можно продать, иногда без учета экономической выгоды. Склады переполнены, доля эффективного экспорта падает. На фоне количественного роста объема экспорта по-прежнему практикуется бартер, доля которого в отдельные годы приближалась к 50% от объема экспорта. По данным Минстата Республики Беларусь товарообменные операции с Россией в 2002 году составили 48,4% в станкостроительной и инструментальной промышленности, 51,1% по тракторам и сельхозмашинам, около 30% по автомобилям от всей выручки по отрасли. Обратимся теперь к показателям ВВП и ВНП надушу населения Беларуси в сравнении с другими странами (табл. 2).
Таблица 2. Общий и душевой ВВП отдельных стран (1998 год)
Как видим, страны с примерно равным Беларуси населением имеют гораздо более высокие объемы ВВП. Так, в Бельгии он в 16 раз выше, чем в Республике Беларусь, в Португалии - почти в 10 раз, в Болгарии - 8,7 раза, в Венгрии - 7 раз, в целом по Латвии, Литве и Эстонии - в 2 с лишним раза. Нам могут напомнить о «чистоте» сравнения. Для ее соблюдения в таблице 2 приводятся данные о ВВП, оцененном по паритету покупательной способности (ППС) валюты, которые также оставляют нашу страну далеко позади. Обращаем внимание на то, что отклонение обменного от паритетного для Беларуси самое высокое. Если в 1996 году обменный курс белорусского рубля к У50 по ППС составил 25,6% от рыночного (то есть рыночный курс количественно превышал курс по ППС в 3,9 раза), то в 1999 году данные отклонения еще больше возросли и составили 15,2%, или 6,6 раза. Это связано с действием многих факторов, но, прежде всего, с низкой страновой конкурентоспособностью Беларуси и ее реальной закрытостью. Далее, если разделить экспорт товаров на его доли, приходящиеся на ближнее и дальнее зарубежье, то пропорция составит 66% к 34%. Это значит, что самый интересный для государства экспорт, не связанный с платой за энергоресурсы и вынужденными партнерами, занимает только одну треть. С помощью указанных факторов измеряется институциональная открытость экономики, связанная с уровнем либерализации политического и валютного режимов страны. Известен целый ряд критериев, по которым выводится степень институциональной открытости страны. Институциональными критериями открытости являются: § сопоставимость внутренних и мировых цен; § свободный выбор предприятиями партнеров на внешнем и внутреннем рынке;
§ степень допуска на отечественные рынки иностранных конкурентов; § конвертируемость национальной валюты; § наличие финансового рынка и его инфраструктуры, отвечающих требованиям европейских и мировых стандартов. Известна также трактовка открытости экономики Дж. Сакса и Э. Уорнера, в соответствии с которой экономика считается закрытой, если удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев: § высокая курсовая премия черного рынка; § социалистическая экономическая система; § государственная монополия на экспорт; § высокие таможенные тарифные барьеры.
Поэтому при анализе открытости экономики исследователи используют оценку степени валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным производством. Такие страны обычно не склонны к протекционизму. Если рассмотреть степень открытости экономики Республики Беларусь, используя показатель доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности (табл. 3), то картина получается следующей.
Таблица 3. Удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета Республики Беларусь (%)
Как видим, по уровню наполнения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. В европейских странах, в частности в Германии, их величина колеблется в пределах 2-3%, то есть намного меньше. Следовательно, уровень протекционизма в РБ выше. По расчетам независимых экспертов, если бы не импортные пошлины, то на питание население Беларуси тратило бы в год на 1-1,2 млрд. 1150 меньше. Известно, что концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ. Если в странах – участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенного союза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигали 30%, например на сахар и телевизоры. Средний же их уровень достигает 14-15%, т.е. в 3 раза выше, чем для стран – членов ВТО.
В связи с отменой пошлин на российские товары с 2002 года введены прямые ограничения на ввоз российского мыла и маргарина только потому, что потребители предпочли их отечественным. Уже 2 года лицензируется ввоз муки (российская в 1,5-2 раза дешевле), круп (они на 20-30% дешевле, и покупают их в основном малоимущие), пива, хлеба (в приграничных районах). Тем самым ухудшается благосостояние потребителей. Одновременно производители консервируют убыточные и неконкурентоспособные производства. Вследствие протекционистских способов защиты неэффективных производств производительность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяемых технологий. Так, будучи огражденной от мирового рынка, безнадежно отстала от него электронная промышленность Беларуси. В теоретических курсах под малой открытой экономикой понимается экономика, «которая представляет собой небольшую долю мирового рынка и практически не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента». Этот тезис к Беларуси применим. Однако читаем дальше: «Ставка процента в МОЭ не уравновешивается сбережениями и инвестициями как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента к реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках». Этого в нашей стране явно нет. И вообще все движения потоков сбережений и инвестиций в малой открытой экономике опосредуются внешней средой, так как находятся под влиянием не столько внутренних, сколько внешних факторов, изменить которые малая экономика не в состоянии. Это также относится к Беларуси. Исследования внешнеторговой открытости экономики опираются на степень либерализации трансграничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Страны, встающие на путь либерализации, как правило, сначала переходили на либеральные позиции в отношении товарных рынков, затем - рынков услуг (в общем объеме экспорта Республики Беларусь услуги занимают 8%) и, наконец, - национальных финансовых рынков, включая и рынки капиталов, участие в которых со стороны Беларуси можно оценить как несущественное даже в масштабах СНГ. Для всех стран - как развитых, так и развивающихся - обмен прямыми инвестициями стал такой же практикой как обмен товарами, а темпы роста инвестиций выше темпов роста внешней торговли. Компании предпочитают осваивать международные рынки изнутри, участвуя за границей в совместных производствах, имеющих мировой опыт сбыта своей продукции и известную торговую марку. Такой способ выхода на мировые рынки в последние годы стал чуть ли не единственным, так как существуют жесткие ограничения ввоза товаров, многочисленные и труднопреодолимые тарифы, нетарифные барьеры и т.д. В последнее время ужесточились также технические и экологические барьеры в форме технических и промышленных стандартов, норм безопасности, требований к упаковке и маркировке, применению торговых марок и т.д.
В нашей стране экспорт реального капитала в форме создания совместных производств за границей остается незначительным, занимая в платежном балансе всего 0,03% от экспорта товаров, что характеризует закрытость белорусской экономики. В отличие от Беларуси, Россия, не желая игнорировать положительный международный опыт и жить по меркам вчерашнего дня, активно интегрируется с зарубежными партнерами, вложив в совместные предприятия с 1994 по 1998 год 134 млрд. Также активен в этом направлении Казахстан, привлекший в свою экономику начиная с 1991 года более 21 млрд. Инвестирование за пределы Республики Беларусь настолько мало, что не выдерживает сравнения даже с масштабами простого перемещения «капитала» эмигрантов, значительно уступая им по объему. Однако малые размеры зафиксированного заграничного инвестирования не дают права утверждать, что в Беларуси отсутствует бегство (утечка) капитала в не учитываемых формах. В платежном балансе страны нелегальный вывоз отражается в статье «Непоступление экспортной выручки», «Непоступление товаров в счет погашения импортных авансов», а также итоговой статье платежного баланса «Чистые ошибки и пропуски», называемой в РБ «Статистическими расхождениями».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|